Дело № 2-74/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 апреля 2017 г. р.п. Беково
Бековский районный суд Пензенской области в составе
судьи Смысловой М.В.,
с участием пом. прокурора Бековского района Пензенской области Майорова И.А.,
при секретаре Ехиной В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Бековского района Пензенской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа с. Вертуновка Бековского района Пензенской области о возложении обязанности оборудовать здание образовательного учреждения устройством молниезащиты,
установил:
Прокурор Бековского района Пензенской области обратился в Бековский районный суд Пензенской области с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа с. Вертуновка Бековского района Пензенской области о возложении обязанности оборудовать здание образовательного учреждения устройством молниезащиты, указав в заявлении, что прокуратурой Бековского района Пензенской области проведена проверка соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности образовательных учреждений района, в ходе которой выявлено, что здание находящееся в оперативном управление МБОУ СОШ с. Вертуновка, расположенное по адресу: <адрес> <адрес>, не оборудовано устройством мониезащиты, направленным на обеспечение защиты жизни и здоровья несовершеннолетних воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса. Отсутствие устройств мониезащиты образовательного учреждения отрицательно сказывается на безопасности жизни и здоровья лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая пожарная безопасность. Осуществление деятельности в отсутствие устройств мониезащиты не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства о пожарной безопасности, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью гражданина, а так же ущерб имуществу. Просит обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Вертуновка Бековского района Пензенской области оборудовать здание образовательного учреждения, расположенного по адресу: <адрес> <адрес> устройством молниезащиты.
В судебном заседании пом. прокурора Бековского района Пензенской области Майоров И.А. заявление уточнил и просил обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Вертуновка Бековского района Пензенской области оборудовать здание образовательного учреждения, расположенного по адресу: <адрес> устройством молниезащиты в срок до 1 июня 2018 г. Заявление с учетом уточнения требования поддержал, доводы, изложенные в заявлении, подтвердил.
Представитель ответчика Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа с. Вертуновка Бековского района Пензенской области Агафонов И.В. пояснил, что считает заявление подлежащим удовлетворению. Пояснил, что МБОУ СОШ с. Вертуновка является общеобразовательным учреждением, предметом деятельности школы является реализация образовательных программ. МБОУ СОШ с. Вертуновка на праве оперативного управления принадлежит нежилое здание (школа) по адресу: <адрес> Данное здание не оборудовано устройством молниезащиты. После выделения денежных средств весь комплекс мероприятий, которые необходимо провести для оборудования здания устройством молниезащиты будет проведен.
Представитель третьего лица Управления образования Бековского района Пензенской области Борисова О.П. пояснила, что считает заявление подлежащим удовлетворению.
Заслушав пом. прокурора Бековского района Пензенской области Майорова И.А., исследовав доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Статьей 3 Конвенции о правах ребенка одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г., ратифицированной Постановлением Верховного Совета СССР от 13 июня 1990 г. № 1559-1 закреплено, что государства - участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры. Государства - участники обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
Статья 2 Конституции Российской Федерации гарантирует, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 03 июля 2016 г, с изм. от 19 декабря 2016 г.) «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В силу пункта 2 части 3 статьи 28, пунктов 2, 3 части 6, части 7 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами. Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ (ред. от 23 июня 2016) «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
В силу статьи 5.1 Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ (ред. от 05 апреля 2016) «О техническом регулировании» особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений устанавливаются Федеральным законом «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденный Постановление Правительства РФ от 26.12.2014 N 1521 (ред. от 07.12.2016) "Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» включает СП 118.13330.2012 «СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения». Разделы 1, 3, 4 (пункты 4.1 - 4.7, 4.9 - 4.10, 4.11 (за исключением абзаца второго пункта 4.11), пункты 4.12, 4.14 - 4.22, абзацы первый и второй пункта 4.23, пункты 4.24 - 4.26, 4.28 - 4.30), 5 (пункты 5.1, 5.2, 5.4 - 5.7, 5.9 - 5.13, 5.20 - 5.27, 5.32 - 5.36, 5.38 - 5.46), 6 (пункты 6.1 - 6.6, 6.8 - 6.12, 6.14 - 6.21, 6.23 - 6.28, 6.30 - 6.38, 6.40 - 6.48, 6.53 - 6.58, 6.64, 6.72, 6.77, 6.81 - 6.95), 7 (пункты 7.1 - 7.5, 7.8, 7.10 - 7.27, 7.35, 7.37 - 7.43, 7.46 - 7.49), 8 (пункты 8.1 - 8.7, абзац первый пункта 8.9, пункты 8.10, 8.11, 8.14, 8.18, 8.19, 8.21, 8.24 - 8.26, 8.28 - 8.34), 9 (пункты 9.1 - 9.5), приложение Г (пункт 66).
Согласно разделу 1 СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009, утвержденного приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 г № 635/10 (ред. от 07 августа 2014) требования настоящего свода правил распространяются также на помещения общественного назначения, встраиваемые в жилые здания и в другие объекты, соответствующие санитарно-эпидемиологическим требованиям к общественным зданиям (далее - общественные здания). Перечень основных групп зданий и помещений общественного назначения, на которые распространяется настоящий свод правил, приведен в приложении В. В перечень включены общеобразовательные организации (п. 1.1.2).
В силу пункта 4.21 СП 118.13330.2012. молниезащита зданий выполняется с учетом наличия телевизионных антенн и трубостоек телефонной сети или сети проводного вещания. Устройства молниезащиты приведены в СО 153-34.21.122-2003 Инструкции по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утвержденной приказом Минэнерго России от 30 июня 2003 г. № 280.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 50 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ (ред. от 03 июля 2016 г) «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» исключение условий образования в горючей среде (или внесения в нее) источников зажигания должно достигаться одним или несколькими из следующих способов: устройство молниезащиты зданий, сооружений и оборудования.
Из устава МБОУ СОШ с. Вертуновка Бековского района следует, что школа является общеобразовательным учреждением, предметом деятельности школы является реализация образовательных программ (пункты 1.1, 2.1 устава).
В судебном заседании было установлено, что МБОУ СОШ с. Вертуновка на праве оперативного управления принадлежит нежилое здание (школа) общей площадью <данные изъяты>. по адресу: <адрес> что подтверждается данными свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, постановления главы местного самоуправления Бековского района Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ №-п «О закреплении за муниципальными учреждениями имущества на праве оперативного управления», акта приема- передачи имущества от ДД.ММ.ГГГГ №.
Нежилое здание (школа) общей площадью <данные изъяты>. по адресу: <адрес> <адрес> принадлежащее МБОУ СОШ с. Вертуновка на праве оперативного управления, не оборудовано устройством молниезащиты, что подтверждается данными акта проверки соблюдения МБОУ СОШ с. Вертуновка требований законодательства о пожарной безопасности в образовательных учреждений, сообщением Управления образования администрации Бековского района Пензенской области от 28 марта 2017 г. № 125.
Отсутствие в нежилом здании (школы) по адресу: <адрес> <адрес> устройства молниезащиты снижает уровень общедоступности и безопасности образования детей, что отрицательно сказывается на защищенности детей, работников школы и иных лиц, пребывающих в образовательном учреждении, влечет нарушение их права на охрану жизни и здоровья. Не обеспечение пожарной безопасности может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также ущерб их имуществу.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении требования прокурора о возложении обязанности на Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Вертуновка Бековского района Пензенской области оборудовать здание образовательного учреждения, расположенного по адресу: <адрес> устройством молниезащиты.
Исходя из характера возложенной на ответчика Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа <адрес> обязанности оборудовать здание образовательного учреждения, расположенного по адресу: <адрес> <адрес> <адрес> устройством молниезащиты и комплекса мероприятий, которые необходимо провести для ее исполнения, суд считает возможным установить срок для исполнения – в срок до 1 июня 2018 года.
Срок для выполнения возложенной на ответчика обязанности, который предложен прокурором Бековского района Пензенской области - в срок до 1 июня 2018 года, по мнению суда, является разумным.
Согласно части 1 статьи 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Согласно пунктом 9 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты госпошлины освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, при подаче искового заявления неимущественного характера государственная пошлина уплачивается в размере 300 рублей.
Следовательно, государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика, не освобожденного от уплаты государственной пошлины, МБОУ с. Вертуновка в размере 300 рублей с перечислением в соответствии с пунктом 2 статьи 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджет Бековского района Пензенской области.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
Заявление прокурора Бековского района Пензенской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа с. Вертуновка Бековского района Пензенской области о возложении обязанности оборудовать здание образовательного учреждения устройством молниезащиты удовлетворить.
Обязать Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Вертуновка Бековского района Пензенской области в срок до 1 июня 2018 года оборудовать здание образовательного учреждения, расположенного по адресу: <адрес> устройством молниезащиты.
Взыскать с Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя образовательная школа с. Вертуновка Бековского района Пензенской государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей в доход Бековского района Пензенской области, с перечислением в УФК России по Пензенской области (Межрайонная ИФНС России № 4 по Пензенской области), КБК 18210803010011000110, ИНН 5805006974, номер счета 40101810300000010001 в ГРКЦ ГУ Банка России по Пензенской области, БИК 045655001, КПП 5805501001, ОКАТМО 56609151.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы, представления в Пензенский областной суд через Бековский районный суд Пензенской области в течение месяца со дня принятия решения.
Судья