Дело № 12-66/2020
Р Е Ш Е Н И Е
г. Березники 26 февраля 2020 года
Березниковский городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи Зуевой О.М.,
с участием прокурора – Арбузова А.В.,
рассмотрев в помещении Березниковского городского суда по адресу: г. Березники, ул. Свободы, 43 «а» жалобу заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава ОСП по г.Березники и Усольскому району УФССП России по Пермскому краю Канина А.С. на постановление мирового судьи судебного участка № 1 Березниковского судебного района Пермского края от 17.12.2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.59 КоАП РФ,
у с т а н о в и л :
постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Березниковского судебного района Пермского края от 17.12.2019 заместитель начальника отдела – заместитель старшего судебного пристава ОСП по г.Березники и Усольскому району УФССП России по Пермскому краю Канин А.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 6 000 руб.
Канин А.С. обратился в Березниковский городской суд Пермского края с жалобой, в которой считает постановление мирового судьи судебного участка № 1 Березниковского судебного района Пермского края Коньшина Е.В. от 17.12.2020 года незаконным и необоснованным, просит его отменить, производство по делу прекратить. Указал, что согласно ст.ст. 4, 10, 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" установленный порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением указанными органами, должностными липами обращений объединений граждан, в том числе юридических лиц, а также на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, осуществляющими публично значимые функции государственными и муниципальными учреждениями, иными организациями и их должностными лицами. Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина направившего обращение. Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случаев, указанных в данном законе. Приказ ФССП РФ от 10.12.2010 № 682 «Об утверждении инструкции но делопроизводству в федеральной службе судебных приставов» (далее - Инструкция) регламентирует порядок организации делопроизводства и контроль за соблюдением установленных Инструкцией правил документирования и документооборота в территориальных органах Службы, в том числе особенности делопроизводства при работе с обращениями граждан, возлагая на руководителей структурных подразделений, контроль за их исполнением. Во исполнение вышеуказанной Инструкции начальником Отдела было издано распоряжение от 28.01.2019 №15-р «О распределении обязанностей между заместителями начальника» Отдела. Согласно данного распоряжения, на меня были возложены обязанности по руководству и контролю за документационным обеспечением, на заместителя начальника Отдела гр.Д.В. обязанности по руководству и контролю за рассмотрением обращений граждан и представителей юридических лиц, контролю по их правильной, своевременной регистрации и направлению ответов, а также принятых решений в адрес заявителей в установленные сроки. Во исполнение Инструкции по делопроизводству, распоряжением начальника Отдела от 05.07.2019 № 54-р «О назначении ответственных лиц по работе со входящей и исходящей корреспонденцией» внутри централизованной канцелярии Отдела было создано «подразделение», на которое возложены обязанности по регистрации обращений граждан, жалоб, поданных в порядке подчиненности, заявлений (ходатайств), о предоставлении государственных услуг. Организация работы, исполнение и контроль за деятельностью данного «подразделения» возложены на заместителя начальника отдела гр.Д.В., которая под подпись с ним ознакомлена. Таким образом, ответственность за несвоевременную регистрацию обращения гр.К.В. от 19.09.2019г.,лежит непосредственно на судебном приставе-исполнителе гр.Я.Е., на период её отсутствия на ведущем специалисте-эксперте гр.М.Т., подчиняющейся непосредственно зам.начальника гр.Д.В. Кроме этого, вышеуказанным распоряжением (№-р) на старшего специалиста 3 разряда гр.Х.А. возложены иные обязанности по документообороту в Отделе. Следовательно, в соответствии с распоряжением (№. №р), в его компетенцию входит осуществление контроля за регистрацией обращений граждан, жалоб, поданных в порядке подчиненности, заявлений (ходатайств) не входит.
На указанную жалобу поступили письменные возражения от прокурора, согласно которым в удовлетворении жалобы просили отказать.
Заместитель начальника отдела – заместитель старшего судебного пристава ОСП по г.Березники и Усольскому району УФССП России по Пермскому краю Канин А.С. в судебном заседании на доводах жалобы настаивал, пояснил, что в его обязанности входит контроль за деятельностью канцелярии, но контроль за регистрацией обращений граждан возложен на заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава ОСП по г.Березники и Усольскому району УФССП России по Пермскому краю гр.Д.В. После объявления перерыва в судебном заседании не явился, представил заявление об отложении рассмотрения дела, однако судья нашел такое заявление не подлежащим удовлетворению, поскольку должным образом не аргументировано. Судья рассмотрел дело в отсутствие Канина А.С.
Прокурор Арбузов А.В. в судебном заседании возражал относительно доводов жалобы, в ее удовлетворении просил отказать. Настаивал на письменных возражениях, ранее направленных в дело.
Потерпевший гр.К.В. в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие, постановление мирового судьи оставить без изменения.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения прокурора, лица, привлеченного к административной ответственности, проверив доводы жалобы, судья пришел к следующему.
В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления, при этом судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В силу статьи 5.59 КоАП РФ нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, за исключением случаев, предусмотренных статьями 5.39, 5.63 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, если указанные доказательства получены с нарушением закона (ст. 26.2 КоАП РФ).
Судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу (ст. 26.11 КоАП РФ).
Порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами урегулирован Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
В силу ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ, письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.
Как следует из положений частей 1 и 2 статьи 12 Федерального закона от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.
В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Признавая заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава ОСП по г.Березники и Усольскому району УФССП России по Пермскому краю Канина А.С. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.5.59 КоАП РФ, мировым судьей сделан вывод о том, что данным должностным лицом, осуществляющим деятельность по адресу: Пермский край, г.Березники, пр-кт Ленина, 33, в пределах возложенных на него обязанностей по руководству и контролю за документационным обеспечением в нарушение ч.2 ст.8 Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ, не обеспечена своевременная регистрация обращения гр.К.В. от 19.09.2019 в трехдневный срок, обращение зарегистрировано лишь 26.09.2019.
Данный вывод, по мнению мирового судьи, подтверждается материалами дела, а именно постановлением прокурора г.Березники о возбуждении дела об административном правонарушении от 02.12.2019, в котором указаны обстоятельства совершения правонарушения; объяснением Канина А.С. от 20.11.2019, в которых он указал, что 19.09.2019 в Отдел поступило обращение гр.К.В., которое было зарегистрировано сотрудниками канцелярии с нарушение срока лишь 26.09.2019. Со слов сотрудника канцелярии Харчиковой, возможно обращение получила она, не зарегистрировала вовремя, ушла на больничный и не передала обращение, а после выхода из больничного зарегистрировала. В соответствии с распоряжением начальника отдела он отвечает за деятельностью в сфере документационного обеспечения; копией жалобы гр.К.В. от 31.10.2019 в прокуратуру города; копией заявления гр.К.В. от .....,направленного в адрес ОСП по ..... и .....; копией объяснения заместителя начальника отдела гр.Д.В. по факту направления ответа Кунчину на обращение в установленный срок, оснований для привлечения к ответственности считает не имеется; скрин базы АИС ФССП, согласно которого обращение гр.К.В. зарегистрировано .....; копией книги регистрации входящих документов в ОСП; копией ответа гр.К.В. от ..... с выпиской из журнала исходящей корреспонденции; распоряжением начальника отдела - старшего судебного пристава гр.З.А. от ..... №-р, согласно которого на заместителя Канина А.С. возложена обязанность по руководству и контролю за документационным обеспечением; копией должностного регламента заместителя начальника отдела; копией объяснения гр.З.А. от ....., согласно которого на заместителя Канина А.С. возложена обязанность в том числе, по руководству и контролю за документационным обеспечением, что предполагает контроль регистрации обращений при поступлении в отдел судебных приставов в установленный трехдневный срок и отправление делопроизводственной службой в установленные законом сроки полученной корреспонденции, переданной заместителем гр.Д.В.
Судья в порядке пересмотра считает, что с выводами мирового судьи о виновности заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава ОСП по ..... и Усольскому району УФССП России по Пермскому краю Канина А.С. в несвоевременной регистрации обращения нельзя согласиться.
В силу ч.1 ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ч.3 ст.1.5 КоАП РФ, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к данной статье.
Как следует из распоряжения начальника ОСП по г.Березники и Усольскому району УФССП России по Пермскому краю от 28.01.2019 №-р, на заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава Канина А.С. возложены обязанности по руководству и контролю за деятельностью в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов, оказания содействия судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов судебным приставам-исполнителям и дознавателям, документационным обеспечением, материально-техническим обеспечением отдела, за наполнением сервиса «Электронная очередь», информатизации и информационной безопасности, мобилизационной подготовки и гражданской обороны.
На заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава гр.Д.В. возложены обязанности по руководству и контролю работы отдела с обращениями граждан и представителей юридических лиц, контролю по их правильной и своевременной регистрации и направлению ответов и принятых решений в адрес заявителей в установленные законодательством сроки, организация судебной защиты, организация работы по реализации имущества должников, организацию работы по взаимодействию со СМИ, взаимодействие с органами прокуратуры по вопросам предоставления в их адрес сведений по запросам и требованиям.
Из распоряжения начальника ОСП по г.Березники и Усольскому району УФССП России по Пермскому краю от 05.07.2019 №-р следует, что в ОСП по г.Березники и Усольскому району УФССП России по Пермскому краю осуществление работы по регистрации поступающей корреспонденции и прочие сопутствующие обязанности закреплены за рядом лиц, контроль за работой которых возложены на заместителей начальника отдела – заместителей старшего судебного пристава гр.Д.В., Канина А.С.
При изложенных обстоятельствах невозможно сделать однозначный вывод о том, что заместителем начальника отдела – заместителем старшего судебного пристава ОСП по ..... и Усольскому району УФССП России по Пермскому краю Каниным А.С. не осуществлен контроль за своевременной регистрацией обращения гр.К.В.
Само по себе возложение на заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава ОСП по г.Березники и Усольскому району УФССП России по Пермскому краю Канина А.С. обязанностей по руководству и контролю за документационным обеспечением, не означает, по мнению судьи, и возложение на него контроля за регистрацией поступающих в отдел обращений. Более того, исходя из буквального толкования распоряжения начальника ОСП по г.Березники и Усольскому району УФССП России по Пермскому краю от 28.01.2019 №-р, данная обязанность прямо возложена на иное должностное лицо.
Следует также отметить, что в компетенцию суда не входит сопоставление между собой возложенных и фактически исполняемых должностными лицами обязанностей, данные действия должны осуществляться руководителями данных должностных лиц, в том числе – путем внесения соответствующих изменений в регламентирующие деятельность данных должностных лиц документы, а указанные лица должны нести ответственность только за невыполнение тех обязанностей, которые прямо на них возложены, исключая их произвольное расширительное толкование, в том числе – со стороны руководства и надзорных органов.
При изложенных обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка № 1 Березниковского судебного района Пермского края от 17.12.2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.59 КоАП РФ, вынесенное в отношении заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава ОСП по г.Березники и Усольскому району УФССП России по Пермскому краю Канина А.С. нельзя признать законным и обоснованным, поскольку оно вынесено с нарушением требований, предусмотренных ст. ст. 26.1, 29.10 КоАП РФ, и, следовательно, подлежит отмене с прекращением производства по делу на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ за отсутствием в действиях заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава ОСП по г.Березники и Усольскому району УФССП России по Пермскому краю Канина А.С. состава административного правонарушения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л:
Постановление мирового судьи судебного участка № 1 Березниковского судебного района Пермского края от 17.12.2019 года, вынесенное в отношении заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава ОСП по г.Березники и Усольскому району УФССП России по Пермскому краю Канина А.С. по ст. 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – отменить.
Производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения по п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
В силу ст.30.12 КоАП РФ вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов могут быть обжалованы лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5.1 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 30.13 КоАП РФ жалобы подаются, протесты приносятся в кассационные суды общей юрисдикции, в том числе кассационный военный суд, Верховный Суд Российской Федерации.
Судья (подпись) О.М. Зуева
Копия верна, судья