Дело № 2-172/2019
22RS0001-01-2019-000193-32
Решение в окончательной форме
изготовлено 16 июля 2019 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 июля 2019 года г. Алейск
Алейский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего Иноземцевой И.С.,
при секретаре Митяевой Т.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Вотяковой Лидии Андреевны, Старчиковой Евдокии Константиновны, Захаровой Алены Сергеевны, Зель Надежды Анатольевны к Министерству обороны РФ о возложении обязанности по проведению капитального ремонта жилого дома,
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратились в суд с иском к Министерству обороны РФ о возложении обязанности по проведению капитального ремонта жилого дома. В обосновании своих требований указали, что они являются собственниками квартир в жилом многоквартирном доме <адрес>. Министерство обороны РФ является собственником и бывшим наймодателем жилого многоквартирного дома. В силу ст.16 Закона «О приватизации жилищного фонда в РФ» приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с указанным Законом. Норма статьи 6 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда Российской Федерации» является специальной нормой, поскольку в соответствии с нею осуществляется приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах особой категории - требующих капитального ремонта. Из нее следует, что обязанность по производству капитального ремонта жилых помещений многоквартирного дома, возникшая у бывшего наймодателя и не исполненная им на момент приватизации, сохраняется до исполнения им данного обязательства. Определяя в Законе Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда Российской Федерации» основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования на территории Российской Федерации, федеральный законодатель, руководствуясь принципами социального государства и поддержания доверия граждан к действиям публичной власти, в целях обеспечения дополнительных гарантий права на приватизацию для граждан, занимающих жилые помещения в домах, требующих капитального ремонта, предусмотрел сохранение за бывшим наймодателем обязанности производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда (статья 16). Это законоположение, как ранее указывал Конституционный Суд Российской Федерации, направлено на защиту имущественных и жилищных прав названной категории граждан (определения от 19 октября 2010 года №1334-О-О и от 14 июля 2011 года №886-О-О). Данное законоположение, имеющее обеспечительно-гарантийный характер, распространяется на всех без исключения бывших наймодателей подлежащих приватизации жилых помещений, требующих капитального ремонта, - безотносительно к тому, находились ли такие помещения прежде в собственности государственных или муниципальных образований.
Согласно приложениям №2 и №3 Ведомственных строительных норм (ВСН) 58-88(р) «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения, утвержденных приказом Государственного комитета по архитектуре и градостроительству при Госстрое СССР от 23 ноября 1988 года № 312, продолжительность эксплуатации до капитального ремонта жилых зданий с каменными стенами, со стенами из кирпича и железобетонными перекрытиями составляет 15-20 лет, продолжительность эффективной эксплуатации до капитального ремонта конструктивных элементов и инженерных систем здания составляет 10-40 лет. Таким образом, продолжительность эксплуатации жилого дома без проведения капитального ремонта превышает сроки, предусмотренные указанными приложениями № 2 и № 3.
В соответствии со ст.16 Закона РФ от 4 июля 1991 года № 1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда. Из вышеизложенного следует, что обстоятельством, имеющим значение для правильного разрешения данного дела является то, нуждался ли дом в проведении капитального ремонта на начало приватизации квартир, и исполнил ли наймодатель свои обязательства по проведению такого ремонта. Капитальный ремонт общего имущества проводится для устранения физического износа или разрушения, поддержания и восстановления исправности и эксплуатационных показателей, в случае нарушения (опасности нарушения) установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности, а также при необходимости замены соответствующих элементов общего имущества (в том числе ограждающих несущих конструкций многоквартирного дома, лифтов и другого оборудования).
Из системного толкования положений ст. 158 ЖК РФ, ст. 210 ГК РФ и ст. 16 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», следует, что обязанность по проведению последующих капитальных ремонтов жилых помещений, а также общего имущества в многоквартирном доме переходит к собственникам жилых помещений, в том числе гражданам, приватизировавшим жилые помещения, после исполнения бывшим наймодателем своих обязательств по проведению капитального ремонта. С приватизацией первой квартиры в доме право муниципальной собственности на другие жилые помещения, равно как и на общедомовое имущество, не прекращается, соответственно, обязанность произвести капитальный ремонт за прежним собственником сохраняется. С момента ввода вышеуказанного дома в 1965 году в эксплуатацию его капитальный ремонт не проводился, до настоящего времени дом в перечень объектов капитального ремонта жилищного фонда не включен, в связи с чем, ранее возникшее у его жителей дома право требования проведения капитального ремонта сохранено, поэтому обязанность по осуществлению ремонта, исходя из времени возникновения спорного правоотношения, лежит на ответчике. Просят обязать Министерство обороны РФ исполнить обязательство и произвести работы по капитальному ремонту жилого многоквартирного <адрес> в г.Алейске Алтайского края за счет собственных средств в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В ходе рассмотрения дела истцами предъявлено уточненное исковое заявление в котором истцы просят обязать МО РФ исполнить обязательство и произвести работы по капитальному ремонту жилого многоквартирного <адрес> в г.Алейске Алтайского края за счет собственных средств в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Взыскать с МО РФ в пользу Вотяковой Л.А., Старчиковой Е.К., Захаровой А.С., Зель Н.А. судебную неустойку в размере 1 000 рублей в пользу каждого, за каждый день просрочки исполнения решения суда, начиная со следующего дня после вступления решения суда в законную силу и истечения срока для добровольного исполнения решения суда ответчиком по день фактического исполнения судебного решения. В случае неисполнения ответчиком МО РФ решения суда в установленные сроки, разрешить истцам Вотяковой Л.А., Старчиковой Е.К., Захаровой А.С., Зель Н.А. совершить действия по исполнению судебного решения за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
В судебное заседание истцы Вотякова Л.А., Старчикова Е.К., Захарова А.С., Зель Н.А. не явились о времени и месте извещены в установленном законом порядке, представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель истцов Алифанов Д.В. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, просил иск удовлетворить в полном объеме, ссылась на экспертное заключение. Алифанов Д.В. также пояснил, что все истцы проживают в разных подъездах указанного жилого дома, являются собственниками приватизированных квартир, поэтому исковые требования заявлены о возложении обязанности по проведению капитального ремонта всего жилого дома.
Представитель ответчика – Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание, о месте и времени которого был извещен надлежащим образом, не явился, возражений на исковое заявление не представил.
Представители третьих лиц - ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ; Департамента строительства Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явились о времени и месте извещены в установленном законом порядке.
С учетом мнения представителя истцов Алифанова Д.В., в соответствии со ст.167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть заявленные требования в отсутствие не явившихся участников процесса.
Выслушав представителя истцов Алифанова Д.В., исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Как установлено в судебном заседании и не оспаривается сторонами, здание многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Алтайский край, г.Алейск, <адрес>, состоит на балансе ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России и является собственностью Российской Федерации в лице Министерства обороны РФ.
Из материалов дела следует, что истец Вотякова Л.А. является собственником <адрес>, общей площадью 42,2 кв.м., расположенной по адресу: Россия, Алтайский край, г.Алейск, <адрес> на основании решения Алейского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
Истец Долгушина А.С. (ныне Захарова) является собственником <адрес>, общей площадью 57,6 кв.м., расположенной по адресу: Россия, Алтайский край, г.Алейск, <адрес> на основании решения Алейского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ, определения Алейского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
Истец Зель Н.А. является нанимателем <адрес>, расположенной по адресу: Алтайский край, г.Алейск, <адрес>, что подтверждается ордером № от ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, из материалов дела следует, что первая приватизация жилого помещения в указанном жилом многоквартирном доме осуществлена в 2013 году (с момента внесения сведения в ЕГРП). Первым из истцов право собственности на квартиру в порядке приватизации по решению суда было приобретено Долгушиной А.С. (ныне Захаровой) – ДД.ММ.ГГГГ (определение от ДД.ММ.ГГГГ), сведения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесены ДД.ММ.ГГГГ запись регистрации №. Сведения о праве собственности истца Вотяковой Л.А. внесены в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ, запись регистрации №.
На основании пункта 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Частью 1 статьей 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) на собственника помещения в многоквартирном доме возложена обязанность нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт. Уплата дополнительных взносов, предназначенных для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется собственниками помещений в многоквартирном доме в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи.
Согласно ведомственным строительным нормам ВСН 58-88 (р) «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения», утвержденным приказом Государственного комитета по архитектуре и градостроительству при Госстрое СССР от 23 ноября 1988 года № 312, под капитальным ремонтом понимается ремонт с целью восстановления ресурса здания с заменой при необходимости конструктивных элементов и систем инженерного оборудования, а также улучшения эксплуатационных показателей. Пунктом 2.2 ВСН 58-88 (р) предусмотрено, что система технического обслуживания, ремонта и реконструкции должна обеспечивать нормальное функционирование зданий и объектов в течение всего периода их использования по назначению. Сроки проведения ремонта зданий, объектов или их элементов должны определяться на основе оценки их технического состояния. При планировании ремонтно-строительных работ периодичность их проведения может приниматься в соответствии с рекомендуемым приложением 2 (для зданий и объектов) и рекомендуемым приложением 3 (для элементов зданий и объектов). Техническое обслуживание должно проводиться постоянно в течение всего периода эксплуатации.
В соответствии с Приложением 2 к ВСН 58-88 (р) минимальная продолжительность эффективной эксплуатации в отношении полносборных, крупнопанельных, крупноблочных, со стенами из кирпича, естественного камня и т.п. с железобетонными перекрытиями при нормальных условиях эксплуатации (жилых домов, а также зданий с аналогичным температурно-влажностным режимом основных функциональных помещений) до постановки на капитальный ремонт установлена 15-20 лет.
Согласно Приложению 3 к ВСН 58-88 (р) срок минимальной продолжительности эффективной эксплуатации для стеновых блоков составляет 50 лет, для кровли из рулонных материалов - 10 лет; для трубопроводов холодного водоснабжения и газовых черных труб - 15 лет; для трубопроводов холодного водоснабжения из оцинкованных труб - 30 лет; для трубопроводов горячего водоснабжения из оцинкованных труб (газовых черных труб) при открытой схеме теплоснабжения - 30 лет; для трубопроводов канализации из чугунных труб - 40 лет; для трубопроводов центрального отопления из газовых черных труб при открытой схеме - 30 лет; для внутридомовых магистралей системы электроснабжения с распределительными щитками - 20 лет.
Система технического обслуживания, ремонта и реконструкции должна обеспечивать нормальное функционирование зданий и объектов в течение всего периода их использования по назначению. Сроки проведения ремонта зданий, объектов или их элементов должны определяться на основе оценки их технического состояния. Техническое обслуживание должно проводиться постоянно в течение всего периода эксплуатации.
В силу ст.ст. 6, 7 Закона РФ «О приватизации жилого фонда в РФ» передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Согласно ст. 16 Закона «О приватизации жилищного фонда в РФ» приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.
Заявляя настоящие требования, истцы ссылаются на то обстоятельство, что на момент первой приватизации в 2013 году, многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: Алтайский край, г.Алейск, <адрес>, требовал капитального ремонта, поскольку с момента ввода указанного дома в 1965 году в эксплуатацию его капитальный ремонт не производился, в связи с чем полагают, что ранее возникшее у жителей данного МКД право требования проведения капитального ремонта сохранено, поэтому обязанность по осуществлению ремонта, исходя из времени возникновения спорного правоотношения, лежит на Министерстве обороны РФ.
В целях определения нуждаемости дома в проведении ремонта, вида ремонтных работ (текущий ремонт или капитальный) и его необходимого объема на момент первой приватизации судом по делу была назначена судебная строительно-техническая экспертизы.
Из заключения эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Лаборатория судебной строительно-технической экспертизы» следует, что проведенным исследованием выявлен ряд дефектов и повреждений конструктивных элементов исследуемого жилого дома, определены работы для их устранения с целью приведения указанного жилого дома в надлежащее состояние.
Так, на момент первой приватизации - 2013 год жилой дом, расположенный по адресу: Алтайский край, г.Алейск, <адрес> нуждался в проведении капитального ремонта, а именно: ремонт утеплителя чердачного перекрытия, ремонт конструкций спусков в подвальные помещения, ремонт кровли, ремонт инженерных систем (системы отопления, системы электроснабжения, систем холодного и горячего водоснабжения, систем канализации) и отмостки.
Анализом данных, полученных в ходе проведения экспертного осмотра, и данных, содержащихся в нормативно-технической документации, установлено, что для проведения капитального ремонта, многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Алтайский край, г.Алейск, <адрес>, необходимо выполнить следующие виды работ:
По ремонту утеплителя чердачного перекрытия:
- разборка существующего утеплителя чердачного перекрытия;
- устройство утеплителя чердачного перекрытия;
По ремонту конструкции спусков в подвальные помещения:
- разборка существующей кровли и обрешетки;
- демонтаж существующих металлических конструкций покрытия;
- разработка грунта вокруг стен спусков в подвальные помещения;
- разборка стен спусков в подвальные помещения включая металлические стойки;
- разборка ступеней и пола спусков в подвалъные помещения;
- устройство бетонной подготовки;
- устройство монолитных железобетонных стен спусков в подвальные помещения, с установкой металлических стоек и конструкций кокрытия;
- устройство железобетонных ступеней и пола спусков в подвальные помещения;
- устройство деревянной обрешетки;
- устройство кровли из листовой оцинкованной стали (соединение элементов выполнить фальцевыми);
По ремонту кровли:
- выполнить демонтаж защитного ограждения кровли по периметру крыши, ходовых досок на кровле;
- выполнить разборку существующей облицовки коньков и внешних ребер крыши;
- выполнить разборку примыканий кровли к выпускам вентиляционных шахт и фановых труб, примыканий к слуховым окнам;
- выполнить полную разборку кровли из асбестоцементных волнистых листов;
- выполнить полную разборку кровли в карнизной части крыши и настенных желобов по периметру крыши жилого дома;
- выполнить устройство кровли в карнизной части крыши и настенных желобов из оцинкованной кровельной стали (соединения элементов выполнить фальцевыми), выполнить сопряжение настенных желобов с существующими водосточными воронками;
- выполнить устройство кровли из асбестоцементных волнистых листов, с установкой фартуков из оцинкованной кровельной стали в местах примыкания кровли к слуховым окнам и выпускам вентиляционных шахт и фановых труб;
- выполнить примыкания кровли к стойкам инженерного оборудования;
- обеспечить надежное крепление кровельных листов к обрешетке с использованием гвоздей с антикоррозионной защитой с шайбами по уплотняющим прокладкам (количество креплений должно быть не менее 4 на лист);
- выполнить устройство облицовки коньков и внешних ребер крыши асбестоцементными фасонными деталями или деталями, выполненными из тонколистовой оцинкованной стали или алюминиевого сплава;
- выполнить восстановление зашитного ограждения кровли по периметру крыши, с устройством ходовых досок на кровле;
- по окончании производства работ очистить чердачное помещение и кровлю от строительного мусора и остатков строительных материалов;
По ремонту системы холодного и горячего водоснабжения:
- выполнить полную замену трубопроводов (стояков и магистралей) общедомовой части систем холодного и горячего водоснабжения, включая запорную арматуру;
- выполнить антикоррозионную защиту трубопроводов систем холодного и горячего водоснабжения;
- выполнить устройство теплоизоляции трубопроводов систем холодного и горячего водоснабжения в помещении подвала;
По ремонту системы отопления:
- выполнить полную замену трубопроводов (стояков и магистралей) общедомовой части системы отопления с заменой запорной арматуры и отопительных приборов;
- выполнить антикоррозионную защиту элементов общедомовой системы отопления;
- выполнить теплоизоляцию общедомовых трубопроводов в помещениях подвала и чердачного помещения;
По ремонту системы канализации:
- выполнить полную замену трубопроводов (стояков и магистралей) общедомовой части системы;
- выполнить теплоизоляцию трубопроводов в чердачных помещениях;
- выполнить установку зонтов над выпусками фановых труб;
По ремонту системы электроснабжения:
- выполнить замену системы электроснабжения - внутридомовых разводящих магистралей и стояков коммунального и квартирного освещения, электропроводки и светильников системы освещения помещений подъездов и помещений подвала;
- выполнить замену вводного распределительного устройства (ВРУ);
- выполнить замену общедомового прибора учета;
По ремонту отмостки:
- демонтаж асфальтобетонного и бетонного покрытия отмостки по всему периметру здания;
- установка бортовых камней по периметру здания, таким образом, чтобы бровка отмостки превышала планировочную отметку земли не менее чем на 5 см и ширина новой отмостки составляла не менее 1,0 м;
- подготовка основания под новую отмостку с использованием подсыпки из щебня с последующим уплотнением, шириной 1,0 метра;
- устройство покрытия отмостки из асфальтобетонной смеси, толщиной 3 см (при использовании щебеночно-мастичного асфальтобетона и песчаного асфальтобетона), либо толщиной 5 см (при использовании мелкозернистого асфальтобетона), с плотным примыканием к цокольной части наружных стен здания и бортовым камням, с обеспечением уклона от стен здания не менее 0,03.
Анализом данных, полученных в ходе проведения экспертного осмотра, и данных, содержащихся в нормативно-технической документации, установлено, что на дату проведения экспертного осмотра многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Алтайский край, г.Алейск, <адрес>, №, необходимо выполнить работы по капитальному ремонту утеплителя чердачного перекрытия, кровли, отмостки, конструкции спусков в подвальные помещения, общедомовой системы электроснабжения. При этом, работы по ремонту общедомовых систем холодного и горячего водоснабжения, а также общедомовых систем отопления и канализации относятся к текущему ремонту, поскольку часть систем заменена в ходе ремонтных работ, полная замена систем, относящаяся к капитальному ремонту, не требуется.
Из материалов дела следует, что перечень и объем работ, необходимых при капитальном ремонте жилого <адрес> г.Алейска, определенные заключением эксперта, сторонами по делу не оспорены.
Заключение эксперта является одним из доказательств по делу, которое подлежит оценке судом, как в отдельности, так и в совокупности с другими доказательствами. При вынесении решения суд основывает свои выводы, в том числе и на данном заключении эксперта, в правильности которого не сомневается. Кроме того, сторонами не представлено доказательств, опровергающих выводы экспертного заключения.
Таким образом, экспертным заключением, выполненным ООО «Лаборатория судебной строительно-технической экспертизы» подтверждается, что по состоянию на 2013 год, то есть на дату первой приватизации в многоквартирном жилом доме по адресу: Алтайский край, <адрес>, требовался капитальный ремонт утеплителя чердачного перекрытия, конструкций спусков в подвальные помещения, кровли, инженерных систем (системы отопления, системы электроснабжения, систем холодного и горячего водоснабжения, систем канализации) и отмостки.
В тоже время, для разрешения вопроса о нуждаемости дома в капитальном ремонте существенное значение, прежде всего, имеет то, в каком техническом состоянии находятся конструкции и элементы домостроения, нуждались ли они на время приватизации квартир в капитальном ремонте, нуждаются ли они в таком ремонте на момент разрешения спора в суде, относится ли необходимый ремонт к текущему или капитальному ремонту, каков объем проведения капитального ремонта.
В связи с чем, поскольку ответчиком не представлены доказательства проведения капитального ремонта дома, суд приходит выводу о том, что факт нуждаемости дома в проведении капитального ремонта на момент начала приватизации установлен, в связи с чем, на ответчика должна быть возложена обязанность по проведению тех работ, проведение которых требовалось на тот момент, за исключением работ по ремонту общедомовых систем холодного и горячего водоснабжения, а также общедомовых систем отопления и канализации, которые относятся к текущему ремонту, поскольку часть систем заменена в ходе эксплуатации многоквартирного жилого дома, в настоящее время полная замена систем, относящаяся к капитальному ремонту, не требуется.
Возлагая обязанность по проведению капитального ремонта на Министерство обороны РФ суд исходит из следующего.
В соответствии с п.п. 1-3 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения. Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме. При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в том числе не исполненная предыдущим собственником обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт, за исключением такой обязанности, не исполненной Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием, являющимися предыдущим собственником помещения в многоквартирном доме (последнее предложение в редакции, действующей с 30 июля 2017 года).
В силу ч. 1 ст. 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме уполномочено принимать решения о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме.
Между тем, в соответствии со ст. 6 Жилищного кодекса Российской Федерации акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие. Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом. В жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных названным Федеральным законом.
В то же время, согласно ст. 16 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда, если на момент приватизации указанная обязанность не была выполнена.
Исходя из системного толкования указанных положений обязанность по производству капитального ремонта жилых помещений многоквартирного дома, возникшая у бывшего наймодателя и не исполненная им на момент приватизации, сохраняется до исполнения обязательства и не может быть возложена на нового собственника приватизированной квартиры, эта обязанность сохраняется у того субъекта, у которого она возникла.
В силу ст. 1 Закона Российской Федерации от 24 декабря 1992 года №4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики» наймодателем по договору жилищного найма выступал собственник государственного или муниципального жилищного фонда либо управомоченное им лицо.
При этом, как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, отраженной в Определении от 01 марта 2012 года №389-О-О, определяя в Законе Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда Российской Федерации» основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования на территории Российской Федерации, федеральный законодатель, руководствуясь принципами социального государства и поддержания доверия граждан к действиям публичной власти, в целях обеспечения дополнительных гарантий права на приватизацию для граждан, занимающих жилые помещения в домах, требующих капитального ремонта, предусмотрел сохранение за бывшим наймодателем обязанности производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда (статья 16). Это законоположение, как ранее указывал Конституционный Суд Российской Федерации, направлено на защиту имущественных и жилищных прав названной категории граждан (определения от 19 октября 2010 года № и от 14 июля 2011 года № 886-О-О).
Таким образом, до возложения бремени содержания общего имущества дома на граждан, приватизировавших квартиры в таком доме, бывший наймодатель обязан исполнить обязанность по проведению капитального ремонта общего имущества, как всего жилого дома, так и отдельных его конструкций, исправление которых возможно только в условиях проведения капитального ремонта.
Как установлено в судебном заседании, многоквартирный <адрес> в г.Алейске принадлежит на праве собственности Российской Федерации в лице Министерства обороны РФ, на баланс муниципального образования не передавался.
На основании ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. В соответствии с подпунктом 71 п. 7 Положения о Министерстве обороны РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 16 августа 2004 года № 1082, Министерство обороны РФ осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами РФ.
Как следует из ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий (бездействия), нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а также присуждение к исполнению обязанности в натуре.
В судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что Министерство обороны Российской Федерации, как собственник, действия по ремонту указанного жилого дома не производит и ненадлежащим образом осуществляет обязанности собственника, вытекающие из бремени содержания принадлежащего ему имущества.
В настоящее время в целях обеспечения сохранности федеральной собственности, жизни и здоровья собственников, проживающих в приватизированных квартирах, а также жизни и здоровья военнослужащих и членов их семей, проживающих в служебных квартирах, принадлежащих Министерству обороны РФ, необходимо произвести капитальный ремонт указанного жилого дома.
При этом суд учитывает, что ответчиками не оспорен факт нуждаемости здания в проведении капитального ремонта.
Ненадлежащее исполнение Министерством обороны Российской Федерации обязанностей собственника, вытекающих из бремени содержания принадлежащего ему дома, влечет существенное нарушение прав и свобод значительного числа граждан, проживающих в указанном доме.
Таким образом, поскольку наймодателем (собственником) жилых помещений, в настоящее время принадлежащих истцам, до момента приватизации указанных квартир, расположенных по адресу: г.Алейск, <адрес>, как и собственником неприватизированных квартир, общедомового имущества в указанном жилом доме является Министерство обороны Российской Федерации, именно на него в соответствии с приведенными выше нормами права и условиями служебного найма должна быть возложена обязанность по проведению капитального ремонта.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что Министерство обороны РФ не выполняет свои обязательства по проведению капитального ремонта объекта военного городка Минобороны России.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2008 года № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны Российской Федерации является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью находящегося в федеральной собственности имущества Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций, в том числе переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности.
Возложение части функций по осуществлению правомочий собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами Российской Федерации, на свои органы, не освобождает Министерство обороны Российской Федерации от исполнения обязанностей наймодателя.
При этом, суд полагает необходимым отметить, что порядок проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме по решению общего собрания собственников помещений за счет их средств соразмерно доле в праве собственности на общее имущество применяется после исполнения бывшим наймодателем своих обязательств по проведению капитального ремонта и при возникновении необходимости в последующих капитальных ремонтах.
Согласно части 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии судом решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Принимая во внимание, что для исполнения решения суда ответчику необходимо произвести значительный объем ремонтных работ, суд считает необходимым предоставить Министерству обороны РФ время для исполнения решения суда - не позднее десяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, поскольку срок, указанный в просительной части искового заявления, - в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, не отвечает требованиям разумности и справедливости.
При этом, оценивая требования истцов о том, что в случае неисполнения ответчиком МО РФ решения суда в установленные сроки, разрешить истцам Вотяковой Л.А., Захаровой А.С., Зель Н.А. совершить действия по исполнению судебного решения за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов, суд приходит к следующему.
Действительно, в соответствии с частью 1 статьи 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
Вместе с тем, учитывая то обстоятельство, что проведение капитального ремонта многоквартирного жилого дома, который включает в себя ремонт утеплителя чердачного перекрытия, конструкций спусков в подвальные помещения, кровли, инженерных систем (системы отопления, системы электроснабжения, систем холодного и горячего водоснабжения, систем канализации) и отмостки, требует значительных материальных затрат, согласно заключения экспертов на 2013 года стоимость капитального ремонта указанного дома составляет более четырех миллионов рублей, при этом доказательств наличии, денежных средств на счетах истцов достаточных для проведения капитального ремонта суду не представлено, суд считает необходимым отказать истцам в удовлетворении указанной части иска.
Разрешая требования о взыскании неустойки на случай неисполнения указанного судебного акта, суд исходит из следующего.
В силу ч.ч. 2, 3 ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
В соответствии со ст. 308.3 ГК РФ в случае неисполнения должником обязательства кредитор вправе требовать по суду исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено Гражданским кодексом, иными законами или договором либо не вытекает из существа обязательства. Суд по требованию кредитора вправе присудить в его пользу денежную сумму (п. 1 ст. 330) на случай неисполнения указанного судебного акта в размере, определяемом судом на основе принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения выгоды из незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1).
Верховный Суд Российской Федерации в пунктах 31,32,35 Постановления от 24 марта 2016 года № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» разъяснил, что суд не вправе отказать в присуждении судебной неустойки в случае удовлетворения иска о понуждении к исполнению обязательства в натуре. Судебная неустойка может быть присуждена только по заявлению истца (взыскателя) как одновременно с вынесением судом решения о понуждении к исполнению обязательства в натуре, так и в последующем при его исполнении в рамках исполнительного производства (ч. 4 ст. 1 ГПК РФ, ч. 1 и 2.1 ст. 324 АПК РФ). Удовлетворяя требования истца о присуждении судебной неустойки, суд указывает ее размер и/или порядок определения. Размер судебной неустойки определяется судом на основе принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения должником выгоды из незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ). В результате присуждения судебной неустойки исполнение судебного акта должно оказаться для ответчика явно более выгодным, чем его неисполнение. Если объективная невозможность исполнения обязательства в натуре возникла после присуждения судебной неустойки, то такая неустойка не подлежит взысканию с момента возникновения такого обстоятельства. При этом такая привходящая объективная невозможность исполнения обязательства в натуре, например, гибель индивидуально-определенной вещи, подлежащей передаче кредитору, не препятствует взысканию присужденных сумм судебной неустойки за период, предшествующий возникновению данного обстоятельства. Возникновение указанных обстоятельств является основанием для прекращения исполнительного производства как по требованию о понуждении к исполнению в натуре, так и по требованию о взыскании судебной неустойки (п. 2 ч. 1 ст. 43 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).
Как следует из приведенных норм и разъяснений, правовая природа судебной неустойки заключается в побуждении стороны к исполнению решения суда, и взыскание неустойки осуществляется на будущее до момента исполнения судебного акта.
В связи с чем, суд полагает необходимым установить размер судебной неустойки, подлежащей взысканию с ответчика Министерства обороны РФ в пользу истцов Вотяковой Л.А., Захаровой А.С., Зель Н.А., в размере 150 рублей ежемесячно, начиная со дня следующего за днем истечения срока установленного судом для исполнения решения суда по день фактического исполнения решения суда, полагая указанный размер соответствующим принципам справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения должником выгоды из незаконного или недобросовестного поведения.
Вместе с тем, требования истца Старчиковой Е.К. о проведении капитального ремонта многоквартирного дома, взыскании неустойки, разрешении истцам совершать действия по исполнению судебного решения за счет ответчика удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ истец Старчикова Е.К. является собственником квартиры № №, общей площадью 57,7 кв.м., расположенной по адресу: Россия, Алтайский край, г.Алейск, <адрес> на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, право собственности Старчиковой Е.К. возникло не в результате приватизации жилого помещения, принадлежащего на праве собственности Российской федерации в лице Министерства обороны РФ, а в результате заключения договора купли-продажи, в связи с чем выше изложенные требования действующего законодательства РФ, регулирующего порядок проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, не распространяют свое действие на истца Старчикову Е.К..
Приобретая жилое помещение в доме, требующем проведение капитального ремонта, по договорам купли-продажи или иным сделкам помимо приватизации, собственники на свой риск возлагают на себя бремя содержания общего имущества.
В силу положений п. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Согласно ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам, связанные с рассмотрением дела почтовые расходы, понесенные сторонами, а также расходы на оплату услуг представителя.
Как усматривается из материалов гражданского дела, определением суда от ДД.ММ.ГГГГ по настоящему делу по ходатайству стороны истцов была назначена судебная строительно-техническая экспертиза. Производство судебной экспертизы поручено экспертам ООО «Лаборатория судебной строительно-технической экспертизы». Оплата стоимости экспертизы была возложена на истцов. Согласно заявлению ООО «Лаборатория судебной строительно-технической экспертизы» о возмещении судебных расходов от ДД.ММ.ГГГГ указано, что стоимость экспертизы составила 75 600 рублей, истцами стоимость экспертизы не оплачена, экспертное учреждение просит взыскать расходы по проведению экспертизы в размере 75 600 рублей в соответствии с требованиями действующего законодательства.
При разрешении по итогам рассмотрения дела вопроса о возмещении экспертному учреждению расходов на проведение экспертизы не имеет правового значения то обстоятельство, на кого возложены соответствующие расходы определением о назначении экспертизы, если обязанная сторона, в пользу которой состоялось решение, не произвела оплату проведения экспертизы. При этом суд должен исходить из того, в пользу какой стороны состоялось судебное решение.
Соответственно, с надлежащего ответчика - Министерства обороны РФ в пользу ООО «Лаборатория судебной строительно-технической экспертизы» подлежат взысканию расходы на проведение экспертизы № от ДД.ММ.ГГГГ в размере 75 600 рублей.
С учетом позиции представителя истцов Алифанова Д.В. в судебном заседании, суд не взыскивает с ответчика в пользу истцов понесенные ими расходы по оплате госпошлины при обращении в суд с исковым заявлением.
Руководствуясь ст.194-196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд
РЕШИЛ
Исковые требования Вотяковой Лидии Андреевны, Захаровой Алены Сергеевны, Зель Надежды Анатольевны к Министерству обороны Российской Федерации удовлетворить частично.
Обязать Министерство обороны Российской Федерации в течение десяти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, провести капитальный ремонт многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Алтайский край, г.Алейск, <адрес>, выполнив следующие работы по капитальному ремонту:
Утеплитель чердачного перекрытия:
- разборка существующего утеплителя чердачного перекрытия;
- устройство утеплителя чердачного перекрытия;
Конструкция спусков в подвальные помещения:
- разборка существующей кровли и обрешетки;
- демонтаж существующих металлических конструкций покрытия;
- разработка грунта вокруг стен спусков в подвальные помещения;
- разборка стен спусков в подвальные помещения включая металлические стойки;
- разборка ступеней и пола спусков в подвалъные помещения;
- устройство бетонной подготовки;
- устройство монолитных железобетонных стен спусков в подвальные помещения, с установкой металлических стоек и конструкций кокрытия;
- устройство железобетонных ступеней и пола спусков в подвальные помещения;
- устройство деревянной обрешетки;
- устройство кровли из листовой оцинкованной стали (соединение элементов выполнить фальцевыми);
Кровля:
- выполнить демонтаж защитного ограждения кровли по периметру крыши, ходовых досок на кровле;
- выполнить разборку существующей облицовки коньков и внешних ребер крыши;
- выполнить разборку примыканий кровли к выпускам вентиляционных шахт и фановых труб, примыканий к слуховым окнам;
- выполнить полную разборку кровли из асбестоцементных волнистых листов;
- выполнить полную разборку кровли в карнизной части крыши и настенных желобов по периметру крыши жилого дома;
- выполнить устройство кровли в карнизной части крыши и настенных желобов из оцинкованной кровельной стали (соединения элементов выполнить фальцевыми), выполнить сопряжение настенных желобов с существующими водосточными воронками;
- выполнить устройство кровли из асбестоцементных волнистых листов, с установкой фартуков из оцинкованной кровельной стали в местах примыкания кровли к слуховым окнам и выпускам вентиляционных шахт и фановых труб;
- выполнить примыкания кровли к стойкам инженерного оборудования;
- обеспечить надежное крепление кровельных листов к обрешетке с использованием гвоздей с антикоррозионной защитой с щайбами по уплотняющим прокладкам (количество креплений должно быть не менее 4 на лист);
- выполнить устройство облицовки коньков и внешних ребер крыши асбестоцементными фасонными деталями или деталями, выполненными из тонколистовой оцинкованной стали или алюминиевого сплава;
- выполнить восстановление зашитного ограждения кровли по периметру крыши, с устройством ходовых досок на кровле;
- по окончании производства работ очистить чердачное помещение и кровлю от строительного мусора и остатков строительных материалов;
Система электроснабжения:
- выполнить замену системы электроснабжения - внутридомовых разводящих магистралей и стояков коммунального и квартирного освещения, электропроводки и светильников системы освещения помещений подъездов и помещений подвала;
- выполнить замену вводного распределительного устройства (ВРУ);
- выполнить замену общедомового прибора учета;
Отмостка:
- демонтаж асфальтобетонного и бетонного покрытия отмостки по всему периметру здания;
- установка бортовых камней по периметру здания, таким образом, чтобы бровка отмостки превышала планировочную отметку земли не менее чем на 5 см и ширина новой отмостки составляла не менее 1,0 м;
- подготовка основания под новую отмостку с использованием подсыпки из щебня с последующим уплотнением, шириной 1,0 метра;
- устройство покрытия отмостки из асфальтобетонной смеси, толщиной 3 см (при использовании щебеночно-мастичного асфальтобетона и песчаного асфальтобетона), либо толщиной 5 см (при использовании мелкозернистого асфальтобетона), с плотным примыканием к цокольной части наружных стен здания и бортовым камням, с обеспечением уклона от стен здания не менее 0,03.
Взыскать с Министерства обороны Российской Федерации в пользу Вотяковой Лидии Андреевны, Захаровой Алены Сергеевны, Зель Надежды Анатольевны в случае неисполнения решения суда судебную неустойку в размере по 150 рублей каждому ежемесячно, начиная со дня следующего за днем истечения срока установленного судом для исполнения решения суда по день фактического исполнения решения суда.
В удовлетворении остальной части исковых требований Вотяковой Лидии Андреевны, Захаровой Алены Сергеевны, Зель Надежды Анатольевны к Министерству обороны Российской Федерации, отказать.
Взыскать с Министерства обороны Российской Федерации в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Лаборатория судебной строительно-технической экспертизы» расходы по оплате производства судебной строительно-технической экспертизы в размере 75 600 рублей.
В удовлетворении исковых требований Старчиковой Евдокии Константиновны к Министерству обороны Российской Федерации, отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через отдел судопроизводства Алейского городского суда Алтайского края.
Судья И.С.Иноземцева
Решение не вступило в законную силу