Мотивированное решение составлено 02.12.2016
Дело № 2-1382/16
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Верхняя Пышма 11.11.2016
Верхнепышминский городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи З.Р. Мирдофатиховой,
при секретаре Н.А. Адамовой,
с участием старшего помощника прокурора г. Верхняя Пышма Пигалицыной М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации ГО Верхняя Пышма к Давыдовой Ольге Александровне, Давыдовой Галине Петровне о выкупе жилого помещения,
по встречному иску Давыдовой Ольги Александровны к Администрации ГО Верхняя Пышма об оспаривании достоверности величины выкупной стоимости жилого помещения и об определении цены для совершения сторонами сделки по выкупу жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Администрация ГО Верхняя Пышма обратилась в суд с иском к Давыдовой О.А., Давыдовой Г.П. о выкупе жилого помещения.
В обоснование иска указывает, что Давыдова О.А. и Давыдова Г.П. являются собственниками <адрес> <адрес>. Жилой дом по <адрес> включен в муниципальную адресную программу сноса и реконструкции многоквартирных домов на отдельных застроенных территориях ГО Верхняя Пышма на 2011-2010 годы, утвержденную решением Думы ГО Верхняя Пышма от 26.05.2011 № 35/7. На основании указанной адресной программы, а также ст. 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации постановлением Администрации ГО Верхняя Пышма от 13.05.2015 № 781 земельный участок с кадастровым номером № и расположенный на нем многоквартирный жилой дом по <адрес> изъяты для муниципальных нужд. ДД.ММ.ГГГГ в отношении территории, на которой расположен многоквартирный дом по <адрес> заключен договор развития застроенной территории с ООО «ПышмаСтройИнвест». Таким образом, постановление Администрации ГО Верхняя Пышма от 13.05.2015 № 781 принято на основании муниципальной адресной программы, решения о развитии застроенной территории в границах улиц Свердлова-Орджоникидзе-Октябрьская-А.Козицына-Красноармейская-Спицына-Кривоусова. В соответствии с требованиями ст. 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации указанное Постановление об изъятии земельного участка и расположенного на нем многоквартирного жилого дома по <адрес> было опубликовано на официальном сайте Администрации ГО Верхняя Пышма, в Муниципальном вестнике и направлено в Управление Росреестра по Свердловской области. На основании ст. ст. 56.7, 56.8 Земельного кодекса Российской Федерации Администрацией ГО Верхняя Пышма был заказан отчет об определении рыночной стоимости <адрес> <адрес>, с учетом доли в общем имуществе и земельном участке, а также убытков, связанных с изъятием жилого помещения. В соответствии с отчетом об оценке №-Н/15 от ДД.ММ.ГГГГ рыночная стоимость оцениваемого объекта составляет 2 730 000 рублей, размер будущих убытков составляет 39 000 рублей. На основании данных отчета об определении рыночной стоимости было подготовлено соглашение о выкупе жилого помещения, ДД.ММ.ГГГГ в адрес ответчиков было направлено указанное соглашение о выкупе жилого помещения. Соглашение было получено Давыдовой О.А. 23.12.2015. До настоящего времени подписанное ответчиком соглашение не предоставлено истцу, с момента получения ответчиком соглашения прошло более 90 дней, что является основанием для обращения в суд.
Администрация ГО Верхняя Пышма просит изъять у Давыдовой О.А. и Давыдовой Г.П. жилое помещение – <адрес> <адрес>, а также соответствующую долю в праве собственности на земельный участок с кадастровым номером № с выплатой выкупной цены изымаемых объектов недвижимости в размере 2 730 000 рублей, а также компенсации убытков в размере 39 000 рублей в течение 10 рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу. Прекратить право собственности Давыдовой О.А., Давыдовой Г.П. на жилое помещение – <адрес> <адрес>. Признать право муниципальной собственности ГО Верхняя Пышма на жилое помещение – <адрес> <адрес>.
Давыдова О.А. обратилась со встречным исковым заявлением к Администрации ГО Верхняя Пышма об оспаривании достоверности величины выкупной стоимости жилого помещения и об определении цены для совершения сторонами сделки по выкупу жилого помещения.
В обоснование встречного иска Давыдова О.А. указывает, что не согласна с представленной Администрацией ГО Верхняя Пышма оценкой выкупаемого жилого помещения, данная оценка стоимости выкупаемого жилого помещения не достоверна и не может быть применена судом в качестве выкупной стоимости по следующим обстоятельствам. Соглашение о выкупе жилого помещения № было направлено Администрацией ГО Верхняя Пышма Давыдовой Г.П., Давыдовой О.А. почтой ДД.ММ.ГГГГ, то есть с момента определения рыночной стоимости жилого помещения по адресу: <адрес> оценщиком по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ до момента направления собственнику соглашения о выкупе ДД.ММ.ГГГГ прошло более 60 дней. Согласно представленному Администрацией ГО Верхняя Пышма отчету № 144-Н/15 об определении рыночной стоимости двухкомнатной квартиры, находящейся по адресу: <адрес>, в состав рыночной стоимости жилого помещения стоимость доли в праве общей долевой собственности на земельный участок не включалась, стоимость доли в праве на земельный участок не была определена отдельно и не учтена в состав выкупной цены изымаемого жилого помещения наряду с рыночной стоимости квартиры. Соглашением о выкупе жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ не предусмотрено сохранение за собственником права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения. Соответственно, в оспариваемый отчет об оценке должны быть включены убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения. Указанный отчет не содержит расчета указанных убытков. Соглашение между ответчиком и истцом о выкупной цене жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, не достигнуто. В соответствии с отчетом № от ДД.ММ.ГГГГ, выполненным ООО «Трансэнергоресурс», рыночная стоимость жилого помещения по адресу: <адрес>, включая право на общее имущество многоквартирного дома и земельный участок под многоквартирным домом на ДД.ММ.ГГГГ, дата соглашения о выкупе жилого помещения №А/8 от ДД.ММ.ГГГГ, составляет 3 200 000 рублей. Величина убытков, причиненных правообладателю в случае изъятия для муниципальных нужд жилого помещения по адресу: <адрес>, составляет 211 900 рублей.
Давыдова О.А. просит признать стоимость для выкупа жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> об определении рыночной стоимости двухкомнатной квартиры, находящейся по адресу: <адрес>, выполненный ООО «БизнесОценкаПраво» ДД.ММ.ГГГГ, дата оценки ДД.ММ.ГГГГ, в размере 2 730 000 рублей, стоимость убытков, связанных с изъятием квартиры в размере 39 000 рублей, недостоверными. Определить цену для совершения сделки по выкупу жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в размере 3 200 000 рублей, стоимость убытков, связанных с изъятием квартиры, в размере 211 900 рублей. Сохранить за Давыдовой О.А. право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>, сроком на шесть месяцев после предоставления возмещения Давыдовой О.А. как прежнему собственнику жилого помещения. Взыскать с Администрации ГО Верхняя Пышма в пользу Давыдовой О.А. судебные расходы: расходы по уплате государственной пошлины в размере 600 рублей, расходы по оплате услуг представителя в размере 20 000 рублей, расходы по составлению отчета об определении рыночной стоимости жилого помещения и величины убытков в размере 8 000 рублей.
Впоследствии Давыдова О.А. отказалась от исковых требований в части сохранения за Давыдовой О.А. право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>, сроком на шесть месяцев после предоставления возмещения Давыдовой О.А. как прежнему собственнику жилого помещения. В данной части исковых требований производство по делу прекращено.
В судебном заседании представитель Администрации ГО Верхняя Пышма Камалтдинова Ю.Д. поддержала первоначальные исковые требования в полном объеме по изложенным в иске обстоятельствам и основаниям, дала пояснения, аналогичные доводам, изложенным в исковом заявлении, не признала встречные исковые требования Давыдовой О.А.
В судебном заседании представитель ответчика Давыдовой О.А. Ионина М.Ю., ответчик Давыдова Г.П. не признали исковые требования Администрации ГО Верхняя Пышма, настаивали на удовлетворении встречных исковых требований по изложенным в нем обстоятельствам и основаниям, дали пояснения, аналогичные доводам, изложенным во встречном исковом заявлении.
В судебном заседании представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО «ПышмаСтройИнвест» Фатуллаева И.Ф. не согласилась со встречными исковыми требованиями Давыдовой О.А., представила отчет об оценке № от ДД.ММ.ГГГГ о рыночной стоимости на ДД.ММ.ГГГГ права собственности земельного участка с кадастровым номером № и жилого помещения – <адрес>, убытков, причиненных в связи с изъятием объектов недвижимости для муниципальных нужд, выполненный ООО «Уральское бюро экспертизы и оценки», указывая, что в представленном Давыдовой О.А. отчете об оценке взяты для сравнения аналоги, имеющие более высокую стоимость, и в представленных отчетах, как истца, так и ответчика было принято решение об отказе от использования затратного и доходного подходов при расчете величины стоимости объекта оценки, использовался только один подход – сравнительный.
В судебное заседание представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО «БизнесОценкаПраво» не явилось, извещалось надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, причина неявки суду не известна.
Допрошенный в судебном заседании специалист ФИО10 суду пояснила, что объектами аналогов являлись подобные объекты – двухкомнатные квартиры улучшенной планировки по г. Верхняя Пышма, отсутствовали дома с такими квартирами такой же этажности, этажность объектов аналогов не влияет на оценку, влияет только этаж квартиры, аналоги выбирались по планировке квартиры, не имеет значения пятиэтажный или девятиэтажный дом, тип планировки 1970 годов, коэффициент применялся на основании анализа рынка.
Заслушав стороны, представителя третьего лица, допросив специалиста, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В силу части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
В соответствии с п. 1, 2, 3, 5, 6 ст. 279 Гражданского кодекса Российской Федерации изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
В результате изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется прекращение права собственности гражданина или юридического лица на такой земельный участок.
Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством.
Правообладатель земельного участка должен быть уведомлен о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с земельным законодательством.
Сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд (далее - соглашение об изъятии). В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом.
Согласно ч. 1, 2, 4, 6, 7, 9 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством.
Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. При этом по заявлению прежнего собственника жилого помещения за ним сохраняется право пользования жилым помещением, если у прежнего собственника не имеется в собственности иных жилых помещений, не более чем на шесть месяцев после предоставления возмещения прежнему собственнику жилого помещения, если соглашением с прежним собственником жилого помещения не установлено иное.
При определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
Если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения трех месяцев со дня получения собственником жилого помещения проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии со ст. 49 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным с:
1) выполнением международных договоров Российской Федерации;
2) строительством, реконструкцией следующих объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов:
объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения;
объекты использования атомной энергии;
объекты обороны страны и безопасности государства, в том числе инженерно-технические сооружения, линии связи и коммуникации, возведенные в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации;
объекты федерального транспорта, объекты связи федерального значения, а также объекты транспорта, объекты связи регионального значения, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;
объекты, обеспечивающие космическую деятельность;
линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий;
объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения;
автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения;
3) иными основаниями, предусмотренными федеральными законами.
Согласно ч. 2, 7 ст. 46.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации решение о развитии застроенной территории принимается органом местного самоуправления поселения, органом местного самоуправления городского округа по инициативе органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, физических или юридических лиц при наличии градостроительного регламента, а также региональных и местных нормативов градостроительного проектирования (при их отсутствии - утвержденных органом местного самоуправления расчетных показателей обеспечения такой территории объектами социального и коммунально-бытового назначения, объектами инженерной инфраструктуры).
Развитие застроенных территорий осуществляется на основании договора о развитии застроенной территории в соответствии со статьей 46.2 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 10, 11 ст. 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации в течение десяти дней со дня принятия решения об изъятии уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение:
1) осуществляют размещение решения об изъятии на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
2) обеспечивают опубликование решения об изъятии (за исключением приложений к нему) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа (муниципального района в случае, если земельные участки, подлежащие изъятию, расположены на межселенной территории) по месту нахождения земельных участков, подлежащих изъятию;
3) направляют копию решения об изъятии правообладателям изымаемой недвижимости письмом с уведомлением о вручении по почтовым адресам, указанным в заявлениях об учете прав на недвижимость, либо в случае отсутствия указанных адресов по почтовым адресам, указанным в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а при отсутствии указанных адресов по почтовым адресам правообладателей изымаемой недвижимости, указанным в государственном кадастре недвижимости. В случае, если в связи с изъятием земельных участков изъятию подлежат расположенные на них здания, сооружения, находящиеся в них помещения, копия решения об изъятии направляется также по месту нахождения таких зданий, сооружений, помещений. Если правообладатель изымаемой недвижимости сообщил адрес для связи в виде электронной почты, ему также отправляется копия решения об изъятии в электронной форме. В отсутствие сведений об адресах, указанных в настоящем пункте, копия решения об изъятии по указанным адресам не направляется;
4) направляют копию решения об изъятии в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
Правообладатель изымаемой недвижимости считается уведомленным о принятом решении об изъятии со дня получения копии решения об изъятии или со дня возврата отправителю в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 176-ФЗ «О почтовой связи» (далее - Федеральный закон «О почтовой связи») предусмотренного подпунктом 3 пункта 10 настоящей статьи заказного письма.
Согласно п. 1 ст. 56.7 Земельного кодекса Российской Федерации в целях подготовки соглашения об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд (далее также - соглашение об изъятии недвижимости) уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо в случае, если решение об изъятии принято на основании ходатайства об изъятии, организация, подавшая такое ходатайство:
выступают заказчиком кадастровых работ в целях образования земельных участков, подлежащих изъятию, в соответствии с утвержденным проектом межевания территории или утвержденной схемой расположения земельного участка;
2) выступают заказчиком кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельных участков, подлежащих изъятию, в случае, если границы таких земельных участков подлежат уточнению;
3) выступают заказчиком кадастровых работ в целях образования находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков для их предоставления взамен изымаемых земельных участков;
4) обращаются от имени правообладателя изымаемой недвижимости без доверенности с заявлением о кадастровом учете земельных участков, подлежащих изъятию, земельных участков, предоставляемых взамен изымаемых земельных участков, или земельных участков, границы которых подлежат уточнению в связи с изъятием, если необходимо проведение государственного кадастрового учета таких земельных участков;
5) выступают заказчиком работ по оценке изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества или оценке прекращаемых прав и размера убытков, причиняемых таким изъятием, а также по оценке недвижимого имущества, предоставляемого взамен изымаемого недвижимого имущества;
6) осуществляют переговоры с правообладателем изымаемой недвижимости относительно условий ее изъятия;
7) осуществляют совместно с уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, подготовку соглашения об изъятии недвижимости в случае, если решение об изъятии принято на основании ходатайства об изъятии;
8) направляют проект соглашения об изъятии недвижимости сторонам такого соглашения для подписания.
В соответствии со ст. 56,8 Земельного кодекса Российской Федерации размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд (далее также - размер возмещения), рыночная стоимость земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и передаваемых в частную собственность взамен изымаемых земельных участков, рыночная стоимость прав, на которых предоставляются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, взамен изымаемых земельных участков, определяются в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
При определении размера возмещения в него включаются рыночная стоимость земельных участков, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельные участки, подлежащих прекращению, убытки, причиненные изъятием земельных участков, включая убытки, возникающие в связи с невозможностью исполнения правообладателями таких земельных участков обязательств перед третьими лицами, в том числе основанных на заключенных с такими лицами договорах, и упущенная выгода, которые определяются в соответствии с федеральным законодательством.
В случае, если одновременно с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется изъятие расположенных на таких земельных участках и принадлежащих правообладателям таких земельных участков объектов недвижимого имущества, в размер возмещения включается рыночная стоимость этих объектов недвижимого имущества, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на эти объекты недвижимого имущества, подлежащих прекращению.
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» под государственными или муниципальными нуждами при изъятии земельных участков следует понимать потребности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, связанные с обстоятельствами, установленными соответственно федеральными законами или законами субъектов Российской Федерации, удовлетворение которых невозможно без изъятия земельных участков (например, выполнение международных обязательств Российской Федерации, размещение объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов их размещения, застройка в соответствии с генеральными планами городских и сельских поселений);
г) соблюдение предусмотренной частями 2 - 4 статьи 32 ЖК РФ процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника, является обязательным, а потому подлежит проверке как обстоятельство, имеющее значение по делу. Данная процедура включает в себя: принятие уполномоченным органом решения об изъятии жилого помещения (часть 2 статьи 32 ЖК РФ), государственную регистрацию этого решения в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (часть 3 статьи 32 ЖК РФ), уведомление в письменной форме собственника жилого помещения не позднее чем за год до предстоящего изъятия принадлежащего ему жилого помещения о принятом решении об изъятии и дате его государственной регистрации (часть 4 статьи 32 ЖК РФ).
При этом исходя из положений части 4 статьи 32 ЖК РФ юридически значимым обстоятельством является не только факт направления указанного уведомления собственнику жилого помещения компетентным органом, но и факт получения собственником такого уведомления. В этой связи сообщение в средствах массовой информации (например, по радио, телевидению, в печатных изданиях, Интернете) об изъятии жилого помещения у конкретного собственника не может быть признано надлежащим извещением собственника о предстоящем изъятии данного жилого помещения.
Несоблюдение процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника, должно влечь за собой отказ в иске органу государственной власти (органу местного самоуправления) о выкупе жилого помещения.
Как следует из материалов дела, Давыдова О.А. и Давыдова Г.П. являются собственниками <адрес> <адрес>, по ? доли.
Жилой дом по <адрес> включен в муниципальную адресную программу сноса и реконструкции многоквартирных домов на отдельных застроенных территориях ГО Верхняя Пышма на 2011-2010 годы, утвержденную решением Думы ГО Верхняя Пышма от 26.05.2011 № 35/7 (л.д. 95-100).
Согласно постановлению Администрации ГО Верхняя Пышма от 13.05.2015 № 781 земельный участок с кадастровым номером № и расположенный на нем многоквартирный жилой дом по <адрес> изъяты для муниципальных нужд (л.д. 12-13).
ДД.ММ.ГГГГ в отношении территории, на которой расположен многоквартирный дом по <адрес> заключен договор развития застроенной территории с ООО «ПышмаСтройИнвест» (л.д. 78-86).
Постановление Администрации ГО Верхняя Пышма от 13.05.2015 № 781 об изъятии земельного участка и расположенного на нем многоквартирного жилого дома по <адрес> опубликовано на официальном сайте Администрации ГО Верхняя Пышма, в Муниципальном вестнике (л.д. 10).
В соответствии с Выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним Постановление Администрации ГО Верхняя Пышма от 13.05.2015 № 781 направлено в Управление Росреестра по Свердловской области (л.д. 7).
В соответствии с отчетом об оценке № от ДД.ММ.ГГГГ рыночная стоимость оцениваемого объекта – <адрес> составляет 2 730 000 рублей, размер будущих убытков составляет 39 000 рублей (л.д. 17-77).
ДД.ММ.ГГГГ собственникам жилого помещения – <адрес> направлено уведомление № об изъятии земельных участков и жилых помещений в многоквартирных домах для муниципальных нужд, в том числе жилого помещения в многоквартирном <адрес>, а также земельного участка площадью № с кадастровым номером № (л.д. 14), также в адрес ответчиков было направлено соглашение о выкупе жилого помещения № ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 15-16).
Вышеуказанные документы ответчики получили 23.12.2015, что следует из почтового уведомления (л.д. 11).
При таких обстоятельствах, поскольку решение об изъятии принадлежащего ответчикам недвижимого имущества принято компетентным органом местного самоуправления – администрацией ГО Верхняя Пышма, порядок подготовки и принятия данного решения соблюден, изъятие производится в целях муниципальных нужд – развития застроенной территории в границах улиц Свердлова-Орджоникидзе-Октябрьская-А.Козицына-Красноармейская-Спицына-Кривоусова, использование земельного участка в целях, для которых он изымается, невозможно без прекращения права собственности ответчиков на жилое помещение и земельный участок, исходя из приведенных выше правовых норм, удовлетворяет требования об изъятии у ответчиков спорных объектов недвижимости, прекращении права собственности ответчиков на данное имущество и признании права собственности на него за ГО Верхняя Пышма.
Определяя выкупную цену, подлежащую выплате ответчикам за изымаемое у него недвижимое имущество, а также предусмотренных законом размер убытков, связанных с изъятием недвижимого имущества, суд исходит из отчета об оценке №, представленной ООО «ПышмаСтройИнвест», проведенной ООО «Уральское бюро экспертизы и оценки» на ДД.ММ.ГГГГ, права собственности земельного участка с кадастровым номером № и жилого помещения – <адрес>, убытков, причиненных в связи с изъятием объектов недвижимости для муниципальных нужд. Согласно данному заключению рыночная стоимость доли в праве собственности земельного участка и жилого помещении – <адрес> составляет 2 800 000 рублей, убытки, причиненные изъятием объектов недвижимости, составляют 134 000 рублей, поскольку данный отчет составлен на момент изъятия объектов недвижимости, представленные для сравнения аналоги объектов недвижимости по данному отчету приближены к исследуемым изымаемым объектам недвижимости, при расчете рыночной стоимости объекта оценки была использована фактическая площадь недвижимого имущества, использован сравнительный подход, применена корректировка цен аналогов, в размер убытков вошли убытки, связанные с арендой временного жилья на время поиска нового жилья, убытки, связанные с перебазированием, убытки, связанные с покупкой аналогичного изымаемого объекта и связанные с этим расходы, убытки, связанные с регистрацией прав на объект недвижимости.
Напротив, судом не принимается во внимание отчет об оценке, представленный Давыдовой О.А., составленный ООО «Трансэнергоресурс», на 05.10.2015 по тем основаниям, что для сравнения взяты аналоги, имеющие более высокую стоимость, качественную характеристику по сравнению с оцениваемым объектом, для расчета убытков взяты для исследования объекты, расположенные в г. Екатеринбурге.
Руководствуясь ст. ст. 12, 13, 67, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Иск Администрации ГО Верхняя Пышма к Давыдовой Ольге Александровне, Давыдовой Галине Петровне о выкупе жилого помещения удовлетворить частично.
Изъять у Давыдовой Ольги Александровны, Давыдовой Галины Петровны жилое помещение – <адрес>, а также соответствующую долю в праве собственности на земельный участок с кадастровым номером № с выплатой выкупной цены изымаемых объектов недвижимости в размере 2 800 000 рублей, а также компенсации убытков в размере 134 000 рублей, в течение 10 рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Прекратить право собственности за Давыдовой Ольгой Александровной и Давыдовой Галиной Петровной на жилое помещение – <адрес>.
Признать право муниципальной собственности ГО Верхняя Пышма на жилое помещение – <адрес>.
В удовлетворении встречного иска Давыдовой Ольги Александровны к Администрации ГО Верхняя Пышма об оспаривании достоверности величины выкупной стоимости жилого помещения и об определении цены для совершения сторонами сделки по выкупу жилого помещения – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня составления решения суда в окончательной форме через Верхнепышминский городской суд Свердловской области.
Судья З.Р. Мирдофатихова.