Производство № 2-305/2021
Дело (УИД): 28RS0021-01-2021-000494-85
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Сковородино 25 июня 2021 г.
Сковородинский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Петрашко С.Ю.,
при секретаре Самохваловой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Руновой ФИО10 к Администрации Талданского сельсовета <адрес> о признании права пользования на условиях социального найма и признании подлежащей переселению из аварийного жилья,
у с т а н о в и л :
Рунова Е.А. обратилась в суд с указанным исковым заявлением к Администрации Талданского сельсовета Сковородинского района Амурской области об установлении факта проживания по договору социального найма и признании подлежащим переселению из аварийного жилья.
В обоснование заявленных требований, указала, что с 1992 года она проживает по адресу: <адрес>, общей площадью 33,3 кв.м.. С этого времени она проживала и была прописана по адресу: <адрес>. Однако, с ней договор социального найма заключен после признания дома аварийным. У нее имеются свидетельские показания, подтверждающие ее проживание в данном жилом помещении, также имеются квитанции об оплате различных услуг, подтверждающие проживание в данном жилом помещении. В апреле 2021 года она обратилась с заявлением в администрацию Талданского сельсовета о включении ее в список лиц, которые подлежат переселению из ветхого и аварийного жилья, но ей было отказано по причине заключения договора после признания дома аварийным, и ей было предложено обратиться в суд за установлением факта проживания в спорном жилье на условиях договора социального найма жилья и включении ее в список лиц, подлежащих переселению по региональной адресной программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Амурской области на период 2019-2025 годов», утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 29.03.2019 года№ 152».
На основании вышеизложенного, просит суд установить факт проживания в <адрес> по адресу: <адрес>, на условиях договора социального найма жилья. Признать Рунову Е.А. подлежащей переселению из аварийного жилья по региональной адресной программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Амурской области на период 2019-2025 годов», утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 29.03.2019 года № 152», и включить в список граждан, подлежащих переселению по данной программе.
В судебное заседание истец Рунова не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие уточнив исковые требования и просила суд признать за ней право пользования жилым помещением на условиях социального найма, признать ее подлежащей переселению из аварийного жилья по региональной адресной программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Амурской области на период 2019 - 2025 годов», утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 29.03.2019 года №», и включить в список граждан, подлежащих переселению по данной программе.
Представитель ответчика – Администрации Талданского сельсовета Сковородинского района Амурской области, в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания был извещен своевременно и надлежащим образом, обратился с ходатайством о рассмотрении данного дела в его отсутствие. Также представили заявление о признании исковых требований в полном объеме.
Третьи лица на стороне ответчика - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Амурской области, Министерство финансов Амурской области, Администрация Сковородинского района, должным образом извещенные о месте и времени проведения судебного заседания, своих представителей в суд не направили, о причинах неявки не сообщили.
Суд, руководствуясь положениями ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца, представителя ответчика, представителей третьих лиц - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, Министерства жилищно-коммунального хозяйства Амурской области, Министерства финансов Амурской области, Администрации Сковородинского района.
Исследовав позицию ответчика, материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище; никто не может быть произвольно лишен жилища (ст.40 часть 1).
В силу ст.5 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса РФ, Жилищный кодекс РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральными законом.
Из установленных судом обстоятельств следует, что спорные жилищные правоотношения носят длящийся характер, возникли в период действия прежнего законодательства и продолжают действовать после вступления в законную силу ЖК РФ, требования истца о признании права пользования жилым помещением заявлены после введения Жилищного кодекса РФ, поэтому при разрешении спора подлежат применению нормы ЖК РФ.
В силу ст.7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежащих государственным или муниципальным предприятиям либо государственным, либо муниципальным учреждениям, использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма.
Ст.60 ЖК РФ предусмотрено, что по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
Судом установлено, что муниципальное образование Талданский сельсовет является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
Также установлено, что Рунова Е.А. зарегистрирована и проживает в жилом помещении – <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствует отметка в паспорте на имя Руновой Е.А.
Из копий квитанций следует, что абонентом по оплате коммунальных услуг по адресу: <адрес>, является Рунова Е.А.
Как установлено в судебном заседании, квартира, расположенная по адресу: <адрес>, была предоставлена Руновой Е.А. администрацией Талданского сельсовета, Рунова Е.А. несет бремя по содержанию и ремонту данного жилого помещения, является плательщиком коммунальных услуг.
Поскольку в судебном заседании установлено и не представлено доказательств обратному, что вселение истца в спорное жилое помещение произошло в период действия Жилищного кодекса РСФСР, следовательно, к отношениям по вселению, следует применять Жилищный кодекс РСФСР.
Исходя из положений ст.ст.50,51 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего в период вселения истца Шаповаловой Г.И. в 1979 году, заключение договора найма жилого помещения в письменной форме в обязательном порядке не требовалось.
Согласно ст.47 ЖК РСФСР, ордер на жилое помещение являлся основанием для вселения в жилое помещение. Однако отсутствие у гражданина ордера на занятие жилого помещения при фактическом вселении в предоставленное жилое помещение, проживании в нем и исполнении обязанностей нанимателя само по себе не может служить препятствием к возникновению у такого лица права пользования жилым помещением.
Документов, свидетельствующих о том, что право истца Рунова Е.А. на постоянное проживание в жилом помещении по адресу: <адрес>, было оспорено, в материалах дела не имеется.
Не заявлялось соответствующих требований и при рассмотрении настоящего дела.
Учитывая, что истец Рунова Е.А. была вселена в спорное жилое помещение с соблюдением установленного порядка, то есть, на законных основаниях, то она приобрела право пользования спорной квартирой на условиях социального найма, каких-либо требований к ней о незаконности проживания в спорном жилом помещении не предъявлялось.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что между Руновой Е.А. и администрацией Талданского сельсовета фактически сложились отношения по договору социального найма жилого помещения, по условиям которого, истцу предоставлено во владение и пользование жилое помещение по адресу: с <адрес>, она на законных основаниях занимает спорное жилое помещение, которое является собственностью муниципального образования Талданский сельсовет, на протяжении всего времени проживания несет бремя по его содержанию, иного жилого помещения в собственности не имеет. Более того, суд учитывает принцип правовой определенности, который предполагает стабильность правового регулирования и существующих правоотношений с тем, чтобы участники существующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально-признанного статуса и приобретенных прав
При таких обстоятельствах, судом усматриваются основания для признания за Руновой Е.А. права пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, на условиях социального найма, с момента предоставления указанного жилого помещения.
Также истцом Руновой Е.А. заявлено требование о признании за ней права на переселение из аварийного жилья и включении в список граждан, подлежащих переселению.
Согласно п.8 ч.1 ст.14 ЖК РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится, в том числе и признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
В силу ч.4 ст.15 ЖК РФ, жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Пунктом 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» в настоящее время признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в обеспечение переселения настоящем Положении требованиям.
В силу абзаца 2 п.49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением Правительства Амурской области от 29 марта 2019 года N 152 утверждена региональная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Амурской области на период 2019-2025 годов».
Согласно данной Программе, в ее основные цели и задачи входит финансовое и организационное обеспечение переселения граждан из аварийных многоквартирных домов в муниципальных образованиях, признанных таковыми до 1 января 2017 года в установленном порядке в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, собственники помещений в которых проявили готовность участвовать в Программе, создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан на территории муниципальных образований. Приобретение жилых помещений в многоквартирных домах, а также в жилых домах, указанных в п.2 ч.2 ст.49 ГК РФ (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено), и строительство таких домов, в том числе для целей последующего предоставления гражданам жилых помещений по договору социального найма, или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, или договору найма жилого помещения маневренного фонда в связи с переселением из аварийного жилищного фонда, или договору мены с собственником жилого помещения аварийного жилищного фонда.
Из перечня аварийного жилого фонда на территории Сковородинского района, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, включен в перечень аварийных многоквартирных домов, подлежащих переселению.
Установлено, что 20 апреля 2021 года Рунова Е.А. обратилась в Администрацию Талданского сельсовета с заявлением о включении ее в список граждан, подлежащих переселению из аварийного жилья.
Из ответа администрации Талданского сельсовета от 20 апреля 2021 года следует, что Руновой Е.А. отказано во включении в список граждан, подлежащих переселению из аварийного жилья, по причине того, что договор социального найма жилого помещения был заключен позже указанного срока.
Как следует из установленных выше обстоятельств, рассматривая заявление Руновой Е.А. о признании за ней права на переселение из аварийного жилого помещения в рамках адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Амурской области на период 2019-2025 годов» и включении в список граждан, подлежащих переселению, данный вопрос администрацией Талданского сельсовета Сковородинского района фактически не разрешался, поскольку истцу было отказано на первоначальном этапе рассмотрения поданного заявления по причине заключения договора социального найма после признании дома аварийным.
Таким образом, вопрос о признании за Руновой Е.А. права на переселение и включении в список граждан, подлежащих переселению из аварийного жилого помещения в рамках адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Амурской области на период 2019-2025 годов», по существу не разрешался, необходимые критерии для возможности реализации данных жилищных прав истца не устанавливались.
При указанных обстоятельствах, возложение на Администрацию Талданского сельсовета Сковородинского района обязанности по включению Руновой Е.А. в список граждан, подлежащих переселению из аварийного жилого помещения, при том, что указанный вопрос находится в исключительной компетенции органа местного самоуправления, недопустимо.
Поскольку реализация права на предоставление жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке по общему правилу, установленному ст. 52 ЖК РФ, осуществляется в рамках процедуры постановки на соответствующий учет в органах местного самоуправления, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца Руновой Е.А. в части признания подлежащими переселению из аварийного жилья и включении в список лиц, подлежащих переселению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд,
р е ш и л :
Исковые требования Руновой ФИО10 к Администрации Талданского сельсовета Сковородинского района Амурской области о признании права пользования на условиях социального найма и признании подлежащей переселению из аварийного жилья, удовлетворить частично.
Признать за Руновой ФИО10 право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, на условиях социального найма жилого помещения.
В остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Сковородинский районный суд в течение месяца со дня его вынесения.
Судья С.Ю. Петрашко