Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-232/2021 (2-2696/2020;) ~ М-1421/2020 от 11.06.2020

Дело № 2-232/2021

24RS0013-01-2020-001971-42

З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

30 июля 2021 года п. Емельяново

Емельяновский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего - судьи Адиканко Л.Г.

при секретаре Криусенко А.Е.,

с участием помощника прокурора Подзолко О.С.,

представителя ФГКУ «УЛХиП» Бабушкина А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Военного прокурора Красноярского гарнизона в интересах Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации к ФИО1 об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения, устранении препятствий в пользовании земельным участком,

У С Т А Н О В И Л :

Военный прокурор Красноярского гарнизона, действуя в интересах Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации, обратился в суд с иском к ряду граждан, в том числе, к ФИО1, в котором просил признать отсутствующим право собственности ответчика на земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, аннулировать записи в ЕГРН о правах на данный земельный участок, снять его с государственного кадастрового учета, а также возложить на ответчика обязанность устранить препятствия в пользовании участком, путем его приведения в первоначальное состояние.

На основании ст. 151 ГПК РФ, определением от ДД.ММ.ГГГГ требования прокурора к ФИО1 выделены в отдельное производство.

Уточнив требования иска в порядке ст. 39 ГПК РФ, прокурор просил истребовать земельный участок с кадастровым номером из чужого незаконного владения ответчицы, обязав ее устранить препятствия в пользовании данным земельным участком путем сноса ограждения, возведенного на данном земельном участке; просил исключить из ЕГРН сведения о местоположении и площади спорного земельного участка.

Требования иска мотивированы тем, что в соответствии с государственным актом на право пользования землей от ДД.ММ.ГГГГ за Красноярской КЭЧ в бессрочное безвозмездное пользование закреплено 12630 га земли в целях обеспечения нужд Министерства обороны Российской Федерации. В соответствии с планом землепользования, Красноярской КЭЧ предоставлено два земельных участка площадью 1584 га (15840000 кв.м.) и 11046 га (110460000 кв.м.). Согласно свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, собственником земельного участка с кадастровым номером площадью 110460000 кв.м. является Российская Федерация. Данный земельный участок имеет вид разрешенного использования – для нужд Министерства обороны РФ, и на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, как правопреемнику Красноярской КЭЧ. Земельный участок с кадастровым номером внесен в ГКН ДД.ММ.ГГГГ. Приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны России от ДД.ММ.ГГГГ данный земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования Министерства обороны РФ». В ходе проведенной Военной прокуратурой Красноярского гарнизона проверки сохранности государственной собственности в части законности использования земель обороны и безопасности государства, установлено, что администрацией Шуваевского сельсовета <адрес> на основании постановления от ДД.ММ.ГГГГ осуществляется предоставление земельных участков в собственность гражданам.

На основании выписки из похозяйственной книги от ДД.ММ.ГГГГ, выданной администрацией Шуваевского сельсовета, ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером . ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 заключила договор купли-продажи указанного земельного участка с ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ, на основании соглашения о разделе общего имущества супругов, право собственности на участок с кадастровым номером зарегистрировано за ФИО1 Постановлением администрации Шуваевского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ утверждена схема расположения земельного участка с кадастровым номером . Соглашением о перераспределении от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между администрацией Шуваевского сельсовета и ФИО1, земельного участок с кадастровым номером отнесен к собственности ФИО1 На основании межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ земельные участки с кадастровыми номерами и объединены в земельный участок с кадастровым номером , право собственности на который зарегистрировано за ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ.

Границы земельного участка с кадастровым номером были установлены и закреплены в 1981 году, данный земельный участок находится в федеральной собственности и является имуществом Вооруженных Сил России; принадлежащий ответчику земельный участок расположен в границах земельного участка . Спорный земельный участок ответчицы, как часть земельного участка военного назначения, находящегося в федеральной собственности, не мог быть предоставлен гражданину на основании свидетельства на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей, следовательно, спорным участком распорядились неуполномоченные лица, и право собственности ответчика на участок приобретено незаконно. Участок ответчицы находится в границах зоны с особыми условиями использования территории - запретная зона военного объекта.

В судебном заседании помощник Военного прокурора Красноярского гарнизона ФИО4 требования иска с учетом их уточнения поддерживал, на удовлетворении иска настаивал, пояснил, что земельный участок с кадастровым номером является военным объектом – Арейское участковое лесничество. Границы участка 24:11:0000000:29 в ЕГРН не внесены, но их местоположение определяется лесоустроительной документацией. Иных военных объектов на спорной территории, помимо военного лесничества, не имеется. Несмотря на то, что в ЕГРН отсутствуют сведения о местоположении границ участка , сведения о границах данного участка, как военного объекта, определяются материалами лесоустройства 2002-2003 гг. Участок ответчицы площадью 2653 кв.м. частично находится в границах участка Министерства обороны РФ, площадь наложения составляет 1469 кв.м., площадь наложения на границы запретной зоны военного объекта составляет 1593 кв.м.

Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явилась, причины неявки не сообщила, о времени и месте слушания дела извещалась заблаговременно и надлежаще, об отложении дела слушанием не просила.

Представитель ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны РФ ФИО7 в судебном заседании требования прокурора поддержал, пояснил, что спорный земельный участок частично расположен в границах военного объекта – Арейское участковое лесничество, в квартале 51 выдел 17 -18 Красноярского лесничества Министерства обороны РФ – филиала ФГКУ «УЛХиП» Минобороны России, располагающегося на земельном участке с кадастровым номером . Министерство обороны РФ от земельного участка с кадастровым номером 24:11:0000000:0029 не отказывалось, согласия на выдел из него территории для образования участка не давало.

Представитель администрации <адрес> в судебное заседание не явился, причины неявки суду не сообщил, о времени и месте слушания дела извещался надлежащим образом. Согласно представленных в дело возражений, сведения о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером в ЕГРН не внесены, на момент формирования спорного участка отсутствовали также данные об ограничениях на использование земельного участка; право ответчика на участок возникло ранее, чем сведения об охранной зоне внесены в ЕГРН. В целях обеспечения баланса интересов сторон, полагал необходимым исключение земельного участка ответчика из особо охраняемой зоны военного лесничества. Полагал, что истцом пропущен срок исковой давности, составляющий три года (л.д. 177 т. 1).

Представитель ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие. Из имеющегося в деле отзыва на иск, спорный земельной участок на учете у Учреждения не состоит, в ходе реорганизационных мероприятий Учреждению не передавался, отдельными приказами Министерства обороны РФ и Директора Департамента имущественных отношений за Учреждением не закреплялся. Спорный земельный участок частично попадает в границу запретной зоны военного объекта – Красноярское лесничество Министерства обороны РФ, установленной постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ ; ФГКУ «Сибирское ТУИО» Министерства обороны РФ не входит в состав межведомственной комиссии, которой принималось решение о необходимости установления запретной зоны (л.д. 125-128 т. 1).

Представители администрации Шуваевского сельсовета <адрес>, Управления Федеральной службы государственной регистрации и картографии по <адрес> в судебное заседание не явились, причины неявки не сообщили, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом.

Руководствуясь ст.ст. 167, 233 ГПК РФ, суд нашел возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц, в том числе, ответчика, в порядке заочного производства.

Выслушав явившихся участников судебного разбирательства и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ) закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

На основании ст. 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.

В силу ст. 302 ГК РФ если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли.

В соответствии со ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

В силу ст. 60 Земельного кодекса Российской Федерации нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях самовольного занятия земельного участка.

Согласно части 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЗК РФ) земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В силу ст. 7 ЗК РФ, земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли лесного фонда.

Таким образом, земли обороны в соответствии со статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации составляют самостоятельную категорию земель Российской Федерации.

Согласно ст. 15 ЗК РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

На основании ч. 1 ст. 93 ЗК РФ землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются, или предназначены для обеспечения деятельности Вооружённых сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций и предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооружённой защите целостности и неприкосновенности территорий Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным ЗК РФ федеральными законами.

В соответствии с п.п. 1-5 постановления Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 № 405 «Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения санкционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны» определен порядок установления запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны; «военные объекты» - существующие или планируемые к строительству полигоны, аэродромы, узлы связи, базы, склады, арсеналы и иные используемые для нужд обороны страны и безопасности государства объекты, а также объекты недвижимого имущества, расположенные на позициях войск и воинских частей, на стационарных пунктах управления, в военных научно-исследовательских организациях, комплексы зданий и отдельные здания, строения и сооружения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны; «запретная зона» - территория вокруг военного объекта, включающая земельный участок, на котором он размещен, в границах которой в соответствии с настоящим Положением запрещается или ограничивается хозяйственная и иная деятельность с целью обеспечения безопасности населения при функционировании военного объекта и возникновении на нем чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или совершении террористического акта; «зона охраняемого военного объекта» - территория, в границах которой ограничивается строительство объектов капитального строительства, предусматривающих эксплуатацию оборудования, создающего искусственные, в том числе индустриальные, радиопомехи, а также использование стационарного или переносного приемо-передающего оборудования, препятствующего нормальному функционированию военного объекта; «охранная зона военного объекта» - территория, в границах которой принимаются особые меры по обеспечению безопасного функционирования и защите военного объекта, включающие меры по обеспечению безопасного хранения вооружения, военной техники, ракет и боеприпасов, а также иного имущества военного назначения при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или совершении террористического акта. Запретные зоны и специальные зоны являются территориями с особыми условиями использования находящихся в их границах земельных участков.

В границах запретной зоны могут (при необходимости) устанавливаться зоны охраняемых военных объектов и охранные зоны военных объектов.

Как установлено ст.ст. 7, 9 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит, в том числе, из реестра объектов недвижимости (далее также - кадастр недвижимости); реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (далее также - реестр прав на недвижимость). Орган регистрации прав вносит в Единый государственный реестр недвижимости сведения на основании документов, поступивших в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

В реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, а также дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости. В реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках с ним, в том числе, вид зарегистрированного ограничения права или обременения объекта недвижимости, номер регистрации и дата государственной регистрации таких ограничения или обременения.

Статьей 60 ЗК РФ установлено, что действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии с п. 10 ст. 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ «Об обороне», земли и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, находятся в федеральной собственности.

В силу ст. 23 Лесного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЛК РФ) расположенные на землях обороны и безопасности леса относятся к лесному фонду.

Согласно ст. 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Согласно ст. 6 ЛК РФ границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности, а определение границ лесного участка категории земель лесного фонда, обороны и безопасности, поселений, особо охраняемых природных территорий в соответствии со ст. 67, ч. 3 ст. 23 ЛК РФ осуществляется в ходе проведения работ по лесоустройству.

Основной лесной картой является лесоустроительный планшет, составленный на геодезической и топографической основе в соответствии с Инструкцией по проведению лесоустройства в лесном фонде России, утвержденной Приказом Рослесхоза .

В силу требований ст. 91 ЛК РФ, раздела 10 Лесоустроительной инструкции, утверждённой Приказом Рослесхоза ДД.ММ.ГГГГ , Приказа Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении форм ведения государственного лесного реестра» именно карты-схемы, лесоустроительные планшеты и таксационные описания лесотаксационных выделов являются основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр и её изменений.

В соответствии со ст. 7 ЛК РФ лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 ЛК РФ.

Как установлено п. 2 ст. 69 ЛК РФ, местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, частям лесотаксационных выделов, их границам и площади.

В соответствии с п. 6 ст. 47 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» лесной участок соответствует участку лесного фонда.

Пунктом 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» также разъяснено, что собственник вправе истребовать свое имущество от лица, у которого оно фактически находится в незаконном владении.

В пункте 36 названного постановления Пленумов разъяснено, что лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, должно доказать свое право собственности на имущество, находящееся во владении ответчика. Доказательством права собственности на недвижимое имущество является выписка из ЕГРП. При отсутствии государственной регистрации право собственности доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца.

По смыслу приведенных норм права и акта их разъяснения, юридически значимыми и подлежащими доказыванию обстоятельствами являлись наличие у истца права на имеющееся в натуре недвижимое имущество, а также незаконность владения этим имуществом или его частью конкретным лицом (лицами).

В силу ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Как установлено в судебном заседании, в соответствии с государственным актом на право пользования землей от ДД.ММ.ГГГГ за КЭЧ <адрес> в бессрочное безвозмездное пользование закреплено 12630 га земли в целях обеспечения нужд Министерства обороны СССР (л.д. 43-45 т. 1).

Согласно плана землепользования, Красноярской КЭЧ предоставлено два земельных участка площадью 1584 га (15840000 кв.м.) и 11046 га (110460000 кв.м.) (л.д. 46-47).

Из имеющегося в деле свидетельства, ДД.ММ.ГГГГ органами Росрегистрации осуществлена регистрация права государственной собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером площадью 110460000 кв.м. категории земель – земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения; разрешенного использования - для нужд Министерства Обороны СССР, расположенного по адресу: Россия, <адрес> (л.д. 42 т. 1).

Кадастровый план земельного участка с кадастровым номером 24:11:000000:0029 содержит план границ земельного участка по внешнему контуру без определения геодезических данных углов поворота границ (л.д. 241-242 т. 1).

Приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером площадью 110460000 кв.м. с местоположением: <адрес>, предоставлен государственному учреждению Красноярская квартирно-эксплуатационная часть на праве постоянного (бессрочного) пользования (л.д. 243-246 т.1).

Согласно передаточному акту от ДД.ММ.ГГГГ, ФГУ «Красноярская КЭЧ» передает, а ФГУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации принимает все права и обязанности реорганизуемого учреждения «Красноярская КЭЧ», имущество балансовой стоимостью 4024424587,94 рублей с момента подписания указанного передаточного акта.

В составе передаваемых земельных участков указан, в том числе, земельный участок с кадастровым номером площадью 110460000 кв.м., расположенный в <адрес>, предоставленный для нужд обороны (л.д. 247-249 т. 1).

Приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны России от ДД.ММ.ГГГГ прекращено право постоянного бессрочного пользования Красноярской КЭЧ на земельный участок с кадастровым номером , данный объект предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны РФ (л.д. 186 т. 1).

Из выписки из ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером следует, что указанный земельный участок поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, ранее присвоенным учетным номером участка являлся кадастровый ; участок имеет категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; видом разрешенного использования - для нужд Министерства Обороны СССР; границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.

Согласно выписки, ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности России на данный объект; правообладателем участка на праве постоянного (бессрочного) пользования с ДД.ММ.ГГГГ является ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации (л.д. 187-188 т. 1).

Постановлением администрации Шуваевского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ постановлено выдать всем гражданам, проживающим на территории администрации, временные свидетельства на земельные участки, предоставленные бесплатно в собственность для ведения личных подсобных хозяйств из фонда администрации (т. 1 л.д. 41).

В ходе судебного разбирательства установлено, что ДД.ММ.ГГГГ, на основании выписки из похозяйственной книги о наличии у ФИО5 права на земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ , на государственный кадастровый учет со статусом «ранее учтенный» поставлен земельный участок с кадастровым номером по адресу: <адрес> площадью 1133 кв.м.

ДД.ММ.ГГГГ на государственный кадастровый учет со статусом «ранее учтенный» был поставлен земельный участок с кадастровым номером по адресу: <адрес> площадью 1133 кв.м.

На основании постановления администрации Шуваевского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 79 т.1), путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером с землями неразграниченной государственной собственности, образован земельный участок с кадастровым номером площадью 1520 кв.м. по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, с. (л.д. 80-81 т. 1).

Путем объединения земельных участков с кадастровыми номерами и образован земельный участок с кадастровым номером площадью 2653 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ органами Росреестра по <адрес> произведена государственная регистрация права собственности ФИО1 на земельный участок с кадастровым номером , что следует из выписки из ЕГРН (л.д. 104 т.1).

Определением от ДД.ММ.ГГГГ по настоящему делу назначено проведение землеустроительной экспертизы (л.д. 167-168 т.1).

Согласно заключения ООО «Кадастровый центр» от ДД.ММ.ГГГГ, фактическое местоположение границ и фактическая площадь земельного участка не соответствуют сведениям о местоположении и площади по данным ЕГРН, а именно, фактические границы смещены в северном направлении от границ, сведения о которых содержатся в ЕГРН; фактическая площадь участка составляет 2939 кв.м., в то время, как по данным реестрового учета площадь участка составляет 2653 кв.м.

Экспертом установлено, что земельный участок с кадастровым номером частично расположен в зоне с особыми условиями использования территории с реестровым номером 24:00-6.18519 – «Запретная зона военного объекта - Красноярское лесничество Министерства обороны Российской Федерации», установленной на основании постановления Правительства Российской Федерации «Об установлении запретных зон и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил РФ» от ДД.ММ.ГГГГ ; на основании карты (плана) объекта землеустройства от ДД.ММ.ГГГГ, изготовленных ООО «Оборонкадастр»; сведения о местоположении данной зоны внесены в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждено выпиской из ЕГРН, представленной в дело.

Согласно заключения, площадь наложения на границы зоны с особыми условиями использования территории составила 1593 кв.м.

При проведении исследования по вопросу установления наложения реестровых границ земельного участка с кадастровым номером на земли лесного фонда Министерства обороны Российской Федерации – земельный участок с кадастровым номером , экспертами исследован предоставленный картографический материал в отношении спорной территории - фрагмент планшета 9, изготовленного Восточно-Сибирского лесоустроительного предприятия В/О «Леспроект» 1971 году в масштабе 1:10000 (Юргинское лесничество Красноярского управления лесного хозяйства) и фрагмент планшета 7, изготовленного ФГУП «Восточно-Сибирское государственное лесоустроительное предприятие» в 2002 году в масштабе 1:10000 (Красноярское Военное лесничество <адрес>).

С целью определения местоположения земельного участка с кадастровым номером относительно земель Министерства обороны Российской Федерации, данные планшетов переведены экспертом в растровое изображение путем сканирования материалов с дальнейшей векторизацией растровых данных в местной системе координат СК 167 (зона 4), применяемой для ведения ЕГРН на территории <адрес>, в программе MapInfo.

Согласно исследовательской части заключения, для привязки планшета 9 и планшета 7, в виде растрового изображения в ГИС MapInfo, произведено «электронное скалывание» координат с уже геопривязанной карты – космоснимки с GoogleПланетаЗемляProверсии7.3, являющиеся достоверным источником информации для извлечения координат на нужный фрагмент земной поверхности.

Разместив растр (планшет лесоустройства) с приведением в систему координат топографической основы, экспертом сформирована растровая подложка с целью использования ее для совмещения планшета лесоустройства с данными Единого государственного реестра недвижимости, что позволило совмещение границ земельного участка с кадастровым номером с границами земельного участка с кадастровым номером относительно друг друга.

В результате применения картометрического метода определения координат, экспертом вычислено положение точек границ земельного участка с кадастровым номером в части пересечения границ земельного участка с кадастровым номером путем перевода материалов лесоустройства (фрагмент планшета 7 и фрагмент планшета 9) в растровое изображение в МСК 167 (зона 4), представленного для проведения судебной землеустроительной экспертизы.

При сопоставлении границ земельного участка , и границ земельного участка с кадастровым номером , местоположение которого определено в соответствии материалами лесоустройства, экспертом установлено, что земельный участок с кадастровым номером полностью расположен в границах земельного участка по состоянию на 1971 год – квартал 44, часть выдела 5 Юргинского лесничества Красноярского управления лесного хозяйства; частично расположен в границах земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 2002 год – квартал 51 часть выдела 17 Красноярского лесничества Министерства обороны Российской Федерации – площадь наложения 1469 кв.м.

Указанные выводы сделаны, исходя из анализа представленных ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны РФ материалов лесоустройства - фрагмента планшета 9, изготовленного Восточно-Сибирским лесоустроительным предприятием В/О «Леспроект» в 1971 году, а также фрагмента планшета 7 Красноярского военного лесничества <адрес>, лесоустройства 2002 года, составленного на основе топокарт 1978 года издания ФГУП «Восточно-Сибирское государственное лесоустроительное предприятие».

Примененный экспертом картометрический метод исследования обусловлен отсутствием геодезических данных (координат) о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером .

Оснований сомневаться в выводах экспертов у суда не имеется, поскольку заключение содержит подробное описание проведенного исследования, соответствует требованиям ст. 85 ГПК РФ, подготовлено специалистами, имеющими необходимое образование; до дачи заключения эксперты предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

Представленные материалы лесоустройства Красноярского военного лесничества, лесоустроительные планшеты являются надлежащими доказательствами, подтверждающими нахождение спорного участка в границах военного объекта.

Использованные экспертом методы исследования не вызывают сомнений в правильности выводов о том, что спорный земельный участок с кадастровым номером находится в границах земель военного объекта – Красноярское военное лесничество, расположенного на земельном участке с кадастровым номером , находящемся в федеральной собственности.

Примененный экспертом картометрический метод в полной мере отвечает характеру исследования с учетом отсутствия геодезических данных (координат) о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером .

Оснований сомневаться в правильности выводов эксперта у суда не имеется, заключение экспертизы стороной ответчика, по сути, не оспорено.

Разрешая требования иска, суд учитывает, что согласно п.9 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

С момента предоставления земельного участка по Государственному акту № А-1 КЭЧ Красноярского района данный объект принадлежал названному учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования.

В соответствии со статьей 93 Земельного кодекса РФ, землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами.

Пунктом 10 статьи 1 Федерального закона «Об обороне» определено, что земли, леса, воды и другие природные объекты, предоставленные Вооруженным Силам Российской Федерации, другим войскам, воинским формированиям и органам, находятся в федеральной собственности.

Таким образом, с момента передачи земельного участка площадью 110460000 кв.м. для нужд Министерства обороны Российской Федерации, данный земельный участок является федеральной собственностью в силу закона.

В силу пункта 1 статьи 45 ЗК РФ право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком прекращается при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены статьей 53 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 3 статьи 53 ЗК РФ, к заявлениям об отказе от права пользования земельным участком юридических лиц, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и государственных и муниципальных предприятий должен быть приложен документ, подтверждающий согласие органа, создавшего соответствующее юридическое лицо, или иного действующего от имени учредителя органа на отказ от права постоянного бессрочного пользования.

В силу пункта 2 статьи 13 Федерального закона «Об обороне» управление Вооруженными силами Российской Федерации осуществляет Министр обороны Российской Федерации через Министерство обороны Российской Федерации.

Согласно подпункту 71 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , Министерство обороны осуществляет в переделах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным силам.

Из содержания указанных норм права и их системного толкования следует, что для распоряжения земельным участком, закрепленным за Вооруженными силами РФ, необходимо наличие решения уполномоченного лица Министерства обороны РФ.

Доказательства, свидетельствующие об отказе Министерства обороны Российской Федерации от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером , в границах которого расположен участок, принадлежащий ответчику, в деле не имеется. На наличие таких доказательств сторона ответчика и третьи лица не ссылались.

Из акта выбора и обследования земельных участков по установлению черты населенного пункта д. Совхоз Сибиряк от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленного комиссией, в том числе, с участием представителей Красноярской КЭЧ, на основании распоряжения главы Емельяновского района от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что включение земельных участков в черту населенного пункта не влечет прекращения права собственности на землю, права землевладения и землепользования, в том числе, аренды, до их изъятия в случаях, предусмотренных законодательством.

Из акта технического обследования земельных участков, включаемых в черту д. Совхоз «Сибиряк» от ДД.ММ.ГГГГ, Красноярской КЭЧ было согласовано установление границы населенного пункта с включением в нее 22,87 га земли без изъятия; участок расположен в кварталах 44 и 45.

Согласно пояснений представителя ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Минобороны РФ, а также заключения судебной землеустроительной экспертизы, спорный земельный участок расположен в 51 квартале Арейского участкового лесничества.

Исходя из Генерального плана МО Шуваевский сельсовет, установление границ <адрес> произведено без согласования с Министерством обороны Российской Федерации.

Данные обстоятельства указывают на то, что территория земель 51 квартала включена в границы населенного пункта <адрес> «Сибиряк» без согласования с собственником.

Доказательств изменения целевого назначения и категории земельного участка , а также изъятия данного земельного участка у Красноярской КЭЧ в соответствии с порядком, установленным Земельным кодексом РСФСР 1970 года, Основами законодательства СССР и союзных республик о земле 1990 года, статьями 28, 29 Земельного кодекса РСФСР 1991 года, Земельным кодексом Российской Федерации, суду не представлено.

Зарегистрированное на указанный земельный участок право собственности Российской Федерации не прекращено.

При установленных судом обстоятельствах, свидетельствующих о том, что спорный земельный участок частично находится в границах земель военного объекта – Арейское военное лесничество, расположенного на земельном участке с кадастровым номером , находящемся в федеральной собственности, в отсутствие доказательств, свидетельствующих о том, что формирование земельного участка с кадастровым номером осуществлено с согласия собственника земельного участка , суд находит, что образование спорного земельного участка, как объекта права, повлекло нарушение прав и законных интересов собственника участка .

При установленных судом обстоятельствах, связанных с выбытием данного объекта из собственности Российской Федерации в отсутствие воли собственника на отчуждение, ФИО1 не может быть признана добросовестным приобретателем такого объекта.

Согласно правовой позиции, изложенной в абзаце 3 пункта 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», ответчик может быть признан добросовестным приобретателем имущества при условии, если сделка, по которой он приобрел владение спорным имуществом, отвечает признакам действительности сделки во всем, за исключением того, что она совершена неуправомоченным отчуждателем.

Оценивая установленные обстоятельства в их совокупности, суд считает, что формирование земельного участка с кадастровым номером нарушает права Российской Федерации - собственника земельного участка .

Представленными суду доказательствами подтверждается, что данный объект выбыл из владения собственника - Российской Федерации помимо его воли; отчуждение участка земель обороны произведено органом местного самоуправления в отсутствие у него полномочий на распоряжение таким участком, который не входил в состав земель не разграниченной государственной собственности, а входил в состав земель обороны Российской Федерации, являясь федеральной собственностью.

Отсутствие в ЕГРН сведений о местоположении границ земельного участка не является основанием для распоряжения данным участком органами местного самоуправления и иными лицами.

Зарегистрированное на земельный участок с кадастровым номером право собственности Российской Федерации не прекращено, не оспорено в установленном порядке.

Анализируя установленные в судебном заседании обстоятельства в их совокупности, установив обоснованность доводов истца о том, что в собственности ответчика находится земельный участок с кадастровым номером , сформированный в границах земельного участка федеральной собственности, переданного Министерству обороны РФ, учитывая, что в силу ст. 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения, суд считает необходимым истребовать из чужого незаконного владения ответчика земельный участок с кадастровым номером с кадастровым номером .

Исходя из того, что запретная зона военного объекта совпадает с границами Красноярского лесничества Министерства обороны Российской Федерации согласно материалов лесоустройства 2002 года, установив, что площадь наложения военного объекта на границы участка составляет 1469 кв.м., установленное экспертом наложение указанного участка на запретную зону площадью 1593 кв.м. не влечет истребования у ответчика участка площадью 1593 кв.м., поскольку координаты границ запретной зоны установлены неверно.

Оценивая доводы представителя администрации Емельяновского района о пропуске истцом сроков исковой давности, суд учитывает, что в силу статьи 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Общий срок исковой давности составляет три года (статья 196 Кодекса).

Согласно пункту 1 статьи 200 указанного кодекса течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

Применительно к статьям 301, 302 этого же кодекса срок давности по иску об истребовании недвижимого имущества из чужого незаконного владения начинает течь с момента, когда лицо узнало или должно было узнать о том, что недвижимое имущество выбыло из его владения и его право на названное недвижимое имущество нарушено.

В пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 г. N 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» разъяснено, что по смыслу пункта 1 статьи 200 ГК РФ при обращении в суд органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций или граждан с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц в случаях, когда такое право им предоставлено законом (часть 1 статьи 45 и часть 1 статьи 46 ГПК РФ), начало течения срока исковой давности определяется исходя из того, когда о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права, узнало или должно было узнать лицо, в интересах которого подано такое заявление.

Ссылаясь на пропуск истцом срока исковой давности, представитель третьего лица ссылался на то, что о формировании земельных участков в границах участка с кадастровым номером Министерству обороны РФ стало известно в 2013 году, при рассмотрении Арбитражным судом дела № , в процессе разрешения которого проведена землеустроительная экспертиза.

Вместе с тем, изучив заключение (л.д. 50-58 т. 1), судом установлено, что земельный участок предметом исследования не являлся, его нахождение в границах участка экспертами не проверялось.

При разрешении настоящего дела судом установлено, что сведения о местоположении границ земельного участка в ЕГРН отсутствуют, на местности границы данного объекта межевыми знаками не закреплены. С учетом того, что общая площадь участка военного объекта составляет более 11000 га, установление наложения на данную территорию участка площадью 1469 кв.м. является затруднительным, требующим проведения специальных исследований.

Установление границ зоны с особыми условиями использования территории, сведения о которой внесены в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ основанием для исчисления срока течения исковой давности с указанного момента не являются, поскольку при установлении границ данной зоны межевые работы с натурным обследованием территории не проводились, и внесенные в ЕГРН сведения о местоположении границ такой зоны не достаточно точны.

Из представленных истцом материалов, о нахождении в границах участка федеральной собственности поставленных на кадастровый учет иных земельных участков, стало известно из сообщения Федеральной службы безопасности РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

С настоящим иском военный прокурор Красноярского гарнизона, действуя в интересах Российской Федерации в лице Министерства обороны РФ, обратился в суд ДД.ММ.ГГГГ, то есть, в пределах трехлетнего срока.

Спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 62 т.1), тем самым, обращение прокурора в суд ДД.ММ.ГГГГ имело место до истечения 10-летнего срока давности.

Само по себе формирование спорного земельного участка, его постановка на кадастровый учет и государственная регистрация права собственности ответчика, не является основанием полагать, что материальному истцу стало известно о нарушении его прав с 2016 года, поскольку, как установлено из материалов дела, местоположение границ участка определяется материалами лесоустройства военного объекта, не содержащего геодезических данных.

В силу специфичности военных объектов, отсутствие межевания территории земельного участка с кадастровым номером и публичных сведений о его местоположении, не свидетельствует о недобросовестности материального истца, как участника гражданского оборота в сфере земельных отношений.

11.08.2017 вступил в силу Федеральный закон от 29.07.2017 N 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка с определенной категории земель».

Принятие данного закона направлено на устранение взаимоисключающего характера сведений государственного лесного реестра и Единого государственного реестра недвижимости путем установления в предусмотренных законом случаях приоритета сведений Единого государственного реестра недвижимости над сведениями государственного лесного реестра.

Изменениями, внесенными этим Федеральным законом в ст. 4.6 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», предусмотрено, что информация о границах лесных участков и правах на них вносится в государственный лесной реестр на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости (пункт 5 статьи 7).

Положения Закона № 280-ФЗ от 29.07.2017 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» не являются основанием к отказу истцу в иске, поскольку спорный земельный участок с кадастровым номером был образован и предоставлен гражданину в собственность не на землях лесного фонда, а из состава земель военного объекта – Арейское участковое лесничество, право федеральной собственности на который зарегистрировано с 2007 года.

Анализируя установленные в судебном заседании обстоятельства в их совокупности, установив обоснованность доводов истца о том, что в собственности ответчика находится земельный участок с кадастровым номером , сформированный частично в границах земельного участка федеральной собственности, переданного Министерству обороны РФ в 2007 году, учитывая, что в силу ст. 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения, суд считает необходимым истребовать из чужого незаконного владения ответчика часть земельного участка с кадастровым номером с кадастровым номером площадью 1469 кв.м., находя правомерными требования о возложении на ответчика обязанности сноса ограждения, возведенного на землях участка .

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 235 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Военного прокурора Красноярского гарнизона в интересах Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации удовлетворить.

Истребовать из чужого незаконного владения ФИО1 в собственность Российской Федерации часть земельного участка с кадастровым номером площадью 1469 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> в координатах характерных точек поворота границ:

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

Обязать ФИО1 освободить земельный участок с кадастровым номером по адресу: <адрес> от ограждения, возведенного в части данного земельного участка, подлежащей истребованию в собственность Российской Федерации.

Настоящее решение является основанием для внесения в ЕГРН изменений о площади и местоположении границ земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения. Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда. Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Емельяновский районный суд в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления. Мотивированное решение изготовлено 08.08.2021. Председательствующий: подпись. КОПИЯ ВЕРНА.

Судья Емельяновского районного суда Л.Г. Адиканко

2-232/2021 (2-2696/2020;) ~ М-1421/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
военная прокуратура Красноярского края в лице Министерства обороны РФ
Ответчики
Калинина Марина Рафаильевна
Другие
ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Минобороны РФ
Админимстрация Шуваевского сельского совета Емельяновского района Красноярского края
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю
ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношениц" Министерства обороны РФ
Администрация Емельяновского района Красноярского края
Суд
Емельяновский районный суд Красноярского края
Судья
Адиканко Лариса Геннадьевна
Дело на странице суда
emel--krk.sudrf.ru
11.06.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.06.2020Передача материалов судье
11.06.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.06.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.06.2020Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
26.08.2020Предварительное судебное заседание
26.08.2020Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
19.11.2020Предварительное судебное заседание
19.11.2020Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
28.01.2021Предварительное судебное заседание
09.06.2021Производство по делу возобновлено
09.06.2021Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
16.06.2021Предварительное судебное заседание
16.06.2021Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
05.07.2021Предварительное судебное заседание
22.07.2021Судебное заседание
30.07.2021Судебное заседание
08.08.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.09.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее