Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-4919/2012 ~ М-4751/2012 от 31.10.2012

Дело № 2-4919/12

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 декабря 2012 года

Ленинский районный суд г.Смоленска

в составе:

председательствующего (судьи) Макаровой К.М.

при секретаре Барашковой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Филатова Ю. Е. к Областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Смоленское областное Бюро судебно-медицинской экспертизы», Федеральному казенному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Смоленской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о понуждении к проведению экспертизы на предмет определения степени утраты профессиональной трудоспособности,

установил:

Филатов Ю.Е. обратился в суд с иском к ОГБУЗ «Смоленское областное Бюро судебно-медицинской экспертизы» о возложении обязанности по проведению освидетельствования на предмет определения степени утраты профессиональной трудоспособности, указав, что действия ответчика по уклонению от проведения освидетельствования нарушают его права на представление документов в УМВД России по Смоленской области для оформления перерасчета суммы в возмещение вреда здоровью как инвалиду вследствие военной травмы в соответствии с действующим законодательством.

С учетом характера спорного правоотношения к участию в деле в качестве соответчика привлечено Федеральное казенное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Смоленской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее по тексту - ФКУ "ГБ МСЭ по Смоленской области" Минтруда России).

В судебном заседании Филатов Ю.Е. исковые требования поддержал в полном объеме. В обоснование иска Филатов Ю.Е. указал, что ему необоснованно было отказано в освидетельствовании на предмет установления степени утраты профессиональной трудоспособности двумя учреждениями - ОГБУЗ «Смоленское областное Бюро судебно-медицинской экспертизы», в последующем ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Смоленской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (ФКУ "ГБ МСЭ по Смоленской области" Минтруда России), что лишает его возможности представить документы УМВД России по Смоленской области для осуществления перерасчета суммы в возмещение вреда здоровью.

Представитель ответчика ОГБУЗ «Смоленское областное Бюро судебно-медицинской экспертизы» в судебное заседание не явился, ответчик извещен о времени и месте слушания дела.

Представитель соответчика ФКУ "ГБ МСЭ по Смоленской области" Минтруда России в письменных возражениях указал, что отсутствуют правовые основания для проведения медико-социальной экспертизы сотрудников органов внутренних дел на предмет установления степени утраты профессиональной трудоспособности.

Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с положениями ст.58 ФЗ РФ от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинской экспертизой является проводимое в установленном порядке исследование, направленное на установление состояния здоровья гражданина, в целях определения его способности осуществлять трудовую или иную деятельность, а также установления причинно-следственной связи между воздействием каких-либо событий, факторов и состоянием здоровья гражданина.

В Российской Федерации проводятся следующие виды медицинских экспертиз: экспертиза временной нетрудоспособности; медико-социальная экспертиза; военно-врачебная экспертиза; судебно-медицинская и судебно-психиатрическая экспертизы; экспертиза профессиональной пригодности и экспертиза связи заболевания с профессией; экспертиза качества медицинской помощи.

Медико-социальная экспертиза проводится в целях определения потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма. Медико-социальная экспертиза проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов (ст.60 закона).

Судебно-медицинская и судебно-психиатрическая экспертизы проводятся в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, в медицинских организациях экспертами в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной судебно-экспертной деятельности. Порядок проведения судебно-медицинской и судебно-психиатрической экспертиз и порядок определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ст.62 закона).

В частности, согласно п.5 ст.8 ФЗ РФ от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» на федеральные учреждения медико-социальной экспертизы возлагается определение степени утраты профессиональной трудоспособности.

В судебном заседании установлено, что Филатов Ю.Е. в связи с травмой, <данные изъяты>, является инвалидом <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ УМВД России по Смоленской области истцу было предложено представить в органы внутренних дел документы о степени утраты трудоспособности как лицу, являющемуся получателем денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, и имеющему право на перерасчет суммы денежной компенсации с учетом процента утраты профессиональной трудоспособности (л.д.5).

Филатов Ю.Е. обратился в ОГБУЗ «Смоленское областное Бюро судебно-медицинской экспертизы» по вопросу его освидетельствования с целью установления процента утраты профессиональной трудоспособности вследствие военной травмы, полученной при исполнении служебных обязанностей.

ОГБУЗ «Смоленское областное Бюро судебно-медицинской экспертизы» письмом ДД.ММ.ГГГГ уведомило Филатова Ю.Е. о том, что определение степени утраты профессиональной трудоспособности по личному обращению граждан не проводится; может быть произведено в рамках комиссионной судебно-медицинской экспертизы в случае поручения ее исполнения органами суда или следствия (л.д.3).

В связи с отказом ОГБУЗ «Смоленское областное Бюро судебно-медицинской экспертизы» в проведении освидетельствования истец Филатов Ю.Е. обратился в ФКУ "ГБ МСЭ по Смоленской области" Минтруда России, учреждением медико- социальной экспертизы также было отказано в проведении освидетельствования истца (л.д.4).

Указанные обстоятельства подтверждаются объяснениями сторон, письменными доказательствами и сторонами не оспаривались.

Действия ФКУ "ГБ МСЭ по Смоленской области" Минтруда России по отказу Филатов Ю.Е. как бывшему сотруднику органов внутренних дел в оказании государственной услуги по проведению освидетельствования на предмет установления степени утраты профессиональной трудоспособности являются необоснованными.

Нормативно-правовое регулирование в сфере проведения медико-социальной экспертизы претерпело изменения.

Постановлением Правительства РФ от 16.10.2000 № 789 утверждены Правила
установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, которые определяют порядок установления учреждениями медико-социальной экспертизы степени утраты профессиональной трудоспособности лицами, получившими повреждение здоровья в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В первоначальной редакции п.6 Правил возлагал на Государственную службу медико-социальной экспертизы определение степени утраты профессиональной трудоспособности лишь в отношении лиц, получивших трудовое увечье или профессиональное заболевание.

Решением Верховного Суда РФ от 29.06.2011 № ГКПИ11-521 пункт 6 Правил признан недействующим со дня вступления названного решения в законную силу.

Как отражено в указанном решении ВС РФ, пункт 6 Правил относится к гражданам, получившим увечье не при исполнении трудовых обязанностей, предписывая устанавливать им степень утраты профессиональной трудоспособности учреждениями судебно-медицинской экспертизы. Такое регулирование не основано на положениях пункта 3 статьи 11 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", которым Правительство Российской Федерации не наделялось полномочиями определять порядок установления степени утраты профессиональной трудоспособности для данной категории лиц.

Постановлением Правительства РФ от 10.11.2011 № 920 из названных Правил исключен пункт 6 следующего содержания: «Гражданам, получившим увечье не при исполнении трудовых обязанностей, степень утраты профессиональной трудоспособности устанавливается учреждениями судебно-медицинской экспертизы».

Таким образом, круг лиц, которые могут быть освидетельствованы в федеральных государственных учреждениях медико-социальной экспертизы, был расширен.

Функции федеральных учреждений медико-социальной экспертизы закреплены в статье 8 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в соответствии с пунктом 5 части третьей которой на федеральные учреждения медико-социальной экспертизы возлагается определение степени утраты профессиональной трудоспособности.

В соответствии с положениями Административного регламента по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 11.04.2011 N 295н, государственная услуга предоставляется по заявлению лиц с просьбой о проведении медико-социальной экспертизы для установления инвалидности, определения степени утраты профессиональной трудоспособности, установления причины инвалидности в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление семье умершего мер социальной поддержки, а также физических и юридических лиц, имеющих право в соответствии с законодательством Российской Федерации либо в силу наделения их заявителями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, полномочиями выступать от их имени при взаимодействии с соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями при предоставлении государственной услуги (п.3).

Учреждениями, осуществляющими предоставление государственной услуги, являются Федеральное бюро медико-социальной экспертизы, главные бюро медико-социальной экспертизы по соответствующему субъекту Российской Федерации, главное бюро, осуществляющее медико-социальную экспертизу работников организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда и населения отдельных территорий, имеющие филиалы - бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах (п.7).

Анализируя в совокупности приведенные нормы, суд приходит к убеждению, что после принятия Постановления Правительства РФ от 10.11.2011 № 920 проведение экспертизы на предмет определения степени утраты профессиональной трудоспособности всем категориям лиц возложено на учреждения медико-социальной экспертизы.

При таком положении, для восстановления права истца на надлежащего ответчика – Федеральное казенное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Смоленской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации следует возложить обязанность провести медико-социальную экспертизу на предмет определения степени утраты профессиональной трудоспособности.

Согласно ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

обязать Федеральное казенное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Смоленской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в отношении Филатова Ю. Е. провести освидетельствование на предмет установления степени (процентов) утраты профессиональной трудоспособности в течение одного месяца с момента вступления решения в законную силу.

    В иске Филатова Ю. Е. к ОГБУЗ «Смоленское областное бюро судебно-медицинской экспертизы» отказать.

    Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение 1 месяца.

Председательствующий             К.М. Макарова

2-4919/2012 ~ М-4751/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Филатов Юрий Евгеньевич
Ответчики
Областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Смоленское областное Бюро судебно-медецинской экспертизы"
Суд
Ленинский районный суд г. Смоленска
Судья
Макарова К.М.
Дело на странице суда
leninsky--sml.sudrf.ru
31.10.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.11.2012Передача материалов судье
02.11.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.11.2012Подготовка дела (собеседование)
26.11.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.11.2012Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.12.2012Судебное заседание
21.12.2012Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.01.2013Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее