Дело № 2 -375/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Белая Глина 26 сентября 2017 г.
Белоглинский районный суд
Краснодарского края в составе
судьи Азовцевой Т.В.
с участием прокурора Щенятского А.С.
при секретаре Хорольской Г.В.
с участием истца Ткачева Н.И., представителей ответчика УСЗН в Белоглинском районе по доверенности Скичко Т.Н., Воронкиной Т.В. рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Ткачева Николая Ивановича к Управлению социальной защиты населения Министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края в Белоглинском районе об индексации суммы ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда причиненного здоровью при ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС,
установил:
Ткачев Н.И. обратился в суд с исковым заявлением к Управлению социальной защиты населения Министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края в Белоглинском районе об индексации суммы ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда причиненного здоровью при ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Исковые требования мотивированы тем, что истец имеет инвалидность вследствие аварии на Чернобыльской АЭС и является получателем сумм возмещения вреда здоровью, причиненного при ликвидации катастрофы на ЧАЭС и на основании решений судов ему выплачиваются суммы в возмещение вреда здоровью, причиненного при ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, однако после изменения или установления группы инвалидности перерасчет твердой денежной суммы ответчиком не производился.
С 21.03.2005 г. у истца Ткачева Н.И. произошел переход с 3 на 2 группу инвалидности, в связи с чем он стал получателем ежемесячной денежной компенсации в возмещении вреда, причиненного здоровью при ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В связи с вступлением в силу ФЗ «О внесении изменений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» №5-ФЗ от 12.02.2001 г. редакция п.25 ч.1 ст. 14 Базового Закона изменена и в возмещение вреда, причиненного здоровью установлены следующие размеры: инвалидам 1 группы – 5 000 рублей, инвалидам 2 группы – 2500 рублей, инвалидам 3 группы – 1000 рублей. Указанным Законом предусмотрено, что гражданам, получавшим до вступления в действие настоящего Закона возмещения вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием катастрофы на ЧАЭС либо с выполнением работ по ликвидации последствий на ЧАЭС по их выбору выплачивается либо ежемесячная денежная компенсация, предусмотренная п.25 ч.1 ст.14 Закона РФ, установленная в твердой денежной сумме либо ранее установленная ежемесячная денежная сумма, определенная в порядке, предусмотренном законодательством РФ для случаев возмещения вреда, связанного с исполнениями работниками трудовых обязанностей. Ч.3 ст.2 названного Закона изменен механизм индексации сумм возмещения вреда здоровью для лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на ЧАЭС. В нарушение действующего законодательства ответчиком не произведена индексация сумм ВВЗ с 01.07.2000 г. с применением коэффициента 1,581 и с 01.01.2001 г. с применением коэффициента 1,515, в связи с чем предусмотренные законом платежи истец получал в меньшем размере. По мнению истца, должны быть применены следующие индексы: 01.07.2000 г. – 1,581, с 01.01.2001 по 15.2.2001 г. – 1,515, с 15.02.2001 г. – 1, 515 на сумму 1000 рублей, с 01.01.2002 г. – 2,085, с 01.01.2003 г. – 1,223, с 01.01.2004 г. – 1,187, с 01.01.2005 по 21.03.2005 г. – 1,11, с 01.01.2006 года – 1,09, с 01.01.2007 г. – 1,08, с 01.01.2008 г. – 1,105, с 01.01.2009 г. – 1,13, с 01.01.2010 г. – 1,1, с 01.01.2011 г. – 1,065, с 01.01.2012 г. –1,06, с 01.01.2013 г. – 1,055, с 01.01.2014 г. – 1,05, с 01.01.2015. – 1,055, с 01.01.2015 г. -1,07, с 01.01.2016 г. – 1,07, с 01.01.2017 г. – 1,054. При применении указанных индексов размер компенсации должен был составить с 01.07.2000 г. 482,04 рублей, с 01.01.2001 по 15.2.2001 г. – 648,48 рублей, с 15.02.2001 г. – 1515 рублей, с 01.01.2002 г. – 3158,78 рублей, с 01.01.2003 г. – 3863,18 рублей, с 01.01.2004 г. – 4 585,61 рублей, с 01.01.2005 по 21.03.2005 г. – 5090,02 рублей, с 21.03.2005 г. в связи с переходом на 2 группу – 12 725,04 рублей, с 01.01.2006 года – 13 870,29 рублей, с 01.01.2007 г. – 14 980 рублей, с 01.01.2008 г. – 16 552,80 рублей, с 01.01.2009 г. – 18 704,66 рублей, с 01.01.2010 г. – 20 575,12 рублей, с 01.01.2011 г. – 21 912,50 рублей, с 01.01.2012 г. – 23м227,25 рублей. С 01.01.2013 г. – 24 504,75 рублей, с 01.01.2014 г. – 25 729,99 рублей, с 01.01.2015. – 27 154,14 рублей, с 01.01.2015 г. -27 154,14 рублей, с 01.01.2016 г. – 29 045,30 рублей, с 01.01.2017 г. – 30 613,75 рублей.
Истец просит установить с 01.01.2017 г. указанный размер компенсации в счет возмещения вреда здоровью в сумме 30 613,75 рублей ежемесячно с последующей индексацией суммы в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
В судебном заседании Ткачев Н.И. требования иска поддержал и настаивал на их удовлетворении, дополнительно пояснив, что в нарушении действующего законодательства размер указанной компенсации не был проиндексирован ответчиком с 01 июля 2000 года с применением коэффициента 1,581 и с 01 января 2001 года с применением коэффициента 1,515, в связи с чем он получал указанные платежи в значительном меньшем размере, чем это положено по закону. В своем расчете истец применяет механизм индексации компенсации возмещения вреда здоровью из фиксированного размера, который применяется Министерством труда и социальной защиты РФ, для инвалидов с переходом с 3 группы на 2 группу инвалидности, где суммы компенсации возмещения вреда здоровью по группам инвалидности едины. Истец не отрицал тот факт, что уже обращался в суд с требованиями применить указанные им индексы и требуемые сумм ВВЗ. Суд удовлетворил его требования. Однако, Верховный суд РФ отменил указанное решение и направил дело на новое рассмотрение. При новом рассмотрении ему отказали в удовлетворении иска, но он с этим не согласен. Он обратился за юридической консультацией и ему объяснили, что ему вновь нужно обратиться в районный суд.
Представители ответчика Скичко Т.Н., Воронкина Т.В., исковые требования не признали и пояснили, что при расчете коэффициента индексации с 1 января 2002 года истец неправомерно применяет величину прожиточного минимума за 2000 г. Он просит проиндексировать суммы в возмещение вреда здоровью с 1 января 2002 года в 2,085, исходя из прожиточного минимума по Краснодарскому краю - 484 рубля 40 копеек. Величина прожиточного минимума в Краснодарском крае в соответствии с Законами Краснодарского края от 7 мая 1998 года № 125-КЗ «О прожиточном минимуме и государственной социальной помощи в Краснодарском крае» и от 2 апреля 2001 года № 349-КЗ «О потребительской корзине в Краснодарском крае», устанавливается ежеквартально распоряжением главы администрации края, начиная с 2001 года. На основании решения мирового судьи судебного участка № 124 Белоглинского района в 2003 году истцам была произведена индексация сумм в возмещение вреда с учетом роста величины прожиточного минимума, установленного в Краснодарском крае: с 15 февраля 2002 г.- 1,297 и с 15 февраля 2003 г.- 1,19 (всего - в 1,543 раза) за период с 15 февраля 2002 года по 31 августа 2003 года. Определением от 14.06.2007 года установлены к выплате суммы возмещения вреда в соответствии с индексацией пропорционально росту величины прожиточного минимума. С 2007 года выплата сумм возмещения вреда управлением социальной защиты населения в Белоглинском районе производились в соответствии с определениями суда и ежегодно индексировалась в соответствии с действующим законодательством.
Суд, выслушав мнения сторон и их представителей, мнение прокурора, полагавшего необходимым отказать в удовлетворении иска, исследовав представленные в судебное заседание доказательства в их совокупности, не находит оснований для удовлетворения иска по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что Ткачев Н.И., принимавший участие в ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС, является получателем компенсации в возмещение вреда здоровью. До 21.03.2005 г. имел третью группу инвалидности, с 21.03.2005 г. ему присвоена вторая группа инвалидности.
Определением Белоглинского районного суда Краснодарского края от 14.06.2007 г. Ткачеву Н.И. произведена индексация подлежащих выплате сумм и установлена ежемесячная сумма ВВЗ. Решением Белоглинского районного суда Краснодарского края от 12.04.2012 г. в пользу истца взысканы инфляционные убытки.
Федеральным законом от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", введенным в действие с 15 февраля 2001 г., в базовый Закон были внесены изменения и дополнения, в соответствии с которыми пункт 25 статьи 14 изложен в новой редакции, предусматривающей назначение возмещения вреда исключительно в твердой сумме в зависимости от группы инвалидности без учета какого-либо заработка: инвалидам 1 группы - 5000 руб., инвалидам 2 группы - 2500 руб., инвалидам 3 группы - 1000 руб.
В связи с принятием Федерального закона от 26 апреля 2004 г. N 31-ФЗ "О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС", в статью 2 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС" размеры выплат, установленные в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 14 или пунктом 11 части 1 статьи 15 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС" был введен новый порядок индексации сумм возмещения вреда здоровью, в соответствии с которым с 19 июня 2002 г. указанные суммы индексируются исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом от 30 декабря 2001 г. N 194-ФЗ и Федеральным законом от 24 декабря 2002 г. N 176-ФЗ, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (статья 3 Федерального закона от 26 апреля 2004 г. N 31-ФЗ).
Во исполнение указанного требования закона Правительство Российской Федерации своими Постановлениями от 25 мая 2005 года N 326 "О порядке индексации некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с 19 июня 2002 г. по 31 мая 2004 г. гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"; от 27 декабря 2004 г. N 847 "Об индексации в 2004 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"; от 7 мая 2005 г. N 292 "Об индексации в 2005 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"; от 25 апреля 2006 г. N 246 "Об индексации в 2006 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"; от 21 марта 2007 г. N 171 "Об индексации в 2007 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"; от 21 декабря 2007 г. N 914 "Об индексации в 2009 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", ежегодно утверждало правила (порядок) индексации на соответствующий год установленных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" размеров компенсаций и иных выплат исходя из уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год, и размеры денежных компенсаций, подлежащих выплате за соответствующий период.
В связи с вступлением в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" порядок определения сумм возмещения вреда изменился, законодатель отказался от определения размера возмещения вреда в зависимости от заработка и перешел к новому способу - в зависимости от степени утраты здоровья. При этом были установлены твердые суммы ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, - в зависимости от полученной группы инвалидности.
Учитывая изложенное, суд не может согласиться с доводами истца об индексации ежемесячных сумм возмещения вреда, установленных в твердой денежной сумме, с применением коэффициентов роста МРОТ и коэффициентов прожиточного минимума в Краснодарском крае. Сумма возмещения вреда была назначена истцу в твердой денежной сумме, в связи с чем не может быть применен механизм индексации, представленный истцом. На момент обращения истца с настоящим иском был установлен порядок индексации указанных сумм исходя из уровня инфляции, поэтому применение иного порядка индексации не соответствует требованиям действующего законодательства.
Кроме того, необходимо также учитывать, что в 2013 г. истец обращался в Белоглинский районный суд с исковым заявлением, в котором также просил установить размер ежемесячной выплаты с применением указанных в настоящем иске коэффициентов (1,581; 1,515; 2,085; 1,223; 1,187; 1,11; 1,09; 1,0; 1,105; 1,13; 1,1; 1,065; 1,06; 1,055; 1,581; 1,515; 2,085; 1,223; 1,187; 1,11; 1,09; 1,08; 1,105; 1,13; 1,1; 1,065; 1,06; 1,055.
В настоящем исковом заявлении истец просит установить размер ВВЗ по состоянию на 01.01.2017 г., но при его определении используют также механизм расчета суммы с применением вышеназванных индексов и сумм, которые подлежат индексации.
Решением Белоглинского районного суда Краснодарского края от 29.09.2014 г. Ткачеву Н.И. отказано в удовлетворении указанных требований (после отмены решения Верховным Судом РФ). Апелляционным определением Краснодарского краевого суда от 15.01.2015 г. решение оставлено без изменения.
С учетом приведенных положений законодательства, а также наличия вступивших в законную силу и принятых по спору между теми же сторонами и о том же предмете решений не представляется возможным произвести новую индексацию сумм ВВЗ, применив за одни и те же периоды индексы, отличные от индексов по ранее состоявшимся судебным актам.
В соответствии со ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Суд полагают, что доводы истца направлены на переоценку доказательств, установленных по ранее рассмотренным делам, что является недопустимым.
При данных обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения требований иска.
При разрешении вопроса о взыскании и судебных расходов, суд учитывает положения НК РФ, в соответствии с которым стороны освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Ткачеву Николаю Ивановичу в удовлетворении искового заявления к Управлению социальной защиты населения Министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края в Белоглинском районе об индексации суммы ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда причиненного здоровью при ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Краснодарского краевого суда через Белоглинский районный суд Краснодарского края в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено 29 сентября 2017 года.
Судья Т.В.Азовцева