Решение по делу № 2-808/2012 ~ М-740/2012 от 13.08.2012

                                                                                           К делу № 2-808/12

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

пос.Тульский                                                                          27 сентября2012 года

Майкопский районный суд Республики Адыгея в составе:

председательствующего      Юрченко Н.И.

при секретаре                        Солодовниковой А.Л.

с участием прокурора           Тлехуч З.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Прокурора Майкопского района в интересах Астахова Александра Алексеевича к Администрации муниципального образования «Майкопский район» и Министерству образования и науки Республики Адыгея о взыскании социальной выплаты на приобретение жилья,

у с т а н о в и л :

Прокурор Майкопского района в интересах Астахова Александра Алексеевича обратился в суд с иском к Администрации МО «Майкопский район» и Министерству образования и науки Республики Адыгея о взыскании, субсидиарно, за счет субвенции социальной выплаты на приобретение жилья в размере <данные изъяты> рублей.

В обоснование своих требований указал следующее.

         Проведённой прокуратурой Майкопского района установлено, что Астахов А.А. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.

        На основании постановления главы администрации МО "Краснооктябрьское сельское поселение" от ДД.ММ.ГГГГ Астахов А.А. состоит на учёте граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения.

       В силу ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на жилище. Органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

        Согласно ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончанию их пребывания в образовательных учреждениях и иных указанных в законе учреждениях.

       В соответствии со ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996г. "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования либо по окончанию службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

      Исходя из ст.19 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления могут наделяться отдельными полномочиями субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации.

      Статьей 1 Закона Республики Адыгея от 8 апреля 2008г. № 163 "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством" МО "Майкопский район" наделено государственными полномочиями Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой.

       Пунктом 3 ст.20 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных им на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Следовательно, орган местного самоуправления несёт ответственность за осуществление государственного полномочия по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в пределах переданных на эти цели финансовых средств.

       На основании принципов бюджетного законодательства Российской Федерации получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя бюджетных средств, введении которого они находятся (ст.38.1 БК РФ). Зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат производится с единого счета бюджета (ст.38.2 БК РФ).

       На основании ст.219 БК РФ исполнение бюджета по расходам предусматривает: принятие бюджетных обязательств; подтверждение денежных обязательств; санкционирование оплаты денежных обязательств; подтверждение денежных обязательств.

       Главным распорядителем указанных расходов является Министерство образования и науки Республики Адыгея.

       Согласно ст.158 БК РФ Главный распорядитель распределяет бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и получателями бюджетных средств, обеспечивает результативность, целевой характер использования бюджетных средств, вноситпредложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств, осуществляет иные полномочия в соответствии с указанной статьей.

        Главный распорядитель федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета выступает в суде соответственно от имени казны Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействий) государственных органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту.

        Главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений.

       В целях реализации гарантии прав на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленного жилого помещения, в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и Законом РА "О реализации дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" Постановлением Кабинета Министров РА от 21.04.2009 г. № 74, утвержден Порядок осуществления государственных полномочий Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленных жилых помещений.

       Пунктом 5 Порядка установлено, что объем расходов на приобретение жилья определяется исходя из размера общей площади жилья (из расчета 18 квадратных метров общей площади жилья на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек, 42 квадратных метра - на семью из двух человек, 33 квадратных метра - на одиноко проживающих граждан) и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья (в муниципальном образовании), устанавливаемой уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

       Пунктом 10 Порядка закреплено, что по желанию получателя при отсутствии необходимого жилищного фонда ему может быть предоставлена социальная выплата на приобретение жилого помещения площадью не ниже остановленных социальных норм в порядке, установленном в соответствии с Приложением к настоящему Порядку.

      В соответствии с Приказом Минрегиона РФ от 29.03.2012г. № 143 "О средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации на второй квартал 2012 года" в настоящеевремя среднерыночная стоимость одного квадратного метра общей жилой площади в Республике Адыгея утверждена в размере <данные изъяты> рублей.

      Размер социальной выплаты для приобретения жилья в отношении одиноко проживающего гражданина, относящегося к категории ребенка-сироты и ребенка, оставшегося без попечения родителей, а также лиц из их числа, составляет <данные изъяты> рублей (<данные изъяты>), которые подлежат взысканию в пользу истца Астахова А.А. с администрации МО "Майкопский район" и субсидиарно с Министерства образования и науки Республики Адыгея за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из Республиканского фонда компенсации республиканского бюджета Республики Адыгея.

       В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, в случае если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Прокурор может обратиться с заявлением в суд о защите нарушенных и оспариваемых прав гражданина на жилище, основанием для которого явилось обращение к нему гражданина.

      Астахов А.А. обратился в прокуратуру Майкопского района с заявлением по вопросу защиты жилищных прав, в котором указал, что самостоятельно их восстановить не может. Прокурор просит взыскать с администрации МО "Майкопский район" и субсидиарно с Министерства образования и науки Республики Адыгея в пользу Астахова Александра Алексеевича за счет субвенции социальную выплату в размере <данные изъяты> рублей на приобретение жилья.

В судебном заседании прокурор Тлехуч З.А. требования иска поддержал в полном объёме.

Астахов А.А. требования поддержал и просил их удовлетворить.

Представитель администрации МО «Майкопский район»- Толстых Е.П., по доверенности, против удовлетворения иска возражала, ссылаясь на отсутствие средств у администрации для указанных целей. Полагала, что указанная сумма должна взыскиваться с Министерства финансов, как с главного распорядителя указанными средствами.

Представитель Министерства образования и науки РА в судебное заседание не явился, в письменном отзыве изложена просьба о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика.

Представитель Управления образования администрации МО

« Майкопский район» - Лебедева Т.Г., по доверенности, просила рассмотреть дело на усмотрение суда.

Выслушав мнение участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п.1 ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 года №159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъекта РФ.

Согласно ст.19 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления могут наделяться отдельными полномочиями субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации.

Законом Республики Адыгея от 8.04.2008 года № 163 «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством» полномочиями Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот наделены городские округа и муниципальные районы Республики Адыгея.

Пунктом 3 статьи 20 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных им на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

Следовательно, орган местного самоуправления несет ответственность за осуществление государственного полномочия по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в пределах переданных им на эти цели финансовых средств.

На основании статьи 140 Бюджетного кодекса РФ субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта РФ расходуются в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ.

Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 21.04.2009 года № 74 утвержден Порядок осуществления государственных полномочий Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленных жилых помещений, в соответствии с которым по желанию получателя жилья при отсутствии необходимого жилищного фонда ему может быть предоставлена на основании надлежаще оформленного заявления социальная выплата на приобретение жилого помещения. Согласно п.5 данного постановления объём расходов на приобретение жилья определяется исходя из размера общей площади жилья (из расчёта 33 квадратных метра общей площади на одиноко проживающих граждан) и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья.

Законом Республики Адыгея от 17.12.2010 года № 394 «О республиканском бюджете Республики Адыгея на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов» предусмотрены средства на обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа не имеющих закрепленных жилых помещений, в размере <данные изъяты> рублей, которые направлены в местные бюджеты в соответствии с заявками муниципальных образований.

По данным свидетельства о рождении 1-АЗ от ДД.ММ.ГГГГ, Астахов Александр Алексеевич родился ДД.ММ.ГГГГ, его родителями указаны: отец - ФИО2, мать - ФИО3.

Из актовой записи о рождении от ДД.ММ.ГГГГ следует, что сведения об отце Астахова Александра Алексеевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, отсутствуют.

Из записи акта о заключении брака от ДД.ММ.ГГГГ следует, что заключен брак между ФИО4 и ФИО3, после заключения брака ей присвоена фамилия - ФИО13.

Согласно свидетельству о смерти от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 умерла ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно постановлению от ДД.ММ.ГГГГ администрации МО «Майкопский район» попечителем над несовершеннолетним Астаховым Александром Алексеевичем, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, был назначен ФИО12.

Из постановления главы администрации МО «Краснооктябрьское сельское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Астахов А.А. поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно уведомлению Майкопского районного отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по РА и справке ОТИ по Майкопскому району отсутствуют сведения о наличии объектов недвижимости за Астаховым А.А..

Суд считает, что право на получение жилого помещения, либо на предоставление целевой субсидии для приобретения жилого помещения, у истца возникло с момента постановки его на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и включении в льготный список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

Норматив общей площади жилого помещения для расчета размера субсидии на семью из одного человека установлен 33 кв. м..

         Согласно приказу Министерства регионального развития РФ от 29.03.2012г. № 143 "О средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации за второй квартал 2012 года" среднерыночная стоимость одного квадратного метра общей площади жилья по Республики Адыгея, подлежащая применению органами исполнительной власти Республики Адыгея для расчетов размеров субсидий, составляет <данные изъяты> рублей.

Таким образом, размер предоставляемой истцу субсидии должен составить <данные изъяты> руб..

Суд считает, что субсидию на приобретение истцом жилья обязано предоставить муниципальное образование «Майкопский район», отсутствие денежных средств не является основанием для отказа в удовлетворении требований.

Министерство образования и науки Республики Адыгея Законом Республики Адыгея «О республиканском бюджете Республики Адыгея на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов» определено администратором доходов республиканского бюджета на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, т.е. органом государственной власти, осуществляющим контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации за правильностью расходования вышеназванных средств. Министерство образования и науки Республики Адыгея выступает в суде от имени казны Республики Адыгея.

Изложенное даёт суду основание взыскать социальную выплату в пользу Астахова А.А. с ответчиков, определив субсидиарную ответственность Министерства образования и науки Республики Адыгея, за счет средств государственной казны Республики Адыгея.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковое требование Прокурора Майкопского района в интересах Астахова Александра Алексеевичаудовлетворить.

Взыскать с Администрации муниципального образования «Майкопский район» и субсидиарно с Министерства образования и науки Республики Адыгея за счет субвенции в пользу Астахова Александра Алексеевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, социальную выплату в размере <данные изъяты> рублей на приобретение жилья.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Адыгея через Майкопский районный суд в течение месяца.

       

Судья:                                                               Н.И.Юрченко                               

2-808/2012 ~ М-740/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Астахов Александр Алексеевич
Прокурор Майкопского района
Ответчики
Министерство образования и науки по РА
Администрация МО "Майкопский район"
Суд
Майкопский районный суд Республики Адыгея
Судья
Юрченко Наталья Ивановна
Дело на странице суда
maikopskyr--adg.sudrf.ru
13.08.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.08.2012Передача материалов судье
15.08.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.08.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.08.2012Подготовка дела (собеседование)
27.08.2012Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.09.2012Судебное заседание
20.09.2012Судебное заседание
27.09.2012Судебное заседание
28.09.2012Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее