Дело №2-291/12 Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 августа 2012 года пос. Урмары
Урмарский районный суд Чувашской Республики
Под председательством судьи Соловьевой К.А.
при секретаре Кузьминой С.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Михайловой А.И. к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Урмарском районе ЧР - Чувашии о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной деятельностью по охране здоровья населения,
У С Т А Н О В И Л:
Михайлова А.И. обратилась в суд с иском к ответчику по тем мотивам, что Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) Урмарском районе ЧР решением № от (дата) отказало ей в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, несмотря на наличие у нее на момент обращения к ответчику за ее назначением (дата) требуемого для этого 25-летнего стажа в связи с лечебной деятельностью по охране здоровья населения, отработанной в сельской местности и поселках городского типа.
В суде Михайлова А.И. свои иск поддержала полностью, поясняя, что решением ответчика от (дата) ей в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью по охране здоровья населения, отработанной в сельской местности и поселках городского типа, отказано. Ответчиком в ее специальный стаж не включены периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 12 сентября по (дата), с 14 мая по (дата), а также в календарном порядке включены в специальный стаж периоды ее нахождения в отпуске по беременности и родам с (дата) по (дата), с 01 июня по (дата) и период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с (дата) по (дата) и с (дата) по (дата). Периоды нахождения на курсах повышения квалификации подлежит включению в специальный стаж, так как в эти периоды за ней сохранялась средняя заработная плата, из которой производились отчисления в Пенсионный фонд. На этих курсах с ними проводились практические занятия непосредственно в больницах, за этот период им по месту работы выплачивалась заработная плата, из которой производились соответствующие отчисления. Кроме того, периоды нахождения в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком подлежат включению в специальный стаж в льготном исчислении согласно действующему на тот момент законодательству. Просит включить в специальный стаж периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 12 сентября по (дата), с 14 мая по (дата), а периоды нахождения в отпуске по беременности и родам с (дата) по (дата), с 01 июня по (дата) и нахождения в отпуске по уходу за ребенком с (дата) по (дата), с (дата) по (дата) включить в специальный стаж в льготном исчислении один год работы как один год и три месяца. Просит отменить решение Управления Пенсионного фонда в Урмарском районе ЧР № от (дата) как незаконное, признать за ней право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной деятельностью, включив указанные выше периоды в ее специальный стаж в связи с лечебной деятельностью по охране здоровья населения, и обязать ответчика назначить ей указанную пенсию с момента обращения за ее назначением, то есть с (дата).
Представитель ответчика Николаева О.Н. в суде иск не признала и пояснила, что Михайлова А.И. обратилась к ним с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью (дата). Рассмотрев ее заявление, решением от (дата) ответчиком в удовлетворении заявления отказано, так как периоды нахождения на курсах повышения квалификации не включаются в специальный стаж в связи с лечебной деятельностью согласно постановлению Правительства РФ от 11.07.2002 г. №516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Периоды нахождения в отпуске по беременности и родам и по уходу за ребенком ими включены в специальный стаж в календарном порядке. Таким образом, специальный трудовой стаж Михайловой А.И. по состоянию на (дата) составил 24 года 4 месяца 13 дней, и решением № от (дата) ответчиком Михайловой А.И. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью отказано обоснованно.
Свидетели ЕЛГ и ИЛВ показали суду, что они долгие годы совместно с истицей работают медсестрами в поликлинике БУ «Урмарская ЦРБ». Михайлова А.И. после окончания медучилища в 1988 году стала работать медсестрой в терапевтическом отделении Арабосинской участковой больницы Урмарского района, потом работала акушеркой в Кудеснерском ФАП, затем стала работать медсестрой в Урмарской райбольнице, где работает по настоящее время медсестрой врача общей практики в Урмарском отделении общей врачебной (семейной) практики БУ «Урмарская ЦРБ» с 2008 года. За годы своей работы она трижды уходила в декретные отпуска и в отпуска по уходу за ребенком, а также направлялась на курсы повышения квалификации по решению работодателя, в этот период связь с работой она не теряла, находилась в служебной командировке, за ним сохранялась среднемесячная зарплата, из которой производились соответствующие отчисления. На курсах кроме теоретических занятий с ними проводились и практические занятия непосредственно в больницах.
Суд, выслушав доводы истицы и представителя ответчика, показания свидетелей, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.
Из трудовой книжки Михайловой А.И. и справки БУ «Урмарская ЦРБ» о периодах ее работы усматривается, что с (дата) по (дата) она работала в должности медсестры в терапевтическом отделении Арабосинской участковой больницы, с (дата) по (дата) в качестве акушерки в Кудеснерском фельдшерско-акушерском пункте, с 04 июля по (дата) в качестве медсестры в хирургическом отделении Арабосинской участковой больницы, с (дата) по (дата) в качестве медсестры в терапевтическом отделении Арабосинской участковой больницы, с (дата) по (дата) медсестрой в терапевтическом отделении МУЗ «Урмарская райбольница», с (дата) по (дата) медсестрой в неврологическом отделении МУЗ «Урмарская центральная районная больница», с 17 апреля по (дата) палатной медицинской сестрой в отделении сестринского ухода МУЗ «Урмарская центральная районная больница», с (дата) по (дата) старшей медицинской сестрой в отделении сестринского ухода МУЗ «Урмарская центральная районная больница», с (дата) по (дата) палатной медицинской сестрой в гинекологическом отделении в МУЗ «Урмарская центральная районная больница», с (дата) по настоящее время работает в качестве медицинской сестры врача общей практики в Урмарском отделении общей врачебной (семейной) практики в БУ «Урмарская ЦРБ».
Подпунктом 20 пункта 1 ст.27 ФЗ от (дата) «О трудовых пенсиях в РФ» предусмотрено досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, не менее 25 лет осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в сельской местности и поселках городского типа. При этом списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается указанная пенсия, утверждаются Правительством РФ.Согласно постановлению СМ РСФСР № 464 от 06.09.1991 года, действовавшим до 01.11.1999 года, работникам здравоохранения 1 год работы в сельской местности засчитывается как 1 год и 3 месяца. Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. №1066 утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, применяющийся к периодам работы после 01.11. 1999 года, а также Правила исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения. В связи с принятием названных Правил при назначении пенсии после 01 ноября 1999 года льготное исчисление специального стажа медицинских работников стало применяться только при смешанном стаже. В настоящее время действует Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденный постановлением Правительства РФ от 29.10. 2002 года №781. Правила льготного исчисления стажа остались прежними лишь при смешанном стаже.
Согласно уточняющей справке от (дата) № о периодах работы Михайловой А.И. с (дата) по (дата) с 01 июня по (дата) она находилась в отпуске по беременности и родам по листку нетрудоспособности. Данные периоды относятся к периодам временной нетрудоспособности, так как основанием для предоставления отпуска по беременности и родам служит медицинское заключение о временной нетрудоспособности, оплачивается он через пособие по государственному социальному страхованию в виде пособия по беременности и родам. Основанием для назначения пособия по беременности и родам является выданный в установленном порядке листок нетрудоспособности. Включение в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периодов получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности предусмотрено п. 5 Правил от 11.07.2002 года, п.5 Разъяснения Минтруда РФ N 5 от 22.05.96 г. N « О порядке применения Списков", утвержденным Постановлением Минтруда РФ N 29 от 22.05.96 года, поэтому периоды нахождения в отпуске по беременности и родам с (дата) по (дата), с 01 июня по (дата) во время занятия должности медицинской сестры в Арабосинской участковой больнице и акушерки в Кудеснерском фельдшерско-акушерском пункте, следует включить Михайловой А.И. в специальный стаж в льготном исчислении за один год работы как один год и три месяца.
Кроме того, в период работы медицинской сестрой в Арабосинской участковой больнице и акушеркой в Кудеснерском фельдшерско-акушерском пункте, Михайлова А.И. с (дата) по (дата), и с (дата) по (дата) находилась в отпуске по уходу за ребенком. До введения в действие Закона РФ от 25.09. 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР", ст.167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет. Постановление Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22.08.1989 года №677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей», п.2 которого предусматривал, что с (дата) повсеместно продолжительность дополнительного отпуска по уходу за ребенком без сохранения заработной платы увеличивалась до достижения им возраста трех лет. Указанный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж работы по специальности без ограничений и оговорок.
С принятием Закона РФ от 25.09.1992 г. N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (вступил в законную силу 6.10.1992 года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях. Данным законом ст.167 КЗОТ РФ была изложена в новой редакции. В соответствии с п.2 ст.4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Таким образом, период нахождения истицы в таком отпуске, предоставленном до (дата), подлежит включению в специальный стаж и должен исчисляться в том же порядке, что и время работы и подлежит включению в специальный стаж. Следовательно, периоды нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком с (дата) по (дата) и с (дата) по (дата) подлежат включению в специальный стаж в льготном исчислении за один год работы как один год и три месяца.
Подлежит включению в специальный стаж Михайловой А.И. и период ее нахождения на курсах повышения квалификации с 12 сентября по (дата), с 14 мая по (дата) в календарном порядке. Время нахождения на курсах повышения квалификации включается в специальный трудовой стаж в календарном порядке, так как работник направлялся на такие курсы по решению работодателя, в этот период связь с работой он не терял, находился в служебной командировке, за ним сохранялась среднемесячная зарплата, из которой производились соответствующие отчисления. При этом нахождение работника на курсах повышения квалификации связано с целью повышения квалификации именно как медицинского работника.
Таким образом, Михайлова А.И. к моменту обращения за назначением досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью по охране здоровья населения (дата), имела необходимый 25-летний специальный стаж в связи с лечебной деятельностью, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, и отказ ответчика в назначении ей указанной пенсии является незаконным, и подлежит отмене, а ее иск о признании за ней права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи лечебной деятельностью с момента ее обращения к ответчику от (дата), включении указанных выше периодов в ее специальный стаж в связи с лечебной деятельностью, подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать решение Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Урмарском районе ЧР – Чувашии № от (дата) об отказе Михайловой А.И. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью незаконным и отменить.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Урмарском районе ЧР – Чувашии включить в специальный стаж Михайловой А.И. периоды нахождения ее в отпуске по беременности и родам с (дата) по (дата), с (дата) по (дата), периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком с (дата) по (дата), с (дата) по (дата) в льготном исчислении, один год работы как один год и три месяца, периоды нахождения на кусах повышения квалификации с (дата) по (дата) и с (дата) по (дата) в календарном исчислении.
Признать за Михайловой А.И. право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной деятельностью и обязать Управление пенсионного фонда РФ (ГУ) в Урмарском районе ЧР - Чувашии назначить ей указанную пенсию с (дата).
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня вынесения через районный суд.
Председательствующий: К.А. Соловьева