Дело № 2-276/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 мая 2018 года с. Миасское
Красноармейский районный суд Челябинской области в составе председательствующего - судьи Бутаковой О.С.,
при секретаре Шайхитдиновой Н.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Горячева ЕР к администрации Красноармейского муниципального района Челябинской области о признании отказа в переводе нежилого помещения в жилое незаконным, обязании перевести нежилое помещение в жилое, У С Т А Н О В И Л:
Горячев Е.Р. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения администрации Красноармейского муниципального района Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ №, возложении обязанности перевести нежилое помещение по адресу: <адрес> в жилое на основании заявления истца от ДД.ММ.ГГГГ и представленных документов.
В обоснование иска указал, что обжалуемыми решениями администрации истцу отказано в переводе нежилого строения – дачного дома, расположенного по указанному выше адресу в жилое. При этом, конкретных оснований отказа, предусмотренных Жилищным кодексом РФ в представленных уведомлениях не имеется, в связи с чем, полагает, что отказ не соответствует нормам действующего законодательства. Истец постоянно проживает в дачном домовладении со своей семьей, данное домовладение является для истца единственно возможным местом жительства, следовательно, единственным местом, где он может быть зарегистрирован. Отсутствие регистрации по месту жительства нарушает конституционные права истца, в том числе, на социальное обеспечение.
Истец Горячев Е.Р. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель истца Горяева Е.Р. - Ахмедянова З.Г. в судебном заседании заявление поддержала.
Представитель ответчика администрации Красноармейского муниципального района Челябинской области Тимошенко А.С. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, пояснила, что к заявлению от ДД.ММ.ГГГГ не было приложено техническое заключение, однако в обоснование отказа данный факт положен не был, что у администрации отсутствуют полномочия осуществлять перевод строения, расположенного за пределами населенного пункта, из нежилого в жилое.
Представитель третьего лица ГУ лесами Челябинской области Кокшарова К.А. с иском не согласилась, указала на отсутствие у органа местного самоуправления осуществлять перевод помещения, расположенного на землях лесного фонда за пределами границ населенного пункта, из нежилого в жилое.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося истца.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворении заявления.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между ГУ лесами <адрес> и ООО «Челябкоммерс» заключен договор аренды лесного участка с кадастровым номером № целевое назначение – защитные леса, категория защитных лесов – зеленые зоны с местоположением: <адрес>, ОГУ «Красноармейское лесничество», Красноармейское участковое лесничество, квартал 86, часть выдела 21 площадью 1,08 га (л.д. 33-40).
В силу п. 1.3. договора лесной участок передается арендатору для осуществления рекреационной деятельности в целях организации отдыха.
Срок договора аренды до ДД.ММ.ГГГГ (п. 6.1. договора).
По договору от ДД.ММ.ГГГГ права и обязанности по договору № аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ перешли от ООО «ЧелябКоммерс» к Горячеву Е.Р. (л.д. 41, 42).
Горячев Е.Р. является собственником нежилого здания с КН 74:12:0914001:771 площадью 131 кв. метр, расположенного по адресу: <адрес> Право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8-11, 24-26).
В силу п. 1 ст. 22 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований настоящего Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно ст. 23 ЖК РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий перевод помещений).
Для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет:
1) заявление о переводе помещения;
2) правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
3) план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения);
4) поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение;
5) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения).
Заявитель вправе не представлять документы, предусмотренные пунктами 3 и 4 части 2 настоящей статьи, а также в случае, если право на переводимое помещение зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, документы, предусмотренные пунктом 2 части 2 настоящей статьи.
Согласно положениям ст. 24 ЖК РФ отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение допускается в случае:
1) непредставления определенных частью 2 статьи 23 настоящего Кодекса документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя;
1.1) поступления в орган, осуществляющий перевод помещений, ответа органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос, свидетельствующего об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение в соответствии с частью 2 статьи 23 настоящего Кодекса, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе. Отказ в переводе помещения по указанному основанию допускается в случае, если орган, осуществляющий перевод помещений, после получения указанного ответа уведомил заявителя о получении такого ответа, предложил заявителю представить документ и (или) информацию, необходимые для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение в соответствии с частью 2 статьи 23 настоящего Кодекса, и не получил от заявителя такие документ и (или) информацию в течение пятнадцати рабочих дней со дня направления уведомления; 2) представления документов в ненадлежащий орган; 3) несоблюдения предусмотренных статьей 22 настоящего Кодекса условий перевода помещения; 4) несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.
Как видно из представленных суду документов, ДД.ММ.ГГГГ Горячев Е.Р. обратился в администрацию Красноармейского муниципального района Челябинской области с заявлением о переводе нежилого помещения по вышеуказанному адресу в жилое, при этом к заявлению были приложены правоустанавливающие документы, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (л.д. 6).
Вместе с тем, письмом администрации Красноармейского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Горячев Е.Р. уведомлен о том, что земельный участок с КН № по адресу: <адрес> расположен за чертой населенного пункта, на землях лесного фонда под базу отдыха. Размещение жилых зданий на данном земельном участке невозможно. В этом же письме заявителю рекомендовано обратиться в суд за разрешением вопроса о признании здания, расположенного на вышеуказанному участке, предназначенном для рекреационных целей, пригодным для постоянного проживания.
В последующем, письмом администрации Красноармейского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, данным на это же заявление Горячева И.Р. от ДД.ММ.ГГГГ, последний уведомлен о том, что по информации главы Лазурненского сельского поселения согласно информационному интернет ресурсу – Публичная кадастровая карта по кадастровым номерам объекты капитального строительства не отображаются, контактный телефон в запросе не указан, копии документов не были приложены, местоположение установить невозможно. На основании изложенного перевести из нежилых в жилые здания невозможно (л.д. 7).
Доводов о несоблюдении предусмотренных ст. 22 ЖК РФ условий перевода помещения либо невыполнение заявителем иных требований, предусмотренных ст. 24 ЖК РФ, оспариваемые ответы не содержат.
Вопросы признания жилых помещений пригодными для проживания решаются в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения не пригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Положение).
Согласно п. 7 Положения оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации. В состав комиссии включаются представители этого органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, и муниципального жилищного фонда.
Таким образом, уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован вышеуказанным Положением. Комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа государственного надзора (контроля) в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.
На основании изложенного, решения администрации Красноармейского муниципального района <адрес>, выраженные в письме № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ, не соответствуют требованиям закона, нарушают права и свободы заявителя, поскольку препятствуют заявителю реализовать свои права, в том числе, на перевод нежилого помещения в жилое.
В связи с тем, что указанные выше решения администрации Красноармейского муниципального района <адрес> являются незаконными суд, не подменяя полномочия государственного органа, полагает необходимым восстановить нарушенное право заявителя, возложив на администрацию Красноармейского муниципального района <адрес> обязанность повторно рассмотреть по существу заявление Горячева Е.Р. в соответствии с требованиями закона.
Между тем, исходя из изложенного выше, оснований для возложения на ответчика обязанности перевести нежилое помещение по адресу: <адрес>, <адрес> в жилое на основании заявления истца от ДД.ММ.ГГГГ и представленных документов, суд не усматривает. В силу закона (ст. 23 ЖК РФ) полномочия по переводу жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение принадлежат органу местного самоуправления.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования удовлетворить частично.
Признать незаконными отказы администрации Красноармейского муниципального района <адрес>, выраженные в письме № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ, в переводе нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> в жилое.
Обязать администрацию Красноармейского муниципального района Челябинской области в месячный срок со дня принятия настоящего решения суда повторно рассмотреть заявление Горячева ЕР о переводе нежилого помещения в жилое, расположенного по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с требованиями закона.
В удовлетворении иска в остальной части - отказать.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Челябинский областной суд через Красноармейский районный суд Челябинской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий подпись О.С. Бутакова
Копия верна, судья О.С. Бутакова
Решение не вступило в законную силу.
Судья О.С. Бутакова