Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2669/2014 ~ М-3221/2014 от 21.10.2014

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 декабря 2014 года г. Самара

Волжский районный суд Самарской области в составе:

председательствующего судьи Максутовой С.Ж.,

при секретаре Федотовой В.В.,

с участием истца Яшиной М.А.,

представителя ответчика - Администрации муниципального района <адрес> К.С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Яшиной М. А. к Администрации муниципального района Волжский Самарской области о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного фонда,

у с т а н о в и л :

Яшина М.А. обратилась в суд с иском к Администрации муниципального района Волжский Самарской области о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного фонда.

В иске указала, что является лицом, оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте. Жилого помещения для проживания она не имеет. Её мать К.Е.Г. умерла ДД.ММ.ГГГГ г., отец – К.А.Ю. лишен родительских прав решением Волжского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Она относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда. Администрацией м.р. Волжский Самарской области в предоставлении жилого помещения ей отказано в связи с достижением 23-летнего возраста. Однако о своем праве на обеспечение жильем она узнала только в 2014 году. В связи с чем, истец просит обязать ответчика обеспечить её жилым благоустроенным помещением муниципального специализированного фонда, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированного жилого помещения, не ниже установленных социальных норм, отвечающего санитарным и техническим требованиям.

В судебном заседании истец Яшина М.А. исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика - Администрации муниципального района Волжский Самарской области К.С.В. в судебном заседании исковые требования признала в полном объеме, последствия и значение признания иска ей разъяснены и понятны.

Представитель третьего лица - Отдела по делам семьи, материнства и детства Администрации муниципального района Волжский Самарской области в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, причину неявки не сообщил.

Представитель третьего лица – Жилищной комиссии Администрации муниципального района Волжский Самарской области в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, причину неявки не сообщил.

Представитель третьего лица – Министерства строительства Самарской области в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, причину неявки не сообщил.

Заслушав пояснения истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

На основании ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.

Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72 пункт "ж" части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Исходя из требований его статьи 26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (пункт 4).

Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (в редакции от 21 ноября 2011 года) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 2).

В ходе судебного заседания установлено, что Яшина М. А., относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Мать Яшиной М.А.К.Е.Г. умерла ДД.ММ.ГГГГ г., что подтверждается свидетельством о смерти серии 1-ЕР от ДД.ММ.ГГГГ г., отец К.А.Ю. – лишен родительских прав решением Волжского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ г.

Из уведомления Управления Росреестра по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. следует, что сведения о зарегистрированных правах Я. (Карпушиной) М.А. на объекты недвижимого имущества, расположенные на территории <адрес>, отсутствуют.

В настоящее время Яшина М.А. зарегистрирована по адресу: <адрес>.

Как следует из Справки от ДД.ММ.ГГГГ г., выданной Администрацией г.<адрес> м.<адрес>, в квартире по адресу: <адрес> зарегистрированы и проживают 4 человека: Л.Н.В., Яшина М.А., Я.Д.А., К.Л.И.

Согласно Выписке из ЕГРП Управления Росреестра по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ г., право собственности на квартиру площадью 61,8 кв.м. по адресу: <адрес> зарегистрировано за К.Л.И., Л.Н.В.

Согласно Протокола заседания жилищной комиссии Администрации м.<адрес> от 01.04.2014г. Яшиной М.А. отказано в признании нуждающейся в жилом помещении и постановке на учет, поскольку решение жилищного вопроса должно было быть решено до достижения 23-летнего возраста.

С 01.01.2013 года вступил в действие Федеральный закон РФ от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Закон Самарской области от 28.12.2012 года № 135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области», изменившие порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Законом № 15-ФЗ внесены изменения в ст. 8 Федеральный закон РФ от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в Жилищный кодекс РФ и ст. 26.3 ФЗ РФ от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Действие положений ст. 8 Федерального закона РФ № 159-ФЗ и Жилищного кодекса Российской Федерации в настоящей редакции распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона РФ № 15-ФЗ, в случае, если дети-сироты не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего закона.

Судом установлено, что Яшина М.А. относится к лицам, оставшимся без попечения родителей и имеет право на обеспечение вне очереди жилым помещением по договору социального найма органом местного самоуправления Администрации муниципального района Волжский Самарской области в пределах социальной нормы предоставления жилья.

Согласно ст. 8 Закона № 159-ФЗ в новой редакции, детям-сиротам органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

По договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются жилые помещения в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Договор найма специализированного жилого помещения заключается на 5 лет и может быть продлен один раз еще на 5 лет в случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам содействия в преодолении трудной жизненной ситуации.

По окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации обязан принять решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключить с лицами договор социального найма в отношении данного жилого помещения.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращению из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

При этом положения ч. 2 ст. 57 ЖК РФ не содержат указания на конкретный срок предоставления данной категории граждан жилого помещения по договору социального найма, имеющим право на его внеочередное предоставление.

Законом Самарской области № 135-ГД органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Самарской области наделены отдельными государственными полномочиями Самарской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона Самарской области № 135-ГД детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится место жительства указанных лиц, предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Согласно ст.2 Закона Самарской области № 135-ГД, органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений за счет субвенций, предоставляемых из областного бюджета. Органы местного самоуправления могут за счет собственных средств включать в муниципальный специализированный жилищный фонд жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности.

Финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета. Предоставление субвенций местным бюджетам производится в пределах средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете на соответствующий финансовый год (ч. 1 ст. 2 вышеуказанного Закона Самарской области).

Органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений в соответствии с Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» за счет субвенций, предоставляемых в соответствии с частью 3 настоящей статьи (ч. 4 ст. 2 вышеуказанного Закона Самарской области).

Жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно быть пригодным для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства Российской Федерации, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта.

В соответствии с п.1 ст. 3 вышеуказанного Закона Самарской области детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится место жительства указанных лиц, предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

При этом согласно Определению Верховного Суда Российской Федерации 30.09.2005 № 85-В08-3, а также Обзора практики рассмотрения судами дел по заявлениям прокуроров в защиту жилищных прав несовершеннолетних детей, подпадающую под категорию лиц, которые имеют право на дополнительную социальную защиту соответствии со ст.1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ, реализация прав на предоставление жилья указанной категории граждан не ставится в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилой площади; от обеспечения жильем других очередников; от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Обеспечение жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость и от того, что не ведется строительство жилья, отсутствуют свободные жилые помещения муниципального жилищного фонда, нет денежных средств на приобретение жилья и т.д.

Однако, до настоящего времени органами местного самоуправления Яшина М.А. не признана нуждающейся в жилом помещении и жилое помещение по договору социального найма в установленном законом порядке ей не предоставлено, чем нарушаются жилищные права истца

В связи с чем, суд приходит к выводу, что Администрация муниципального района Волжский Самарской области в пределах своей компетенции, обязана обеспечить истца жилым благоустроенным помещением муниципального специализированного фонда, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированного жилого помещения, не ниже установленных социальных норм, отвечающего санитарным и техническим требованиям.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Иск Яшиной М. А. удовлетворить.

Обязать Администрацию муниципального района Волжский Самарской области обеспечить Яшину М. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженку <адрес>, жилым благоустроенным помещением муниципального специализированного фонда, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированного жилого помещения, не ниже установленных социальных норм, отвечающего санитарным и техническим требованиям.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Волжский районный суд Самарской области в течение одного месяца со дня вынесения.

Судья: С. Ж. Максутова

2-2669/2014 ~ М-3221/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Яшина М.А.
Ответчики
Администрация муниципального района Волжский Самарской области
Другие
Министрество строительства Самарской области
МКУ Отдел по делам семьи, материнства и детства администрации м.р. Волжский Самарской области
Суд
Волжский районный суд Самарской области
Судья
Максутова С. Ж.
Дело на странице суда
volzhsky--sam.sudrf.ru
21.10.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.10.2014Передача материалов судье
24.10.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.10.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.10.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.11.2014Судебное заседание
16.12.2014Судебное заседание
16.12.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.12.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.12.2014Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее