К делу № 2-2285/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30 августа 2018 года г. Майкоп
Майкопский городской суд Республики Адыгея в составе:
председательствующего – судьи Ситниковой С.Ю.,
при секретаре судебного заседания Шовгеновой М.С.,
с участием представителя истцов Шамба И.М. и Аристава А.Г. по доверенности – Хацуковой Т.Т.,
представителя ответчика Администрации МО «Город Майкоп» по доверенности – Раенко М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шамба И.М. и Аристава А.Г., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Шамба И.И., к Администрации МО «Город Майкоп» и Комитету по управлению имуществом МО «Город Майкоп» о признании незаконным распоряжения об отказе в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях,
У С Т А Н О В И Л:
Шамба И.М. и Аристава А.Г., действующая в своих интересах и в интересах Шамба И.И., обратились в Майкопский городской суд с иском к Администрации МО «Город Майкоп» и Комитету по управлению имуществом МО «Город Майкоп» о признании незаконным распоряжения об отказе в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В обоснование пояснили, что Шамба И.М. постоянно проживает в г.Майкопе с 11.05.2011г., зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ года Шамба И.М. состоит в браке с Аристава А.Г., ДД.ММ.ГГГГ., от брака родилась дочь Шамба И.И.. Согласно справки МСЭ-2006 № Шамба И.М. является <данные о личности> с 19.07.2006 года. Их семья не имеет жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности. Семья проживает в ранее указанной квартире на основании договора найма жилого помещения от 01.02.2017г. В мае 2017 года Шамба И.М. обратился с заявлением в администрацию МО «Город Майкоп» с целью постановки его семьи в составе трех человек на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении. По факту его обращения Администрацией МО «Город Майкоп» было вынесено распоряжение №855-р от 27.03.2018г. об отказе в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Считают, что их права нарушены, так как имеются законные основания для постановки их семьи на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении. Доход их семьи составляет 13 206 руб. Просят признать незаконным распоряжение №855-р от 27.03.2018г. об отказе в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а также обязать Администрацию МО «Город Майкоп» поставить на учет семью Шамба И.М. составом 3 человека, как нуждающихся в жилом помещении.
В судебном заседании представитель истцов поддержала заявленные требования, дала пояснения аналогичные изложенным в описательной части решения. Просила удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Представитель ответчика возражала против удовлетворения требований истцов, считала их незаконными и необоснованными. Просила в удовлетворении иска отказать полностью.
Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, дав им надлежащую оценку, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению.
Согласно п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения (п. 1); являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы (п. 2).
В силу ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства (ч. 3). Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган (ч. 5). Орган, осуществляющий принятие на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий принятие такого решения (ч. 6). Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации (ч. 7).
Из материалов дела установлено, что Шамба И.М. обратился в Администрацию муниципального образования «Город Майкоп» с заявлением от 26.02.2018г. №5 о принятии его семьи на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении как <данные о личности> (состав семьи 3 человека – Шамба И.М., супруга – Аристава А.Г., и несовершеннолетняя дочь – Шамба И.И., ДД.ММ.ГГГГ г.р.), представив необходимые документы.
При этом, из представленной Шамба И.М. справки БТИ №4/2017-591 от 13.06.2017г. усматривается, что по данным Отделения Южного филиала АО «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по Республике Адыгея, за Шамба И.М., ДД.ММ.ГГГГ.р., его супругой Аристава А.Г., ДД.ММ.ГГГГ.р., и их несовершеннолетней дочерью Шамба И.И., ДД.ММ.ГГГГ.р., объектов недвижимости в городе Майкопе не числится. Сведения об использовании права приватизации отсутствуют.
Уведомлениями Росреестра от 17.11.2017г. №00-00-4001/5781/2017-6681, №00-00-4001/5781/2017-7114, от 16.11.2017г. №00-00-4001/5781/2017-8919 также подтверждается отсутствие у Шамба И.М., Аристава А.Г. и Шамба И.И. прав на объекты недвижимости, расположенные на территории РФ.
Из материалов дела и договоров найма жилого помещения от 01.02.2017г. и от 01.01.2018г. усматривается, что Шамба И.М., Аристава А.Г. и Шамба И.И. проживают в 1/2 части квартиры по адресу: <адрес>, снимая ее за плату.
Распоряжением Администрации муниципального образования «Город Майкоп» от 27.03.2018 №855-р Шамба И.М.. ДД.ММ.ГГГГ г.р., с составом семьи 3 (три) человека было отказано в признании нуждающимся в жилом помещении в связи с непредставлением предусмотренных частью 4 статьи 52 Жилищного кодекса РФ документов.
Вместе с тем, из выписки из протокола №4 заседания комиссии по жилищным вопросам Администрации МО «Город Майкоп» от 28.02.2018г. усматривается, что Шамба И.М. не представлены документы, подтверждающие статус малоимущих, а именно не представлена справка из Отдела муниципальных социальных программ МО «Город Майкоп» о размере дохода, приходящегося на каждого члена семьи и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими.
При этом, из материалов дела усматривается, что Шамба И.М. предоставлялась справка ГБУ РА «МФЦ» о размере получаемой им пенсии по инвалидности. Кроме того, из справок ГБУ РА «МФЦ» усматривается, что Аристава А.Г. и Шамба И.И. каких-либо выплат и пенсий не получают. Согласно справке ГКУ РА «ЦЗН города Майкопа» от 16.08.2018г. №3577 Аристава А.Г. на учете в службе занятости населения не состоит, пособие по безработице не получает.
Согласно части 2 статьи 52 Жилищного кодекса РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Положения статьи 49 ЖК РФ предусматривают, что жилые помещения муниципального жилищного фонда, жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке малоимущим гражданам, а также иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан.
Таким образом, при наличии справок о размере дохода истца и отсутствии у него недвижимого имущества комиссия по жилищным вопросам Администрации МО «Город Майкоп» отказала истцу по причине отсутствия справки Отдела муниципальных социальных программ МО «Город Майкоп» о размере доходи и стоимости имущества членов его семьи.
Однако часть 2 статьи 52 Жилищного кодекса РФ предусматривает, что если гражданин имеет право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
В судебном заседании установлено, подтверждается справкой об инвалидности серии МСЭ-2006 № от 19.07.2006г., что истец Шамба И.М., ДД.ММ.ГГГГ.р., является инвалидом первой грубы по общему заболеванию бессрочно. При этом справка об инвалидности выдана повторно.
Указанные обстоятельства сторонами не оспариваются.
При этом, в своем заявлении от 26.02.2018г. Шамба И.М. просил принять его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как инвалида.
В выписке из протокола №4 заседания комиссии по жилищным вопросам Администрации МО «Город Майкоп» от 28.02.2018г. ответчиком указано, что такая категория граждан, как инвалиды, вставшие на учет после 01.01.2005 года, не подпадает под действие Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Однако, данная правовая позиция является ошибочной.
В силу статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Действительно, абз. 3 данной статьи устанавливает, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Однако данная норма не противоречит абзацу первой данной статьи, наделяющей инвалидов правом на обеспечение жилым помещением.
Следовательно, истец Шамба И.М. имеет право на обеспечение жилым помещением в соответствии со ст.17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Статья 109 ЖК РФ предусматривает, что предоставление жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан по договорам безвозмездного пользования осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно частям 3, 4 и 5 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.
Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.
По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Учитывая, что истец является инвалидом первой группы по общему заболеванию бессрочно, то обстоятельство, что жилое помещение по договору социального найма должно предоставляться на основании решения органа местного самоуправления, а истец в соответствии с законом имеет право на обеспечение жилым помещением, все основания для постановки семьи истца на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении имеются. Таким образом, требования истца о признании незаконным распоряжения №855-р от 27.03.2018г. и возложении обязанности на Администрацию МО «Город Майкоп» поставить семью истца на учет как нуждающихся в жилом помещении являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Иск Шамба И.М. и Аристава А.Г., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Шамба И.И., к Администрации МО «Город Майкоп» и Комитету по управлению имуществом МО «Город Майкоп» о признании незаконным распоряжения об отказе в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, удовлетворить.
Признать незаконным распоряжение главы муниципального образования «Город Майкоп» №855-р от 27.03.2018г. об отказе в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Обязать Администрацию МО «Город Майкоп» поставить на учет семью Шамба И.М. составом семьи 3 человека, как нуждающихся в жилом помещении.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, в Верховный суд Республики Адыгея через Майкопский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 04 сентября 2018 года.
Председательствующий подпись С.Ю. Ситникова