Судья Ойдуп У.М. Дело № 33-1218/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Кызыл 14 июня 2017 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Канзая А.А.,
судей Дулуша В.В., Кочергиной Е.Ю.,
при секретаре Байыр-оол М.Н.,
с участием прокурора Ооржак С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Дулуша В.В. гражданское дело по иску Сотских А.В. к Министерству внутренних дел по Республики Тыва о компенсации морального вреда, причиненного ненадлежащими условиями содержания в изоляторе временного содержания, по апелляционному представлению прокурора Ажи С.А. и апелляционной жалобе представителя Министерства внутренних дел Российской Федерации Даниловой Д.Б. на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 21 апреля 2016 года,
УСТАНОВИЛА:
Сотских А.В. обратился в суд с иском к Министерству внутренних дел Республики Тыва о компенсации морального вреда, причиненного ненадлежащими условиями содержания в изоляторе временного содержания, указав, что в период с 10 августа 2008 года по 21 октября 2009 года он содержался в ИВС УМВД РФ по г. Кызылу в ненадлежащих условиях: не разрешали спать в ночное время, не был обеспечен комплектом постельного белья, мылом, зубной пастой и щеткой, туалетной бумагой, полотенцем, гигиеническим набором; в камерах ИВС УМВД РФ по г. Кызылу плохое освещение, окна были снаружи закрыты бетонным забором, отсутствовал дневной свет; камеры находились в подвальных помещениях ИВС УМВД РФ по г. Кызылу, не проветривались, вентиляция отсутствовала, стоял тяжелый спертый воздух, отсутствовали сантехнические условия (унитаз не был оборудован сливным бочком, от жилой зоны ничем не был огорожен, отсутствовала иная канализация); в связи с отсутствием прогулочного двора не организовывались прогулки; не имелось информационных стендов, в которых бы содержалась информация о правилах содержания; лишен был возможности общения с адвокатом; на фоне этого у него развилась двусторонняя пневмония, надлежащего медицинского лечения и обследования он не получал, неоднократно обращался с жалобами в прокуратуру г. Кызыла; ему запрещали отправлять и получать телеграммы и письма, помывки в душе, плохо кормили, тем самым он был лишен возможности соблюдать личную гигиену, чем были нарушены его права. Просил признать действия (бездействия) Министерства внутренних дел по Республике Тыва, выразившиеся ненадлежащими условиями содержания его в изоляторе временного содержания незаконными, взыскать в счет возмещения компенсации морального вреда 200000 рублей.
Решением суда иск Сотских А.В. удовлетворен частично. С Министерства внутренних дел Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Сотских А.В. взыскано 20000 руб. в счет компенсации морального вреда. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Представитель Министерства внутренних дел Российской Федерации по доверенности Данилова Д.Б., не согласившись с решением суда, подала апелляционную жалобу, в которой указывает на неправильное применение норм материального права. В обоснование жалобы указывает, что по основаниям, предусмотренным ст. 1069 ГК РФ, вред возмещается на общих условиях ответственности за причинение вреда при наличии одновременно четырех условий: наличие вреда, противоправное поведение (действие, бездействие) причинителя вреда, причинная связь между противоправным поведением и наступившим вредом, а также вина причинителя вреда. Отсутствие хотя бы одного из условий ответственности не влечет удовлетворение иска. Полагает, что требования истца в порядке ст. 1069 ГК РФ неправомерно, так как не установлена в процессуальном порядке незаконность действий сотрудников МВД по Республике Тыва, вина в их действии (бездействии). В нарушение ст. 56 ГПК РФ не представлены доказательства того, что действия ответчика повлекли нарушение личных неимущественных прав истца, а также что данное обстоятельство причинило ему нравственные переживания, влекущие возмещение морального вреда, также не доказано наличие причинной связи между вредом и противоправными действиями ответчика. Просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований истца.
В апелляционном представлении старший помощник прокурора г. Кызыла Ажи С.А. просит решение суда отменить ввиду его незаконности и необоснованности, указывая, что выводы суда о частичном удовлетворении исковых требований истца являются необоснованными, поскольку незаконного привлечения к уголовной ответственности истца, а также незаконные действия органов дознания, предварительного следствия и прокуратуры не было установлено. Судом не дана юридическая оценка тому обстоятельству, что представление заместителя Генерального прокурора РФ Гринь В.Я. от 31 декабря 2009 года было внесено не в период нахождения истца в изоляторе временного содержания. Причинение истцу морального вреда, ухудшение состояния здоровья, причинения физических страданий документально не подтверждено. Полагает, что судом не установлены все юридически значимые обстоятельства дела.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
Статьей 23 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ предусмотрено, что подозреваемым и обвиняемым, содержащимся под стражей в изоляторах временного содержания, создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности, им предоставляется отдельное спальное место. Все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием. Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров.
В силу ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Из материалов дела следует, что по сведениям ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по РТ и УМВД России по г. Кызыла Сотских А.В. доставлялся из СИЗО-1 в ИВС УМВД РФ по г. Кызылу в следующие периоды: с 27.08.2008 года по 27.08.2008 года, с 19.11.2008 года по 20.11.2008 года; с 16.01.2009 года по 26.01.2009 года; с 30 мая 2009 года по 31.05.2009 года; с 16.06.2009 года по 19.06.2009 года; с 30.06.2009 года по 03.07.2009 года; с 06.07.2009 года по 11.07.2009 года; с 29.07.2009 года по 01.08.2009 года; с 19.08.2009 года по 20.08.2009 года; с 25.08.2009 года по 26.08.2009 года; с 21.10.2009 года по 26.10.2009 года.
Из журнала регистрации выводов подозреваемых и обвиняемых из камер ИВС УМВД РФ по г. Кызылу и книги учета лиц, содержащихся в ИВС следует, что Сотских А.В. находился с 20 ноября 2008 года в камере № 12, 15 декабря 2008 года в камере № 11, 10 июля 2009 года в камере № 12, 11 июля 2009 года в камере № 10, 22 октября 2009 года в камере № 8, 23 октября 2009 года в камере № 8, 24 октября 2009 года в камере № 8, 25 октября 2009 года в камере № 8, 26 октября 2009 года в камере № 8, 26 января 2009 года в камере № 1.
05 июля 2013 года Сотских А.В. обратился с жалобой на ненадлежащие условия содержания в прокуратуру г. Кызыла.
09 июля 2013 года и.о. прокурором г. Кызыла истцу дан ответ о том, что в период с 2010-2013 года в ходе осуществления надзора за соблюдением конституционных прав граждан, осуществлялись проверки соблюдения требований закона в ИВС УМВД РФ по г. Кызылу. По результатам принимались меры прокурорского реагирования.
Из заключения по результатам проверки ИВС УМВД РФ по г. Кызыла по жалобе Сотских А.В. от 16.08.2013 года следует, что доводы заявителя о лишении его права на осуществление почтовой переписки, подачи жалоб и обращений в государственные органы не нашло подтверждение. Доводы заявителя о том, что он не обеспечивался средствами гигиены, также не подтвердились. Журналом выдачи постельных принадлежностей, для общего пользования во всех камерах ИВС выдавались бумага для гигиенических целей, хозяйственное мыло, в связи с чем нарушений прав Сотских А.В. не выявлено. Доводы заявителя о том, что он лишен был прогулок также не нашли своего подтверждения в ходе проверки. Несостоятельными признаны доводы о том, что в камере ИВС УМВД РФ по г. Кызылу не было электрических розеток и плохого освещения, поскольку на момент проверки 07.12.2009 года освещение камеры признано надлежащим. Доводы заявителя о том, что санузел не был оборудован надлежащим образом, установлено, что по требованию прокурора от 07.09.2009 года во всех камерах ИВС УМВД РФ по г. Кызыла установлены ограждения для обеспечения приватности в зоне санитарных узлов. Доводы о плохой вентиляции также не нашли своего подтверждения. В ИВС УМВД по г. Кызыла имеется вентиляция.
Из представления заместителя Генерального прокурора РФ Гринь В.Я. от 31.12.2009 года на имя Министра внутренних дел Российской Федерации следует, что не устранены грубые нарушения закона, в частности несоблюдение санитарных норм в камерах, надлежащее материально-бытовое обеспечение и т.д. Так, в ИВС расположенных на территории Республики Тыва норма санитарной площади, правила освещения и/или обеспечения приточной и вытяжной вентиляцией не соблюдается, лица, содержащиеся в ИВС не обеспечиваются столовыми приборами, не обеспечиваются условия приватности санитарных узлов, низкий температурный режим в камерах, окна разбиты и закрыты подручным материалом, не соблюдаются требования пожарной безопасности.
Начальник ИВС УМВД РФ по г. Кызыла О. рапортом от 08.12.2009 г. обращался на имя начальника УВД г. Кызыла с просьбой решить вопрос о предоставлении недостающего имущества: для установления полок в камерах для индивидуальных принадлежностей, полки для хранения продуктов, для установления дневного освещения в камерах, для обеспечения приватности в зоне санузлов.
28.04.2012 года в адрес начальника УМВД РФ по г. Кызыла прокурором вносилось представление о выявленных фактах ненадлежащего обеспечения столовыми приборами, отсутствия вытяжки вентиляции, не проведения камерной дезинфекции, неисправности к пожарной сигнализации, ненадлежащей организации медпомощи, отсутствия комнаты для свидания с родственниками.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что доводы истца о том, что в камерах ИВС УМВД РФ по г. Кызылу в период его содержания допускались нарушения в части оборудования камер светильниками дневного освещения, приточной и /или вытяжной вентиляцией, не обеспечения приватности санитарных узлов, несоблюдения температурного режима в камерах нашли свое подтверждения доказательствами, установленными в ходе судебного следствия.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что условия содержания истца в ИВС УМВД РФ по г. Кызылу не отвечали установленным требованиям и положениям Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", пунктами 42, 152 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВД России от 22 ноября 2005 г. № 950.
Установив периоды содержания Сотских А.В. в ненадлежащих условиях, посчитав, что данные обстоятельства сами по себе являются достаточными для того, чтобы причинить страдания и переживания лицу, содержащемуся в ИВС УМВД РФ по г. Кызылу, принимая во внимание названные положения законодательства, суд пришел к верному выводу о том, что истцу причинены физические и нравственные страдания, в связи с чем он имеет право на компенсацию морального вреда.
В соответствии с ч. 2 ст. 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
При этом, в силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Бремя доказывания отсутствия нарушений закона и обеспечения надлежащих условий содержания в ИВС УМВД РФ по г. Кызылу возложено на ответчика.
Поскольку доводы истца о ненадлежащих условиях содержания в ИВС УМВД РФ по г. Кызылу подтвердились частично, доказательств отсутствия нарушений закона и обеспечения надлежащих условий содержания не представлено, то суд первой инстанции с учетом указанных нарушений и взыскал 2 000 рублей.
Вместе с тем, судебная коллегия приходит к выводу, что судом неправильно распределено бремя доказывания. На истце лежит обязанность доказать наличие вреда допущенными в отношении его нарушениями правил содержания в ИВС.
Таких доказательств (кроме оборудования камер светильниками дневного освещения, приточной и /или вытяжной вентиляцией, не обеспечения приватности санитарных узлов, несоблюдения температурного режима в камерах) истцом не представлено.
Доводы истца о том, что в связи с содержанием в ИВС УМВД РФ по г. Кызылу он заболел «пневмонией», был лишен возможности отправлять почтовую корреспонденцию, общения с адвокатом, ознакомления с информацией о правах и обязанностях и условиях содержания в ИВС в ходе рассмотрения дела не подтвердились, истцом данные обстоятельства не доказаны.
С учетом указанного, судебная коллегия считает необходимым изменить размер компенсации морального вреда и определяет размер компенсации морального вреда в 1000 руб., что будет отвечать требованиям разумным, справедливым и соответствовать объему нравственных и физических страданий истца.
Доводы жалобы и представления об отсутствии нарушений, влекущих причинение истцу морального вреда, не опровергнуты доказательствами по делу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 21 апреля 2016 года изменить в части размера компенсации морального вреда, изложив в следующей редакции:
«Взыскать с Министерства внутренних дел Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Сотских А.В. 1000 рублей в счет компенсации морального вреда».
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 19 июня 2017 года.
Председательствующий
Судьи