РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 апреля 2015 года Октябрьский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Орловой Т.А.,
при секретаре судебного заседания Худяковой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1530/15 по заявлению Х. о признании незаконным решения органа государственной власти,
УСТАНОВИЛ:
Х. обратился в суд с указанным заявлением, ссылаясь на то, что дата он обратился в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением №12-4/1113/11-е о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, расположенного по адресу: адрес, прилегающая территория к дому № ***, площадью *** кв.м. для ведения садоводства, с приложением всех необходимых документов. дата ему было направлено письмо № 12-4/1113/1-с об отказе в предоставлении земельного участка на основании акта осмотра земельного участка от дата г., в котором указано, что в границах рассматриваемого земельного участка находятся деревянные строения (а точнее деревянный навес), испрашиваемый земельный участок фактически разделен забором на два земельных участка сложившихся землепользователей. В письме также указано, что земельный участок не свободен от прав третьих лиц. Просит признать незаконным отказ Министерства имущественных отношений Самарской области предоставить Х. в собственность земельный участок, расположенный по адресу: адрес, прилегающая территория к дому № ***, площадью *** кв.м. для ведения садоводства по его заявлению № 12-4/1113/11-с.
В ходе рассмотрения заявления представитель заявителя уточнила заявленные требования, просила признать незаконным отказ Министерства имущественных отношений Самарской области предоставить Х. в собственность земельный участок, расположенный по адресу: адрес, прилегающая территория к дому № ***, площадью *** кв.м. для ведения садоводства по его заявлению № 12-4/1113/11-с.
Обязать заинтересованное лицо возобновить рассмотрение заявления Х. № 12-4/1113/11-с и принять решение в соответствии с действующим законодательством.
Определениями суда от дата и дата привлечены к участию в деле в качестве заинтересованных лиц Администрация г.о. Самара, Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара, Департамент управления имуществом г.о. Самара.
Заявитель Х., его представитель по доверенности Д.1 в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом, представили суду ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.
В судебном заседании представитель Департамента управления имуществом г.о. Самара по доверенности Ш. возражала против удовлетворения заявленных требований.
В судебном заседании представитель Администрации г.о. Самара по доверенности Д. возражала против удовлетворения заявленных требований.
Представители заинтересованных лиц Министерства имущественных отношений Самарской области, Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом, причины неявки суду не сообщили.
Суд, выслушав стороны, участвующие в деле, изучив материалы дела, полагает, что требования Х. не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что 29.08.11г. Х. обратился с заявлением в Министерство имущественных отношений Самарской области о предоставлении в собственность земельного участка площадью *** кв.м. расположенный по адресу: адрес, прилегающая территория к дому № ***, для ведения садоводства.
23.09.11г. ему был вынесен отказ в предоставлении земельного участка по тем основаниям, что установлено наложение границ земельных участков.
Решением Октябрьского районного суда г.Самары от 14.06.12г. отказ Министерства признан незаконным.
14.08.12г. Х. вновь обратился с заявлением в Министерство, в котором просил возобновить рассмотрение его заявления от 29.08.11г.
02.08.13г. Департамент строительства и архитектуры г.о.Самары предоставил ответ в Министерство «О предоставлении сведений из ИСОГД г.о.Самары», согласно которому границы испрашиваемого объекта налагаются на границы сложившегося землепользования.
11.12.13г. Министерством направлена заявка на проведение осмотра земельного участка директору ГБУ СО «РЦН».
28.01.14г. ГБУ СО «РЦН» составило акт осмотра земельного участка №143, согласно которого в ходе осмотра земельного участка установлено, что на испрашиваемом земельном участке находится деревянное строение, деревянный парник, деревянный туалет, видимых инженерно-технических сооружений нет. Участок разделен забором на 2 участка сложившегося землепользования. На участке растут несколько деревьев, часть участка находится на склоне. Цель использования и землепользователя установить не удалось. Площадь и размеры соответствуют заявленным.
В графе замечания Д.1 указала, что сложившегося землепользования 2 участков в действительности не существует, на участке находятся остатки нежилого временного сооружения в виде старых жестяных листов, деревянное строение представляет собой временное сооружение из реек и целлофановой пленки, т.е. это не капитальное строение. (л.д.43).
Уведомлением от 27.10.14г. Министерство отказало Х. в предоставлении земельного участка, мотивировав тем, что согласно ответа Департамента строительства и архитектуры г.о.Самары от 02.08.13г. №САМВ-59858 в соответствии с топографическими материалами границы испрашиваемого объекта налагаются на границы сложившихся землепользований. Комиссией по проведению осмотра испрашиваемого земельного участка установлено, что в границах рассматриваемого земельного участка находятся деревянные строения, испрашиваемый земельный участок фактически разделен забором на два земельных участка сложившихся землепользований. В этой связи, испрашиваемый земельный участок не свободен от прав третьих лиц. В прилагаемых к заявлению материалах правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы на объекты недвижимости, расположенные на испрашиваемом земельном участке отсутствуют.
Копия почтового конверта подтверждает, что почтовое отправление Министерства было получено заявителем 29.10.14г. (л.д.15)
Почтовый конверт подтверждает, что рассматриваемое заявление Х. направил в суд 29.01.15г., т.е. в последний день предусмотренного законом трехмесячного срока на обжалование отказа Министерства, таким образом, заявителем соблюден срок для обращения с заявлением.
В силу ст. 245 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений: по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Исходя из положений ст. 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту (п. 28 Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих»).
В соответствии со ст. 2 ЗК РФ земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.Постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006 года № 67 «Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о.Самаре» полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в г.о.Самара для целей, не связанных со строительством, с 1 июля 2006 года возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.
Согласно ч. 2 ст. 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч. 2 ст. 9 Закона Самарской области «О земле» (в ред. от 14.05.2013 года) земельные участки, в том числе с расположенными на них зданиями, строениями, сооружениями, принадлежащими гражданам на праве собственности, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность граждан бесплатно при наличии свободных от прав третьих лиц земельных участков, предусмотренных зонированием территории, проводимым в соответствии с градостроительным законодательством: 1) для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства - в расчете на каждого члена крестьянского (фермерского) хозяйства; 2) для ведения личного подсобного хозяйства - в расчете на каждого члена семьи в случае, если личное подсобное хозяйство будет вестись членами одной семьи; 3) для садоводства; 4) для огородничества; 5) для животноводства; 6) для индивидуального жилищного строительства.
Постановлением Правительства Самарской области № 74 от 21.06.2006 года утвержден Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о.Самара для целей, не связанных со строительством.
Согласно п. 2.4 вышеназванного Порядка Министерство в рамках осуществления межведомственного информационного взаимодействия в течение 14 рабочих дней с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка направляет межведомственные запросы в органы и организации в целях получения документов и информации, необходимых для принятия решения о предоставлении земельного участка, в соответствии с приложением № 2 к настоящему Порядку.
В соответствии с п. 2.4 Постановления Правительства Самарской области от 21.06.2006 года № 74 «О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара» при выявлении препятствий для предоставления земельного участка министерство в двухнедельный срок направляет отказ в предоставлении земельного участка в адрес заявителя с указанием причин невозможности его предоставления.
Как следует из заявления Х., пояснений его представителя, данными в ходе судебного разбирательства, он обратился в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении испрашиваемого земельного участка в порядке ст. 9 Закона Самарской области «О земле», предусматривающую возможность предоставления гражданину земельного участка, свободного от прав третьих лиц, при наличии иных оснований, предусмотренных данной статьей.
В соответствии с п.п. 4, 6 ч. 1 ст. 4 Закона Самарской области «О схеме расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории» основаниям для отказа в утверждении схемы является невозможность образования испрашиваемого земельного участка в соответствии с требованиями законодательства, а также наличие ограничений, обременений, не позволяющих использовать земельный участок в соответствии с предполагаемым разрешенным использованием.
В ходе рассмотрения заявления Х. было выявлено препятствие в предоставлении ему земельного участка, выраженное в том, что границы испрашиваемого объекта налагаются на границы сложившихся землепользований.
Данное обстоятельство подтверждается представленной в материалы дела выкопировкой из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности г.о.Самара от дата года, доказательств в подтверждение обратного суду не представлено.
Оснований не доверять представленным Департаментом строительства и архитектуры г.о.Самара сведениям у суда не имеется, поскольку в силу ст. 56 Градостроительного кодекса РФ и абз. «б», «з» п. 3 ст. 28 Устава городского округа Самара, принятого решением Думы г.о.Самара от 10.07.2006 № 294, на Департамент строительства и архитектуры г.о.Самара возложены полномочия по ведению информационных систем обеспечения градостроительной деятельности.
Ссылка представителя заявителя на отсутствие сведений в Управлении Росреестра об отсутствии зарегистрированных прав на испрашиваемый участок в подтверждение необоснованности вывода Департамента строительства и архитектуры г.о.Самара о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый Х. земельный участок, судом не может быть принята во внимание, опровергается материалами дела. Управлением Росреестра по Самарской области предоставляются сведения, исходя из адресной характеристики испрашиваемого объекта, в то время, как Департаментом строительства и архитектуры г.о.Самара проводится анализ возможности предоставления земельного участка на основании координат земельного участка. Кроме того, Управление Росреестра по Самарской области в порядке межведомственного взаимодействия с Министерством имущественных отношений Самарской области правомочно предоставлять сведения о наличии прав на сформированные в установленном порядке, как объекты гражданских прав, земельные участки. В рассматриваемом случае земельный участок, расположенный по адресу: адрес, прилегающая территория к дому № ***, площадью *** кв.м., как объект гражданских правоотношений не сформирован, соответственно каких-либо сведений в Управлении Росреестра по Самарской области о зарегистрированных правах на данный объект недвижимого имущества быть не может, что, в свою очередь, не исключает возможности фактического наличия прав третьих лиц на территорию, входящую в пределы данного участка.
В соответствии с Порядком предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о.Самаре для целей, не связанных со строительством, утв. Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.06г. №74 в случае, если на земельном участке располагаются объекты недвижимости, заявителя предоставляют выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, надлежащим образом заверенные копии документов, удостоверяющих права на данные объекты, если права на такие объекты не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В этом случае также должны быть предоставлены сведения из организации, осуществляющей технический учет объектов капитального строительства, о зарегистрированных правах на данные объекты недвижимости, подтверждающие их принадлежность заявителю.
В случае, если на земельном участке располагаются временные объекты, заявители представляют заключение органа, осуществляющего технический учет объектов капитального строительства, о том, что данные объекты, расположенные на испрашиваемом земельном участке, не подлежат постановке на технический учет в качестве объекта капитального строительства (справка по форме 23).
Доводы представителя заявителя о признании противоречащими закону абз.3 п.2.4 и абз.2 п.2.2 Порядка предоставления земельных участков …решением Самарского областного суда от 16.01.15г. не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку указанное решение не вступило в законную силу.
Поскольку указанные документы не представлены заявителем, суд считает, что отказ Министерства, основанный на наличии объектов на истребуемом земельном участке, является обоснованным.
В связи с чем, в соответствии с указанными нормами закона, с учетом обстоятельств дела, суд приходит к выводу, что Министерством имущественных отношений по Самарской области принято решение об отказе Х. в предоставлении в собственность бесплатно земельного участка в пределах полномочий, установленных нормативным документом, в соответствии с действующим законодательством.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Х. оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г. Самары в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 20.04.2015 года.
Судья /подпись/ Т.А. Орлова
Копия верна
Судья
Секретарь