Решение по делу № 2-1857/2014 ~ М-1559/2014 от 26.03.2014

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 мая 2014 года                                                     город Тула

Центральный районный суд города Тулы в составе:

председательствующего Илларионовой А.А.,

при секретаре Черниковой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Романова С.И. к Министерству имущественных и земельных отношений Тульской области о признании незаконным отказа Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области в предоставлении в собственность земельного участка, об обязании Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области устранить нарушения путем предоставления государственной услуги,

установил:

        Романов С.И. обратились в суд с исковым заявлением к Министерству имущественных и земельных отношений Тульской области о признании незаконным отказа Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области в предоставлении в собственность земельного участка, об обязании Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области устранить нарушения путем предоставления государственной услуги.

        В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на то, что основанием передачи в собственность гражданину земельного участка в соответствии со ст. 36 Земельного кодекса РФ является наличие в собственности гражданина здания расположенного на этом земельном участке.

Романов С.И. является собственником здания – индивидуального жилого 2-х этажного дома площадью 28,6 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер: что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права: . Данные обстоятельства являются основанием для предоставления в собственность Романову С.И. земельного участка по вышеуказанному адресу.

Передача в собственность земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с ЗК РФ осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В соответствии с административным регламентом предоставления государственной услуги «Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков, на которых расположены здания, строения, сооружения, незавершенные строительством объекты» утвержденным Постановлением правительства Тульской области от 26.06.2012 года № 288, результатом предоставления государственной услуги является распоряжение министерства о предоставлении земельного участка в собственность.

Оценка стоимости земельного участка является обязанностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации и осуществляется в ходе выполнения государственной услуги.

Им в Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области направлено заявление о предоставлении в собственность земельного участка занятого объектом законченным строительством – отдельно стоящий 2-х этажный жилой дом, принадлежащий заявителю на праве собственности. Цель аренды земельного участка в соответствии с п. 2.1 – 2.2 договора – отдельно стоящий индивидуальный жилой дом в 1-3 этажа с приквартирным участком – достигнута.

На основании изложенного истец Романов С.И. просит суд признать незаконными отказ (письмо от ДД.ММ.ГГГГ ) Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером , общей площадью <данные изъяты>, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для индивидуального жилого дома, местоположение земельного участка: <адрес>, и обязать Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области устранить нарушения путем предоставления истцу государственной услуги «Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков, на которых расположены здания, строения, сооружения, незавершенные строительством объекты».

Истец Романов С.И. и его представитель по доверенности Романов А.С. в судебном заседании поддержали заявленные исковые требования настаивали на их удовлетворении.

Представитель ответчика Министерства имущественных и земельных отношений по Тульской области, по доверенности Найденова О.Ю. заявленные исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать, в письменных возражениях, представленных суду, указал на то, что предоставление земельных участков под объектами незавершенного строительства в собственность возможно только в случаях прямо предусмотренных в законе. Применение положений ст. 36 ЗК РФ к объектам незавершенного строительства исключается в связи с тем, что в отличие от зданий, строения или сооружений они не могут быть использованы в соответствии с их назначением до завершения строительства и ввода их в эксплуатацию. Правовой режим земель в период строительства имеет особенности, установленные земельным законодательством, которые, в частности, заключаются в возложении на арендатора определенных обязанностей на период строительства, определении ставок арендной платы и установлении в законе специальных оснований для прекращения договора аренды.

Договор аренды земельного участка , площадью <данные изъяты> расположенный по адресу: <адрес>, заключен с Романовым С.И. ДД.ММ.ГГГГ за . Согласно п. 3.1 договор заключен сроком на 5 лет (до ДД.ММ.ГГГГ года). Целью использования земельного участка в соответствии с договором аренды является завершение строительства объекта. Доказательств того, что цель, в соответствии с которой истцу был предоставлен в аренду земельный участок, достигнута, истцом не представлено.

В соответствии п. 28 административного регламента министерство вправе отказать, приостановить государственную услугу по предоставлению земельного участка в случае наличия противоречий в представленных заявителем документах.

Согласно кадастровому паспорту земельного участка, он имеет разрешенное использование: для использования отдельно стоящего индивидуального жилого дома в 1-3 этажа с приквартирным участком. Разрешенное использование земельного участка не соответствует объекту права, расположенного на нем незавершенного строительством объекта.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Статья 246 ГПК РФ предусматривает, что дела, возникающие из публичных правоотношений рассматриваются и разрешаются судьей по общим правилам искового производства с особенностями, установленными этой главой, главами 24-26 Кодекса и другими федеральными законами.

Из положений ч. 1 ст. 257 ГПК РФ следует, что заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного и муниципального служащего рассматривается судом с участием гражданина, руководителя или представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решения, действия (бездействия) которых оспариваются.

Часть 1 статьи 254 ГПК РФ предусматривает право гражданина, организации оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В соответствии со статьей 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Судом установлено, что Постановлением администрации Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ , на основании заявления Романова С.И. о предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства, Романову С.И. был предоставлен земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> расположенный по адресу: <адрес>, в аренду на пять лет, для строительства индивидуального жилого дома.

ДД.ММ.ГГГГ между истцом Романовым С.И. (арендатор) и Министерством имущественных и земельных отношений Тульской области (арендодатель) заключен договор аренды земельного участка.

В соответствии с п. 1.1 договора аренды арендодатель предоставил из земель населенного пункта (<адрес>), а арендатор принял в аренду земельный участок кадастровый номер , площадью <данные изъяты> расположенный по адресу: <адрес>.

Согласно п. 2.1 договора аренды участок предоставлен для строительства отдельно стоящего индивидуального жилого дома в 1-3 этажа с приквартирным участком; разрешенное использование: отдельно стоящий индивидуальный жилой дом в 1-3 этажа с приквартирным участком.

В соответствии с п. 2.2 арендатор обязан использовать земельный участок в соответствии с разрешенным использованием, указанным в п. 2.1 договора.

Договора аренды заключен на срок 5 лет (п. 3.1 договора).

Данный договор аренды прошел государственную регистрацию ДД.ММ.ГГГГ в Управлении Росреестра по Тульской области что также подтверждается выпиской из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ

Стороны включили в договор аренды условия о предоставлении и использовании земельного участка: для строительства отдельно стоящего индивидуального жилого дома в 1-3 этажа с приквартирным участком.

Это условие является действующим, поэтому в рамках данного дела об исполнении договора подлежит применению в буквальном изложении.

Согласно ст. 431 ГК РФ при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.

ДД.ММ.ГГГГ Романову С.И. управлением градостроительства и архитектуры администрации города Тулы выдано разрешение на строительство объекта капитального строительства – индивидуального жилого дома в соответствии с проектной документацией, обладающего следующими проектными характеристиками: площадь земельного участка <данные изъяты> общая площадь объекта капитального строительства 100 кв.м, количество этажей объекта 1, строительный объем 470 кв.м, в том числе подземной части 170 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>. Срок действия разрешения – 10 лет.

В соответствии с п. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 года № 190-ФЗ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Как установлено судом и следует из технического паспорта на объект индивидуального жилищного строительства – жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, инвентарный номер , выданный городским отделением Тульского филиала «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ», по указанному адресу, на земельном участке площадью <данные изъяты> предоставленном Романову С.И. в аренду, возведен жилой дом лит. А, с мансардой над лит. А (год ввода объекта в эксплуатацию 2013) площадью: жилой дом лит. А – 17,1, мансарда над лит. А – 11,5 кв.м, а всего площадью 28,6 кв.м. Также на указанном земельном участке имеется незавершенный строительством объект общей площадью 112 кв.м. возведенный также Романовым С.И.

Согласно статьи 25.3 Федерального закона от 21.07.1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдача разрешения на строительство, а также для государственной регистрации права собственности гражданина на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, либо создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в границе населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), являются:

документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание;

правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.

Таким образом, действующим законодательством предусмотрен упрощенный порядок приобретения гражданами права собственности на объект недвижимости.

Жилой двухэтажный дом общей площадью 28,6 кв.м, расположенный по вышеуказанному адресу был введен в гражданский оборот в упрощенном порядке, предусмотренном статьей 25.3 Закона о регистрации.

В соответствии со статьей 2 Закона о регистрации единственным доказательством существования права собственности на объекты недвижимого имущества является государственная регистрация права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ года, выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области, Романов С.И. является собственником жилого двухэтажного дома, общей площадью 28,6 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер: , что также подтверждается выпиской из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ

Как видно из материалов дела и установлено судом, истец Романов С.И. ДД.ММ.ГГГГ обратился в Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка для отдельно стоящего индивидуального жилого дома, кадастровый номер земельного участка , площадью <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес>; правообладателем жилого дома является Романов С.И., доля в праве 100%.

К заявлению Романовым С.И. были приложены следующие документы:

копия документа удостоверяющего личность заявителя;

    выданная не позднее чем за один месяц до дня подачи заявления выписка из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на жилой дом находящийся на приобретаемом земельном участке;

    выданная не позднее чем за один месяц до дня подачи заявления выписка из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на приобретаемый земельный участок;

    выданная не позднее чем за один месяц до дня подачи заявления кадастровый паспорт земельного участка, в котором содержится описание всех частей земельного участка, занятых объектами недвижимого имущества;

копия кадастрового паспорта на здание;

копия технического паспорта на здание;

    копия договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ

    копии квитанции об оплате арендной платы за ДД.ММ.ГГГГ по договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ г.;

копия разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГ года.

В соответствии Положением о министерстве имущественных и земельных отношений Тульской области, утвержденным Постановлением правительства Тульской области от 28.09.2011 года № 6 (ред. от 07.03.2014), министерство является органом исполнительной власти Тульской области, осуществляющим управление и распоряжение в пределах своей компетенции имуществом, находящимся в собственности Тульской области, распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области – городе Туле в пределах полномочий, установленных федеральными законами, законами Тульской области, постановлениями правительства Тульской области, а также координирующим в случаях, установленных федеральными законами, законами Тульской области, указами губернатора Тульской области и постановлениями правительства Тульской области, деятельность в этой сфере иных органов исполнительной власти Тульской области.

Министерство осуществляет, в том числе, следующие функции: подготавливает предложения по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области - городе Туле в случаях предоставления земельных участков для целей строительства объектов капитального строительства, в том числе для индивидуального жилищного строительства, а также для комплексного освоения в целях жилищного строительства; осуществляет распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области - городе Туле, за исключением случаев, в которых распоряжение земельными участками осуществляет правительство Тульской области; обеспечивает регистрацию прав и прекращение прав на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области - городе Туле, в том числе подает необходимые заявления и получает документы; обеспечивает государственный кадастровый учет земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области - городе Туле, частей и изменений указанных земельных участков; выступает в качестве арендодателя при заключении договоров аренды земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области - городе Туле, в том числе по действующим и вновь заключаемым договорам аренды, а также по прекращенным договорам аренды, обязательства по которым не исполнены, а также в установленном порядке вносит изменения в указанные договоры.

В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», Постановлением администрации Тульской области от 01.07.2011 года № 533 «О разработке и утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг и административных регламентов исполнения государственных функций», на основании статьи 34 Устава (Основного Закона) Тульской области правительством Тульской области утвержден административный регламент предоставления государственной услуги «Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков, на которых расположены здания, строения, сооружения, не завершенные строительством объекты».

Административный регламент предоставления государственной услуги «Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков, на которых расположены здания, строения, сооружения, не завершенные строительством объекты» определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) при рассмотрении заявлений о предоставлении в собственность (или аренду) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и на которых расположены здания, строения, сооружения, не завершенные строительством объекты (далее - заявления).

В соответствии с п. 16 административного регламента государственную услугу предоставляет министерство имущественных и земельных отношений Тульской области.

Как предусмотрено п. 18 вышеуказанного административного регламента результатами предоставления государственной услуги являются: заключение договора купли-продажи (аренды) земельного участка; решение об отказе в предоставлении земельного участка.

Предоставление государственной услуги осуществляется в двухмесячный срок со дня поступления заявления (п. 19).

Согласно п. 21 административного регламента при обращении за предоставлением государственной услуги заявители представляют письменное заявление, оформленное согласно приложению № 1 к настоящему Административному регламенту, к которому прилагаются документы, перечень которых указан в данном пункте административного регламента, где под пунктом г) указано: при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке заявителем предоставляется выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, строение, сооружение, находящееся на приобретаемом земельном участке.

Пунктом 29 административного регламента установлены основания для отказа в предоставлении государственной услуги, которыми являются: изъятие земельных участков из оборота; установленный федеральным законом запрет на приватизацию земельных участков; резервирование земель для государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с п. 50 административного регламента предоставление государственной услуги включает в себя последовательность следующих административных процедур:

прием, регистрация заявления и рассмотрение его руководителем министерства;

проверка и экспертиза документов, необходимых для предоставления государственной услуги;

подготовка распоряжения министерства о предоставлении в собственность (или аренду) земельного участка, направление заявителю письменного уведомления об отказе в предоставлении земельного участка;

подготовка проекта договора купли-продажи (аренды) земельного участка и направление его заявителю.

Согласно п. 72 административного регламента результатом выполнения административной процедуры является распоряжение министерства о предоставлении земельного участка, а в случае отсутствия оснований для предоставления земельного участка, направление заявителю письменного уведомления об отказе в его предоставлении.

Судом установлено, что Романовым С.И. к заявлению о предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка были предоставлены все необходимые документы, в том числе свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ года, выданное Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области, о праве собственности Романова С.И. на жилой двухэтажный дом, общей площадью 28,6 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>,

Однако Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области письмом от ДД.ММ.ГГГГ отказало Романову С.И. в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>.

Основанием для отказа в предоставлении в собственность вышеуказанного земельного участка явилось то, что согласно представленным Романовым С.И. документам на испрашиваемом земельном участке расположен незавершенный строительством объект, сведения о правах на который у министерства отсутствуют. Незавершенный строительством объект не является зданием, строением, сооружением. Учитывая изложенное решение о предоставлении земельного участка в собственность в порядке, установленном ст. 36 Земельного кодекса РФ, министерством не может быть принято.

На обращение Романова С.И. в прокуратуру Тульской области о нарушении требований земельного законодательства, допущенных должностными лицами министерства имущественных и земельных отношений Тульской области, прокуратурой Тульской области в министерство имущественных и земельных отношений Тульской области ДД.ММ.ГГГГ вынесено представление.

При этом Романову С.И. в ответе прокуратуры Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ на его заявление указано, что прокуратурой установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в министерство имущественных и земельных отношений Тульской области поступило его заявление о предоставлении в соответствии со ст. 36 Земельного кодекса РФ в собственность земельного участка кадастровый номер , площадью <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес>. Ранее указанный земельный участок был предоставлен ему в аренду в соответствии с договором от ДД.ММ.ГГГГ для строительства отдельно стоящего индивидуального жилого дома в 1-3 этажа с приквартирным участком, сроком на 5 лет. Из представленных в министерство имущественных и земельных отношений Тульской области документов следовало, что на испрашиваемом земельном участке расположены жилой дом площадью 28,6 кв.м и незавершенный строительством объект. Вместе с тем, министерством имущественных и земельных отношений Тульской области в нарушение ст. 36 Земельного кодекса РФ было отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка в связи с тем, что на данном земельном участке расположен объект незавершенного строительства.

В ответе от ДД.ММ.ГГГГ на представление прокуратуры Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ министерство имущественных и земельных отношений Тульской области указывает на то, что из представленных заявителем документов следует, что на испрашиваемом земельном участке расположены жилой дом площадью 28,6 кв.м и незавершенный строительством объект. Правоустанавливающие документы на указанный незавершенный строительством объект заявителем не представлены. В то же время в представленном пакете документов имелось разрешение на строительство 1-этажного индивидуального жилого дома площадью 100 кв.м, в связи с чем проанализировав представленные документы был сделан вывод о том, что в рамках исполнения договора аренды земельного участка арендатором предполагалось и осуществляется строительство жилого дома, на строительство которого получено разрешение. Жилой дом в 2 этажа площадью 28,6 кв.м построен без разрешения на строительство, следовательно, разрешение на строительство, полученное ДД.ММ.ГГГГ Романову С.И. выдавалось для строительства основного жилого дома в рамках договора аренды. Поскольку незавершенный строительством объект не введен в эксплуатацию и находится на этапе строительства, то он не может быть использован в соответствии с его целевым назначением, и, следовательно, цель заключенного договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ (для строительства отдельно стоящего индивидуального жилого дома в 1-3 этажа в приквартирным участком) на настоящий момент не достигнута. Земельные участки под объектами незавершенного строительства в собственность не предоставляются. Учитывая изложенное, у министерства отсутствуют правовые основания для предоставления Романову С.И. в собственность земельного участка до окончания строительства указанного выше объекта в соответствии с условиями договора аренды.

Истцом Романовым С.И. оспаривается отказ министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ выраженный в письме за , в предоставлении вышеуказанного земельного участка.

Проанализировав данный отказ в буквальном его содержании, суд приходит к выводу, что Романову С.И. было отказано министерством в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, на том основании, что на испрашиваемом земельном участке расположен незавершенный строительством объект, сведения о правах на который у министерства отсутствуют.

В соответствии со ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

Данное право является исключительным, то есть никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого таким зданием, строением, сооружением, либо на приобретение этого участка в аренду.

Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.

Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 года № 475 утвержден перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок. Одним из таких документов является выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке.

В соответствии со статьей 130 Гражданского кодекса к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

В соответствии с пунктом 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации здание, строение и сооружение являются объектами капитального строительства.

Одним из оснований возникновения права на выкуп земельного участка является регистрация объекта недвижимости (здания, строения, сооружения) в Едином реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Принцип следования земельного участка за прочно связанным с ним объектом недвижимости, исходя из смысла вышеназванных норм, заключается в обеспечении возможности использования здания, строения или сооружения в соответствии с их назначением.

Сбалансированность и соразмерность защиты прав и законных интересов собственника объекта недвижимости по его использованию заключается в предоставлении прав пользования земельным участком, расположенным не только под зданием, строением или сооружением, но и рядом с ними.

Поскольку Романовым С.И. в министерство имущественных и земельных отношений Тульской области к заявлению о предоставлении в собственность земельного участка было представлено, в том числе, свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ года, выданное Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области, о праве собственности Романова С.И. на жилой двухэтажный дом, общей площадью 28,6 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, то суд полагает, что министерством имущественных и земельных отношений неправомерно было отказано Романову С.И. в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка на том основании, что на данном земельном участке имеется незавершенный строительством объект.

В соответствии с ч. 3 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Проанализировав и оценив в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ собранные по делу доказательства, суд пришел к выводу о том, что отказ Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении Романову С.И. в собственность земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> категория земель- земли населенных пунктов, разрешенное использование – отдельно стоящий индивидуальный жилой дом в 1-3 этажа с приквартирным участком, расположенного по адресу: <адрес>, на том основании, что на испрашиваемом земельном участке имеется незавершенный строительством объект, при этом не учитывая, что заявителем представлено свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилой дом, расположенный на указанном земельному участке, при изложенных выше обстоятельствах является незаконным.

Согласно ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Решение суда направляется для устранения допущенного нарушения закона руководителю органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему, решения, действия (бездействие) которых были оспорены, либо в вышестоящий в порядке подчиненности орган, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему в течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу.

В суд и гражданину должно быть сообщено об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения решения. Решение исполняется по правилам, указанным в части второй статьи 206 настоящего Кодекса.

При установленных судом обстоятельств, исходя из приведенных выше норм материального права, учитывая, что в процессе рассмотрения дела было установлено наличие нарушенного и подлежащего восстановлению права заявителя, суд считает необходимым и возможным удовлетворить требования Романова С.И. о признании отказа Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении Романову С.И. в собственность земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты>, категория земель- земли населенных пунктов, разрешенное использование – отдельно стоящий индивидуальный жилой дом в 1-3 этажа с приквартирным участком, расположенного по адресу: <адрес>, незаконным и обязать Министерство имущественных и земельных отношений <адрес> рассмотреть заявление Романова С.И. о предоставлении земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> категория земель- земли населенных пунктов, разрешенное использование – отдельно стоящий индивидуальный жилой дом в 1-3 этажа с приквартирным участком, расположенного по адресу: <адрес>, в собственность, в соответствии с административным регламентом предоставления государственной услуги «Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков, на которых расположены здания, строения, сооружения, не завершенные строительством объекты», утвержденным Постановлением правительства Тульской области от 26.06.2012 года № 288.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ суд,

решил:

исковые требования Романова С.И. к Министерству имущественных и земельных отношений Тульской области о признании незаконным отказа Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области в предоставлении в собственность земельного участка, об обязании Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области устранить нарушения путем предоставления государственной услуги, удовлетворить.

Признать отказ Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении Романову С.И. в собственность земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты>, категория земель- земли населенных пунктов, разрешенное использование – отдельно стоящий индивидуальный жилой дом в 1-3 этажа с приквартирным участком, расположенного по адресу: <адрес>, незаконным.

Обязать Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области рассмотреть заявление Романова С.И. о предоставлении земельного участка с кадастровым номером площадью <данные изъяты>, категория земель- земли населенных пунктов, разрешенное использование – отдельно стоящий индивидуальный жилой дом в 1-3 этажа с приквартирным участком, расположенного по адресу: <адрес>, в собственность, в соответствии с административным регламентом предоставления государственной услуги «Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков, на которых расположены здания, строения, сооружения, не завершенные строительством объекты», утвержденным Постановлением правительства Тульской области от 26.06.2012 года № 288.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Тулы в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий

2-1857/2014 ~ М-1559/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Романов Сергей Игоревич
Ответчики
Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области
Суд
Центральный районный суд г.Тулы
Судья
Илларионова А.А.
Дело на сайте суда
centralny--tula.sudrf.ru
26.03.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.03.2014Передача материалов судье
31.03.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.04.2014Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
03.04.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.04.2014Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
21.04.2014Предварительное судебное заседание
06.05.2014Судебное заседание
16.05.2014Судебное заседание
27.05.2014Судебное заседание
02.06.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.06.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.06.2014Дело оформлено
26.12.2014Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее