дело № 2-2200/2014 29 мая 2014 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ломоносовский районный суд г.Архангельска в составе
председательствующего судьи Панковой А.В.,
при секретаре Мельницкой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Киселевой З. В. о признании незаконным бездействия мэрии г.Архангельска, обязании к предоставлению места в детском дошкольном учреждении,
УСТАНОВИЛ:
Киселева З.В. обратилась в суд с заявлением к мэрии г.Архангельска о признании незаконным бездействия мэрии г.Архангельска, обязании к предоставлению места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении. В обоснование заявленных требований сослалась на то, что является матерью несовершеннолетней Д, <Дата> года рождения. В <Дата> Д была зарегистрирована мэрией г.Архангельска на общей очереди для дальнейшего определения в муниципальное дошкольное образовательное учреждение. <Дата> она обратилась в департамент образования мэрии г.Архангельска с письменным требованием о предоставлении ее <***> места в МДОУ города Архангельска. Ей был дан письменный ответ за исх. <№> от <Дата> г., из которого следует, что ее <***> место в МДОУ не предоставлено в связи с отсутствием в МДОУ свободных мест. Сроки получения места в образовательном учреждении указаны не были. Просит признать незаконным бездействие мэрии г.Архангельска по непредоставлению Д, <Дата> года рождения, места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении, обязать мэрию г.Архангельска обеспечить Д местом в детском дошкольном учреждении согласно перечню учреждений, установленных личным заявлением.
В судебное заседание стороны не явились, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, от сторон поступило заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.
По определению суда дело рассмотрено в отсутствие сторон.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что Киселева З.В. является матерью несовершеннолетнего ребенка Д, <Дата> года рождения. Как следует из материалов дела, Д зарегистрирована на очереди для дальнейшего определения в детское дошкольное учреждение. Из справки департамента образования мэрии г.Архангельска от <Дата> <№> <***> следует, что Д местом в детском дошкольном учреждении не обеспечена.
В соответствии со ст.43 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Таким образом, важнейшей функцией Российской Федерации, как социального государства, является обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольное.
Закрепляя право на общедоступное, бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, Конституция Российской Федерации определяет обязанность государства и муниципальных образований предоставлять место в дошкольном детском учреждении, сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их.
В силу п.п. 11 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время.
Следовательно, на органы местного самоуправления возложена обязанность по созданию сети дошкольных образовательных учреждений.
В соответствии со ст.67 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев.
Согласно Порядку комплектования муниципальных образовательных организаций муниципального образования «Город Архангельск», реализующих образовательные программы дошкольного образования, находящихся в ведении департамента образования мэрии города Архангельска, утвержденных постановлением мэрии г. Архангельска от 21.08.2013 года № 554 в организации, как правило, принимаются дети в возрасте от полутора до семи лет.
Согласно п.1.1 Комплектование организаций осуществляется на территории муниципального образования «Город Архангельск» согласно нормативному правовому акту, установленному мэрией города Архангельска, о закреплении организаций за конкретными территориями муниципального образования «Город Архангельск».
Таким образом, при достижении несовершеннолетним указанного возраста и наличии заявления родителей, поданного в установленном порядке, ребенок должен быть обеспечен местом в детском дошкольном учреждении на территории муниципального образования «Город Архангельск» согласно нормативному правовому акту, установленному мэрией города Архангельска, о закреплении организаций за конкретными территориями муниципального образования.
Д достигла возраста полутора лет, от родителей имеется заявление о предоставлении места в дошкольном учреждении, вместе с тем, указанное место не предоставлено.
Следовательно, имеет место бездействие мэрии г. Архангельска, выразившееся в непредоставлении места в детском дошкольном образовательном учреждении Д в силу чего требования заявителя о возложении обязанности по обеспечению Д местом в детском дошкольном учреждении являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Доводы заинтересованного лица, изложенные в отзыве, о том, что предоставление заявителю места в дошкольном учреждении нарушит права граждан, имеющих право на получение мест в детских учреждениях в первоочередном и внеочередном порядке, правового значения не имеют, поскольку орган местного самоуправления должен своевременно принимать меры к увеличению числа либо вместимости существующих образовательных учреждений. Вышеназванные нормативные акты гарантируют всем детям общедоступность бесплатного дошкольного образования в тех формах, которые выбраны их родителями, в связи с чем ссылки ответчика на наличие льготных категорий граждан несостоятельна и не освобождает мэрию г.Архангельска от выполнения своих обязанностей в отношении каждого ребенка.
Вместе с тем, требование заявителя о предоставлении места в конкретном детском учреждении согласно заявлению не основано на законе, поскольку в силу закона орган местного самоуправления обязан организоватьобщедоступное бесплатное дошкольное образование на территории муниципального района
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 254 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░, <░░░░> ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░.░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░, <░░░░> ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░.1.1 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░░».
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░