Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-214/2020 ~ М-172/2020 от 23.03.2020

10 RS 0012-01-2019-000196 Дело № 2-214/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

     22 сентября 2020 года г. Питкяранта

    Питкярантский городской суд Республики Карелия в составе:

    председательствующего судьи Халецкой Ю.Г.,

    при секретаре Гуль И.В.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пакконена Андрея Викторовича, Пакконен Валентины Александровны к Министерству по дорожному хозяйству, транспорту и связи Республики Карелия о взыскании стоимости земельного участка, о прекращении права собственности на земельный участок,

установил:

Пакконен А.В., Пакконен В.А. обратились с названным иском по тем основаниям, что им на праве общей долевой собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером : Пакконену А.В. – 2/3 доли в праве, Пакконен В.А. – 1/3 доли в праве. Из иска следует, что данный земельный участок является ранее учтенным, предоставлен истцам на основании постановления администрации Салминского поселкового Совета от 26.08.1996 № 2. С целью уточнения границ земельного участка истцами в 2019 году было заказано проведение кадастровых работ, при выполнении которых было установлено пересечение земельного участка с земельным участком с кадастровым номером , с разрешенным использованием: «автомобильный транспорт». Также из иска следует, что распоряжением Правительства Республики Карелия от 24.11.2016 № 889р-П утверждена документация по планировке территории в составе проекта межевания территории объекта капитального строительства регионального значения «Реконструкция участка автомобильной дороги Олонец-Вяртсиля, км. 96 – км 1188 (24 км)». Земельный участок с кадастровым номером образован на основании вышеуказанной документации по планировке территории. В период разработки документации государственными органами проводилась работа по выявлению земельных участков, подлежащих изъятию для государственных нужд. Часть земельного участка, принадлежащего истцам, в список изымаемых для государственных нужд земельных участков, не вошла. Ссылаясь на нормы Земельного кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации, Положения о Министерстве по дорожному хозяйству, транспорту и связи Республики Карелия, утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от 23.10.2017 № 370-П, истцы просят прекратить право собственности на часть земельного участка с кадастровым номером площадью 366,59 кв.м., установить границы земельного участка с кадастровым номером в следующих координатах: н1 (х) 311761.68 (у) 1376833.68; н12 (х) 311764.31 (у) 1376854.75; н13 (х) 311753.48 (у) 1376856.14; н14 (х) 311737.14 (у) 1376856.62; н5 (х) 311735.86 (у) 1376843.71; н6 (х) 311735.40 (у) 1376834.88; н7 (х) 311735.13 (у) 1376829.18; н8 (х) 311743.18 (у) 1376828.93; н9 (х) 311743.20 (у) 1376827.34; н10 (х) 311747.64 (у) 1376827.32; н11 (х) 311759.12 (у) 1376829.46; а также взыскать с ответчика за счет казны Республики Карелия в пользу Пакконена А.В. 43 488,89 рублей, в пользу Пакконен В.А. – 21 744,45 рублей, исходя из кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером в пределах площади пересечения.

Впоследствии от представителя Пакконена А.В., действующей на основании доверенности Ермолинской Т.В., Пакконен В.А. поступило заявление об изменении исковых требований, в котором истцы просят прекратить право собственности на часть земельного участка с кадастровым номером установить границы указанного земельного участка в следующих координатах: н1 (х) 311761.02 (у) 1376829.79; н2 (х) 311763.44 (у) 1376838.15; н14 (х) 311764.02 (у) 1376854.79; н13 (х) 311753.48 (у) 1376856.14; н12 (х) 311737.23 (у) 1376856.62; н5 (х) 311735.92 (у) 1376828.40; н6 (х) 311744.95 (у) 1376828.03; н7 (х) 311744.94 (у) 1376826.26; н8 (х) 311750.55 (у) 1376826.17; н9 (х) 311750.66 (у) 1376828.66.; взыскать с Министерства по дорожному хозяйству, транспорту и связи Республики Карелия за счет казны Республики Карелия в пользу Пакконена А.В. 50 640, в пользу Пакконен В.А. – 25 320 рублей, судебные расходы по оплате экспертизы в размере 48 000 рублей, расходы на услуги представителя в размере 25 000 рублей, транспортные расходы в размере 1 180 рублей, возврат госпошлины.

Определением Питкярантского городского суда от 28 августа 2020 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия, Казенное учреждение Республики Карелия «Управление автомобильных дорог Республики Карелия», Министерство финансов Республики Карелия.

Истцы, представитель Пакконена А.В. Ермолинская Т.В. в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены. Ранее, в судебном заседании Ермолинская Т.В. измененные исковые требования поддерживала.

Представители ответчиков, Министерства по дорожному хозяйству, транспорту и связи Республики Карелия, Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия, Казенного учреждения Республики Карелия «Управление автомобильных дорог Республики Карелия», Министерства финансов Республики Карелия, в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены.

Представители третьих лиц, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Карелия, ООО ПКБ «Нордвестпроект», ООО «Проектно-изыскательский институт «Севзапдорпроект», третье лицо, Дементюк Е.В., в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены.

Суд, исследовав материалы дела, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.

В соответствии со статьей 49 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным со строительством, реконструкцией следующих объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов: объекты федерального транспорта, объекты связи федерального значения, а также объекты транспорта, объекты связи регионального значения, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.

В силу статьи 56.2 указанного кодекса изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений уполномоченных исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации - в случае изъятия земельных участков для государственных нужд субъекта Российской Федерации (региональных нужд), в том числе для размещения объектов регионального значения. Исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают также решения об изъятии земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения.

Согласно пункту 7 статьи 56.3 Земельного кодекса РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решениям уполномоченных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 56.2 настоящего Кодекса, которые принимаются как по их собственной инициативе, так и на основании ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, поданного организацией, указанной в пункте 1 статьи 56.4 настоящего Кодекса.

В силу ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В соответствии с пунктом 1 статьи 62 Земельного кодекса Российской Федерации убытки, причиненные нарушением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, подлежат возмещению в полном объеме, в том числе упущенная выгода, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Пунктом 11 статьи 56.5 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что правообладатели изымаемой недвижимости, права которых на земельные участки и (или) объекты недвижимости не были выявлены в порядке, установленном настоящей статьей, имеют право требовать возмещения от лица, которому предоставлены такие земельные участки (за исключением лиц, которым земельные участки предоставлены на праве безвозмездного пользования), либо при отсутствии указанного лица вправе требовать возмещения за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации, казны муниципального образования. Возврат земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества прежним правообладателям не осуществляется.

Согласно статье 281 Гражданского кодекса Российской Федерации при определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством.

В соответствии с пунктом 1 статьи 56.8 Земельного кодекса Российской Федерации размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд, рыночная стоимость земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и передаваемых в частную собственность взамен изымаемых земельных участков, рыночная стоимость прав, на которых предоставляются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, взамен изымаемых земельных участков, определяются в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

В судебном заседании установлено, что земельный участок с кадастровым номером принадлежит на праве общей долевой собственности Пакконену А.В. – 2/3 доли в праве, Пакконен В.А. – 1/3 доли в праве, о чем в ЕГРН (ранее ЕГРП) сделаны записи государственной регистрации права: 26 августа 2015 года

    Указанный участок является ранее учтенным, кадастровый номер участку присвоен 30.09.2004, в сведениях ЕГРН не содержатся значения координат характерных точек границ, определяющих их местоположение. Категория земель данного земельного участка – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для ведения личного подсобного хозяйства, площадь 1 100 кв.м.

Также из материалов дела следует, что распоряжением Правительства Республики Карелия от 24.11.2016 № 889р-П утверждена документация по планировке территории в составе проекта межевания территории объекта капитального строительства регионального значения «Реконструкция участка автомобильной дороги Олонец-Вяртсиля, км. 96 – км 1188 (24 км)», в результате которого был образован земельный участок с кадастровым номером . В период разработки документации земельный участок истцов не вошел в перечень земельных участков, подлежащих изъятию для государственных нужд, однако судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером (часть автодороги) имеет пересечение с земельным участком с кадастровым номером

Земельный участок с кадастровым номером предоставлен бабушке Пакконена А.В. Б.Л.Ф. на основании постановления администрации Салминского поселкового Совета от 26.08.1996 № 62, после чего 30 августа 1996 году ей было выдано свидетельство на право собственности на землю, в котором имеется план земельного участка, выполненного в масштабе.

Согласно заключению землеустроительной экспертизы, выполненной Т.А.А. фактическое местоположение земельного участка с кадастровым номером совпадает со сведениями, имеющимися в вышеназванном свидетельстве, являющимся доказательством местоположения границ земельного участка истца.

Также экспертом было установлено пересечение земельных участков с кадастровыми номерами и площадь пересечения составила 360 кв.м.

Кроме того, экспертом определены координаты характерных точек границ оставшейся части земельного участка, не имеющего пересечения с земельным участком с кадастровым номером ; данные координаты соответствуют тем, в которых истцы просят установить границы своего участка, его площадь составит 720 кв.м.

Также необходимо отметить, что по сообщению эксперта Т.А.А. следует, что расстояние от оси дороги до границ планируемого земельного участка (720 кв.м.) составляет от 8.20 метра до 9.20 метра, что соответствует нормам отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.09.2009 № 717, что также подтверждается письмом ООО «Проектно-изыскательский институт», выполнившим документацию по планировке территории и подготовку проектной документации объекта «Реконструкция участка автомобильной дороги Олонец-Вяртсиля, км. 96 – км 1188 (24 км)».

Согласно заключению оценочной экспертизы следует, что 1 кв.м. изъятого земельного участка составляет 211 рублей. Таким образом, стоимость земельного участка, попавшего в часть автодороги, составит 75 960 рублей (360 кв.м. х 211 рублей), следовательно, Пакконен А.В. вправе получить материальное возмещение в размере 50 640 рублей (75 960 рублей : 3 х 2), Пакконен В.А. – 25 320 рублей (75 960 рублей : 3 х 1).

В соответствии с п. 3 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

В соответствии со ст. 1069 указанного кодекса вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению за счет, соответственно, казны Российской Федерации или казны муниципального образования.

В таких случаях от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо (статья 1071 ГК РФ).

В соответствии с ч. 3 ст. 158 Бюджетного Кодекса РФ главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.

В соответствии с пунктами 21, 41 Положения о Министерстве по дорожному хозяйству, транспорту и связи Республики Карелия, утвержденного постановлением Правительства РК от 23.10.2017 № 370-П, Министерство организует дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения; осуществляет функции главного администратора доходов бюджета, администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного распорядителя и получателя средств бюджета Республики Карелия.

По информации Министерства финансов Республики Карелия, возмещение стоимости земельных участков правообладателям осуществлялось в рамках реализации мероприятий по обеспечению дорожной деятельности («Реконструкция участка автомобильной дороги Олонец-Вяртсиля, км. 96 – км 1188 (24 км)»). Средства на финансирование указанных мероприятий были предусмотрены в бюджете Республики Карелия, главным распорядителем средств выступало Министерство по дорожному хозяйству, транспорту и связи Республики Карелия. Средства на приобретение земельных участков в рамках реконструкции участка автомобильной дороги Олонец-Вяртсиля, км. 96 – км 1188 (24 км) предусматривались в сметных стоимостях строительства (реконструкции) объектов капитального строительства.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», в соответствии со статьей 16 ГК РФ публично-правовое образование (Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование) является ответчиком в случае предъявления гражданином или юридическим лицом требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов. Такое требование подлежит рассмотрению в порядке искового производства.

Предъявление гражданином или юридическим лицом иска непосредственно к государственному органу или к органу местного самоуправления, допустившему нарушение, или только к финансовому органу само по себе не может служить основанием к отказу в удовлетворении такого иска. В этом случае суд привлекает в качестве ответчика по делу соответствующее публично-правовое образование и одновременно определяет, какие органы будут представлять его интересы в процессе.

С учетом изложенного надлежащим ответчиком по делу является главный распорядитель средств Республики Карелия, Министерство по дорожному хозяйству, транспорту и связи Республики Карелия, уполномоченное представлять интересы Республики Карелия в отношениях с собственниками земельных участков при их изъятии в рамках реализации комплексного инвестиционного проекта, которому выделяются средства республиканского бюджета на указанные цели, в целях размещения автомобильных дорог общего пользования регионального значения.

При таких обстоятельствах, подлежит взысканию с Министерства по дорожному хозяйству, транспорту и связи Республики Карелия в пользу Пакконен А.В. материальное возмещение в размере 50 640 рублей Пакконен В.А. – 25 320 рублей.

Исковые требования в части установления границ земельного участка также подлежат удовлетворению в координатах характерных точек, указанных в заключении эксперта. Исковые требования в части прекращения права собственности на часть земельного участка не могут быть удовлетворены, поскольку в ЕГРН имеются сведения о земельном участке с кадастровым номером который является самостоятельным объектом недвижимости, не был разделен, при чем, имея пересечение с земельным участком с кадастровым номером это сделать не представляется возможным, а прекратить право собственности на часть неделимой вещи, к каковым при настоящих обстоятельствах относится о земельный участок с кадастровым номером законом не предусмотрено. Устанавливая границы земельного участка с кадастровым номером судом, по сути, разрешено требование истцов, в связи с чем решение суда будет являться для органа регистрации прав основанием для внесения изменений в сведения о земельном участке, в частности его площади.

    В соответствии со ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

    Материалами дела подтверждается, что истцом Пакконеным А.В. оплачены расходы по проведению экспертизы в размере 48 000 рублей, транспортные расходы в размере 1 180 рублей для обеспечения явки в судебное заседание своего представителя, госпошлина в размере 1 805 рублей. Пакконен В.А. понесены затраты на уплату госпошлины в размере 1 153 рублей. Указанные суммы суд взыскивает с ответчика.

    В силу ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Истец Пакконен А.В. просит взыскать расходы на оплату услуг представителя в размере 25 000 рублей, в обоснование предоставив договор оказания юридических услуг от 10.03.2020, заключенный с Ермолинской Т.В. Согласно условиям договора за указанную сумму представитель обязался изучить представленные документы и проинформировать заказчика о возможных вариантах спорного вопроса; подготовить и подать в суд иск по делу; принять участие в судебных заседаниях; оформлять необходимые ходатайства, пояснения по делу, консультировать заказчика по любым вопросам, связанным с рассмотрением дела в суде. Учитывая определенную сложность настоящего дела, объем предоставленных услуг в подготовке иска, документов, участие представителя Ермолинской Т.В. в судебном заседании, оказанную квалифицированную помощь своему доверителю, суд взыскивает с ответчика 20 000 рублей, поскольку данная сумма отвечает принципу разумности, при этом ответчиком не предоставлено возражений в отношении указанной суммы.

На основании изложенного, руководствуясь ст.198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования удовлетворить.

Установить границы земельного участка с кадастровым номером в следующих координатах: н1 (х) 311761.02 (у) 1376829.79; н2 (х) 311763.44 (у) 1376838.15; н14 (х) 311764.02 (у) 1376854.79; н13 (х) 311753.48 (у) 1376856.14; н12 (х) 311737.23 (у) 1376856.62; н5 (х) 311735.92 (у) 1376828.40; н6 (х) 311744.95 (у) 1376828.03; н7 (х) 311744.94 (у) 1376826.26; н8 (х) 311750.55 (у) 1376826.17; н9 (х) 311750.66 (у) 1376828.66.

Взыскать с Министерства по дорожному хозяйству, транспорту и связи Республики Карелия за счет казны Республики Карелия в пользу Пакконена Андрея Викторовича возмещение стоимости части земельного участка, занятого автомобильной дорогой Олонец-Вяртсиля, км. 96 – км 1188 (24 км), в размере 50 640 рублей, расходы по проведению экспертизы в размере 48 000 рублей, расходы на оплату слуг представителя в размере 20 000 рублей, транспортные расходы в размере 1 180 рублей, возврат государственной пошлины в размере 1 805 рублей, всего 121 625 рублей.

    Взыскать с Министерства по дорожному хозяйству, транспорту и связи Республики Карелия за счет казны Республики Карелия в пользу Пакконен Валентины Александровны возмещение стоимости части земельного участка, занятого автомобильной дорогой Олонец-Вяртсиля, км. 96 – км 1188 (24 км), в размере 25 320 рублей, возврат государственной пошлины в размере 1 153 рублей, всего 26 473 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия в течение месяца через Питкярантский городской суд Республики Карелия.

Судья Ю.Г. Халецкая

Мотивированное решение вынесено 29 сентября 2020 года.

2-214/2020 ~ М-172/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Пакконен Андрей Викторович
Пакконен Валентина Александровна
Ответчики
Министерство по дорожному хозяйству, транспорту и и связи Республики Карелия
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия
Министерство финансов Республики Карелия
Казенное учреждение Республики Карелия "Управление автомобильных дорог Республики Карелия"
Другие
ООО ПКБ "Норвестпроект"
ООО "Проектно изыскательский институт "Севзапдорпроект".
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия
филиал ФГБУ ФКП Управления федеральной государственной службы государственной регистрации, кадастра и картографии
Дементюк Елена Васильевна
Ермолинская Татьяна Владимировна
Суд
Питкярантский городской суд Республики Карелия
Судья
Халецкая Юлия Геннадьевна
Дело на странице суда
pitkiaransky--kar.sudrf.ru
23.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.03.2020Передача материалов судье
24.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.04.2020Судебное заседание
13.05.2020Производство по делу возобновлено
21.05.2020Судебное заседание
31.07.2020Производство по делу возобновлено
10.08.2020Судебное заседание
19.08.2020Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
28.08.2020Судебное заседание
28.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.08.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.09.2020Судебное заседание
29.09.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.10.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.01.2021Дело оформлено
19.01.2021Дело передано в архив
01.03.2021Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
02.03.2021Изучение поступившего ходатайства/заявления
30.03.2021Судебное заседание
01.04.2021Дело сдано в архив после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее