Дело № года
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Архаринский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Лобань Т.Н.,
секретаря судебного заседания ФИО4,
представителя ответчика администрации <адрес> ФИО5, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ № 14,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к администрации Касаткинского сельсовета, администрации <адрес>, Министерству социальной защиты населения <адрес>, ГКУ <адрес> «Управлению социальной защиты населения по <адрес>», Министерству пожарной безопасности и гражданской защиты <адрес> о признании её и членов её семьи пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, о возложении обязанности на Министерство пожарной безопасности и гражданской защиты <адрес> включить её и членов её семьи в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации - наводнения на территории <адрес>, возложении обязанности на Министерство социальной защиты населения <адрес>, ГКУ <адрес> Управление социальной защиты населения по <адрес>» выплатить единовременную материальную помощь в размере 20 000 рублей и финансовую помощь в размере 200 000 рублей в связи с утратой имущества,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО2 обратилась в суд с исковым заявлением к администрации Касаткинского сельсовета, администрации <адрес>, Министерству социальной защиты населения <адрес>, ГКУ <адрес> «Управлению социальной защиты населения по <адрес>», Министерству пожарной безопасности и гражданской защиты <адрес> о признании её и мужа ФИО1 пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, о возложении обязанности на Министерство пожарной безопасности и гражданской защиты <адрес> включить её и мужа ФИО1 в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации - наводнения на территории <адрес>, возложении обязанности на Министерство социальной защиты населения <адрес>, ГКУ <адрес> Управление социальной защиты населения по <адрес>» выплатить единовременную материальную помощь в размере 10 000 рублей на каждого члена семьи, всего 20 000 рублей, и финансовую помощь в размере 100 000 рублей на каждого члена семьи, всего 200 000 рублей, в связи с утратой имущества.
Истица ФИО2 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела была уведомлена своевременно, просила дело рассмотреть в её отсутствие, на заявленных исковых требованиях настаивала, в обоснование заявленных исковых требований в исковом заявлении указала, что в июле – сентябре 2013 года в результате чрезвычайной ситуации природного характера на территории <адрес>, жилой дом, в котором проживает она и муж ФИО1, расположенный по адресу <адрес>, был подтоплен. В результате подтопления пострадал указанный жилой дом, испорчено принадлежащее ей имущество, пришел в негодность урожай. Данное обстоятельство подтверждается актом обследования от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в администрацию с заявлением о включении в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации для получения за счет средств федерального бюджета материальной помощи при утрате имущества. Поскольку имущество по месту жительства было повреждено в результате чрезвычайной ситуации, полагает, что имеет право на компенсацию причиненного ущерба.
Просит суд признать её и мужа ФИО1 пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, возложить обязанность на Министерство пожарной безопасности и гражданской защиты <адрес> включить их в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации - наводнения на территории <адрес>, возложить обязанность на Министерство социальной защиты населения <адрес>, ГКУ <адрес> «Управление социальной защиты населения по <адрес>» выплатить единовременную материальную помощь в размере 10 000 рублей на каждого члена семьи, всего 20 000 рублей, и финансовую помощь в размере 100 000 рублей на каждого члена семьи, всего 200 000 рублей, в связи с утратой имущества.
В связи с чрезвычайной ситуацией просит суд обратить решение суда к немедленному исполнению.
Представитель ответчика администрации Касаткинского сельсовета – глава сельсовета ФИО6 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был уведомлен своевременно, по телефонограмме просил дело рассмотреть в его отсутствие, решение вопроса об удовлетворении заявленных требований, оставляет на усмотрение суда.
Представитель ответчика администрации <адрес> ФИО5 исковые требования не признала, суду пояснила, что ФИО2 обращалась с заявлениями в администрацию <адрес> ДД.ММ.ГГГГ о выплате единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества, подлежащей выделению из резервного фонда Правительства РФ.
При формировании списков на получение единовременной материальной помощи, финансовой помощи (в декабре) ФИО2 была учтена в списках граждан, имеющих право: на получение единовременной материальной помощи за счет средств резервного фонда Правительства РФ (20 000 рублей); на получение финансовой помощи за счет средств резервного фонда Правительства РФ (из расчета за полностью утраченное имущество 200 000 рублей).
Процедуру утверждения данные списки не прошли в связи с тем, что согласно п. 1 Решения комиссии при <адрес> по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (протокол № заседания оперативного штаба по организации и контролю выполнения мероприятий по защите от наводнения) прием обосновывающих документов министерством пожарной безопасности и гражданской защиты <адрес> осуществлялся до ДД.ММ.ГГГГ включительно. После 01.10.2013г. прием документов министерством пожарной безопасности и гражданской защиты <адрес> от органов местного самоуправления не осуществлялся. Все заявления, которые поступили позже указанного срока, министерству пожарной безопасности и гражданской защиты области протоколом оперативного штаба КЧС и ПБ при <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № предписано вернуть назад главам муниципальных образований, кроме тех, которые прошли судебные инстанции.
Кроме того, согласно п. 2 Порядка выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий от 13.10.2008г. № срок обращения в Правительство Российской Федерации с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации составляет один месяц с даты возникновения чрезвычайной ситуации.
Таким образом, срок для выделения средств помощи, пропущен, поскольку чрезвычайная ситуация в районе введена 24.07.2013г. (распоряжение и.о. главы <адрес> от 24.07.2013г. № 295).
В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» закреплено право граждан на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. При этом определено, что порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам РФ, устанавливаются законодательством РФ и законодательством субъекта РФ.
Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и <адрес>в, Амурской и Магаданской областей, <адрес>» предусмотрено Правительству Российской Федерации принять решение о выплате за счет средств федерального бюджета гражданам, признанным пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения и постоянно проживающим в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. руб. (без ограничения по количеству членов семьи) и компенсации в размере 100 тыс. руб. за утрату имущества первой необходимости, в случае если это имущество было утрачено полностью или частично (пп. «б», п. 2).
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 423 «Об оказании гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории <адрес> в июле - августе 2013 года, помощи, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета» определен источник финансирования выплат пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации - федеральный бюджет.
Гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории <адрес> в июле - августе 2013 года, и постоянно проживающим в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, должны быть оказаны единовременная материальная помощь в размере 10000 рублей (без ограничения по количеству членов семьи) и финансовая помощь в размере 100000 рублей в связи с полной или частичной утратой имущества.
В соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными протоколом заседания оперативного штаба комиссии при <адрес> по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ № финансовая помощь за (полностью или частично) утраченное имущество за счет средств областного бюджета не выплачивается.
Согласно разделу 9 Методических рекомендаций, единовременная материальная помощь, финансовая помощь в связи с утратой имущества оказывается при предоставлении документов, обосновывающих выделение бюджетных ассигнований. К таким документам Методические рекомендации относят акты обследования частного жилого помещения, имущества граждан (приложения 6а, 7г), которые являются неотъемлемым приложением к спискам граждан на получение единовременной материальной помощи, финансовой помощи в связи с утратой имущества.
Финансовая помощь гражданам в связи с утратой имущества, в результате чрезвычайной ситуации, оказывается гражданам только на покупку имущества первой необходимости, взамен утраченного.
В соответствии с актами обследования частного жилого помещения, утраченного имущества граждан (приложения 6а, 7г) от 18.11.2013г. в актах не указано, какое именно имущество пострадавшей ФИО2 утрачено или повреждено.
Таким образом, при признании судом актов 6а, 7г допустимыми и достоверными доказательствами утраты имущества, считаю, что ФИО2 может быть включена в следующие списки: на получение единовременной материальной помощи за счет средств резервного фонда Правительства РФ (20 000 рублей); на получение финансовой помощи за счет средств резервного фонда Правительства РФ (из расчета за полностью утраченное имущество 200 000 рублей).
Но, считает, что ФИО2 не представила в суд доказательства утраты ею имущества, так как факт утраты имущества комиссией не установлен и в актах обследования, не отражен, кроме того, просит учесть, что акты обследования 6а и 7г составлены только ДД.ММ.ГГГГ, т.е. спустя три месяца, что ставит под сомнение данные акты, поскольку достоверно нельзя определить, какой ущерб был причинен.
Просит отказать в удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика Министерства пожарной безопасности и гражданской защиты <адрес> ФИО7 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела была уведомлена своевременно, что подтверждается уведомлением, о получении письма, просила дело рассмотреть в отсутствие представителя Министерства, представила отзыв на исковое заявление, из которого следует, что исковые требования не признает, поскольку истцом не представлено доказательств об утрате ею имущества или причинения ущерба имуществу, так как в акте от ДД.ММ.ГГГГ указано, что произошло затопление приусадебного участка с жилым помещением, вода в доме над уровнем поло 30 см. При этом, в актах не указано, что имущество пришло в негодность. Кроме того, министерство относится скептически к тому, что производя осмотр жилого помещения ДД.ММ.ГГГГ имелась реальная возможность выявить нахождение воды на земельном участке и установить причинно-следственную связь между нахождением воды и чрезвычайной ситуацией, произошедшей в августе 2013 года в <адрес> и каким образом комиссия могла выявить нахождение воды в жилом помещении, если общеизвестным является факт, что вода сошла по всем населенным пунктам <адрес> в октябре 2013 года. Выплата единовременной материальной помощи и финансовой помощи за сам факт нахождения воды на земельном участке и жилом помещении не предусмотрена. Кроме того истцом не представлено доказательство, что она обращалась в министерство и именно министерством ей было отказано во включении в списки. Просит в удовлетворении заявленных исковых требований, отказать в полном объеме.
Представитель ответчика Министерства социальной защиты населения <адрес>, ФИО8, в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела уведомлена своевременно, по телефонограмме, просила дело рассмотреть в отсутствие представителя Министерства, исковые требования не признает.
Представитель ответчика ГКУ <адрес> «Управление социальной защиты населения по <адрес>» начальник Управления ФИО9 о времени и месте слушания дела уведомлена своевременно надлежащим образом, просила дело рассмотреть без её участия, вопрос об удовлетворении заявленных требований, оставляет на усмотрение суда.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора министерства финансов <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела уведомлён своевременно надлежащим образом, просил дело рассмотреть в отсутствие представителя Министерства.
Из письменного отзыва представителя министерства финансов <адрес> следует, что требования истца не признает, поскольку истцом не представлено доказательств об утрате им имущества, являющегося обязательным условием для получения помощи за счет бюджетных средств. Так как факт утраты имущества комиссией не установлен и в актах обследования не отражен. Просит обратить внимание на дату составления актов обследования – ДД.ММ.ГГГГ и считает данные акты ненадлежащим доказательством по причине того, что из фактов, изложенных в актах невозможно установить причинно-следственную связь между событиями ЧС и наступившими последствиями, в связи с тем, что между фактами, отраженными в актах и событиями ЧС прошел длительный временной период. Обязательным условием признания пострадавшим в результате ЧС и оказания единовременной материальной и финансовой помощи, является наличие повреждений конструктивных элементов жилого помещения, а так же утрата имущества первой необходимости вследствие подтопления жилого дома. Актами обследования данные факты не установлены.
Кроме того, ФИО2 в установленный законом срок с заявлением на оказание помощи с предоставлением всех необходимых документов, составленных в установленный срок в администрацию <адрес> не обратилась и доказательств пропуска срока для обращения с заявлением на оказание помощи, составления и представления необходимых документов по уважительной причине, не представил. Просит в удовлетворении заявленных требований отказать.
Судом в порядке ст. 167 ГПК РФ, принято решение о рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Суд, заслушав лиц участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В силу ч.1 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причинённого их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Из данных положений следует, что право на компенсацию ущерба имеют граждане, вред имуществу которых причинен вследствие чрезвычайных ситуаций, в том числе, природного характера.
Распоряжением губернатора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 23-р на территории <адрес> введен режим чрезвычайной ситуации в результате подтопления значительного числа населенных пунктов.
Распоряжением и.о. главы администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес> в связи с прохождением юго-западного циклона, сопровождающегося большими ливнями, грозами, сохранением неустойчивой погоды на протяжении длительного времени, угрозой, резкими подъемами воды в реках Бурея и Архара, что может привести к подтоплению отдельных населенных пунктов района, введен режим чрезвычайной ситуации в результате подтопления значительного числа населенных пунктов.
Распоряжением главы Касаткинского сельсовета№ от ДД.ММ.ГГГГ связи с прохождением юго-западного циклона, сопровождающегося большими ливнями, грозами, сохранением неустойчивой погоды на протяжении длительного времени, угрозой резкими подъемами воды в реках, что может привести к подтоплению и затоплению населенных пунктов Касаткинского сельсовета, в целях защиты населения и территорий, ДД.ММ.ГГГГ на территории Касаткинского сельсовета введен режим чрезвычайной ситуации.
В соответствии с п. «л» ст.11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», к полномочиям органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций относится принятие решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
В соответствии с п.п. «г, д» ст. 9 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 750, регулирующих порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций: на оказание гражданам единовременной материальной помощи (из расчета до 10 тыс. рублей на человека, но не более 50 тыс. рублей на семью); на оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества (из расчета за частично утраченное имущество – 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество – 100 тыс. рублей на человека).
Согласно п. 6 Порядка использования бюджетных ассигнований резервного фонда <адрес>, утвержденного Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 214, расходы на содержание и выплаты пострадавшим гражданам предусматриваются в размерах: при оказании гражданам единовременной материальной помощи – 10 000 рублей на человека (но не более 50 000 рублей на семью); при оказании гражданам финансовой помощи за частично утраченное имущество – 50 000 рублей на семью, за полностью утраченное имущество – 100 000 рублей на семью.
В соответствии с п. п. 1, 2 Порядка выплаты гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории <адрес> в июле – августе 2013 года, помощи, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета (утв. постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 423), настоящий Порядок определяет механизм выплаты гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории <адрес> в июле-августе 2013 года, единовременной материальной и финансовой помощи, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета.
В целях настоящего Порядка под пострадавшими гражданами понимаются граждане, постоянно проживавшие на период чрезвычайной ситуации в жилых помещениях, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории <адрес> в июле-августе 2013 года.
В силу подпункта «б» пункта 2, подпункта «з» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № « О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха(Якутия), Приморского и <адрес>в, амурской и магаданской области, <адрес>», правом на получение компенсации наделены те граждане, утрата имущества которых произошла в результате наводнения, а согласно Межгосударственному стандарту «Безопасность в чрезвычайных ситуациях Природные чрезвычайные ситуации. Термины и определения. ГОСТ 22.0.03-97/ФИО11 22.0.03-95», утвержденному постановлением Госстандарта России от ДД.ММ.ГГГГ № 267, приказу Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды от ДД.ММ.ГГГГ № различаются природные чрезвычайные ситуации: опасное метеорологическое явление и опасное гидрологическое явление. Наводнение относится к числу опасных гидрологических явлений.
Из сведений Амурского ЦГМС-филиала ФГБУ «Дальневосточное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» № 2547, следует, что опасное гидрологическое явление было в <адрес> в селах: <адрес>.
Из сведений администрации Касаткинского сельсовета следует, что ФИО2 проживает по адресу <адрес>, совместно с ней по указанному адресу проживает муж ФИО1.
Из копии данных паспорта ФИО2 и ФИО1 следует, что они зарегистрированы по адресу <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ.
Имеется выписка из похозяйственной книги о наличии у граждан права на земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ, из которой следует, что ФИО2, проживающей по адресу <адрес>, принадлежит на праве пользования земельный участок, предоставленный для ведения личного подсобного хозяйства, общей площадью 2900 кв.м, расположенный по адресу <адрес>.
Из акта обследования частного жилого помещения и акта обследования утраченного имущества граждан пострадавших в результате ЧС – наводнения, произошедшего в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (приложение 7г и 6а) следует, что обследовано жилое помещение пострадавшей ФИО2,., расположенное <адрес> (члены семьи пострадавшей муж ФИО10), произошло затопление приусадебного участка с жилым помещением, вода в доме над уровнем пода 30 см.
Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 и ФИО1 обратились к губернатору <адрес> с заявлениями о выплате им единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей на человека и финансовой помощи в размере 100 000 рублей на человека, подлежащей выделению из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
Действующим законодательством допускается возможность оказания пострадавшим гражданам в результате подтопления, наводнения адресной социальной помощи в случае соблюдения одновременно двух обязательных условий, а именно: факта причинения имущественного ущерба, а так же факта постоянного проживания в жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации.
Факт постоянного проживания истицы и её мужа на момент чрезвычайной ситуации в жилом помещении, расположенном в <адрес>, подтверждается исследованными в ходе судебного заседания доказательствами.
Однако акты обследования утраченного имущества по вышеуказанному адресу от ДД.ММ.ГГГГ не подтверждают наличие каких-либо повреждений или разрушений жилого помещения, утраты имущества полностью или частично вследствие чрезвычайной ситуации.
Кроме того, акты составлены ДД.ММ.ГГГГ, т.е. согласно данным актам осмотр жилого помещения и земельного участка в <адрес>, был произведен после того, как в октябре 2013 года по всем населенным пунктам <адрес> сошла вода, в связи, с чем отсутствует реальная возможность выявить, нахождение воды, как на земельном участка, так и в жилом помещении, и установить причинно-следственную связь между нахождением воды и причинением ущерба имуществу истца.
Кроме того, выплата единовременной материальной помощи и финансовой помощи за сам факт нахождения воды на земельном участке и жилом помещении не предусмотрена.
В соответствии с ч. 1 ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Проанализировав и оценив в совокупности добытые доказательства, суд не находит правовых оснований для удовлетворения исковых требований ФИО2, поскольку в материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства подтверждающие принадлежность истице и её мужу утраченного имущества и одновременно повреждение этого имущества в результате наводнения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Отказать ФИО2 в удовлетворении исковых требований к администрации Касаткинского сельсовета, администрации <адрес>, Министерству социальной защиты населения <адрес>, ГКУ <адрес> «Управлению социальной защиты населения по <адрес>», Министерству пожарной безопасности и гражданской защиты <адрес> о признании её и членов её семьи пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, о возложении обязанности на Министерство пожарной безопасности и гражданской защиты <адрес> включить её и членов её семьи в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации - наводнения на территории <адрес>, возложении обязанности на Министерство социальной защиты населения <адрес>, ГКУ <адрес> Управление социальной защиты населения по <адрес>» выплатить единовременную материальную помощь в размере 20 000 рублей и финансовую помощь в размере 200 000 рублей в связи с утратой имущества,
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Архаринский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: (подпись) Т.Н. Лобань
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Верно судья Т.Н. Лобань