Дело № 2-993/18
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 декабря 2018 года
Гагаринский районный суд Смоленской области в составе:
председательствующего судьи: Гайдук Н.С.
при секретаре: Гаврилиной Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Николаевой Н. М. к Васильеву А. А., Васильеву М. А. о признании права собственности на жилой дом и земельный участок в порядке наследования,
У С Т А Н О В И Л:
Николаева Н.М. обратилась в суд с требованием к Васильеву А.А., Васильеву М.А. о признании за ней права собственности на жилой дом №, и земельный участок, № категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: <адрес>, Потаповское с/п, д.Астахово, в порядке наследования, указав, что ДД.ММ.ГГГГ умер ее супруг – ФИО1, после смерти которого открылось наследство на принадлежащее ему выше указанное имущество. Наследниками первой очереди по закону являются истица и их дети: Васильев А.А., Васильев М.А., которые на наследство не претендуют. Николаева Н.М. своевременно обратилась к нотариусу с заявлением о принятии наследства, однако в выдаче свидетельства о праве на наследство получила отказ, поскольку отсутствуют правоустанавливающие документы, оформленные и зарегистрированные надлежащим образом. Земельный участок ФИО1 был предоставлен на основании Постановления Главы администрации Астаховского с/с от 15.07.1992г. №, и имел площадь 5500 кв.м., был поставлен на кадастровый учет и именно в этих размерах семья истицы пользуется земельным участком, на котором расположен жилой дом, предоставленный истице и ее мужу в связи с трудовыми отношениями в колхозе им.Кирова. В последующем на заседании правления колхоза им.Кирова от 22.10.1992 года было решено продать дом Николаевой Н.М. при совместном проживании с ФИО1, которые на момент покупки дома в официальном браке не состояли, но дом оформили на ФИО1, который и стал собственником жилого дома на земельном участке, площадью 55000 кв.м. После смерти супруга истица вступила во владение и управление жилым домом и земельным участком при нем, осуществляет надлежащий уход за имуществом, несет все расходы по его содержанию, самостоятельно произвела похороны мужа, распорядилась его вещами, но поскольку отсутствуют правоустанавливающие документы на жилой дом и земельный участок, оформленные надлежащим образом, не может вступить в права наследования, в связи с чем она вынуждена обратиться в суд.
Истица Николаева Н.М. в судебном заседании заявленные требования поддержала.
Ответчик Васильев А.А. в судебном заседании заявленные требования признал в полном объеме, указав, что не претендует на наследуемое имущество, и отказывается от него в пользу своей матери.
Ответчик Васильев М.А. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия, исковые требования признает в полном объеме (л.д.62).
Третьи лица - администрация Потаповского сельского поселения Гагаринского района Смоленской области и ОА им.Кирова в судебное заседание не явились, надлежаще извещены, возражений относительно заявленных требований не представили.
Суд, в соответствии со ст.167 ГПК РФ, рассматривает дело в отсутствие не явившихся, надлежаще извещенных участников процесса.
Заслушав стороны, исследовав доказательства по делу, суд находит требование подлежащим удовлетворению.
Согласно ч.2 ст.218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием и законом.
В соответствии со ст.1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Согласно ст.1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник долен его принять. Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право принадлежит государственной регистрации.
Как установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ умер муж истицы – ФИО1 (л.д.7). После его смерти открылось наследство на принадлежащее ему имущество в виде жилого дома № и земельного участка, № категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежащего ему на основании свидетельства о праве собственности на землю от 28 ноября 1994 года №, выданного решением Главы администрации Астаховского с/с от 15 июля 1992 года № для личного подсобного хозяйства, с видом предоставления - в пользование (л.д.8).
Поскольку завещания ФИО1 не оставил, то согласно ст.1141 ГК РФ наследники по закону призываются в порядке очерёдности, предусмотренной ст.ст.1141-1145, 1148 настоящего Кодекса.
Из категории близких родственников на день смерти ФИО1 являются его жена (истица) - Николаева Н.М. (л.д.24), и сыновья: Васильев М.А., Васильев А.А. (л.д.58,59), которые согласно справки № от 22 октября 2018 года выданной Главой МО Потаповского сельского поселения Гагаринского района, на день смерти ФИО1 были совместно с ним зарегистрированы в <адрес> и являются наследниками (л.д.56).
Васильев М.А., Васильев А.А. своих наследственных прав на принадлежащее ФИО1 имущество не заявляли и наследство не принимали, на наследственное имущество не претендуют, и отказываются от него в пользу истицы – Николаевой Н.М., а потому она является единственной наследницей ФИО1
Николаева Н.М. обратилась к нотариусу для оформления наследственных прав на имущества после смерти ФИО1, однако ей было отказано, так как отсутствуют правоустанавливающие документы, оформленные и зарегистрированные надлежащим образом (л.д.6).
Как установлено в судебном заседании, ФИО1 был предоставлен в пользование земельный участок, площадь 5500 кв.м. на основании Постановления Главы администрации Астаховского с/с от 15.07.1992г. №, что подтверждается свидетельством о праве собственности на землю от 28 ноября 1994 года № (л.д.8). Земельный участок поставлен на кадастровый учет 28 ноября 1994 года и имеет кадастровый № (л.д.9). На указанном земельном участке расположен жилой дом, предоставленный истице и ее мужу в связи с трудовыми отношениями в колхозе им.Кирова. Согласно архивной выписки № от 15 октября 2018 года, решением правления колхоза им.Кирова № от 22 октября 1992 года и справки выданной ФИО1, АО им.Кирова продал ему дом по остаточной стоимости в сумме 46 812 рублей 00 копеек (л.д.11,15). Согласно справки от 21 декабря 1993 года, выданной Астаховским сельским советом народных депутатов Гагаринского района Смоленской области, Исполнительный комитет, следует, что дом, в котором проживает ФИО1, находится на земле 0,06 га, принадлежащей Астаховской сельской администрации (л.д.14).
Факт того, что жилой дом при жизни принадлежал ФИО1, у суда сомнений не вызывает, поскольку, это усматривается из представленных письменных доказательств: технического паспорта на индивидуальный жилой дом (л.д.16-22), выписки из решения правления № от 22 октября 1992 года (л.д.15), справки, выданной ФИО1, что АО им.Кирова продал ему дом по остаточной стоимости в сумме 46 812 рублей 00 копеек (л.д.13).
В силу п.1 ст.87 Земельного кодекса РСФСР 1970 года на землях городов при переходе права собственности на строение переходит также и право пользования земельным участком или его частью. Аналогичная норма содержалась и в ст.37 Земельного кодекса РСФСР 1991 года при переходе права собственности на строение вместе с этим объектом переходит и право пожизненного наследуемого владения или право пользования земельным участком.
А потому при переходе права собственности на жилой дом к ФИО1, а в последствии в порядке наследования к Николаевой Н.М., истице перешли и права на спорный земельный участок, то есть право пожизненного наследуемого владения земельным участком, площадью 5500 кв.м.
В соответствии с ч.3 ст.20 Земельного кодекса РФ - право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие земельного кодекса, сохраняется.
В силу ч.1 ст.36 ЗК РФ исключительное право на приобретение земельного участка в собственность (либо в аренду) имеют собственники расположенных на этом участке зданий, строений и сооружений. Ибо одним из основных принципов земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов (п.5 ч.1 ст.1 ЗК РФ).
При выясненных судом обстоятельствах, поскольку Николаева Н.М. является наследником по закону, Васильев М.А. и Васильев А.А. на наследственное имущество не претендуют, иные наследники своих прав на наследуемое имущество до настоящего времени не заявили, истица фактически приняла наследство, распорядившись личными вещами умершего, а также продолжила пользоваться жилым домом и земельным участком, суд находит основания для признания за Николаевой Н.М. права собственности на наследуемое имущество в виде жилого дома №, а также право собственности на земельный участок, № категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 198, 264 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Николаевой Н. М. удовлетворить.
Признать за Николаевой Н. М. право собственности в порядке наследования на:
- жилой дом №, оставшийся после смерти мужа – ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ,
- земельный участок, №, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: <адрес>, оставшиеся после смерти мужа – ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Решение в течение месяца может быть обжаловано в Смоленский областной суд через данный суд.
Судья: Н.С.Гайдук