Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«30» июля 2018 года г.Геленджик
Геленджикский городской суд Краснодарского края в составе:
Председательствующего судьи Дроздова К.В.,
при секретаре судебного заседания Нененко И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ковальчук П.Т., Ковальчук Р.Ф. к Ковальчук М.П. о признании утратившими право пользования жилым помещением, снятии с регистрационного учета,
УСТАНОВИЛ:
Ковальчук П.Т., Ковальчук Р.Ф. обратилась в суд с иском к Ковальчук М.П. о признании утратившими право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>
Свои требования мотивирует тем, что они является собственниками в равных долях по ? доли каждый квартирой, расположенной по указанному адресу. В указанной квартире по месту жительства зарегистрированы истцы и их сыновья Ковальчук К.П. и Ковальчук М.П.. Ковальчук М.П. зарегистрирован по месту жительства с 03.11.1995 года, но фактически в указанной квартире не проживает, не имеет в ней личных вещей, не несет бремя содержания жилым помещением. Ответчик добровольно не желает сняться с регистрационного учета, в связи с чем, истцы считают, что факт регистрации ответчиков в принадлежащим им жилом помещении препятствует в полной мере реализовать жилищные и имущественные права. Просят признать Ковальчук М.П. утратившими право пользования вышеуказанным жилым помещением.
В судебном заседании истец Ковальчук П.Т., представитель истцов на основании доверенности Гримберг Н.В. исковые требования поддержали, просила удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
В судебном заседании представитель ответчика Ковальчук М.П. на основании доверенности Ковальчук С.А. исковые требования не признала по основаниям, изложенным в возражениях на исковое заявление. Также пояснила, что выезд ответчика был связан с наличием конфликтных отношений с родным братом и сестрой, который проживают по адресу: <адрес> Кроме того, сам истец Ковальчук П.Т. не желает общаться со своим сыном и запретил Ковальчук М.П. появляться по указанному адресу.
Исследовав материалы дела, выслушав участников процесса, суд считает иск заявленным обоснованно и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Ковальчук П.Т. и Ковальчук Р.Ф. на праве общей долевой собственности по ? доли каждому принадлежит земельный участок с кадастровым номером № расположенный по адресу: <адрес> На земельном участке расположен двухквартирный жилой дом. Ковальчук П.Т. и Ковальчук Р.Ф. на основании договора о безвозмездной передаче жилья от 24.08.1993 года на праве общей долевой собственности принадлежит квартира, расположенная на указанном земельном участке.
В силу ст. 228 ГК РФ, собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением.
Статья 30 ЖК РФ устанавливает, что собственник жилого помещения осуществляет право владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением.
В силу части 2 статьи 31 ЖК РФ члены семьи собственника жилого помещения имеют равное с собственником право пользования данным жилым помещением, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
Таким соглашением, в частности, в пользование членам семьи собственника могут быть предоставлены отдельные комнаты в квартире собственника, установлен порядок пользования общими помещениями в квартире, определен размер расходов члена семьи собственника на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и т.д.
В связи с тем, что Жилищный кодекс Российской Федерации не устанавливает специальных требований к порядку заключения такого соглашения, а также к его форме и условиям, то исходя из норм части 1 статьи 7 ЖК РФ к таким соглашениям применяются правила Гражданского кодекса Российской Федерации о гражданско-правовых сделках (статьи 153 - 181 ГК РФ).
Эти же правила следует применять и к соглашению собственника жилого помещения с членами его семьи об ответственности по обязательствам, вытекающим из пользования жилым помещением, возможность заключения которого предусмотрена частью 3 статьи 31 ЖК РФ, а также к соглашению между собственником жилого помещения и бывшим членом его семьи о сохранении права пользования жилым помещением (часть 4 статьи 31 ЖК РФ). Аналогичная правовая позиция закреплена в п.12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 года №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации».
Статьей 7 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).
Из указанных положений Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что дети, родители и супруг собственника жилого помещения относятся к членам его семьи в силу самого факта совместного проживания с собственником. То есть, для признания семейных отношений прекращенными, необходимо представить в суд доказательства того, что дети выехали на иное постоянное место жительства, например, в связи с созданием семьи (вступлением в брак), или приобрели право на иное жилое помещение, например по договору купли-продажи, договору участия в долевом строительстве, и т.д.
Согласно домовой книги для происки граждан, копии паспорта ответчика он зарегистрирован по месту жительства по адресу<адрес> 03.11.1995 года.
Как установлено судом и не оспаривается сторонами, на момент рассмотрения дела в суде ответчик Ковальчук М.П. по месту регистрации в настоящий момент не проживает.
Вместе с тем, само по себе временное отсутствие члена семьи собственника в жилом помещении не может служить достаточным основанием для вывода о наличии его воли на отказ от права пользования жилым помещением.
Как следует из материалов дела и объяснений сторон, между истцами и ответчиками было фактически заключено соглашение, по которому ответчику было представлено жилое помещение, а также было определено, что ответчик несет расходы по строительству нового жилого дома (гостиницы). Указанные обстоятельства сторонами в судебном заседании не оспаривались.
При этом, доказательств свидетельствующих об отказе ответчика в одностороннем порядке от прав и обязанностей по договору найма, судом установлено не было.
Согласно пояснениям ответчика, он был вынужден выехать из жилого помещения по месту регистрации, поскольку родственники выселили его из занимаемого им жилого помещения, а личные вещи выбросили. Поскольку он не имеет собственного жилья, то вынужден с 2015 года проживать в вагончике на земельном участке, расположенном в <адрес>, который находиться в аренде, договор аренды зарегистрирован на его мать Ковальчук Р.Ф. А заработанные денежные средства он вложил в строительство гостиницы по адресу регистрации.
При этом, суд учитывает, что сам по себе факт выезда ответчика из занимаемого жилого помещения, Постоянные ссоры, взаимные оскорбления, непонимание и прочее, характеризующееся понятием «неприязненные отношения» недостаточны для констатации факта прекращения семейных отношений, и не могут служить основанием для признания его утратившим право пользования спорным жилым помещением.
Судом установлено и не опровергается сторонами, что Ковальчук М.П. от права пользования жилым помещением не отказывался. Кроме того, судом в данном случае учитывается, что между сторонами сложились конфликтные отношения, ответчику чинятся препятствия в пользовании жилым помещением, созданы условия для невозможности использования жилого помещения.
С учетом пояснений сторон, материалов дела, суд приходит к выводу, что о временном и вынужденном характере отсутствия ответчика в жилом помещении.
Кроме того, судом установлено, что ответчик какого-либо жилого помещения в собственности не имеет, а отсутствие регистрации по месту жительства может нарушить его права в том числе на обращение в медицинские и социальные учреждения для реализации его прав, закрепленных Конституцией Российской Федерации.
Также судом, принимаются во внимание положения статьи 25 Всеобщей декларации прав человека, согласно которой в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11). При этом, как следует из пункта 1 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в статье 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
В силу ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом, однако, истцами не предоставлено доказательств свидетельствующих о добровольном расторжении договора найма со стороны ответчика, а также доказательств наличия расходов, связанных с регистрацией ответчика, в принадлежащем им жилом помещении, поэтому суд приходит к убеждению, что требования истцом являются необоснованными, и неподлежащими удовлетворению.
Все представленные в материалах дела доказательства, а также иные юридически значимые обстоятельства, исследованы в судебном заседании, и получили свою оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: