Дело № 2- 1179 /2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 августа 2018 года г. Хабаровск
Кировский районный суд г. Хабаровска в составе председательствующего судьи Юдаковой Ю.Ю., с участием помощника военного прокурора Хабаровского гарнизона Осиевского И.А., представителя Минобороны России и ФКУ «ОСК ВВО» Молоковой А.В., представителя ФГКУ «ДТУИО» Минобороны России Заверяева А.Н., при секретаре Долгих И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску военного прокурора гарнизона Комсомольск-на-Амуре, предъявленного в интересах неопределенного круга лиц, к ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа», третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований войсковая часть 31458 о понуждении к совершению определенных действий,
У С Т А Н О В И Л:
Военный прокурор гарнизона Комсомольск-на-Амуре, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» об обязании обеспечить автоматическими установками пожарной сигнализации (АУПС), автоматическими установками пожаротушения (АУТП) и пожарно-техническими имуществом объекты войсковой части 31458. В обоснование иска указал, что в в/ч 31458 проведена проверка исполнения законодательства о противопожарной безопасности в рамках которой, установлено, что в нарушение Инструкции по определению зданий, сооружений, помещений и оборудования объектов военной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации, подлежащих оборудованию автоматическими установками пожарной сигнализации, пожаротушения и системами оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (Ведомственный свод правил 21-07-07 МО РФ), а также приказа МЧС России от 25.03.2009 г. №175 помещения на территории в/ч 31458 не оборудованы системами противопожарной, в нарушение требований Инструкции по обеспечению пожарно-технической продукцией и другим имуществом в Вооруженных Силах РФ, утвержденной приказом Минобороны России от 24.10.2012 №3333) пожарная команда в/ч 31458 не обеспечена в полном объеме пожарно-технической продукцией.
Командование в/ч 31458 неоднократно обращалось с соответствующими заявками в довольствующие органы, однако до настоящего времени заявки не реализованы. В соответствии с ч. 3 ст. 214 Гражданского кодекса РФ, пп. 71 п. 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 № 1082, п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 № 1053 «О некоторых вопросах управления федеральным имуществом», Минобороны России осуществляет правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, а также несет обязанности по содержанию и надлежащему использованию федерального имущества, находящегося у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельных участков, находящихся на праве постоянного (бессрочного) пользования, имущества подведомственных федеральных государственных учреждений. Исходя из изложенного, на Минобороны России в судебном порядке должна быть возложена обязанность по оборудованию объектов в/ч 31458 автоматическими установками пожарной сигнализации и системами пожаротушения, не исполненная ответчиками до настоящего времени в добровольном порядке. Командир в/ч 31458 не имеет собственного финансового органа, функции которого выполняет ФКУ «Управление финансового обеспечения Минобороны России по Хабаровскому краю», и не наделен полномочиями по распоряжению имуществом ВС РФ, в том числе по его приобретению. Войсковая часть 31458 и ФКУ «Управление финансового обеспечения Минобороны России по Хабаровскому краю» организационно входят в состав Федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» (далее – ОСК ВВО), которое в свою очередь, является распорядителем бюджетных средств и обладает полномочиями по их распределению между своими структурными подразделениями, в том числе для установки средств пожарной сигнализации з подчиненных воинских частях и обеспечения их пожарно-техническим оборудованием.
Таким образом, на Минобороны России и ФКУ «ОСК ВВО» как на распорядителя бюджетных средств для нужд входящих в его состав воинских частей и учреждений в судебном порядке должна быть возложена обязанность по обеспечению пожарной команды в/ч 31458 необходимым пожарно-техническим и другим имуществом, не исполненная ответчиками до настоящего времени в добровольном порядке.
В соответствии с Положением о федеральном казённом учреждении «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» (далее по тексту Учреждение) Учреждение создано для осуществления оперативной, тактической или иной функции управления войсковым звеном некоммерческого характера.
Учреждение является юридическим лицом, распорядителем и получателем бюджетных средств, а также выполняет функции администратора доходов. Учреждение от своего имени выступает истцом или ответчиком в судах общей юрисдикции в соответствии с законодательством Российской Федерации. В структуру Учреждения входят объединения, соединения и воинские части, находящиеся на территории (в границах военного округа как военно-административной единицы) и входящие в состав Восточного военного округа, которые являются обособленными структурными подразделениями Учреждения.
Учреждение осуществляет, в том числе организацию и осуществление финансового обеспечения, ведение судебной работы, в связи с чем обязано обеспечивать своевременно и в полном объеме выплату личному составу денежного довольствия и иные выплаты в соответствии с законодательством Российский Федерации. Руководителем Учреждения является командующий войсками Восточного военного округа, который является единоличным исполнительным органом Учреждения, действует без доверенности от имени Учреждения, представляет его интересы в отношениях с физическими и юридическими лицами, органами государственной власти и местного самоуправления, в судах.
Отсутствие автоматических установок пожарной сигнализации и системы оповещения, а также необеспеченность пожарной команды в/ч 31458 необходимым пожарно-техническим имуществом и другим имуществом нарушают предусмотренные ст.ст. 41, 42 Конституции Российской Федерации право граждан на благоприятную окружающую среду и на охрану здоровья, а также предусмотренное ст. 34 Федерального закона «О пожарной безопасности» право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара, и может повлечь негативные последствия (причинение вреда здоровью и имуществу, иные) для неопределенного круга физических лиц.
Просит обязать МО РФ, ФКУ «ОСК ВВО», ФГКУ «Дальневосточное ТУИО» МО РФ в течение шести месяцев после вступления решения суда в законную силу обеспечить автоматическими установками пожарной сигнализации (АУС) и автоматическими установками пожаротушения (АУТП) объекты в/ч 31458: детский сад-ясли (инв. №7), клуб (инв. №12), штаб (инв. №13), солдатская столовая (инв. №14), казарма (инв. №15), медицинский пункт (инв. №16), здание (БПК) (инв. №19), пожарное депо (инв. №22), гараж (инв. №25), здание (ПТО) (инв. №26), склад (инв. №27), контрольно-пропускной пункт (инв. №30), здание (ДЭС) (инв. №31), гараж (инв. №44), автозаправка (инв. №38), солдатская чайная (инв. №39) и пожарно-технической продукцией: огнетушителями ОП-4 в количестве 24 шт., огнетушителями ОУ-3 в количестве 58 шт., пенообразователем весом 2,5 тонны.
24.07.2018 в суд поступило ходатайство военного прокурора гарнизона Комсомольск-на-Амуре об исключении ФГКУ «Дальневосточное ТУИО» МО РФ из числа ответчиков.
В судебном заседании представитель военного прокурора гарнизона Комсомольск-на-Амуре – помощник военного прокурора Хабаровского гарнизона Осиевский И.А. требования с учетом уточнений, указанные в исковом заявлении поддержал, просил удовлетворить их в полном объеме.
В судебном заседании представитель ответчика Минобороны России и ФКУ «ОСК ВВО» Молокова А.В. заявленные требования не признала по основаниям, указанным в письменных возражениях, согласно которым прокурор не вправе вмешиваться в административно-хозяйственную деятельность органов военного управления. Кроме этого считает, что дело подлежит рассмотрению и разрешению в ином судебном порядке.
В судебном заседании представитель ответчика ФГКУ «Дальневосточного ТУИО» Заверяев А.Н. исковые требования не признал, просил в удовлетворении иска отказать.
Представитель третьего лица в/ч 31458 в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, причина не явки суду не известна.
В соответствии с ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса России суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
В соответствии с ч.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса России, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации или прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц.
По результатам проведенной военной прокуратурой гарнизона Комсомольск-на-Амуре проверки исполнения законодательства о противопожарной безопасности в в/ч 31458, которые не оспариваются сторонами установлено, что в/ч 31458 дислоцирована в с. Большая Картель Комсомольского района Хабаровского края.
Недвижимые объекты имущественного комплекса в/ч 31458: детский сад-ясли (инв. №7), клуб (инв. №12), штаб (инв. №13), солдатская столовая (инв. №14), казарма (инв. №15), медицинский пункт (инв. №16), здание (БПК) (инв. №19), пожарное депо (инв. №22), гараж (инв. №25), здание (ПТО) (инв. №26), склад (инв. №27), контрольно-пропускной пункт (инв. №30), здание (ДЭС) (инв. №31), гараж (инв. №44), автозаправка (инв. №38), солдатская чайная (инв. №39) не оборудованы автоматическими установками пожарной сигнализации (АУПС) и автоматическими установками пожаротушения (АУТП), а также не обеспечена пожарно-технической продукцией: огнетушителями ОП-4 в количестве 24 шт., огнетушителями ОУ-3 в количестве 58 шт., пенообразователем весом 2,5 тонны.
Командир в/ч 31458 письмами исх. 347 от 03.04.2018, исх. 395 от 13.06.2018, исх. 431 от 30.05.2017, исх. 1087 от 03.12.2018, направленными в адрес начальника службы пожарной безопасности штаба (МТО) ВВО, указал список объектов в/ч 31458, требующих оборудования системой пожаротушения и пожарной сигнализацией, а также необходимости в обеспечении пожарно-технической продукцией.
Командование в/ч 31458 полномочиями по самостоятельному оборудованию системами автоматических пожарных сигнализаций и системами пожаротушения объектов части, а также обеспечении огнетушителями и пеногасителем не обладает.
До настоящего времени работ в этом направлении не проводилось, сведений свидетельствующих об обратном суду не представлено.
В соответствии с положениями Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994г. № 69-ФЗ обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства. Законом определены общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области и отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства.
В соответствии со ст.2 Федерального закона «О пожарной безопасности» законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции России и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов России, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
В силу ст.16 Федерального закона «О пожарной безопасности» к полномочиям федеральных органов государственной власти в области пожарной безопасности относятся в частности, разработка, организация выполнения и финансирование федеральных целевых программ; формирование предложений по проекту федерального бюджета на соответствующий год в части расходов на проведение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, проводимых федеральными органами исполнительной власти, обеспечение целевого использования средств, выделяемых на эти цела из федерального бюджета; организация и проведение федерального государственного пожарного надзора; утверждение номенклатуры, объемов поставок для государственных нужд пожарно-технической продукции, в том числе по оборонному заказу; организация ведомственного пожарного надзора на объектах, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти.
Согласно ст.37 Федерального закона «О пожарной безопасности», руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также разрабатывать и осуществлять меры по ее обеспечению.
По результатам проведенной проверки, установлено, что объекты в/ч 31458 автоматической пожарной сигнализацией и автоматическими установками пожаротушения не оборудованы в соответствии с требованиями НПБ 110-03.
Требования действующего законодательства о пожарной безопасности в деятельности в/ч 31458 соблюдаются ненадлежащим образом.
Войсковая часть 31458 собственных средств не имеет.
В возражениях на иск представитель ответчиков указала, что установка оборудования зданий и сооружений на территории Восточного военного округа системами автоматической пожарной сигнализацией относятся к работам, выполняемым в рамках капитального ремонта (Федеральный закон от 10.07.2012 №117-ФЗ). Порядок включения в титульные списки капитального ремонта объектов определен указанием начальника Генерального штаба Вооруженных Сил РФ от 06.10.2014 №№ в виде представления в Департамент строительства МО РФ тактико-технических заданий. Тактико-техническое задание на капитальный ремонт зданий (сооружений), согласно указанию командующего войсками Восточного военного округа от 05.03.2015 № №, разрабатывается командирами (начальниками) войсковых частей (организаций) и согласовывается с заинтересованными управлениями и службами округа. После разработки указанных документов и направления их в Департамент строительства МО РФ включение в план капитального ремонта объектов в/ч 31458 для установки систем автоматической пожарной сигнализацией возможно только в 2019 году. Таким образом, в настоящее время ведется работа по обеспечению складов системой автоматической пожарной сигнализацией, автоматическими установками пожаротушения. Требования военного прокурора заявлены по поводу ненадлежащего содержания военного имущества в/ч 31458, не являющегося объектами публичного назначения и публичного использования, при этом разрешение вопроса об обеспечении такого содержания является составной частью оборонной функции государства, и относятся исключительно к компетенции военного ведомства, в связи с чем, у суда, с учетом задач гражданского судопроизводства и конкретных обстоятельств дела, отсутствуют основания для возложения на Министерство обороны Российской Федерации обязанности по проведению ремонтных работ объектов недвижимости. Считает, что государственная противопожарная служба является составной частью сил обеспечения безопасности личности, общества и государства в состав которой органы прокуратуры не входят, вследствие чего не вправе осуществлять федеральный государственный пожарный надзор, а также вмешиваться в административно-хозяйственную деятельность органов военного управления. Указывает на то, что настоящее дело подлежит рассмотрению и разрешению в ином судебном порядке.
В соответствии со ст.38 Федерального закона от 21.12.1994г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества.
В соответствии со ст.37 указанного Федерального закона руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Как следует из содержания пункта 14 Инструкции по обеспечению пожарно-технической продукцией и другим имуществом в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом МО РФ от 24.10.2012 №3333, заявки на пожарно-техническую продукцию составляются воинскими частями (организациями) на предстоящий (планируемый) год и направляются в управления планирования и координации материально-технического обеспечения военных округов.
Указом Президента РФ от 16.08.2004 №1082 «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации» определено, что Министерство обороны России (п.31) является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Минобороны России и реализацию возложенных на него полномочий.
Работы, связанные с приведением объектов в/ч 31458 в соответствие с требованиями пожарной безопасности, указанные прокурором в исковом заявлении, необходимы в соответствии с указанием специалиста пожарного надзора, проводившего проверку организации и состояния противопожарной охраны войсковой части, подтверждается письменными доказательствами, собранными по делу.
Невыполнение Минобороны России своих обязанностей, как собственника здания в связи с обеспечением пожарной безопасности, ставит под угрозу жизнь и здоровье неограниченного круга лиц.
При указанных обстоятельствах суд считает исковые требования военного прокурора гарнизона Комсомольск-на-Амуре к Министерству обороны Российской Федерации, ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» об обязании обеспечить автоматическими установками пожарной сигнализации (АУПС), автоматическими установками пожаротушения (АУТП) и пожарно-техническими имуществом объекты в/ч 31458 обоснованными.
Исковые требования к ФГКУ «Дальневосточное ТУИО» суд считает необоснованными, поскольку предмет спора не относится к компетенции и исполнению обязательств указанного органа.
Довод ответчиков о том, что данный гражданский спор подлежит рассмотрению и разрешению в ином судебном порядке, не обоснован.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.
Требования военного прокурора гарнизона Комсомольск-на-Амуре, действующего в интересах неопределенного круга лиц в их совокупности и взаимной связи сводятся к возложению обязанности оборудовать здания войсковой части автоматической пожарной сигнализацией, автоматическими установками пожаротушения, обеспечения пожарно-техническим имуществом, что в данном случае имеет место спор о праве, подлежащий рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, который не может быть разрешен в порядке административного судопроизводства.
Согласно ч. 1 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
При этом как указано в части 2 указанной статьи в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Срок для производства работ определяется судом исходя из конкретных обстоятельств дела, с учетом объема и характера выполняемых работ, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности. При таких обстоятельствах, суд полагает возможным установить срок, в течение которого МО РФ, ФКУ «ОСК ВВО» МО РФ должно быть исполнено решение суда – 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск Военного прокурора гарнизона Комсомольск-на-Амуре, предъявленного в интересах неопределенного круга лиц, к Министерству обороны Российской Федерации, ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» о понуждении к совершению определенных действий,- удовлетворить.
Обязать Министерство обороны Российской Федерации, ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» обеспечить автоматическими установками пожарной сигнализации (АУПС) и автоматическим установками пожаротушения (АУТП) объекты войсковой части 31458, расположенные по адресу: Хабаровский край, Комсомольский район, с. Большая Картель, а именно: детский сад-ясли (инв. №7), клуб (инв. №12), штаб (инв. №13), солдатская столовая (инв. №14), казарма (инв. №15), медицинский пункт (инв. №16), здание (БПК) (инв. №19), пожарное депо (инв. №22), гараж (инв. №25), здание (ПТО) (инв. №26), склад (инв. №27), контрольно-пропускной пункт (инв. №30), здание (ДЭС) (инв. №31), гараж (инв. №44), автозаправка (инв. №38), солдатская чайная (инв. №39) в шестимесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу.
Обязать Министерство обороны Российской Федерации, ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» обеспечить войсковую часть 31458 необходимым пожарно-техническим имуществом и другим имуществом, а именно: огнетушителями ОП-4 в количестве 24 шт., огнетушителями ОУ-3 в количестве 58 шт., пенобразователем в массе 2,5 т., в шестимесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении исковых требований Военному прокурору гарнизона Комсомольск-на-Амуре, предъявленного в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному государственному казенному учреждению «Дальневосточному территориальному управлению имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации о понуждении к совершению определенных действий, - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Кировский районный суд г. Хабаровска в течение месяца со дня принятия решения.
Мотивированное решение изготовлено 28.08.2018.
Судья /подпись/
Копия верна, судья Ю.Ю. Юдакова