именем Российской Федерации
15 сентября 2022 года с. Приволжье
Приволжский районный суд Самарской области, в составе: председательствующего - судьи Бочарова Я.Ю.,
при секретаре судебного заседания ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-398/2022 по административному исковому заявлению МИ ФНС России № по <адрес> к ФИО1 о взыскании обязательных платежей,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № по <адрес> обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании задолженности по налогам в сумме 98334 рубля, из которых: транспортный налог с физических лиц: пеня за 2010, 2015 год в размере 301 рубль 67 копеек, земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений: пеня в размере 60 рублей 39 копеек, земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений: налог за 2020 год в размере 19450 рублей, налог за 2020 год в размере 19015 рублей, пеня за 2012,2013,2015 и 2019 год в размере 4560 рублей 97 копеек, земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений: налог за 2019 год в размере 11207 рублей 36 копеек, налог за 2020 год в размере 20744 рубля, пеня в размере 357 рублей 57 копеек, земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений, пеня за 2012,2015, 2019 год в размере 171 рубля 62 копеек, земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений: пеня за2012, 2015, 2019 год в размере 555 рублей 49 копеек, земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений: налог за 2019 год в размере 8151 рубль 82 копейки, налог за 2020 год в размере 11460 рублей 18 копеек, пеня за 2012, 2014, 2015 год в размере 2298 рублей 83 копейки.
Исковые требования мотивированы тем, что административный ответчик являлся плательщиком налогов в рассматриваемые налоговые периоды.
В адрес налогоплательщика были направлены налоговые уведомления в установленные законом сроки.
В установленный налоговым законодательством срок, административный ответчик свою обязанность по уплате налога не исполнил, в связи с чем образовалась задолженность и начислена задолженность по пени.
Позже в адрес административного ответчика были направлены требования об уплате налога и пени.
Задолженность по налогам и пени осталась не погашена.
С целью взыскания с ответчика задолженности по уплате налогов, административный истец обращался к мировому судье судебного участка № Приволжского судебного района <адрес> с заявлением о вынесении судебного приказа.
ДД.ММ.ГГГГ мировым судьёй был вынесен судебный приказ о взыскании с ответчика задолженности, который ДД.ММ.ГГГГ был отменён.
В связи с чем, Межрайонной ИФНС России № по <адрес> обратилась в суд с административным исковым заявлением о взыскании с ответчика указанной выше задолженности.
Административный истец в судебное заседание своего представителя не направил, заявлено ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, требования поддерживает.
В судебное заседание, административный ответчик ФИО1, надлежащим образом извещённый о дате, времени и месте слушания по делу, не явился.
При этом ранее участвуя в судебном заседании пояснил, что налог за 2019 году им был оплачен в полном объеме, в связи с чем требование об уплате налога и пени за указанный год удовлетворению не подлежит, кроме того пени за транспортный и земельный налог за 2010, 2012, 2015 год также не могут быть взысканы, поскольку с ДД.ММ.ГГГГ год вступил в силу Закон о налоговой амнистии, в соответствии с которым все недоимки по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ списываются.
Кроме того административный ответчик просил применить последствия пропуска срока исковой давности, а также признал требование о взыскании с него земельного налога за 2020 год.
С учётом надлежащего извещения административного ответчика и руководствуясь ч. 2 ст. 150 КАС РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика, а также административного истца и его представителя.
Изучив материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
Обязанность граждан-налогоплательщиков по уплате законно установленных налогов и сборов закреплена в ст. 57 Конституции РФ, а также ч. 1 ст. 3, п. 1 ч. 1 ст. 23 НК РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии с пунктами 3, 5 ст. 75 НК РФ за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, пеня начисляется; пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Судом установлено, что на налоговом учёте в инспекции состоит ФИО1, ИНН 638000038540, который является налогоплательщиком, в связи с наличием объектов налогообложения, что подтверждается сведениями, полученными налоговым органом согласно п. 4 ст. 85 НК РФ.
В установленные сроки ФИО1 не выполнил обязанность по уплате транспортного налога за 2010, 2015 год, а также земельного налога за 2012, 2015, 2019 и 2020 год.
В нарушение положений ст. 45 НК РФ административный ответчик не исполнил установленную законом обязанность по уплате налога.
Согласно п. 1 ст. 48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (п. 2 ст. 48 НК РФ).
Из материалов дела усматривается, что в установленный законом срок налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа.
По заявлению Межрайонной ИФНС России № по <адрес> вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО1 недоимки по налогам и пени.
Определением мирового судьи судебного участка № Приволжского судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании с ФИО1 недоимки и пени отменён.
При этом, исходя из приложенных к иску документов усматривается, что на основании акта № от ДД.ММ.ГГГГ, служебная переписка, налоговые уведомления, реестр отправки и иные документы до 2017 года были уничтожены.
Из представленного списка направленных требований в адрес ФИО1 за период с 2011 по 2021 год усматривается, что последнему направлялись требования об уплате налогов с 2011 по 2018 год, а затем лишь в 2021 году.
В связи с неисполнением ранее направленных в его адрес уведомлений, МИ ФНС № по <адрес> направило в адрес ФИО1 требование № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ об уплате налогов в сумме 93278 рублей 36 копеек за земельные участки (налог за 2020 год), в срок до ДД.ММ.ГГГГ, а также требование № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ о взыскании транспортного налога (пеней) и земельного налога в срок до ДД.ММ.ГГГГ, при этом без указания сведений, за какой период начислен данный налог (пени).
Требования направлялись на основании уведомлений № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ.
Также требования и уведомления направлялись через личный кабинет налогоплательщика.
МИ ФНС России № по <адрес> представила расчеты сумм задолженностей и пени за каждый день просрочки исполнения налоговых обязательств.
Пунктом 2 ст. 48 НК РФ определено, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Частью 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 9 от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации», при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 3 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд. В соответствии с пунктами 5, 6 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Как следует из материалов дела, на момент направления требования общая сумма подлежащих взысканию налогов превысила 3000 рублей, срок исполнения требования № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ о взыскании транспортного налога (пеней) и земельного налога, истек ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, исходя из положений статьи 48 НК РФ последним днем подачи рассматриваемого административного иска являлся – ДД.ММ.ГГГГ, однако иск был направлен в суд значительно позже, ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствует дата поступления материалов через электронный портал Приволжского районного суда <адрес>. Обращение инспекции с заявлением о вынесении судебного приказа также было за пределами установленных сроков. Сведения о пропуске указанного срока по уважительной причине в материалы дела не представлены.
МИ ФНС России № по <адрес> является профессиональным участником налоговых правоотношений, специализированным государственным органам, призванным от имени государства осуществлять контроль за сбором налогов и уплатой сборов, своевременностью их взимания, в связи с чем, истцу должны быть известны правила обращения в суд и правила исполнения судебных постановлений и судебных приказов.
Шестимесячный срок для обращения с иском является достаточным для подготовки необходимых документов и предъявления их в суд. Причин невозможности обращения в суд в установленный законом срок административным истцом не указано и доказательств их не представлено.
Установление в законе срока для защиты нарушенных интересов лица, начала его течения и последствий пропуска такого срока обусловлено необходимостью обеспечить стабильность отношений участников спорных правоотношений.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от ДД.ММ.ГГГГ №-О-П, установление временных пределов осуществления мер государственного принуждения направлено на защиту таких конституционных ценностей, как стабильность и определенность публичных правоотношений, обеспечение стабильности условий хозяйствования, поддержание баланса публичных интересов государства и частных интересов субъектов гражданско-правовых отношений. Установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
Задолженность по налогам и пеням рассчитана также за налоговые периоды – 2010, 2012 и 2015 г.г., требования ответчику направлялись за № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, за № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, административное исковое заявление подано ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, административным истцом пропущен срок, предусмотренный ст. 286 КАС РФ, доказательств уважительности причин пропуска указанного срока истцом суду не представлено, ссылка на необходимость подготовки полного комплекта документов, подтверждающих наличие задолженности, суд считает несостоятельной, в связи с чем суд полагает необходимым в удовлетворении требований административного истца отказать.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для восстановления административному истцу пропущенного процессуального срока.
Поскольку срок для взыскания задолженности истек, налоговым органом утрачена возможность для взыскания недоимки по налогам и пени за 2010, 2012, 2015 и 2019 год.
В соответствии с частью 8 статьи 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является безусловным основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Более того, административный ответчик предоставил в суд налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ по задолженности земельного налога за 2019 год, а также чеки по операциям об оплате земельного налога на каждый участок за 2019 год, в связи с чем в том числе требования административного истца о взыскании основной суммы земельного налога с ФИО1 за 2019 год, удовлетворению не подлежат.
При этом, позиция административного ответчика была доведена до административного истца, но оставлена без внимания, исковые требования изменены не были, иные документы приложены не были и на момент обращения с иском в суд, в материалах отсутствовали документы, подтверждающие направление налоговых уведомлений и требований в 2019 и 2020 годах.
Учитывая вышеизложенное, суд считает необходимым удовлетворить частично требования Межрайонной ИФНС России № по <адрес> о взыскании с ФИО1 обязательных платежей, в размере 70669 (семьдесят тысяч шестьсот шестьдесят девять) рублей 18 копеек, из которых: земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений: налог за 2020 год в размере 19450 рублей, налог за 2020 год в размере 19015 рублей, земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений: налог за 2020 в размере 20744 рубля, земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений: налог за 2020 в размере 11460 рублей 18 копеек.
Ссылок на какие-либо иные факты, доводы административного ответчика и истца не содержат.
В соответствии со ст. 114 КАС РФ, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
В соответствии с п. 1 ст. 333.19 НК РФ, с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 2321 рублей, от уплаты которой освобождён административный истец.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление МИ ФНС России № по <адрес> к ФИО1 о взыскании обязательных платежей – удовлетворить частично.
Взыскать с ФИО1, зарегистрированного по адресу: <адрес>, в пользу МИ ФНС России № по <адрес> задолженность в размере 70669 (семьдесят тысяч шестьсот шестьдесят девять) рублей 18 копеек, из которых: земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений: налог за 2020 год в размере 19450 рублей, налог за 2020 год в размере 19015 рублей, земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений: налог за 2020 в размере 20744 рубля, земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений: налог за 2020 в размере 11460 рублей 18 копеек.
Взыскать с ФИО1 в доход бюджета муниципального района <адрес> государственную пошлину в размере 2320 (две тысячи триста двадцать) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Приволжский районный суд <адрес>.
В окончательной форме решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Я.Ю. Бочаров