РЕШЕНИЕ
И м е н е м Р О С С И Й С К О Й Ф Д Е Р А Ц И И
29 января 2013 года Курагинского районного суда
Красноярского края в п.Курагино в составе:
председательствующего – судьи Тетериной Г.Т.,
с участием прокурора - Шадриной Е.А.,
при секретаре - Карпуниной Н.Г.,
рассмотрев в открытом заседании гражданское дело по иску прокурора Курагинского района в защиту интересов Российской Федерации, Красноярского края, неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Евразруда» о возложении обязанности разработать и предоставить в Агентство лесной отрасли Красноярского края проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы к договору аренды участка лесного фонда от 01.02.2012 года №, суд
У С Т А Н О В И Л:
Прокуратурой Курагинского района проведена проверка исполнения требований лесного законодательства ОАО «Евразруда».
В ходе проведения проверки установлено, что 01.02.2012 года между Агентством лесной отрасли Красноярского края (арендодатель) и ответчиком ОАО «Евразруда» (арендатор) заключен договор аренды лесного участка №. Согласно указанному договору Арендодатель предоставил, а Арендатор принял во временное пользование лесной участок, сроком до 01.01.2017 г., находящийся в государственной собственности, из состава земель лесного фонда, общей площадью 72,0 га (68,3368 га эксплуатационных лесов, 3,6632 га защитных лесов), расположенный: Красноярский край, Курагинский район, Курагинское лесничество, в том числе: площадью 43,0105 га, Кордовское участковое лесничество, кв. 59 (часть выд. 1,2,7,16); площадью 28,9895 га, Курагинское участковое лесничество, кв. 45 (часть выд. 10,11, 26,27,28,30,31), кв. 62 (часть выд. 4,5,9).
При этом Арендатор взял на себя обязательства по разработке и цредставлению Арендодателю проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы.
Согласно информации КГКУ «Курагинское лесничество» ОАО «Евразруда» не выполнило договорные обязательства, и требования Лесного кодекса РФ в части разработки и предоставления Арендодателю Агентству лесной отрасли Красноярского края проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы.
Неисполнение вышеуказанных требований лесного законодательства влечет нарушения интересов собственника лесного фонда - Российской Федерации. Выполнение работ по эксплуатации леса в отсутствие проекта освоения лесов может повлечь тяжкие последствия в виде уничтожения участков лесного фонда, кормовой базы для животного мира, то есть вред окружающей среде.
Просит возложить на ОАО «Евразруда» обязанность разработать и предоставить в Агентство лесной отрасли Красноярского края проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы к договору аренды участка лесного фонда от 01.02.2012 года № 9/309240640946
В судебном заседании прокурор Шадрина Е.А. заявленные требования поддержала в полном объеме, обосновав их изложенными выше доводами. Просит установить срок исполнения исковых требований два месяца со дня вступрения решения суда в законную силу.
Извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела представитель Агентства лесной отрасли Красноярского края в судебное заседание не явился.
Представитель ответчика ОАО «Евразруда» Погожев А.В., действующий на основании доверенности иск признал в полном объеме и пояснил, что с выявленными нарушениями согласен, обязуется их устранить в указанный прокурором срок.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд принял решение о рассмотрении дела в отсутствии представителя Агентства лесной отрасли Красноярского края.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд признает заявленные требования обоснованными, в связи с чем, считает необходимым их удовлетворить по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 88 Лесного кодекса РФ, лица, которым лесные участки предоставлены в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 12 Лесного кодекса РФ освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности. Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций. При освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются: организация использования лесов; проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов; проведение мероприятий по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов.
В силу пунктов 1, 2 статьи 89 Лесного кодекса Российской Федерации проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Государственная экспертиза проектов освоения лесов проводится уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 статьи.
В соответствии с п. 3 Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденного приказом Рослесхоза от 22.12.2011 N 545, целью экспертизы проекта освоения лесов является оценка соответствия проекта освоения лесов лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта РФ, а также принципам рационального использования и сохранения биологического разнообразия лесов и законодательству РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 55 Лесного кодекса РФ санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия) на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются арендаторами этих лесных участков на основании проекта освоения лесов.
Согласно п. 4 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.06.2007 N 414, на лесных участках, предоставленных в аренду, санитарно-оздоровительные мероприятия осуществляются арендаторами этих участков на основании проекта освоения лесов.
В силу ст. ст. 9, 15 Конституции РФ, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, которая обеспечивается посредством соблюдения природопользователями основных принципов охраны окружающей среды, закрепленных в ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
В силу требований ст. 58 Конституции РФ, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Судом установлено, что 01.02.2012 года между Агентством лесной отрасли Красноярского края (арендодатель) и ответчиком ОАО «Евразруда» (арендатор) заключен договор аренды лесного участка № 9/309240640946. Согласно указанному договору Арендодатель предоставил, а Арендатор принял во временное пользование лесной участок, сроком до 01.01.2017 г., находящийся в государственной собственности, из состава земель лесного фонда, общей площадью 72,0 га (68,3368 га эксплуатационных лесов, 3,6632 га защитных лесов), расположенный: Красноярский край, Курагинский район, Курагинское лесничество, в том числе: площадью 43,0105 га, Кордовское участковое лесничество, кв. 59 (часть выд. 1,2,7,16); площадью 28,9895 га, Курагинское участковое лесничество, кв. 45 (часть выд. 10,11, 26,27,28,30,31), кв. 62 (часть выд. 4,5,9).
При этом Арендатор взял на себя обязательства по разработке и цредставлению Арендодателю проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы.
Согласно информации КГКУ «Курагинское лесничество» ОАО «Евразруда» не выполнило договорные обязательства, и требования Лесного кодекса РФ в части разработки и предоставления Арендодателю Агентству лесной отрасли Красноярского края проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы.
Данный факт представителем ответчика не оспаривался.
При таких обстоятельствах использование участка лесного фонда в отсутствие разработанного проекта освоения лесов, может привести к нарушению права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и экологическую безопасность, то есть состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.
На основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Как усматривается из материала, исковое заявление подано прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, для предупреждения причинения вреда.
С учетом положений ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, ст. 333.19 НК РФ с ответчика в доход бюджета МО Курагинский район подлежит взысканию государственная пошлина в размере 200 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ
РЕШИЛ:
Обязать открытое акционерное общество «Евразруда» разработать и предоставить в Агентство лесной отрасли Красноярского края проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы к договору аренды участка лесного фонда от 01.02.2012 года №.
Установить срок исполнения решения суда два месяца со дня вступления решения в законную силу.
Взыскать с ОАО «Евразруда» в доход бюджета МО Курагинский район государственную пошлину 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца через Курагинский районный суд.
Председательствующий: Тетерина Г.Т.