Дело № 10RS0011-01-2021-006460-45 (2а-3070/2021)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 апреля 2021 года город. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе
председательствующего судьи М.Н. Картавых,
при секретаре М.О. Журковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Харченко Бориса Михайловича о признании незаконными действий Военного комиссариата г. Петрозаводска,
установил:
Административный иск заявлен по тем основаниям, что административный истец состоит на воинском учете, является лицом призывного возраста. 10.02.2021 административному истцу по месту работы администрацией работодателя было предложено получить повестку военного комиссариата г. Петрозаводска о явке административного истца на медицинское освидетельствование в апреле 2021 года. От получения повестки административный истец отказался, полагая, что указанными действиями нарушаются его права, поскольку вручение повестки фактически является призывным мероприятием, которые не могут осуществляться до начала призывной компании. Административный истец просит признать решение Военного комиссариата г. Петрозаводска о вызове административного истца на призывные мероприятия, вручение ему повестки – незаконным и отменить его.
Определением суда к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены Военкомат Республики Карелия и призывная комиссия г. Петрозаводска.
В судебном заседании представитель административного истца заявленные требования поддержал по изложенным в административном иске основаниям.
Представитель административных ответчиков – Куроптева И.П., действующая на основании доверенности, требования не признала, поддержала доводы письменных возражений.
Иные лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом
Изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 7 ст. 28 Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее по тексту – ФЗ "О воинской обязанности и военной службе") решение (заключение) призывной комиссии может быть обжаловано гражданином в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации в течение трех месяцев со дня принятия обжалуемого решения (вынесения обжалуемого заключения) или в суд.
В соответствии с п. 1 статьи 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, подтверждается материалами дела, что Харченко Б.М, является гражданином, подлежащим призыву на военную службу.
12.02.2021 административному истцу по месту работы <данные изъяты> старшим специалистом по персоналу было предложено получить повестку военного комиссариата г. Петрозаводска о явке 02.04.2021 в военный комиссариат. От получения повестки административный истец отказался, о чем был составлен соответствующий Акт об отказе от получения повестки.
31.03.2021 административному истцу по месту работы в <данные изъяты> старшим специалистом по персоналу повторно было предложено получить повестку военного комиссариата г. Петрозаводска о явке 02.04.2021 в военный комиссариат. От получения повестки административный истец вновь отказался, о чем был составлен соответствующий Акт.
Административный истец полагает, что само по себе действие по направлению повестки относится к призывным мероприятиям и не может осуществляться ранее создания призывной комиссии и начала ее действия.
Между тем, указанный довод административного истца, по мнению суда, является несостоятельным, основанным на неправильном толковании норм материального права, в связи со следующим:
В силу пункта 1 статьи 5 Федерального закона N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию, медицинскому осмотру и профессиональному психологическому отбору при постановке на воинский учет, призыве на военную службу или поступлении на военную службу по контракту, призыве на военные сборы, медицинскому освидетельствованию ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, организация работы аппарата усиления военных комиссариатов и проведение иных мероприятий, связанных с воинским учетом, призывом на военную службу или поступлением на военную службу по контракту, поступлением в мобилизационный людской резерв и призывом на военные сборы, осуществляются военными комиссариатами.
Вопросы организации призыва граждан на военную службу регламентированы статьей 26 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
На основании пункта 1 названной статьи призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата (пункт 3 названной статьи).
В соответствии со статьей 31 Федерального закона N 53-ФЗ граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы (пункт 1).
Повестка является документом, которым призывники вызываются в военный комиссариат для уточнения вопросов воинского учета (учетных данных гражданина) и проведения мероприятий, связанных с подготовкой и проведением призыва граждан на военную службу.
Согласно пункту 2 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. N 663 (в редакции от 20 мая 2014 г. N 465), призыв на военную службу призывников организует военный комиссариат посредством структурных подразделений, в том числе отделов по муниципальным образованиям военного комиссариата, при содействии местной администрации.
В соответствии с пунктом 6 Положения о призыве на военную службу оповещение призывников о явке на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы осуществляется повестками военного комиссариата муниципального образования (муниципальных образований).
На основании пункта 7 Положения, вручение повесток призывникам производится под расписку работниками отделов (муниципальных) (органов местного самоуправления поселений и органов местного самоуправления городских округов на территориях, на которых отсутствуют отделы (муниципальные) или по месту работы (учебы) призывника руководителями, другими должностными лицами (работниками) организаций, как правило, не позднее, чем за 3 дня до срока, указанного в повестке.
Оповещение призывников осуществляется на протяжении всего периода подготовки и проведения мероприятий, связанных с призывом на военную службу. Вызову на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии подлежат все призывники, кроме, имеющих отсрочку от призыва.
Таким образом, повестки являются способом оповещения призывников о предстоящих призывных мероприятиях и могут вручаться военным комиссариатом на протяжении всего календарного года, независимо от сроков призывной компании.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что обжалуемые административным истцом действия военного комиссариата по вызову его повесткой на мероприятия, связанные с весенним призывом на военную службу, соответствуют требованиями Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" и Положению о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, прав административного истца указанные действия не нарушают, в связи с чем в удовлетворении иска надлежит отказать.
Руководствуясь ст. ст. 175 – 180, 218, 227 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного иска Харченко Бориса Михайловича отказать.
Решение может быть обжаловано через Петрозаводский городской суд Республики Карелия:
– в апелляционном порядке – в Верховный Суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме;
– в кассационном порядке – в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что ранее решение было предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции.
Судья М.Н. Картавых
Мотивированное решение изготовлено 19.04.2021 года