10RS0011-01-2020-003314-58
Дело № 2а-3137/2020-31
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 июня 2020 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Тарабриной Н.Н. при секретаре Паласеловой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Карелия «Республиканский наркологический диспансер» к Государственной инспекции труда в Республике Карелия о признании незаконным решения по возражениям на акт проверки,
УСТАНОВИЛ:
ГБУЗ РК «РНД» обратилось в суд с административным иском к Государственной инспекции труда Республики Карелия с требованиями о признании незаконным решения от 31.03.2020 года об отказе внести изменения в акт проверки №10/7-1855-19-ОБ/12-198-И/19-9/2-169 от 26.02.2020 года. По доводам иска инспектор труда пришел к ошибочным выводам о нарушении со стороны истца требований ст. 370 ТК РФ при рассмотрении обращения председателя первичной профсоюзной организации Насонковой Л.П. от 04.12.2019 года, не содержащей признаков требования об устранении выявленных нарушений, указал на это нарушение в акте проверки, возбудил по факту нарушения дело об административном правонарушении. На обращение истца от 06.03.2020 года об исключении выводов об этом нарушении из акта от 26.02.2020 года решением руководителя Инспекции от 31.03.2020 года отказано.
Представитель административного истца Беляков С.В. по доверенности в судебном заседании иск поддержал, пояснил, что обращение Насонковой Л.П. от 04.12.2019 года не имело признаков требования об устранении выявленных нарушений, фактически являло собой запрос документов, которые по этому запросу были подготовлены и выданы заявителю. Оснований для выводов о допущенных истцом нарушениях требований ст. 370 ТК РФ не имелось, однако они были изложены в акте проверке от 26.02.2020 года и не были исключены по письменным возражениям истца на акт от 06.03.2020 года.
Административный ответчик в суд представителя не направил, о рассмотрении дела извещен, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Судом вынесено определение об отказе в привлечении к участию в деле в качестве заинтересованного лица Карельской республиканской организации профсоюза работников здравоохранения РФ, поскольку рассмотрение дела прав указанной организации не затрагивает. Испрошенные заявлением председателя первичной профсоюзной организации диспансера Насонковой Л.П. от 04.12.2019 года документы ей были предоставлены. Предметом настоящего спора исполнение ее требований не является. Предметом иска является вопрос необходимости соблюдение истцом требований ст. 370 ТК РФ при рассмотрении обращения Насонковой Л.П.. Вопрос об этом нарушении Карельской республиканской организацией профсоюза работников здравоохранения РФ в обращении, по которому Госинспекцией труда была инициирована проверка, не ставился. Нарушение выявлено ответчиком в ходе проведения проверки.
Заслушав пояснения представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам:
В соответствие с ч. 1 ст. 353 ТК РФ федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанного нормативного предписания Постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 № 875 утверждено Положение о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, пунктом 4 которого установлено, что предметом федерального государственного надзора в сфере труда является соблюдение требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а пунктом 5 определено, что сроки и последовательность выполнения административных процедур при осуществлении федерального государственного надзора в сфере труда устанавливаются административными регламентами исполнения государственных функций.
Частью 1 статьи 354 ТК РФ установлено, что федеральная инспекция труда – единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда).
В силу п. 4, п. 5.1.1 Положения о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 324 Федеральная служба по труду и занятости как непосредственно, так и через свои территориальные органы осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Госинспекция труда Республики Карелия в соответствие с п. 1 и 2 Положения о территориальном органе Федеральной службы по труду и занятости – Государственной инспекции труда в Республике Карелия, утвержденного Приказом Роструда от 28.12.2009 № 413, является территориальным органом Федеральной службы по труду и занятости, осуществляющим функции по государственному надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на территории Республики Карелия.
Судом установлено, что Насонкова Л.П. принята на работу в ГБУЗ РК «РНД» по трудовому договору от 17.07.2007 года по специальности медицинская сестра на неопределенный срок. С 2012 года исполняет обязанности председателя первичной профсоюзной организации. 04.12.2019 Насонкова Л.П. направила Главному врачу ГБУЗ РК «РНД» Ларионовой О.С. заявление, в котором обратила внимание руководителя на ряд нарушений в уведомлениях об изменении условий трудового договора работников ГБУЗ РК «РНД» по причинам, связанным с изменением организационных и технологических условий труда, выданных в конце октября 2019 года: 1. Не указано, какие технологические и организационные изменения условий труда ожидают работника с 01.01.2020. 2. Не ясно, повлияют ли вышеизложенные изменения на размер оплаты труда в сторону ее снижения. В связи с указанным просила представить информацию по штатному расписанию учреждения на 2019-2020 гг., ответить на поставленные вопросы в письменном виде в установленные законодательством сроки.
ГБУЗ РК «РНД», расценив обращение истца в качестве запроса первичной профсоюзной организации, в порядке ФЗ №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» 25.12.2019 года выдал Насонковой Л.П. ответ, которым разъяснил интересующие вопросы и препроводил запрошенные документы.
09.01.2020 года председатель Карельской республиканской организации профсоюза работников здравоохранения РФ Цаплин М.П. обратился к Министру здравоохранения Республики Карелия с требованием о проведении служебной проверки по нарушениями трудового законодательства администрацией диспансера в отношении палатной медсестры Насонковой Л.П.: изменение продолжительности смены, изменение графика работы на январь. Указанное обращение в порядке ч. 3 ст. 8 ФЗ №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» 15.01.2020 года было перенаправлено Руководителю Госинспекции труда – Главному государственному инспектору труда в РК.
В связи с поступлением указанного обращения распоряжением руководителя ГИТ РК Петинова М.В. издано распоряжение о проведении внеплановой выездной проверки ГБУЗ РК «РНД» с целью осуществления федерального государственного надзора за соблюдением юридическим лицом обязательных требований трудового законодательства.
По результатам проверки составлен акт, в котором госинспектором труда проанализированы представленные работодателем документы. По итогам проверки составлен акт проверки №10/7-1855-19-ОБ/12-198-И/19-9/2-169 от 26.02.2020 года, в которому указано на наличие единственного выявленного нарушения, которое выразилось в нарушении срока рассмотрения обращения председателя первичной профсоюзной организации Насонковой Л.П. от 04.12.2019 года, предусмотренного ст. 370 ТК РФ. Ответ на обращение направлен 25.12.2019 года.
Не согласившись с результатами проверки истец 06.03.2020 года направил в Госинспекцию труда письменные возражения на акт, в которых просил исключить выводы об указанном нарушении из акта от 26.02.2020 года, мотивировав свои возражения тем, что в обращении Насонковой Л.П. не содержалось требований об устранении нарушений, на которые она обращает внимание. Решением руководителя Инспекции от 31.03.2020 года возражения на акт отклонены, акт проверки №10/7-1855-19-ОБ/12-198-И/19-9/2-169 от 26.02.2020 года оставлен без изменений.
Срок на подачу иска соблюден.
Согласно статье 370 ТК РФ, работодатели обязаны в недельный срок со дня получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить в соответствующий профсоюзный орган о результатах рассмотрения данного требования и принятых мерах.
В силу статьи 19 Федерального закона от 12 января 1996 года № 10-ФЗ, профсоюзы имеют право на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением работодателями, должностными лицами законодательства о труде, в том числе по вопросам трудового договора (контракта), рабочего времени и времени отдыха- оплаты труда, гарантий и компенсаций, льгот и преимуществ, а также по другим социально-трудовым вопросам в организациях, в которых работают члены данного профсоюза, и имеют право требовать устранения выявленных нарушений. Работодатели, должностные лица обязаны в недельный срок с момента получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить профсоюзу о результатах его рассмотрения и принятых мерах.
По доводам иска работодатель не смог идентифицировать обращение Насонковой Л.П. от 04.12.2019 года как требование об устранении выявленных нарушений, поскольку в нем не содержалось требований об устранении нарушений. С указанной позицией истца суд не соглашается.
Форма требования об устранении выявленных нарушений, предъявляемого профсоюзным органом, не установлена. Из содержания обращения явно следует, что оно подано Насонковой Л.П. как председателем ППО. В нем указаны выявленные ею в уведомлениях об изменении условий трудового договора работников ГБУЗ РК «РНД» нарушения: 1. Не указано, какие технологические и организационные изменения условий труда ожидают работника с 01.01.2020. 2. Не ясно, повлияют ли вышеизложенные изменения на размер оплаты труда в сторону ее снижения. В нем изложена просьба представить информацию по штатному расписанию учреждения на 2019-2020 гг., ответить на поставленные вопросы в письменном виде в установленные законодательством сроки. Отсутствие слово «требование» или «требую» само по себе не дает оснований для рассмотрения заявленных требований профсоюзной организации в порядке ФЗ №59-ФЗ с игнорированием указаний ст. 370 ТК РФ о сроках рассмотрения требования профсоюзного органа.
Вместе с тем ответ на обращение от 04.12.2019 года был направлен профсоюзу лишь 25.12.2019 года, что свидетельствует о нарушении ГБУЗ РК «РНД» требований ст. 370 ТК РФ.
Поскольку законных оснований для внесения изменений в акт судом не усмотрено, оспариваемое решение обосновано применением указанных в нем норм права, решение руководителя ГИС от 31.03.2020 года признается законным по существу. Формально оно соответствует требованиям закона, вынесено и подписано полномочным должностным лицом, оформлено в надлежащей форме. Указанное свидетельствует о необоснованности заявленных исковых требований, в связи с чем в удовлетворении административного иска надлежит отказать.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227, 228, 295-298 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного иска отказать.
Решение может быть обжаловано через Петрозаводский городской суд Республики Карелия:
– в апелляционном порядке – в Верховный Суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме;
– в кассационном порядке – в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что ранее решение было предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции.
Судья Н.Н. Тарабрина
Мотивированное решение изготовлено
в соответствии со ст. 177 КАС РФ 03.06.2020 года