УИД 63RS0039-01-2022-002771-74
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
01 июня 2022 г. Самара
Ленинский районный суд г. Самара в составе:
председательствующего судьи Турбиной Т.А.,
при секретаре судебного заседания Шкатовой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2403/2022 по административному исковому заявлению Попова С.А. к Территориальному управлению федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области о признании незаконным отказа,
установил:
Административный истец Попов С.А. обратился в суд с административным иском к Территориальному управлению федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельных участков и возращении документов, в обосновании заявления указав, что Попов С.А., являясь собственником земельного участка, площадью 1192 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> В процессе межевания площадь указанного земельного участка составила 1536 кв.м, т.е. на 344 кв.м больше, чем в собственности у истца и ООО «Землеустроительная компания Горжилпроект» изготовлена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, согласно которой Попов С.А. обратился к ответчику с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ об осуществлении перераспределении данного земельного участка с последующим заключением соглашения о перераспределении земельных участков и выкупе за плату увеличения площади данного земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена, в пользу истца на данные 344 кв.м. Кроме того истцу принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером № относящийся к землям населенных пунктов для индивидуального жилищного строительства, площадью 345 кв.м, расположенный по адресу: <адрес> поляна, <адрес> участок № В. В процессе межевания площадь данного земельного участка составила 882 кв.м, т.е. на 537 кв.м. больше, чем в собственности у истца, ООО «Землеустроительная компания Горжилпроект» изготовлена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, согласно которой истец обратился к административному ответчику с заявлением об осуществлении перераспределения земельного участка с последующим заключением соглашения о перераспределении земельных участков и выкупе за плату увеличения площади земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена, в пользу истца на данные 537 кв.м. Однако письмом от ДД.ММ.ГГГГ Попову С.А. отказано в утверждении схемы расположения земельных участков с возвращением всех представленных документов, указав, что представленная схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории по заявлениям истца не содержит кадастрового номера кадастрового квартала образуемого земельного участка и листаж. Истец с данным решением не согласен, в связи с чем, ссылаясь на указанные выше обстоятельства, просит суд признать незаконным отказ Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес>, выраженный в письме № от ДД.ММ.ГГГГ о перераспределении земельных участков истца, обязать ответчика повторно рассмотреть заявления административного истца от ДД.ММ.ГГГГ в срок не более чем 30 дней.
В судебном заседании представитель административного истца Скотников Д.В., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, выданной сроком на 2 года, заявленные требования поддержал в полном объеме, по изложенным в иске основаниям, настаивал на его удовлетворении.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, согласно представленному письменном отзыву заявленные исковые требования не признал, по основаниям и доводам, в нем отраженным, ходатайствовав о рассмотрении дела без участия их представителя (л.д.44-50), в связи, с чем на основании ст. 150 КАС РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения лица, участвующего в деле, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации каждому гарантирует судебную защиту его прав и свобод, а также право обжалования в суд решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (части 1 и 2 статьи 46).
Согласно ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений в том числе органа местного самоуправления, если лицо полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов, установлено частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемых решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца.
При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).
Из материалов дела следует, что административному истцу принадлежат на праве собственности земельные участки с кадастровым номером №, площадью 1192,00 кв.м, расположенный по адресу: <адрес> участок 57 В и кадастровым номером № площадью 345,00 кв.м, расположенный по адресу: <адрес> участок 57 В, что подтверждается представленными выписками из ЕГРПНИ (л.д.12-13, л.д.32-33, л.д.36-37, л.д. 40-41).
ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился в Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области с заявлением о перераспределении земельного участка, находящихся в федеральной собственности и земельных участков, находящихся в частной собственности, принадлежащих административному истцу на праве собственности. Согласно прилагаемой схеме расположения земельного участка предполагается образование земельного участка площадью 1536 кв.м и 882 кв.м соответственно (л.д.10-11).
Решением Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № заявление Попова С.А. возвращено с приложенными документами, на основании п. 9 ст.39.29 ЗК РФ ответчиком отказано в утверждении схемы расположения земельных участков (л.д.18-19).
С указанным выше решением административного ответчика, Попов С.А. не согласен, что послужило основанием для обращения в суд.
В силу ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст.18 Конституции РФ). Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст.45 Конституции РФ). |
В соответствии с п. 1 ст. 9 Гражданского кодекса Российской Федерации физические и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
Согласно части 2 статьи 36 Конституции Российской Федерации владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
Пунктом 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, Федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений согласно пункту 1 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Согласно пункту 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется согласно пункту 3 статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.
В силу положений частей 2 и 3 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
В соответствии с ч. 9 ст. 39.29 указанного Кодекса уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса (пп. 11).
Согласно пункту 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, помимо прочего, является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
В силу пункта 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется на бумажном носителе.
В соответствии с п. 6 Приказа и приложением № к упомянутому приказу Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ № в схеме расположения земельного участка указываются: условный номер каждого земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка (в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков); проектная площадь каждого земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка; список координат характерных точек границы каждого образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка в системе координат, применяемой при ведении государственного кадастра недвижимости; изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков, изображение границ учтенных земельных участков, в том числе исходных земельных участков, надписи (включая кадастровые номера земельных участков, условные номера образуемых участков, кадастровый номер кадастрового квартала, систему координат), условные обозначения, примененные при подготовке изображения.
Судом при рассмотрении настоящего дела установлено, что представленные Поповым С.А. копии схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории в кадастровом квартале по адресу: <адрес> <адрес> <адрес> и обозреваемые судом в ходе судебного разбирательства оригиналы указанных выше схем вопреки доводам административного ответчика, отраженных в оспариваемом отказе содержат кадастровый номер кадастрового квартала с номером №, как на самой схеме расположения, так и в условных обозначениях с подписью кадастрового квартала, со списком координат характерных точек границ образуемого в соответствии с данной схемой земельного участка, с указанием их площадей, а также изображения границ учтенных земельных участков.
Ссылка административного ответчика в оспариваемом решении на отсутствие в схемах расположения земельного участка листажа не может быть признана обоснованной, поскольку указанные выше схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории выполнены на одном неразрывном листе бумаги формата А 3, при этом административным истцом при обращении с заявлениями от ДД.ММ.ГГГГ приложены абсолютно две разные схемы расположения земельного участка с указанием земельного участка с условным номером, образуемого путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером № и с кадастровым номером № и земель, государственная собственность на которые не разграничена и образуемыми в порядке распределения площадями земельных участков, составляющих 1536 кв.м и 882 кв.м соответственно (л.д.14-17), однако при рассмотрении поданных Поповым С.А. ДД.ММ.ГГГГ (входящие номера 63-19344 от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ) заявлений в отношении земельных участков с различными кадастровыми номерами № заявление и схема расположения земельных участков, по мнению суда, расценено Территориальным управлением как идентичные друг другу заявления, что противоречит установленным по делу обстоятельствам, в связи с чем, указание на схемах земельного участка листажа, в рассматриваемом случае не требовалось.
Кроме того, суд отмечает, что решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа (часть 10 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации).
Указав в решении от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в утверждении схемы расположения земельных участков о том, что представленная схема не соответствует требованиям, установленным Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ №, административный ответчик приведя требования, которым противоречит представленная схема, осуществил отказ в утверждении схемы расположения земельных участков, сославшись как на основание для принятия оспариваемого решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ, без указания соответствующей части статьи, тогда как ст. 39.29 ЗК РФ содержит 14 частей, в которых лишь ч. 9 содержит 13 пунктов. Основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса в п. 9 не содержится, а отражены в пункте 11 ч. 9 ст. 39.29 УК РФ.
В связи с чем, вывод представителя административного ответчика о не соответствии схемы расположения земельного участка установленным требованиям не соответствует действительности.
При таких обстоятельствах, проанализировав изложенное выше, суд приходит к выводу, что отказ Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области в утверждении схемы расположения земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ с последующим возвратом заявлений Попова С.А. от ДД.ММ.ГГГГ о перераспределении земельных участков и представленных документов не соответствует закону и нарушает права и законные интересы административного истца, в связи с чем требования последнего о признании решения административного ответчика незаконным являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности.
В силу п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
Учитывая, что судебные акты не могут подменять собой решения органов государственной власти и органов местного самоуправления по вопросам, отнесенным к их компетенции, когда на эти органы законом прямо возложена обязанность принятия соответствующих решений, надлежащим способом восстановления нарушенных прав административного истца в рассматриваемом случае является возложение на административного ответчика обязанности заново рассмотреть заявления о перераспределении земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ (входящие номера 63-19344 от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ).
Установленный статьей 219 КАС РФ срок обращения в суд с заявленными требованиями административным истцом не пропущен.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175, 178-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Попова С.А. к Территориальному управлению федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области о признании незаконным отказа – удовлетворить.
Признать решение Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области об отказе в перераспределении земельных участков, выраженное в письме № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным.
Устранить в полном объеме допущенное Территориальным управлением федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области нарушение прав заявителя, возобновить работу по рассмотрению заявлений Попова С.А. от 17.11.2021 в течении одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, а также сообщить о исполнении решения по административному делу в тот же срок истцу и суду.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г.Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья (подпись) Т.А.Турбина
Копия верна
Судья:
Мотивированное решение изготовлено 10 июня 2022