Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-3892/2021 ~ М-3020/2021 от 10.06.2021

Дело №2а-3892/2021                                                                                                               Строка 3.027

УИД № 36RS0004-01-2020-006730-07

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29.09.2021 г.                                                                                                                              г. Воронеж

Ленинский районный суд города Воронежа в составе:

председательствующего судьи                                  Галкина К.А.,

при секретаре                                                                Жмудь Р.С.,

            с участием административного истца Ермашова В.А., представителя административного истца Черкасова Ю.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по иску Ермашова Виктора Александровича к судебному приставу – исполнителю Ленинского РОСП г. Воронежа Медведевой Ю.А., начальнику отделения – старшему судебному приставу Ленинского РОСП г.Воронежа, УФССП России по Воронежской области о признании незаконным постановления о взыскании исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

Ермашов Виктор Александрович обратился в суд с административным иском к судебному приставу – исполнителю Ленинского РОСП г. Воронежа Медведевой Ю.А., УФССП России по Воронежской области о признании незаконным постановления о взыскании исполнительского сбора, указав, что судебным приставом - исполнителем Ленинского РОСП г. Воронежа Медведевой Ю.А. в соответствии со ст.30 ФЗ «Об исполнительном производстве» №229-ФЗ возбуждено исполнительное производство №79359/21/36037-ИП от 31.03.2021 года, должником по данному производству выступал: Ермашов Виктор Александрович.

           В адрес должника постановление о возбуждении исполнительного производства не направлялось, о возбуждённом исполнительном производстве административному истцу стало известно в связи с проверкой портала ФССП РФ «База данных исполнительных производств».

           21 мая 2021 года должником добровольно была произведена оплата задолженности в полном объеме, что подтверждается чеком по операции Сбербанк онлайн номер документа 729665.

           Судебный пристав-исполнитель не выносила постановление об окончании исполнительного производства, и не направила его в адрес истца.

           В последующем, в отношении должника не было вынесено постановление о взыскании исполнительного сбора, так как должник фактически не был уведомлен судебным приставом о наличии задолженности и возбужденном исполнительном производстве, а также погасил имеющуюся задолженность в добровольном порядке как только узнал о ее наличии.

           Однако, 07 июня 2021 года административный истец по средствам сервиса «Банк данных исполнительных производств» обнаружил в отношении себя задолженность по исполнительному сбору №35610/21/36037-ИП от 02.06.2021 года в размере 1 000 руб. 00 коп.

           Производство о взыскании исполнительного сбора было возбуждено 02.06.2021 года, то есть после окончания исполнительного производства, на основании которого оно было возбуждено.

           Административный истец считает исполнительное производство №35610/21/36037-ИП от 02.06.2021г. о взыскании исполнительного сбора, вынесенное судебным приставом - исполнителем Ленинского РОСП г. Воронежа Медведевой Ю.А. незаконным, так как долг уплачен должником своевременно и в полном объёме, что подтверждается чеком по операции Сбербанк онлайн.

           С учетом изложенного, административный истец обратился в суд и просит: признать постановление судебного пристава - исполнителя Ленинского РОСП г. Воронежа Медведевой Ю.А. №35610/21/36037-ИП от 02.06.2021г. о взыскании исполнительского сбора в размере 1 000 руб. 00 коп. с Ермашова В.А. незаконным; отменить постановление судебного пристава-исполнителя Ленинского РОСП г. Воронежа Медведевой Ю.А. о взыскании исполнительского сбора №35610/21/36037-ИП от 02.06.2021 г. в отношении Ермашова В.А. и обязать окончить исполнительное производство №35610/21/36037-ИП от 02.06.2021г.

Определением суда о подготовке дела к судебному разбирательству от 16.06.2021 года к участию в деле в качестве административного ответчика привлечен начальник отделения – старший судебный пристав Ленинского РОСП г. Воронежа.

Административные ответчики судебный пристав Ленинского РОСП г. Воронежа Медведева Ю.А., начальник отделения – старший судебный пристав Ленинского РОСП г. Воронежа, представитель административного ответчика УФССП России по Воронежской области, представитель заинтересованного лица УФК по Воронежской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены в установленном законом порядке.

Суд с учетом мнения участников процесса, в соответствии со ст.ст.150, 226 КАС РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Административный истец Ермашов В.А., его представитель Черкасов Ю.Н. в судебном заседании заявленные требования полностью поддержали, просили их удовлетворить.

Изучив материалы дела, выслушав пояснения участников процесса, оценив все доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии со ст.59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

В силу ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

С учетом требований ст.84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.

Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

В силу ч.8 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

В соответствии с п.1 ч.9 ст.226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

Согласно ч.11 ст.226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Следовательно, по данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

С учетом требований ч.3 ст.219 КАС РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, административный истец обратился в суд с настоящим иском 08.06.2021 года, т.е. с соблюдением установленного десятидневного срока, поскольку о нарушении своих прав истец узнал с официального сайта ФССП России о возбуждении исполнительного производства непосредственно перед подачей иска в суд, поскольку никаких документов он от ответчиков не получал.

По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания незаконными постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве), задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.

           Статьей 4 Федерального закона от 02 октября 2007 года N229-ФЗ "Об исполнительном производстве" установлено, что исполнительное производство осуществляется на принципах: 1) законности; 2) своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; 3) уважения чести и достоинства гражданина; 4) неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи; 5) соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.

В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 21 июля 1997 года N118-ФЗ "О судебных приставах" судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что 31.03.2021 года судебным приставом – исполнителем Ленинского РОСП г.Воронежа Медведевой Ю.А. было возбуждено исполнительное производство №79359/21/36037-ИП в отношении должника Ермашова Виктора Александровича в пользу взыскателя УФК по Воронежской области (управление делами Воронежской области) с предметом исполнения – взыскание задолженности на сумму 300 руб. (л.д.42).

            В силу ч.1 ст.30 Федерального закона от 02.10.2007 N229-ФЗ "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

            Согласно ч.8 ст.30 судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.

            Части 12, 14.2, 17 ст.30 Федерального закона от 02.10.2007 N229-ФЗ предусматривают, что срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо с момента доставки извещения о размещении информации о возбуждении исполнительного производства в банке данных, отправленного посредством передачи короткого текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи, либо иного извещения или постановления о возбуждении исполнительного производства, вынесенного в форме электронного документа и направленного адресату, в том числе в его единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг, в соответствии с частью 2.1 статьи 14 настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

             Судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства предупреждает должника об установлении в отношении его временных ограничений, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при неисполнении в установленный для добровольного исполнения срок без уважительных причин требований, содержащихся в исполнительном документе.

             Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства или постановление в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судебного пристава-исполнителя, вынесшего данное постановление, не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

            В силу ч.1 ст.24 Федерального закона от 02.10.2007 N229-ФЗ "Об исполнительном производстве" лицо, участвующее в исполнительном производстве, извещается о возбуждении исполнительного производства, времени и месте совершения исполнительных действий или применения мер принудительного исполнения либо вызывается к судебному приставу-исполнителю повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой, телеграммой, с использованием почтовой, электронной, иных видов связи, инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, или иным способом доставки либо лицом, которому с его согласия судебный пристав-исполнитель поручает доставить повестку, иное извещение. Лицо, участвующее в исполнительном производстве, может извещаться посредством передачи ему короткого текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи при наличии его согласия.

Согласно копии чека по операции Сбербанк онлайн, 21 мая 2021 года административный истец Ермашов В.А. оплатил сумму задолженности по исполнительному производству в размере 300 руб. (л.д.7).

Постановлением судебного пристава – исполнителя Ленинского РОСП г.Воронежа Медведевой Ю.А. от 31.05.2021 года с административного истца взыскан исполнительский сбор в размере 1 000 руб.

            В силу частей 1, 2 ст.112 Федерального закона от 02.10.2007 N229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.

Таким образом, обязательным условием для взыскания с должника исполнительского сбора в силу действующего законодательства является уведомление должника о возбужденном в отношении него исполнительном производстве (получение им копии постановления о возбуждении исполнительного производства).

Судом установлено, что в нарушение указанных положений закона, судебный пристав – исполнительного Ленинского РОСП г.Воронежа Медведева Ю.А. не представила суду доказательств направления и получения административным истцом копии постановления о возбуждении исполнительного производства, так же как и других процессуальных документов, вынесенных в рамках исполнительного производства №79359/21/36037-ИП, чем существенно нарушила права и законные интересы административного истца, как должника по исполнительному производству, не предоставив ему срок для добровольного исполнения требований до принятия мер по принудительному исполнению.

Кроме того, судебный пристав – исполнитель вынося оспариваемое постановление о взыскании исполнительского сбора от 02.06.2021 года не убедилась в наличии (отсутствии) задолженности по исполнительному производству на дату его вынесения, в связи с чем, заявленные требования о признании указанного постановления незаконным и его отмене являются обоснованными, документально подтвержденными и подлежат удовлетворению.

В нарушение ч.11 ст.226 КАС РФ со стороны административных ответчиков суду не были представлены доказательства законности оспариваемого постановления.

При этом, суд не находит оснований для удовлетворения требования об обязании судебного пристава – исполнителя окончить исполнительное производство №35610/21/36037-ИП от 02.06.2021 года, поскольку из материалов дела следует, что 14.07.2021 года постановлением судебного пристава – исполнителя Ленинского РОСП г.Воронежа указанное производство было окончено (л.д.46).

                На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

            Признать незаконным и отменить постановление судебного пристава - исполнителя Ленинского РОСП г. Воронежа Медведевой Ю.А. №35610/21/36037-ИП от 02.06.2021г. о взыскании исполнительского сбора в размере 1 000 руб. 00 коп. с Ермашова В.А.

            В удовлетворении остальной части требований – отказать.

      Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                                                                                        К.А. Галкин

Решение суда в окончательной форме изготовлено 27.10.2021 года

Дело №2а-3892/2021                                                                                                               Строка 3.027

УИД № 36RS0004-01-2020-006730-07

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29.09.2021 г.                                                                                                                              г. Воронеж

Ленинский районный суд города Воронежа в составе:

председательствующего судьи                                  Галкина К.А.,

при секретаре                                                                Жмудь Р.С.,

            с участием административного истца Ермашова В.А., представителя административного истца Черкасова Ю.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по иску Ермашова Виктора Александровича к судебному приставу – исполнителю Ленинского РОСП г. Воронежа Медведевой Ю.А., начальнику отделения – старшему судебному приставу Ленинского РОСП г.Воронежа, УФССП России по Воронежской области о признании незаконным постановления о взыскании исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

Ермашов Виктор Александрович обратился в суд с административным иском к судебному приставу – исполнителю Ленинского РОСП г. Воронежа Медведевой Ю.А., УФССП России по Воронежской области о признании незаконным постановления о взыскании исполнительского сбора, указав, что судебным приставом - исполнителем Ленинского РОСП г. Воронежа Медведевой Ю.А. в соответствии со ст.30 ФЗ «Об исполнительном производстве» №229-ФЗ возбуждено исполнительное производство №79359/21/36037-ИП от 31.03.2021 года, должником по данному производству выступал: Ермашов Виктор Александрович.

           В адрес должника постановление о возбуждении исполнительного производства не направлялось, о возбуждённом исполнительном производстве административному истцу стало известно в связи с проверкой портала ФССП РФ «База данных исполнительных производств».

           21 мая 2021 года должником добровольно была произведена оплата задолженности в полном объеме, что подтверждается чеком по операции Сбербанк онлайн номер документа 729665.

           Судебный пристав-исполнитель не выносила постановление об окончании исполнительного производства, и не направила его в адрес истца.

           В последующем, в отношении должника не было вынесено постановление о взыскании исполнительного сбора, так как должник фактически не был уведомлен судебным приставом о наличии задолженности и возбужденном исполнительном производстве, а также погасил имеющуюся задолженность в добровольном порядке как только узнал о ее наличии.

           Однако, 07 июня 2021 года административный истец по средствам сервиса «Банк данных исполнительных производств» обнаружил в отношении себя задолженность по исполнительному сбору №35610/21/36037-ИП от 02.06.2021 года в размере 1 000 руб. 00 коп.

           Производство о взыскании исполнительного сбора было возбуждено 02.06.2021 года, то есть после окончания исполнительного производства, на основании которого оно было возбуждено.

           Административный истец считает исполнительное производство №35610/21/36037-ИП от 02.06.2021г. о взыскании исполнительного сбора, вынесенное судебным приставом - исполнителем Ленинского РОСП г. Воронежа Медведевой Ю.А. незаконным, так как долг уплачен должником своевременно и в полном объёме, что подтверждается чеком по операции Сбербанк онлайн.

           С учетом изложенного, административный истец обратился в суд и просит: признать постановление судебного пристава - исполнителя Ленинского РОСП г. Воронежа Медведевой Ю.А. №35610/21/36037-ИП от 02.06.2021г. о взыскании исполнительского сбора в размере 1 000 руб. 00 коп. с Ермашова В.А. незаконным; отменить постановление судебного пристава-исполнителя Ленинского РОСП г. Воронежа Медведевой Ю.А. о взыскании исполнительского сбора №35610/21/36037-ИП от 02.06.2021 г. в отношении Ермашова В.А. и обязать окончить исполнительное производство №35610/21/36037-ИП от 02.06.2021г.

Определением суда о подготовке дела к судебному разбирательству от 16.06.2021 года к участию в деле в качестве административного ответчика привлечен начальник отделения – старший судебный пристав Ленинского РОСП г. Воронежа.

Административные ответчики судебный пристав Ленинского РОСП г. Воронежа Медведева Ю.А., начальник отделения – старший судебный пристав Ленинского РОСП г. Воронежа, представитель административного ответчика УФССП России по Воронежской области, представитель заинтересованного лица УФК по Воронежской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены в установленном законом порядке.

Суд с учетом мнения участников процесса, в соответствии со ст.ст.150, 226 КАС РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Административный истец Ермашов В.А., его представитель Черкасов Ю.Н. в судебном заседании заявленные требования полностью поддержали, просили их удовлетворить.

Изучив материалы дела, выслушав пояснения участников процесса, оценив все доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии со ст.59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

В силу ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

С учетом требований ст.84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.

Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

В силу ч.8 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

В соответствии с п.1 ч.9 ст.226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

Согласно ч.11 ст.226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Следовательно, по данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

С учетом требований ч.3 ст.219 КАС РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, административный истец обратился в суд с настоящим иском 08.06.2021 года, т.е. с соблюдением установленного десятидневного срока, поскольку о нарушении своих прав истец узнал с официального сайта ФССП России о возбуждении исполнительного производства непосредственно перед подачей иска в суд, поскольку никаких документов он от ответчиков не получал.

По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания незаконными постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве), задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.

           Статьей 4 Федерального закона от 02 октября 2007 года N229-ФЗ "Об исполнительном производстве" установлено, что исполнительное производство осуществляется на принципах: 1) законности; 2) своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; 3) уважения чести и достоинства гражданина; 4) неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи; 5) соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.

В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 21 июля 1997 года N118-ФЗ "О судебных приставах" судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что 31.03.2021 года судебным приставом – исполнителем Ленинского РОСП г.Воронежа Медведевой Ю.А. было возбуждено исполнительное производство №79359/21/36037-ИП в отношении должника Ермашова Виктора Александровича в пользу взыскателя УФК по Воронежской области (управление делами Воронежской области) с предметом исполнения – взыскание задолженности на сумму 300 руб. (л.д.42).

            В силу ч.1 ст.30 Федерального закона от 02.10.2007 N229-ФЗ "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

            Согласно ч.8 ст.30 судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.

            Части 12, 14.2, 17 ст.30 Федерального закона от 02.10.2007 N229-ФЗ предусматривают, что срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо с момента доставки извещения о размещении информации о возбуждении исполнительного производства в банке данных, отправленного посредством передачи короткого текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи, либо иного извещения или постановления о возбуждении исполнительного производства, вынесенного в форме электронного документа и направленного адресату, в том числе в его единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг, в соответствии с частью 2.1 статьи 14 настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

             Судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства предупреждает должника об установлении в отношении его временных ограничений, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при неисполнении в установленный для добровольного исполнения срок без уважительных причин требований, содержащихся в исполнительном документе.

             Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства или постановление в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судебного пристава-исполнителя, вынесшего данное постановление, не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

            В силу ч.1 ст.24 Федерального закона от 02.10.2007 N229-ФЗ "Об исполнительном производстве" лицо, участвующее в исполнительном производстве, извещается о возбуждении исполнительного производства, времени и месте совершения исполнительных действий или применения мер принудительного исполнения либо вызывается к судебному приставу-исполнителю повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой, телеграммой, с использованием почтовой, электронной, иных видов связи, инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, или иным способом доставки либо лицом, которому с его согласия судебный пристав-исполнитель поручает доставить повестку, иное извещение. Лицо, участвующее в исполнительном производстве, может извещаться посредством передачи ему короткого текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи при наличии его согласия.

Согласно копии чека по операции Сбербанк онлайн, 21 мая 2021 года административный истец Ермашов В.А. оплатил сумму задолженности по исполнительному производству в размере 300 руб. (л.д.7).

Постановлением судебного пристава – исполнителя Ленинского РОСП г.Воронежа Медведевой Ю.А. от 31.05.2021 года с административного истца взыскан исполнительский сбор в размере 1 000 руб.

            В силу частей 1, 2 ст.112 Федерального закона от 02.10.2007 N229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.

Таким образом, обязательным условием для взыскания с должника исполнительского сбора в силу действующего законодательства является уведомление должника о возбужденном в отношении него исполнительном производстве (получение им копии постановления о возбуждении исполнительного производства).

Судом установлено, что в нарушение указанных положений закона, судебный пристав – исполнительного Ленинского РОСП г.Воронежа Медведева Ю.А. не представила суду доказательств направления и получения административным истцом копии постановления о возбуждении исполнительного производства, так же как и других процессуальных документов, вынесенных в рамках исполнительного производства №79359/21/36037-ИП, чем существенно нарушила права и законные интересы административного истца, как должника по исполнительному производству, не предоставив ему срок для добровольного исполнения требований до принятия мер по принудительному исполнению.

Кроме того, судебный пристав – исполнитель вынося оспариваемое постановление о взыскании исполнительского сбора от 02.06.2021 года не убедилась в наличии (отсутствии) задолженности по исполнительному производству на дату его вынесения, в связи с чем, заявленные требования о признании указанного постановления незаконным и его отмене являются обоснованными, документально подтвержденными и подлежат удовлетворению.

В нарушение ч.11 ст.226 КАС РФ со стороны административных ответчиков суду не были представлены доказательства законности оспариваемого постановления.

При этом, суд не находит оснований для удовлетворения требования об обязании судебного пристава – исполнителя окончить исполнительное производство №35610/21/36037-ИП от 02.06.2021 года, поскольку из материалов дела следует, что 14.07.2021 года постановлением судебного пристава – исполнителя Ленинского РОСП г.Воронежа указанное производство было окончено (л.д.46).

                На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

            Признать незаконным и отменить постановление судебного пристава - исполнителя Ленинского РОСП г. Воронежа Медведевой Ю.А. №35610/21/36037-ИП от 02.06.2021г. о взыскании исполнительского сбора в размере 1 000 руб. 00 коп. с Ермашова В.А.

            В удовлетворении остальной части требований – отказать.

      Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                                                                                        К.А. Галкин

Решение суда в окончательной форме изготовлено 27.10.2021 года

1версия для печати

2а-3892/2021 ~ М-3020/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Ермашов Виктор Александрович
Ответчики
Судебный пристав-исполнитель Ленинского РОСП г. Воронеж Медведева Ю.А.
начальник отделения – ССП Ленинского РОСП г.Воронежа Денисюк В.С.
УФССП России по ВО
Другие
УФК по Воронежской области
Управление Делами Воронежской области
Суд
Ленинский районный суд г. Воронежа
Судья
Галкин Кирилл Александрович
Дело на странице суда
lensud--vrn.sudrf.ru
10.06.2021Регистрация административного искового заявления
11.06.2021Передача материалов судье
16.06.2021Решение вопроса о принятии к производству
16.06.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.06.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
23.08.2021Предварительное судебное заседание
15.09.2021Судебное заседание
29.09.2021Судебное заседание
27.10.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.11.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее