Дело № 2-28/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 июня 2017 года г. Гвардейск
Гвардейский районный суд Калининградской области в составе:
председательствующего судьи Татаренковой Н.В.,
при секретаре Шубенок Д.В.,
с участием прокурора Воробьевой Л.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации муниципального образования «Гвардейский городской округ» к А.А.А., А.К.А. в лице законного представителя А.А.А., А.К.В., А.А.В., А.М.Н., о признании недействительными договоров социального найма, договоров передаче жилых помещений в собственность граждан, прекращении права собственности, выселении,
у с т а н о в и л :
Администрация МО «Гвардейский городской округ» обратилась в суд с вышеуказанным иском, указав, что Постановлением главы МО «Знаменское сельское поселение» от 21.05.2009 № А.А.А. был поставлен на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма в общем порядке. 03.12.2013 администрация МО «Знаменское сельское поселение» во внеочередном порядке по договору социального найма предоставила участковому уполномоченному милиции А.А.А. жилое помещение по адресу: <адрес>, площадью 42,2 кв.м. 21.07.2014 указанное жилое помещение было передано в собственность в порядке приватизации А.А.А. и его дочери А.К.А., а 21.05.2015 А.А.А. подарил свою долю супруге А.К.В.
25.12.2013 администрация МО «Знаменское сельское поселение» во внеочередном порядке по договору социального найма предоставила участковому уполномоченному милиции А.А.А. жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, площадью 10 кв.м. 29.06.2016 в указанное жилое помещение в качестве члена семьи был вселен отец А.А.А. – А.А.В., с которым 13.09.2016 был заключен договор передачи жилого помещения в собственность граждан на условиях социального найма. Право собственности А.А.В. на данное жилое помещение было зарегистрировано 28.10.2016.
Вместе с тем, предоставление спорных квартир на условиях социального найма во внеочередном порядке входит в противоречие с законодательством, действовавшим на момент предоставления жилых помещений, поскольку Закон РФ от 18.04.1991 № 1026-1 «О милиции» утратил силу с 01.03.2011 в связи с принятием Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», которым установлен иной порядок обеспечения сотрудников полиции жилым помещением – за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
В связи с указанным, предоставление жилых помещений во внеочередном порядке администрацией МО «Знаменское сельское поселение» и соответственно, администрацией МО «Гвардейский городской округ» произведено в нарушение требований статьи 57 ЖК РФ. Сделка по предоставлению жилого помещения в нарушение закона во внеочередном порядке ущемляет права неопределенного круга лиц, обязанность обеспечить жилым помещением которых возложена на органы местного самоуправления, следовательно, вышеуказанные договоры социального найма жилого помещения являются ничтожными. Ссылаясь на ст. ст. 166, 168 ГК РФ истец (с учетом уточненных требований) просит:
1) Признать договор социального найма от 03 декабря 2013 года № недействительным с момента заключения;
2) Признать недействительным договор передачи жилого помещения в собственность граждан от 26 июня 2014 года и прекратить право собственности А.А.А. и А.К.А. на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>;
3) Аннулировать запись в Едином государственном реестре прав на
недвижимое имущество и сделок с ним о регистрации права собственности за
А.А.А. и А.К.А. на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>;
4) Признать недействительным договор дарения от 06.05.2015 между А.А.А. и А.К.В. на 1/2 доли в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>;
5) Прекратить право собственности А.К.В. на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>;
6) Аннулировать запись в Едином государственном реестре прав на
недвижимое имущество и сделок с ним о регистрации права собственности за
А.К.В. на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>
7) Признать договор социального найма от 25.12.2013 №
недействительным с момента заключения;
8) Признать недействительным договор передачи жилого помещения в собственность граждан от 13.09.2016 и прекратить право собственности А.А.В. на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>;
9) Аннулировать запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним о регистрации права собственности за А.А.В. на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>;
10) Выселить А.К.А. и А.К.В. из занимаемого жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>;
11) Выселить А.А.А., А.А.В. из занимаемого жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>;
12) Снять с регистрационного учета А.А.А., А.А.В. в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>.
В судебном заседании представитель администрации МО «Гвардейский городской округ» - Б.Д.А., действующий на основании доверенности, поддержал исковые требования в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении. Учитывая позицию ответчика о том, что спорные жилые помещения предоставлялись ему ни как участковому уполномоченному полиции, а на общих основаниях в порядке очередности, пояснил, что в случае предоставления жилого помещения по договору социального найма в порядке очереди на общих основаниях наниматель и члены его семьи должны были быть на момент предоставления жилья признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и малоимущими, однако данные сведения в материалах учетного дела отсутствуют, что позволяет сделать вывод о нарушении порядка предоставления жилого помещения по договору социального найма.
Ответчик А.А.А., его представитель К.С.А., действующий на основании устного заявления, в судебном заседании не согласились с исковыми требованиями в полном объеме, пояснив, что спорные жилые помещения были предоставлены А.А.А. на общих основаниях в порядке очередности, заявили о пропуске срока исковой давности для обращения в суд с настоящим иском.
Ответчики: А.К.В., А.А.В., А.М.Н. в судебное заседание не явились, извещены о слушании дела надлежащим образом. От А.М.Н. поступило заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, с исковыми требованиями администрации МО «Гвардейский городской округ» согласна. От остальных ответчиков заявлений, ходатайств не поступило.
Представитель 3-го лица – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области в судебное заседание не явился. Из письменного отзыва следует, что Управление Росреестра не согласно с требованиями об аннулировании записи ЕГРП, поскольку в суде может быть оспорено зарегистрированное право, а не сама запись. Просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, и дав им оценку, выслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым отказать в удовлетворении исковых требований о выселении ответчиков из <адрес>, поскольку в указанной квартире никто не проживает, а в остальной части исковые требования подлежащими удовлетворению, суд считает требования администрации МО «Гвардейский городской округ» обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что постановлением главы МО «Знаменское сельское поселение» от 21.05.2009 № А.А.А. (участковый), зарегистрированный по адресу: <адрес>, был поставлен на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма в общем порядке с составом семьи 2 человека.
Решением главы администрации МО «Знаменское сельское поселение» № от 20.12.2010 участковому уполномоченному милиции А.А.А. предоставили для проживания служебную квартиру по адресу: <адрес>.
Впоследствии с указанного жилого помещения был снят статус «служебное жилье», и 03.12.2013 с А.А.А. заключен договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> (двухкомнатная квартира общей площадью 42,2 кв.м., жилой площадью – 30,7 кв.м.).
21.07.2014 указанное жилое помещение было передано в собственность в порядке приватизации А.А.А. и его дочери А.К.А., а 21.05.2015 А.А.А. подарил свою долю супруге А.К.В..
25.12.2013 администрация МО «Знаменское сельское поселение» предоставила А.А.А. по договору социального найма недостающее жилое помещение (комнату), расположенное по адресу: <адрес>, площадью 10 кв.м. 29.06.2016 в указанное жилое помещение в качестве члена семьи был вселен отец А.А.А. – А.А.В., с которым 13.09.2016 был заключен договор передачи жилого помещения в собственность граждан на условиях социального найма, а 13.09.2016 указанная квартира была передана в собственность А.А.В. в порядке приватизации.
Указанные обстоятельства подтверждаются письменными материалами дела.
- постановлением главы администрации МО «Знаменское сельское поселение» № от 21.05.2009, которым А.А.А. (участковый) поставлен на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма в общем порядке;
- свидетельством о заключении брака от 23.08.2008, согласно которому А.А.А. и Ч.М.Н. заключили брак 23.08.2008, после заключения брака жене присвоена фамилия «А.»;
- согласно копии свидетельства о рождении А.К.А. I№ от 20.04.2010, она родилась ДД.ММ.ГГГГ, в графе «отец» указан А.А.А., в графе «мать» - А.М.Н.;
- постановлением главы МО «Знаменское сельское поселение» № от 10.12.2010 квартире муниципального жилищного фонда, расположенной по адресу: <адрес>, присвоен статус «Служебная» для заселения участкового уполномоченного милиции ОВД по Гвардейскому району;
- распоряжением главы МО «Знаменское сельское поселение» № от 20.12.2010 о предоставлении служебного жилого помещения А.А.А. - участковому уполномоченному милиции, а именно <адрес>;
- договором № социального найма служебного помещения муниципального специализированного жилищного фонда МО «Знаменское сельское поселение» от 20.12.2010;
- протоколом № от 28.11.2013 заседания комиссии по жилищным вопросам МО «Знаменское сельское поселение» о снятии статуса служебного жилья с <адрес> и заключении договора социального найма;
- выпиской из постановления № от 28.11.2013 о снятии статуса «служебное жилье» на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> (пункт 6) и заключении договора социального найма с А.А.А. (пункт 7);
- договором № социального найма жилого помещения – <адрес> от 03.12.2013, заключенным между администрацией МО «Знаменское сельское поселение» и А.А.А.. Совместно с нанимателем вселяются: супруга – А.М.Н., дочь – А.К.А.;
- актом приема-передачи жилого помещения от 03.12.2013;
- заявлением А.М.Н. с просьбой не включать ее в число участников приватизируемого жилого помещения – <адрес>
- постановлением и.о. главы МО «Знаменское сельское поселение» № от 26.06.2014 о передаче в долевую собственность А.А.А., А.К.А. <адрес>;
- договором передачи жилого помещения в собственность граждан от 26.06.2014, согласно которому администрация МО «Знаменское сельское поселение» передала в долевую собственность <адрес> А.А.А. – 1/2 доли; А.К.А. – 1/2 доли.
- из договора дарения от 06.05.2015 следует, что А.А.А. подарил А.К.В. 1/2 долю в праве собственности на <адрес>
- выпиской из ЕГРП на недвижимое имущество от 09.09.2016, согласно которой собственниками по 1/2 доли <адрес> являются А.К.А. и А.К.В.;
- выпиской из постановления главы МО «Знаменское сельское поселение» № от 25.12.2013 о предоставлении А.А.А. недостающего жилого помещения (комнаты) по адресу: <адрес>, общей площадью 10 кв.м. и заключении договора социального найма;
- договором № социального найма жилого помещения – <адрес> от 25.12.2013, заключенным между администрацией МО «Знаменское сельское поселение» и А.А.А.;
- актом приема-передачи жилого помещения от 25.12.2013;
- согласно постановлению Врио главы МО «Знаменское сельское поселение» № от 10.06.2014 жилому помещению (квартира) общей площадью 10 кв.м., расположенному на первом этаже <адрес> присвоен номер – квартира №
- заявлением об отказе от участия в приватизации А.А.А. от 14.07.2016;
- из договора передачи жилого помещения в собственность граждан от 13.09.2016 следует, что администрация МО «Гвардейский городской округ» передала А.А.В. в личную собственность квартиру, состоящую из одной жилой комнаты, общей площадью квартиры 10,5 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>.
А.А.А. был зарегистрирован по адресам: с 20.08.1986 по 28.01.2011: <адрес>, с 03.02.2011 по 11.05.2011: <адрес> с 11.05.2016 по 02.12.2016: <адрес> с 02.12.2016 по настоящее время: <адрес>
А.М.Н. была зарегистрирована по адресам: с 18.02.1999 по 01.12.2010: <адрес>, с 03.02.2011 по 02.07.2016: <адрес>, с 02.07.2016 по настоящее время: <адрес>
А.К.А. была зарегистрирована по адресам: с 07.05.2010 по 21.01.2011: <адрес>, с 03.02.2011 по 02.07.2016: <адрес>, с 02.07.2016 по настоящее время: <адрес>
А.К.В. зарегистрирована по адресу: <адрес> с 11.02.2011.
А.А.В. был зарегистрирован по адресам: с 05.10.1979 по 29.06.2016, с 05.12.2016 по настоящее время: <адрес>, с 29.06.2016 по 05.12.2016: <адрес>.
Указанные сведения о регистрации ответчиков подтверждаются копиями гражданских паспортов, данными поквартирных карточек.
Анализ изложенных доказательств позволяет суду сделать следующие выводы.
20.12.2010 органом местного самоуправления А.А.А. как участковому уполномоченному было предоставлено служебное жилое помещение, с которого 28.11.2013 снят статус «служебное», и указанная <адрес> была предоставлена А.А.А. по договору социального найма, а впоследствии приватизирована последним и его дочерью.
Впоследствии 25.12.2013 органом местного самоуправления А.А.А. предоставлено недостающее жилое помещение (комната) по адресу: <адрес>, общей площадью 10 кв.м., заключен договор социального найма, впоследствии квартира приватизирована отцом А.А.А. – А.А.В.
В соответствии со ст. 30 Закона РФ «О милиции» - сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность.
Закон «О милиции» утратил силу с 01.03.2011 в связи с принятием Федерального закона № 3-ФЗ от 07.07.2010 «О полиции».
В соответствии со ст. 44 Федерального закона «О полиции» обеспечение сотрудника полиции жилым помещением осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета посредством предоставления ему служебного жилого помещения или жилого помещения в собственность либо единовременной социальной выплаты на его приобретение в порядке и на условиях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Сотрудник полиции, замещающий должность участкового уполномоченного полиции, не имеющий жилого помещения на территории соответствующего муниципального образования, не позднее чем через шесть месяцев со дня вступления в должность обеспечивается служебным жилым помещением.
Таким образом, в соответствии с Федеральным законом «О полиции» органы местного самоуправления не несут обязательств по предоставлению жилых помещений сотрудникам полиции.
Порядок предоставления жилого помещения сотруднику полиции, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, регламентирован в ст. 9 Федерального закона от 19.07.2011 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которая предусматривает:
1. Территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел предоставляет сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, не имеющему жилого помещения на территории соответствующего муниципального образования, и совместно проживающим с ним членам его семьи жилое помещение специализированного жилищного фонда в течение шести месяцев со дня вступления в указанную должность.
2. В случае отсутствия на территории муниципального образования жилого помещения, указанного в части 1 настоящей статьи, сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, и совместно проживающим с ним членам его семьи орган местного самоуправления предоставляет жилое помещение муниципального жилищного фонда.
3. В случае отсутствия на территории муниципального образования жилых помещений, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел арендует в соответствии с законодательством Российской Федерации для сотрудника, замещающего должность участкового уполномоченного полиции, и совместно проживающих с ним членов его семьи иное жилое помещение.
4. В случае перевода сотрудника, замещающего должность участкового уполномоченного полиции, на должность, не связанную с выполнением обязанностей участкового уполномоченного полиции на территории соответствующего муниципального образования, указанный сотрудник и совместно проживающие с ним члены его семьи обязаны освободить жилое помещение, предоставленное в соответствии с частями 1 - 3 настоящей статьи.
5. Жилые помещения муниципального жилищного фонда, предоставленные органом местного самоуправления сотрудникам, замещающим должность участкового уполномоченного полиции, могут быть в течение пяти лет со дня вступления в силу настоящего Федерального закона переданы на возмездной основе в федеральную собственность в целях формирования специализированного жилищного фонда федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. Порядок и условия возмездной передачи указанных жилых помещений определяются Правительством Российской Федерации.
Таким образом, и ранее действующим законом «О милиции», и действующим в настоящее время законом «О полиции» закреплена обязанность предоставления жилого помещения сотрудникам полиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, в том числе и участковым уполномоченным.
В случае если у участкового уполномоченного полиции отсутствует жилое помещение на территории соответствующего муниципального образования, он обеспечивается только служебным жилым помещением.
Ранее действующее законодательство предусматривало обязанность органов местного самоуправления предоставлять жилые помещения сотрудникам полиции, признанным нуждающимися в жилых помещениях, а с 01.03.2011 безусловной обязанности органов местного самоуправления по обеспечению сотрудников полиции, в том числе, участковых уполномоченных полиции, жилыми помещениями, действующее на момент предоставления А.А.А. жилых помещений в декабре 2013 года, не предусматривало.
Предусмотренное в ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 19.07.2011 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» положение о возможности предоставления жилого помещения участковому уполномоченному полиции из муниципального жилого фонда не является безусловным и безвозмездным, учитывая, что в силу Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, чья деятельность обеспечивается за счет средств федерального бюджета (ч. 1 ст. 4 и ч. 1 статьи 47).
А.А.А., будучи участковым уполномоченным милиции ОВД по Гвардейскому району, был закреплен за административным участком №, находящимся на территории МО «Знаменское сельское поселение», и в то же время был зарегистрирован и проживал по адресу: <адрес> в доме, собственником которого впоследствии стал его отец А.А.В., который территориально относится к МО «Зоринское сельское поселение», то есть А.А.А. не имел жилого помещения на территории МО «Знаменское сельское поселение», и должен обеспечиваться служебным жилым помещением на период работы на территории указанного муниципального образования.
Таким образом, на законных основаниях 20.12.2010 главой МО «Знаменское сельское поселение» А.А.А. - участковому уполномоченному милиции ОВД по Гвардейскому району была предоставлена служебная жилая <адрес>.
Проверяя законность предоставления органом местного самоуправления жилых помещений ответчику в декабре 2013 года на условиях социального найма, суд приходит к выводу, что непосредственная обязанность по обеспечению жилыми помещениями участковых уполномоченных полиции в указанный период возложена на территориальный орган федерального органа внутренних дел, и лишь в случае отсутствия специализированного жилого фонда органов внутренних дел возможно обеспечение жилым помещением из муниципального жилого фонда, таким образом, прямой обязанности по предоставлению жилых помещений сотрудникам полиции у органов местного самоуправления не имелось.
Указанные обстоятельства также подтверждаются решением Гвардейского районного суда Калининградской области от 15.02.2013, вынесенным по гражданскому делу №. В рамках указанного дела был рассмотрен иск А.А.А. к администрации МО «Знаменское сельское поселение» об обязании снять статус служебного жилого помещения и заключении договора социального найма жилого помещения. Решением суда было отказано в удовлетворении исковых требований, поскольку вступивший закон «О полиции» полностью исключает обязанность администрации МО «Знаменское сельское поселение» по предоставлению жилых помещений сотрудникам полиции. Нуждаемость истца в улучшении жилищных условий и нахождение его на соответствующем учете на установленный действующим законодательством порядок обеспечения жильем участковых уполномоченных полиции не влияет и не является основанием для обеспечения истца жилым помещением про договору социального найма в порядке ст. 57 ЖК РФ – в порядке очередности исходя из времени принятия на учет. Правом на внеочередное предоставление жилого помещения истец не обладает.
Более того, А.А.А. не был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, что исключает возможность предоставления ему жилого помещения на условиях социального найма.
Таким образом, администрацией МО «Знаменское сельское поселение» незаконно в отсутствие правовых оснований были предоставлены А.А.А. 03.12.2013 и 25.12.2013 жилые помещения, расположенные по адресам: <адрес>, и <адрес> на условиях социального найма.
Проверяя доводы стороны ответчиков о том, что указанные жилые помещения были предоставлены А.А.А. ни как участковому уполномоченному полиции, а в порядке очередности как нуждающемуся в жилых помещениях, в общем порядке, судом установлено следующее.
В соответствии со ст. 49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (ч. 2).
Статья 51 ЖК РФ предусматривает основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в том числе нуждающимися могут быть признаны граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В соответствии со ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (ст. ст. 53 и 55 ЖК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.
Решением главы МО «Знаменское сельское поселение» № от 25.09.2008 утверждена учетная норма общей площади жилого помещения в МО «Знаменское сельское поселение» в размере 12 кв.м. общей площади жилого помещения, норма предоставления жилого помещения в размере не менее 16 кв.м.
А.А.А. на момент постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях проживал по адресу: <адрес>. Указанный дом принадлежит на праве собственности его отцу А.А.В. Общая площадь дома 97,7 кв.м., жилая – 78,9 кв.м., а количество лиц, имеющих право на данное жилое помещение, в том числе право проживания, составляло – 4 человека.
А.М.Н. (на тот момент супруга ответчика А.А.А.) была зарегистрирована в <адрес>, которая принадлежала с 02.06.2009 на праве собственности родителям А.М.Н. - Ч.Н.И. и Ч.В.Б. на праве собственности. Общая площадь квартиры 78,9 кв.м., жилая - 48,4 кв.м., а количество лиц, имеющих право на данное жилое помещение, в том числе право проживания, составляло 4 человека.
Таким образом, учитывая, что на каждого члена семьи А. приходится 22,075 кв.м. ((97,7 кв.м. + 78,9 кв.м.) / 8), что выше учетной нормы 12 кв.м., установленной в МО «Знаменское сельское поселение», семья А. не являлась нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В соответствии с решением № главы МО «Знаменское сельское поселение» от 28.06.2006 в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставления по договору социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда в муниципальном образовании «Знаменское сельское поселение» малоимущими признаются граждане, размер среднемесячного совокупного дохода которых, приходящийся на каждого члена семьи, не превышает двукратную величину прожиточного минимума на душу населения (в среднем за месяц), установленную Правительством Калининградской области.
Постановлением Правительства Калининградской области от 29.04.2009 № 251 установлена величина прожиточного минимума в Калининградской области за I квартал 2009 года в расчете на душу населения 5393 рубля.
Таким образом, размер среднемесячного совокупного дохода, приходящийся на каждого члена семьи, не должен превышать 10786 рублей, а на троих членов семьи 32358 рублей.
Из справок 2-НДФЛ о заработной плате А.А.А. и А.М.Н. за 2009 год, следует, что их среднемесячная заработная плата в 2009 году составляла 18625,11 рублей и 18086,77 рублей соответственно, а всего 36711,88 рублей, что больше установленного законом субъекта дохода, приходящегося на члена семьи, в связи с чем, на момент постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях, А. не относились к малоимущим гражданам.
На момент предоставления жилых помещений в декабре 2013 года среднемесячная заработная плата А.А.А. и А.М.Н. за 2013 год составляла 45060,22 рубля и 43183,33 рубля соответственно, а всего 88243,55 рублей.
Постановлением Правительства Калининградской области от 01.11.2013 № 801 установлена величина прожиточного минимума в Калининградской области за III квартал 2013 года в расчете на душу населения 7207 рублей.
7207 рублей х 2 х 3 человека = 43242 рубля.
Таким образом, исследовав имеющиеся в деле доказательства и действующие нормативные акты, суд приходит к выводу о том, что А.А.А. и члены его семьи, исходя из отсутствия доказательств наличия оснований состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, не могли быть признаны малоимущими и нуждающимися в жилом помещении и претендовать на предоставление жилого помещения на условиях социального найма.
Также заслуживают внимания доводы представителя истца о том, что позиция ответчика А.А.А. о предоставлении ему спорных жилых помещений в общем порядке, ошибочна, поскольку граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях до ответчика, были обеспечены жильем по договорам социального найма гораздо позже, следовательно, А.А.А. спорные жилые помещения предоставлялись во внеочередном порядке как сотруднику полиции.
Постановлением главы администрации МО «Знаменское сельское поселение» № от 22.04.2013 утверждены списки граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Из указанного Единого списка граждан видно, что А.А.А. состоит в очереди нуждающихся в жилых помещениях под номером «39».
С составом семьи 3 человека в указанной очереди также состояли: М.Т.А. под номером «22», которой жилое помещение в виде двухкомнатной квартиры площадью 43,9 кв.м. предоставлено только 13.03.2014, К.Ж.В. под номером «27», которой двухкомнатная квартира площадью 37,0 кв.м. была предоставлена только 11.04.2014, С.Е.А. под номером «39», которой жилое помещение в виде двухкомнатной квартиры площадью 55,4 кв.м. предоставлено только 13.03.2014, что подтверждается протоколом заседания жилищной комиссии от 13.03.2014, постановлениями главы МО «Знаменское сельское поселение» о предоставлении жилых помещений.
Указанные обстоятельства также свидетельствуют о предоставлении спорных жилых помещений А.А.А. с нарушением требований Жилищного кодекса РФ, выразившимся в заключении договора социального найма с гражданином, не имеющим права на предоставление жилого помещения во внеочередном порядке, а также не имеющим оснований состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно пункту 1 статьи 166 ГК РФ в редакции, действовавшей на момент совершения оспариваемых сделок, сделка недействительна по основаниям, установленным этим кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом. Суд вправе применить такие последствия по собственной инициативе (абзац второй пункта 2 статьи 166 ГК РФ).
В соответствии со ст. 168 ГК РФ за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», с требованием о признании недействительными решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма и заключенного на его основании договора социального найма вправе обратиться гражданин, организация, орган местного самоуправления или иной уполномоченный орган, принявший решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, если они считают, что этими решением и договором нарушены их права (пункты 2, 6 части 3 статьи 11 Жилищного кодекса Российской Федерации, абзац пятый статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 2 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации), а также прокурор (часть 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании изложенного, учитывая, что оснований для предоставления А.А.А. жилых помещений и заключении договоров социального найма как во внеочередном, так и в общем порядке, не имелось, принятые на основании решений органа местного самоуправления с нарушением требований Жилищного кодекса РФ договоры социального найма жилых помещений: № от 03.12.2013 <адрес>, № от 25.12.2013 <адрес>, заключенные между администрацией МО «Знаменское сельское поселение» и А.А.А., следует признать недействительными на основании ч. 1 ст. 7 ЖК РФ и ст. 168 ГК РФ, так как имели место нарушения порядка и условий предоставления спорных жилых помещений по договору социального найма.
Приходя к выводу о признании недействительными договоров социального найма жилых помещений, применительно к ст. ст. 167 и 168 ГК РФ, суд также считает необходимым удовлетворить требования истца о признании недействительными договора безвозмездной передачи <адрес> в собственность граждан А.А.А., А.К.А. от 26.06.2014, договора дарения 1/2 доли в праве собственности на указанную квартиру от 06.05.2015 между А.А.А. и А.К.В.; договора безвозмездной передачи <адрес> в собственность А.А.В., и прекращении права собственности указанных лиц на спорные жилые помещения.
В судебном заседании установлено, что в <адрес> никто не зарегистрирован и не проживает, в связи с чем, требования о выселении А.А.А. и А.А.В. из указанного жилого помещения и снятии их с регистрационного учета не могут быть удовлетворены, поскольку защите в суде подлежат нарушенные права, а не предполагаемые (статья 3 ГПК РФ), а доказательства того, что указанные лица проживают в спорном жилом помещении не представлено.
По указанным же основаниях не подлежит удовлетворению требование о выселении несовершеннолетней А.К.А. из <адрес>, поскольку в указанном жилом помещении она не проживает, зарегистрирована с 02.07.2016 по адресу: <адрес>
Также истцом заявлены требования о выселении А.К.В. из <адрес>.
Установлено, что А.К.В. зарегистрирована по адресу: <адрес> с 11.02.2011, была временно зарегистрирована с 15.01.2016 по 12.09.2016 в указанной квартире, однако как пояснили в судебном заседании А.А.А. и сама ответчица А.К.В. они действительно проживали постоянно в указанном жилом помещении, в нем находятся их личные вещи, выезд из указанной квартиры носит временный характер, в связи с чем, требование о выселении А.К.В. из <адрес> подлежит удовлетворению.
Судом не могут быть приняты во внимание ссылки на пропуск срока исковой давности по заявленным администрацией требованиям, поскольку с настоящим иском истец обратился в Гвардейский районный суд 02.12.2016, что подтверждается штампом Гвардейского районного суда на копии иска администрации МО «Гвардейский городской округ», то есть установленный трехгодичный срок исковой давности по требованиям о применении последствий недействительности ничтожной сделки и о признании такой сделки недействительной, истцом не пропущен.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования администрации муниципального образования «Гвардейский городской округ» удовлетворить частично.
Признать недействительными: 1) договор социального найма <адрес> № от 03.12.2013, заключенный между администрацией МО «Знаменское сельское поселение» и А.А.А.; 2) договор передачи жилого помещения - <адрес> в собственность граждан от 26.06.2014, заключенный между администрацией МО «Знаменское сельское поселение» и А.А.А., действующим в своих интересах и интересах несовершеннолетней А.К.А.; 3) договор дарения от 06.05.2015, заключенный между А.А.А. и А.К.В. на 1/2 долю жилого помещения - <адрес>.
Прекратить право собственности А.К.В., А.К.А. на жилое помещение - <адрес>
Признать недействительными: 1) договор социального найма <адрес> № от 25.12.2013, заключенный между администрацией МО «Знаменское сельское поселение» и А.А.А.; 2) договор передачи жилого помещения - <адрес> в собственность граждан от 13.09.2016, заключенный между администрацией МО «Знаменское сельское поселение» и А.А.В..
Прекратить право собственности А.А.В. на жилое помещение - <адрес>.
Настоящее решение является основанием для исключения из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о регистрации права собственности А.А.А., А.К.А., А.К.В. на жилое помещение - <адрес>; о регистрации права собственности А.А.В. на жилое помещение - <адрес>.
Выселить А.К.А. из жилого помещения – <адрес>.
В удовлетворении остальных исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Гвардейский районный суд Калининградской области в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.
Дата изготовления мотивированного решения – 26.06.2017.
Судья: подпись.
Копия верна.
Судья Н.В.Татаренкова