Дело № 2-10916/15
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«16» октября 2015 года город Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Капленковой Н.А.,
при секретаре Косицыной Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Л. к Государственному казенному учреждению Амурской области - управлению социальной защиты населения по г. Благовещенск и Благовещенскому району о признании незаконным бездействия, о возложении обязанности выплатить компенсацию части расходов по уплате процентов по кредитному договору, взыскании судебных расходов,-
УСТАНОВИЛ:
Л. обратсился в суд с указанным иском, в обоснование которого указал, что он полчил право на компенсацию части расходов по оплате процентов по кредитному договору № *** от *** года. Согласно справке №*** от *** г. сумма задолженности по компенсации части расходов по оплате процентов по кредитному договору № *** от *** года за период с декабря *** года по май *** года составляет ***. До настоящего времени ответчик свои обязательства не исполнил, хотя и признаёт их. На основании изложенного, истец просит признать незаконным бездействие ГКУ АО - управление социальной защиты населения по г. Благовещенск и Благовещенскому району в части несвоевременной выплаты компенсации расходов по уплате процентов по кредитному договору № *** от *** года, возложить на ГКУ АО - управление социальной защиты населения по г. Благовещенск и Благовещенскому району обязанность осуществить выплату компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору № *** от *** года в размере ***, взыскать расходы по уплате государственной пошлины.
Истец, представитель ответчика Государственного казенного учреждения – Управление социальной защиты населения по г. Благовещенску и Благовещенскому району, третьи лица - представитель Министерства социальной защиты населения Амурской области, представитель Правительства Амурской области, представитель Министерства финансов Амурской области в судебное заседание не явились, о дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Истец и представитель ответчика ходатайствовали о рассмотрении дела в свое отсутствие. В силу ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело при данной явке.
Исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Представитель государственного казенного учреждения Амурской области - Управление социальной защиты населения по городу Благовещенск и Благовещенскому району в материалы дела представлен отзыв на исковое заявление, в котором указано, что несвоевременная выплата компенсации связана с недостаточным финансированием подпрограммы. По состоянию на август *** года задолженность перед получателями социальных выплат, предусмотренных положением № 26, составила ***, в том числе перед истцом – *** Поскольку объем бюджетного финансирования не зависит от управления, оснований полагать, что управлением допущено незаконное бездействие, не имеется. Просит отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации и постановлением Правительства Амурской области от 7 декабря 2007 г. № 28 «Об утверждении Порядков принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ, их формирования и реализации, а также проведения оценки эффективности», в целях развития ипотечного кредитования на территории Амурской области утверждена подпрограмма «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012 - 2013 годы» долгосрочной целевой программы «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Амурской области на 2012 - 2015 годы». Период реализации подпрограммы 2012-2013 гг.
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Амурской области от 29 июля 2013 г. № 329 «Об утверждении Порядка принятия решений о разработке государственных программ Амурской области, их формирования и реализации, а также проведения оценки эффективности» постановлением Правительства Амурской области от 25.09.2013 № 446 утверждена государственная программа «Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области на 2014 - 2020 годы» в рамках, которой в целях развития ипотечного жилищного кредитования на территории области, формирования рынка доступного арендного жилья и условий для снижения стоимости жилья действует программа «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области». Сроки реализации подпрограммы 2014-2020 гг.
В число программных мероприятий также включено оказание государственной поддержки путем компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области
Как следует из материалов дела, *** года между Банком *** (ЗАО) и Л. был заключен кредитный договор № ***, по условиям которого заемщику был предоставлен кредит в размере *** для приобретения квартиры.
Истец обратился в государственное учреждение Амурской области – управление социальной защиты населения по городу Благовещенску и Благовещенскому району с заявлением о компенсации части расходов по уплате процентов по указанному договору.
Решением государственного казенного учреждения Амурской области – управление социальной защиты населения по городу Благовещенску и Благовещенскому району № *** от *** года расходы по кредитному договору, заключенному с истцом, приняты к компенсации.
До *** г. предоставление истцу социальной выплаты осуществлялось в рамках подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012-2013 г.г.» долгосрочной целевой программы «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Амурской области на 2012-2015 г.г.», утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 23 ноября 2011 г. № 617.
С *** г. социальная выплата предоставлялась в рамках реализации подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области», предусмотренной государственной программой Амурской области «Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области на 2014 - 2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 23 сентября 2013 г. № 446. Источником финансирования данного мероприятия является областной бюджет, участником программы – Министерство социальной защиты населения Амурской области.
Постановлением Правительства Амурской области от 25 января 2012 года № 26 утверждено Положение о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков (действовало на момент возникновения спорных правоотношений).
Указанное Положение устанавливает порядок предоставления социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков.
Согласно п. 4 данного Положения компенсации подлежат фактические расходы граждан, понесенные за первые 36 (тридцать шесть) месяцев пользования ипотечным кредитом. Размер компенсации рассчитывается за каждый месяц по приведенной в данной норме формуле.
Исходя из п.п. 6, 7 Положения, гражданин, претендующий на получение компенсации, обращается в государственное казенное учреждение - управление социальной защиты населения по городским округам и муниципальным районам области (далее - ГКУ УСЗН) по месту регистрации с заявлением о компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору по форме согласно приложению № 1 к настоящему Положению.
ГКУ УСЗН в течение 5 рабочих дней рассматривает заявление и принимает при первом обращении гражданина решение о принятии (отказе в принятии) расходов к компенсации по форме согласно приложениям № 3, № 4 к настоящему Положению.
Согласно п.п. 8.1, 9, 10 Положения предоставление компенсации производится на основании решения о принятии расходов к компенсации в порядке очередности подачи заявления в ГКУ УСЗН при условии соблюдения требований настоящего Положения.
Выплаты компенсации производятся ГКУ УСЗН в течение 5 рабочих дней после получения денежных средств от министерства социальной защиты населения Амурской области путем перечисления денежных средств на банковский счет гражданина (гражданина, пострадавшего от действий (бездействия) застройщика), открытый в банке или иной кредитной организации. Выплата компенсации, а также расходы на оплату банковских услуг по зачислению средств на счета граждан осуществляются за счет средств областного бюджета, предусмотренных министерству социальной защиты населения области на текущий год.
Доводы истца о том, что он является получателем социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечному кредиту, полученному гражданами на строительство или приобретение жилья, ответчик не оспаривает.
Согласно справке государственного казенного учреждения Амурской области – управление социальной защиты по городу Благовещенску и Благовещенскому району № №*** от *** г. сумма задолженности по компенсации части расходов по оплате процентов по кредитному договору № *** от *** года за период с декабря *** года по май *** года составляет ***.
Наличие указанной в справке задолженности перед истцом, ответчик не оспаривает.
Недостаточное финансирование расходов для выплаты указанной компенсации, наличие иных граждан, имеющих право на предоставление данной выплаты, не являются основаниями для отказа в предоставлении истцу указанной меры социальной поддержки, так как каждый гражданин-участник программы имеет равные права на получение компенсации при прочих равных условиях, без какого-либо предпочтения.
При этом суд учитывает, что по своей правовой природе предусмотренная подпрограммами государственная поддержка в виде компенсации части расходов по уплате по ипотечным кредитам (займам) представляет собой меру социальной защиты, право на введение которой, определение круга субъектов, на которые она распространяется, источника и порядка ее финансирования, а также ее изменения является дискрецией органов государственной власти Амурской области.
Объявляя меры социальной поддержки, органы государственной власти обязаны обеспечить достаточное финансирование данных мер.
В связи с этим ссылки ответчика на отсутствие надлежащего финансирования из бюджета Амурской области не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что обязанность по выплате ответчиком в пользу истца компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору возложена на ответчика в силу утвержденной государственной программы, ответчиком не оспаривается, также как и не оспаривается сумма задолженности, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца, а именно, о возложении обязанности на ГКУ АО «Благовещенское УСЗН» осуществить истцу выплату компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору № *** от *** года за период с декабря *** года по май *** года составляет ***.
Согласно части 1 статьи 254 ГПК Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Принимая во внимание правовой механизм реализации указанной меры социальной поддержки, суд не усматривает оснований для признания бездействия ГКУ АО «Благовещенское УСЗН» незаконным. Согласно действующему законодательству ГКУ АО «Благовещенское УСЗН» производит социальную выплату в течение 5 дней после получения денежных средств от Министерства социальной защиты населения Амурской области.
Из анализа вышеприведенных норм следует, что в рамках реализации подпрограмм «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012 - 2013 годы», «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области» функции ГКУ АО «Благовещенское УСЗН» ограничены приемом заявления для участия в подпрограмме и перечислением денежных средств, поступивших в рамках доведенных лимитов бюджетного финансирования.
Таким образом, ГКУ АО «Благовещенское УСЗН» не участвует в процессе формирования объема финансирования, а только распределяет полученные средства в пределах доведенного лимита.
Доводы ответчика о том, что компенсация не была выплачена истцу по причине отсутствия необходимого финансирования на указанные социальные выплаты, истцом не опровергнуты.
Ввиду изложенного, требования истца о признании бездействия ответчика незаконным, не подлежат удовлетворению.
На основании ст. 98 ГПК РФ с ответчика ГКУ АО «Благовещенское УСЗН» в пользу истца в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины подлежит взысканию ***.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
Исковое заявление – удовлетворить в части.
Возложить на государственное казенное учреждение Амурской области -управление социальной защиты населения по городу Благовещенску и Благовещенскому району обязанность осуществить выплату компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору № *** от *** года в пользу Л. за период с декабря *** года по май *** года в размере ***, за счет средств областного бюджета Амурской области.
Взыскать с государственного казенного учреждения Амурской области -управление социальной защиты населения по городу Благовещенску и Благовещенскому району в пользу Л. расходы, понесенные на уплату государственной пошлины, в размере ***.
В удовлетворении остальной части иска - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.А. Капленкова
Решение в окончательной форме принято *** 2015 года.