№ 2-2753/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 мая 2017 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
в составе: председательствующей судьи Гадючко И.Ю.,
при секретаре Шириновой С.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Булаевой О.Б. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) о включении периодов работы в стаж для назначения страховой пенсии по старости,
у с т а н о в и л:
Булаева О.Б. обратилась в суд с иском к ответчику по тем основаниям, что уведомлением ГУ-УФП РФ в г. Петрозаводске РК (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано во включении в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании п. 19 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях», периодов работы по совместительству в должности <данные изъяты> в <данные изъяты>. Указанное решение истец просит признать незаконным, обязать ответчика включить в педагогический стаж периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, взыскать с ответчика расходы по уплате госпошлины.
Истец и ее представитель, допущенный к участию в деле по ходатайству истца, в судебном заседании исковые требования поддержали.
Представитель ответчика, действующий по доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал.
Суд, выслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, обозрев отказное пенсионное дело истца, приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, что Булаева А.С., ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Петрозаводске РК (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 19 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях». Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ № истцу отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости, в связи с недостаточной продолжительностью <данные изъяты>.
Решением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ частично удовлетворены исковые требования Булаевой О.Б., ответчик обязан включить истцу в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании п. 19 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях», периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; в остальной части иска отказано.
Спорные периоды работы истца ранее не были предметом судебного разбирательства, не рассматривались ответчиком при разрешении вопроса о назначении пенсии по заявлению истца от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в пенсионный орган с заявлением о даче заключения по вопросу включения в <данные изъяты> стаж периодов работы в должности <данные изъяты> в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ссылаясь на то, что указанное учреждение относится к <данные изъяты> компенсирующего вида.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ ответчик уведомил истца о том, что спорные периоды не подлежат включению в <данные изъяты> стаж.
Кроме того, суд установил, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Булаева (Подшивалова) О.Б. работала в должности <данные изъяты> по совместительству в <данные изъяты>. Согласно Уставу данное учреждение является <данные изъяты>.
Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела, сторонами не оспариваются.
В силу п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, в том числе лицам не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Аналогичное положение содержалось в пп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 года № 2-П при исчислении стажа на соответствующих видах работ могут применяться нормативные правовые акты, регулирующие порядок исчисления стажа для назначения педагогическим работникам пенсии за выслугу лет до введения в действие нового правового регулирования, то есть действовавшие до 31 декабря 2001 года.
К таким документам, регулировавшим пенсионное обеспечение <данные изъяты> работников за периоды работы до ДД.ММ.ГГГГ и после указанной даты соответственно, относятся:
Постановление Совета Министров СССР от 06.09.1991 № 463 «Об утверждении списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет»;
Постановление Правительства России от 22.09.1999 № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей»;
Постановление Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
При этом в Списке, утвержденном Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 463, действовавшем в спорный период работы истца, отсутствует наименование должности педагог-психолог.
Указанная должность появилась впервые в Списке, утвержденном Постановлением Правительства России от 22.09.1999 № 1067, при этом согласно п. 3 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии работа в качестве педагога - психолога засчитывалась в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, только в учреждениях социального обслуживания (пункт 13 раздела «Наименование учреждений» Списка).
В Списке, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 №781, также имеется наименование должности педагог-психолог, однако согласно п.11 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии работа в должности педагога-психолога засчитывается в стаж работы в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указанных в пункте 1.3 раздела «Наименование учреждений» списка, в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии, указанных в пункте 1.5 раздела «Наименование учреждений» списка, в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, указанных в пункте 1.6 раздела «Наименование учреждений» списка, в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, указанных в пункте 1.11 раздела «Наименование учреждений» списка, и в учреждениях социального обслуживания, указанных в пункте 1.13 раздела «Наименование учреждений» списка.
Учреждение, в котором работала истец в спорные периоды, - <данные изъяты> предусмотрено в пункте 1.7 раздела «Наименование учреждений», который в п. 11 Правил не указан.
Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что должность педагога-психолога предоставляет право на досрочное назначение страховой пенсии, но только при условии работы в учреждениях, указанных в пунктах 1.3, 1.5, 1.6, 1.11, 1.13 раздела «Наименование учреждений» Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.
Кроме того, суд учитывает, что в п. 4 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 №781, с 01.09.2000 установлено дополнительное условие для включения работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, в педагогический стаж - выполнение (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад). В спорные периоды истец работала по совместительству, следовательно, нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы, не выполняла.
Суд полагает, что возможность признания права на досрочное назначение пенсии за лицами, которые осуществляли соответствующую деятельность в должностях, аналогичных предусмотренным списками, но в иных учреждениях, действующим законодательством не предусмотрена.
Как указано в Определении Конституционного Суда РФ от 15.07.2010 № 1012-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Лушенковой Людмилы Николаевны на нарушение ее конституционных прав пунктом 11 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», действуя в пределах предоставленного ему полномочия, Правительство Российской Федерации Постановлением от 29.10.2002 № 781 утвердило Правила, которые регулируют порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, обеспечивая тем самым реализацию права данной категории граждан на досрочное пенсионное обеспечение.
В действующей системе пенсионного обеспечения установление для лиц, осуществлявших педагогическую деятельность, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости (как и предоставление им пенсии за выслугу лет, предусматривавшееся в ранее действовавшем пенсионном законодательстве) направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности; при этом учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях и организациях (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 20 ноября 2008 года N 869-О-О).
Выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих такую деятельность, фактически основанное на учете характера и особенностей выполняемой ими работы, само по себе не может расцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом либо как ограничение права граждан на пенсионное обеспечение.
При таких обстоятельствах, с учетом отсутствия доказательств выполнения истцом работы педагога-психолога в учреждениях, указанных в Правилах, оснований для удовлетворения иска Булаевой О.Б. у суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 194,198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
В удовлетворении исковых требований Булаевой О.Б. отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня изготовления судом мотивированного решения.
Судья И.Ю. Гадючко
Мотивированное решение изготовлено 29 мая 2017 года