ПОСТАНОВЛЕНИЕ
29 марта 2017 года г.Тула
Центральный районный суд города Тулы в составе:
председательствующего Рыбиной Н.Н.,
при секретаре Шатских В.А.,
рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении Трофимовой Е.Ф., гражданки РФ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <данные изъяты>, зарегистрированной и проживающей по адресу: <адрес>, работающей <данные изъяты>, обвиняемой в совершении правонарушения, предусмотренного ч.5 ст. 20.2 КоАП РФ,
постановил:
ДД.ММ.ГГГГ в период времени с 14 часов 00 минут до 14 часов 30 минут Трофимова Е.Ф. принимала участие в шествии по <адрес>, не согласованном с органом исполнительной власти Тульской области, не выполнила законных требований сотрудников полиции прекратить участие в указанном несанкционированном публичном мероприятии, тем самым нарушив установленный порядок проведения публичного мероприятия, предусмотренного Федеральным законом от 19.06.2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", совершила административное правонарушение, предусмотренное частью 5 статьи 20.2 КоАП РФ.
В судебном заседании Трофимова Е.Ф. вину в совершении правонарушения не признала, пояснив, что ДД.ММ.ГГГГ утром она с супругом приехала из <адрес> в <адрес> для совершения покупок. Супруг привез ее к дому сына, проживающему на <адрес>, а сам поехал по делам, при этом они договорились встретиться возле торгового центра «<данные изъяты>». Сын некоторое время покатал ее по городу, действительно, проезжая по <адрес>, они видели толпу шествующих, после чего она, созвонившись с супругом, вышла на площади возле торгового центра <данные изъяты>». Встретилась с супругом, а затем к ним подошли сотрудники полиции и предложили пройти в служебную машину. Полагает, что это связано с тем, что, в этом день на площади было много народу, проходили какие-то мероприятия, а за несколько дней до этого ее супруг подавал заявление для согласования проведения пикета, в чем ему было отказано.
Заслушав Трофимову Е.Ф., допросив свидетелей, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.
Статьей 31 Конституции РФ предусмотрено, что граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Статья 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, наряду с провозглашением права каждого свободно выражать свое мнение, исходит из того, что осуществление этой свободы налагает обязанности и ответственность и может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены в законе и необходимы в демократическом обществе в целях охраны здоровья и нравственности.
Исходя из провозглашенной в преамбуле Конституции Российской Федерации цели утверждения гражданского мира и согласия и учитывая, что в силу своей природы публичные мероприятия (собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование) могут затрагивать права и законные интересы широкого круга лиц - как участников публичных мероприятий, так и лиц, в них непосредственно не участвующих, - государственная защита гарантируется только праву на проведение мирных публичных мероприятий, которое, тем не менее, может быть ограничено федеральным законом в соответствии с критериями, предопределяемыми требованиями статьей 17 (часть 3), статьей 19 (части 1 и 2)) и ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, на основе принципа юридического равенства и вытекающего из него принципа соразмерности, т.е. в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Такой подход согласуется с общепризнанными принципами и нормами международного права, в том числе закрепленными во Всеобщей декларации прав человека, согласно п. 1 ст. 20 которой каждый человек имеет право на свободу мирных собраний, и в Международном пакте о гражданских и политических правах, ст. 21 которого, признавая право на мирные собрания, допускает введение обоснованных ограничений данного права, налагаемых в соответствии с законом и необходимых в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.
Порядок проведения шествия регулируется Федеральным законом от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 19.06.2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" публичное мероприятие определено как открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.
Шествие - массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам (п.2 ст. 2 названного Закона).
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 19.06.2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами.
Частью 1 ст. 6 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" установлено, что участниками публичного мероприятия признаются граждане, члены политических партий, члены и участники других общественных объединений и религиозных объединений, добровольно участвующие в нем.
Во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны: выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел; соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия; соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, если публичное мероприятие проводится с использованием транспортных средств (ч. 3 ст. 6 Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях").
Таким образом, вышеперечисленные обязанности участника публичного мероприятия, устанавливаются для него Федеральным законом безусловно и не связываются законодателем с тем, принимало ли лицо участие в согласованном, либо не согласованном с органами исполнительной власти публичном мероприятии. Вне зависимости от этого участник публичного мероприятия обязан соблюдать установленный Федеральным законом "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" порядок проведения публичного мероприятия в части, касающейся его обязанностей и не нарушать установленные для участников запреты, а также соблюдать регламент публичного мероприятия.
Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частями 1 - 6 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, образует нарушение организатором либо участником публичного мероприятия установленного порядка организации или проведения публичного мероприятия.
В соответствии с ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных ч. 6 настоящей статьи, предусматривающей административную ответственность за те же действия, повлекшие причинение вреда здоровью человека или имуществу, если они не содержат уголовно наказуемого деяния.
Как видно из материалов дела и установлено судьей, исполнительным органом власти Тульской области в установленном законом порядке было не согласовано проведение публичного мероприятия по адресу: <адрес>. Указанные обстоятельства подтверждаются сообщением руководителя аппарата администрации города Тулы от ДД.ММ.ГГГГ,.
Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст. 20.2 КоАП РФ, и вина Трофимовой Е.Ф. в его совершении подтверждаются следующими доказательствами.
Из протокола об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ДД.ММ.ГГГГ Трофимова Е.Ф. принимала участие в проведении шествия по <адрес> без согласования с органами исполнительной власти субъекта исполнительной власти РФ, не выполнила законных требований сотрудников полиции прекратить участие в указанном публичном мероприятии.
Согласно рапорту заместителя командира взвода 2 роты ОБ ППСП УМВД России по городу Туле старшего лейтенанта полиции ФИО5, им (ФИО5 ) ДД.ММ.ГГГГ в 14 часов 30 минут по адресу: <адрес>, была задержана Трофимова Е.Ф., принявшая участие в несогласованном с органом исполнительной власти г.Тулы публичном мероприятии;
Из рапорта заместителя начальника полиции (по охране общественного порядка) УМВД России по городу Туле подполковника полиции ФИО4, следует, что ДД.ММ.ГГГГ в 14 часов большое количество граждан собрались на площади <адрес> и начали движение вниз по правой стороне (по ходу движения) по <адрес>, на требование прекратить несанкционированное шествие не реагировали.
В судебном заседании в качестве свидетелей были допрошены сотрудники полиции, а именно: заместитель начальника полиции (по охране общественного порядка) УМВД России по городу Туле ФИО4, заместитель командира взвода 2 роты ОБ ППСП УМВД России по городу Туле старший лейтенант полиции ФИО5, старший оперуполномоченный ОП «<данные изъяты>» УМВД России по городу Туле ФИО6, которые подтвердили участие Трофимовой Е.Ф. ДД.ММ.ГГГГ в несанкционированном мероприятии-шествии.
Из показаний допрошенного в качестве свидетеля заместителя командира взвода 2 роты ОБ ППСП УМВД России по городу Туле старшего лейтенанта полиции ФИО5следует, что он в соответствии с Федеральным законом № 3-ФЗ «О полиции» исполнял свои обязанности по обеспечению безопасности граждан и общественного порядка, совместно с иными полицейскими их роты, на месте проведения несанкционированного шествия, организованного ДД.ММ.ГГГГ от здания <адрес>. Лицам, участвующим в несанкционированном публичном мероприятии заместитель начальника полиции (по охране общественного порядка) УМВД России по городу Туле ФИО4 четко и неоднократно разъяснял, что шествие незаконно и его необходимо прекратить. Однако участники шествия продолжали двигаться в сторону дома № по <адрес>. При этом среди участников шествия были сотрудники полиции, одетые в гражданскую одежду, в том числе и оперуполномоченный уголовного розыска ФИО6, который и указал на Трофимову Е.Ф., как на участника вышеуказанного несанкционированного мероприятия.
Из показаний заместителя начальника полиции (по охране общественного порядка) УМВД России по г. Туле ФИО4, допрошенного при рассмотрении дела в качестве свидетеля, следует, что ДД.ММ.ГГГГ в 14 часов большое количество граждан собрались на площади <адрес> и начали движение по пешеходному тротуару вниз по правой стороне <адрес>, полностью перекрыв при этом движение пешеходов в обе стороны. Поскольку публичное мероприятие было не согласовано, иным способом обеспечить безопасность граждан и общественный порядок возможности не имелось, в районе дома № <адрес> он пытался остановить шествие, разъяснял движущимся в шествии гражданам, что они участвуют в несанкционированном шествии и просил разойтись, предупреждал о том, что их действия содержат состав административного правонарушения. Однако, часть граждан перебежала дорогу на противоположную сторону, продолжив шествие, часть граждан с использованием плакатов, выкрикивая лозунги и речевки, имея при себе целевые атрибуты в виде воздушных шаров с надписями, надувные символы шествия, продолжила шествие, безусловно понимая, что следует из их поведения после разъяснения, что они участвуют в несанкционированном публичном мероприятии. Сотрудники полиции в целях обеспечения общественного порядка и безопасности пешеходов, которые не могли двигаться по пешеходному тротуару, и были вынуждены уступать дорогу участникам шествия, задерживали активных участников незаконно проводящегося шествия на протяжении всего движения и доставляли их в ОВД для установления личности и составления протоколов об административном правонарушении. При этом он давал указание доставить в отдел полиции Трофимову Е.Ф., которая со слов оперуполномоченного уголовного розыска ФИО6, являлась участником несанкционированного мероприятия.
Старший оперуполномоченный ОП «<данные изъяты>» УМВД России по городу Туле ФИО6 пояснил, что, выполняя служебные обязанности, при этом одетым в гражданскую одежду, ДД.ММ.ГГГГ двигался в шествии по <адрес>, видел среди участников Трофимову Е.Ф.
Допрошенный в суде УУП ОП «<данные изъяты>» ФИО7 подтвердил правильность изложенных в протоколе об административном правонарушении, составленном в отношении Трофимовой Е.Ф. сведений, вместе с тем указал, что в протоколе указано то время, когда задержали последнюю сотрудники полиции на площади возле дома № по <адрес>.
Оснований не доверять показаниям указанных свидетелей у суда не имеется, поскольку они ранее знакомы с Трофимовой Е.Ф. не были, заинтересованности в исходе дела не имеют, их показания согласуются с другими представленными доказательствами, свидетели предупреждены об административной ответственности по ст. 17.9 КоАП РФ. Таким образом, показания указанных свидетелей суд признает допустимыми и достоверными доказательствами по делу.
Вместе с тем суд не доверяет показаниям свидетеля ФИО8, пояснившего о том, что ДД.ММ.ГГГГ вначале возил свою мать-Трофимову Е.Ф. по <адрес>, а затем подвез к торговому центру «<данные изъяты>», поскольку они противоречат показаниям свидетелей, и в данном случае даны заинтересованным в исходе дела близкого для ФИО9 лица с целью избежания административной ответственности за совершенное правонарушение.
Кроме того, факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ч.5 с.20.2 КоАП РФ, также подтвержден данными фото- и видеофиксации, из которых следует, ДД.ММ.ГГГГ проходило шествие по <адрес>, участники которого отказывались выполнить законные требования сотрудников полиции прекратить несанкционированное мероприятие.
Доводы Трофимовой Е.Ф. о невиновности являются несостоятельными, поскольку опровергаются вышеприведенными доказательствами, признанными судом относимыми, допустимыми и достоверными. Каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на выводы о виновности Трофимовой Е.Ф. в совершении описанного выше административного правонарушения материалы дела не содержат.
Принимая во внимание, что Трофимова Е.Ф., являясь участником публичного мероприятия-шествия, не согласованном с исполнительным органом государственной власти, о чем она была уведомлена сотрудниками полиции, что подтверждается совокупностью исследованных выше доказательств, при этом не прекратила свое участие в шествии, тем самым нарушила возложенные на нее Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 54-ФЗ обязанности участника публичного мероприятия выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел, суд приходит к выводу о виновности Трофимовой Е.Ф. в совершении правонарушения, предусмотренного ч.5 ст. 20.2 КоАП РФ: нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи
В соответствии со ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений.
При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ).
Обстоятельств, смягчающих административную ответственность, предусмотренных ст.4.2 КоАП РФ, не установлено.
Исходя из ст. 4.3 КоАП РФ обстоятельств, отягчающих административную ответственность Трофимовой Е.Ф. судом не установлено.
С учетом целей наказания предусмотренных ст. 3.1 КоАП РФ, всех данных о личности Трофимовой Е.Ф., которая имеет постоянное место работы, суд приходит к выводу о том, что административное наказание в виде штрафа будет отвечать положениям ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ и способствовать также предупреждению совершения Трофимовой Е.Ф. новых правонарушений.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 20.31, 29.9, 29.10Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
постановил:
признать Трофимову Е.Ф., гражданку РФ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженку <данные изъяты>, зарегистрированную и проживающую по адресу: <адрес> работающую <данные изъяты>, виновной в совершении правонарушения, предусмотренного ч.5 ст. 20.2 КоАП РФ, и назначить наказание в виде штрафа в размере 15 000 рублей.
Штраф необходимо уплатить по следующим реквизитам:
р\с 40101810700000010107 Отделение г.Тула
ИНН 7105506527
БИК 047003001
КОД 18811690040046000140
КПП 710501001 Код ОКТМО 70701000УИН 18880371170552461413
Получатель УФК по Тульской области (УМВД России по городу Туле)
Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.
Постановление может быть обжаловано в Тульский областной суд в течение десяти суток путем подачи жалобы через Центральный районный суд г. Тулы.
Судья