Решение по делу № 2-134/2015 ~ М-125/2015 от 26.03.2015

РЕШЕНИЕ дело № 2-134/2015

Именем Российской Федерации

с. Поярково 08 апреля 2015 года

Михайловский районный суд Амурской области в составе председательствующего судьи Кундиковой Ю.В., при секретаре Паньковой А.С.,

с участием истицы Корягиной Н.И., представителя ответчика администрации Михайловского района Амурской области Тыриной С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Корягиной Н.И. к администрации Михайловского района Амурской области, третьим лицам администрации Калининского сельсовета Михайловского района Амурской области Министерству финансов Амурской области, Главному управлению Министерства РФ по делам ГО и ЧС по Амурской области, о взыскании с ответчика компенсации за утрату урожая в сумме <данные изъяты> руб.,

УСТАНОВИЛ:

Корягина Н.И. обратилась в суд с указанным иском к администрации Михайловского района Амурской области. В обоснование требований указала, что в августе 2013 года в результате чрезвычайной ситуации природного характера (паводка), был подтоплен жилой дом и земельный участок, расположенные в селе <адрес> по <адрес>. В декабре 2013 года она подавала документы для выплаты ей компенсации за утерю урожая, но ей было отказано в связи с отсутствием правоустанавливающих документов на земельный участок. Документы были оформлены позднее. Впоследствии заявление принято не было. В связи с полной утратой урожая, истица полагает, что имеет право на компенсацию. Просила взыскать с администрации Михайловского района Амурской области компенсацию за утрату урожая в размере <данные изъяты> руб.

В судебном заседании истица Корягина Н.И. требования поддержала, пояснила, что в период наводнения 2013 года ее участок и дом были сильно затоплены. К ней выезжала комиссия, которая этот факт фиксировала. При обращении в администрацию района с заявлением о выплате компенсации ей отказали, по причине того, что не оформлены права на земельный участок. Считает, что работники администрации района должны были ей помочь оформить документы для получения выплат, но не сделали этого. Считает, что в администрации должны были знать о том, что ей принадлежит земля в <адрес>, а ей пришлось тратить средства и время на оформление документов. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года она оформляла документы. После оформления права собственности на земельный участок, она повторно приходила в администрацию района, но ей устно сказали, что выплаты прекращены. Повторно с письменным заявлением на получение компенсации за утрату урожая она не обращалась. Также пояснила, что сведения в похозяйственную книгу о личном подсобном хозяйстве, занятого посадками и посевами, она в администрацию сельсовета не предоставляла, эти сведения администрация сельсовета вносила самостоятельно. Кроме того, указала, что как пострадавшая от наводнения, она получила все выплаты, кроме компенсации за утрату урожая.

Представитель ответчика администрации Поярковского сельсовета Михайловского района Амурской области Тырина С.А. с требованиями не согласилась, пояснила, что в настоящее время прекращена выплата всех компенсаций в связи с причинением ущерба в результате наводнения 2013 года. Указала, что в ДД.ММ.ГГГГ году в администрацию Михайловского района поступали документы для выплаты компенсации истице за утрату урожая, выращенного в личном подсобном хозяйстве, но в связи с отсутствием документов, подтверждающих права на земельный участок, в предоставлении такой выплаты было отказано. Ответ был дан в конце ДД.ММ.ГГГГ года, точную дату вручения не знает, так как ответ передавался через администрацию сельсовета. Истице было разъяснено, что необходимо срочно оформить права на земельный участок, но документы были оформлены только в ДД.ММ.ГГГГ года. Однако и после оформления документов истица с заявлением в администрацию Михайловского района на выплату ей компенсации в связи с утратой урожая, выращенного в личном подсобном хозяйстве, не обращалась. Просила в иске отказать.

Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, администрации Калининского сельсовета Михайловского района Амурской области Министерства финансов Амурской области, ГУ Министерства РФ по делам ГО и ЧС по Амурской области в судебное заседание не явились, уведомлены надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства. Представители Министерства финансов Амурской области, ГУ Министерства РФ по делам ГО и ЧС по Амурской области просили рассмотреть дело в их отсутствие.

В отзыве представителя Министерства финансов Амурской области указано на несогласие с заявленными требованиями, содержится просьба об отказе в удовлетворении требований. Указано, что право гражданина на возмещение ущерба, причиненного вследствие чрезвычайной ситуации, не носит абсолютный и безусловный характер. Распоряжением Правительства РФ от 05.10.2013 № 1797-р определены категории лиц, имеющие право на выплату, а также размер бюджетных ассигнований, выделенных Амурской области. Постановлением Правительства Амурской области № 489 от 11.10.2013 утверждены Правила предоставления иного межбюджетного трансферта на компенсацию вследствие урожая сельскохозяйственных культур, выращенных в личных подсобных хозяйствах, где предусмотрена компенсация за счет средств федерального бюджета. Ссылаясь на подпункт «з» п.3 Указа Президента РФ № 693 от 31.08.2013, указывают, что списки граждан должны быть подтверждены комиссиями по чрезвычайным ситуациям либо территориальными органами МЧС России, а также записями похозяйственных книг по состоянию на 01.07.2013.

Выслушав истицу, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Распоряжением губернатора Амурской области от 23 июля 2013 года № 123-р на территории Амурской области с 22 июля 2013 года введен режим чрезвычайной ситуации.

Согласно постановлению главы Михайловского района Амурской области №764 от 04.08.2013 «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Михайловского района» следует, что с 20.00 часов 04.08.2013 на территории Михайловского района введен режим чрезвычайной ситуации. Постановлено главам Поярковского, Димского, Чесноковского, Новочесноковского, Калининского сельсоветов рекомендовать ввести на территории поселений режим чрезвычайной ситуации.

Согласно постановлению главы Калининского сельсовета Михайловского района Амурской области № 47 от 07.08.2013 «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Калининского сельсовета» следует, что с 18.00 часов 07.08.2013 на территории Калининского сельсовета введен режим чрезвычайной ситуации.

В силу абзаца 7 части 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

Согласно части 2 указанной статьи порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Подпунктом «з» пункта 3 Указа Президента РФ от 31 августа 2013 года № 693 «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области» предусмотрена выплата гражданам, признанным пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения и постоянно проживающим в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, компенсации вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур, выращенных в личных подсобных хозяйствах.

Постановлением Правительства Амурской области № 457 от 30.07.2014 утверждены Правила предоставления гражданам, признанным пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения и постоянно проживающим в населенных пунктах, подвергшихся крупномасштабному наводнению, компенсаций вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур, выращенных в личных подсобных хозяйствах., согласно которым право на получение компенсаций имеют граждане Российской Федерации, признанные пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения в 2013 году на территории Амурской области (далее - наводнение) и постоянно проживающие в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, ведущие ЛПХ и утратившие урожай сельскохозяйственных культур, выращенных в ЛПХ, включенные в соответствующие списки на основании информации, подтвержденной комиссиями по чрезвычайным ситуациям, территориальными органами МЧС России, либо записями похозяйственных книг по состоянию на 1 июля 2013 года, или на основании судебных решений. Срок приема заявлений для выплаты такой компенсации был определен до 11.08.2014.

Постановлением главы Михайловского района №889 от 02.10.2013 утвержден Порядок предоставления компенсации гражданам, вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур, выращенных в личных подсобных хозяйствах, расположенных в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, с изменениями, внесенными Постановлением главы Михайловского района от 19.11.2013 № 1050.

Из указанного Постановления следует, что компенсация гражданам, вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур, выращенных в личных подсобных хозяйствах, расположенных в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, предоставляется в размере 3000 руб. за 0,01 га пострадавших посевов, но не более 2,5 га, приведен перечень документов, которые должен предоставить заявитель при обращении.

Законодательное определение понятия «личное подсобное хозяйство» дано в статье 2 Федерального закона от 7 июля 2003 года №112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» (далее Закон об ЛПХ), согласно которой личное подсобное хозяйство – это форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. Личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.

В соответствии с ч.1,2 ст. 3 указанного закона право на ведение личного подсобного хозяйства имеют дееспособные граждане, которым земельные участки предоставлены или которыми земельные участки приобретены для ведения личного подсобного хозяйства. Граждане вправе осуществлять ведение личного подсобного хозяйства с момента государственной регистрации прав на земельный участок. Регистрации личного подсобного хозяйства не требуется.

Положениями ст. 4 указанного закона предусмотрено, что для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок).

Из материалов дела следует, что Корягина Н.И. с ДД.ММ.ГГГГ года проживает в <адрес>.

Из копии страницы похозяйственной книги по <адрес> следует, что членами хозяйства являются Корягина Н.И. и ФИО2., также имеются сведения о площади земельного участка, занятого посевами и посадками сельскохозяйственных культур, плодовыми, ягодными насаждениями, в том числе за ДД.ММ.ГГГГ год (л.д.24).

Из акта обследования частного жилого помещения по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, согласованного руководителем управления (отдела) по делам ГОЧС органа местного самоуправления и руководителем органа местного самоуправления, приусадебный земельный участок затоплен полностью водой, урожай весь уничтожен, плодово-ягодные насаждения пропали. Комиссия дала заключение о выплате единовременной материальной помощи в размере <данные изъяты> руб.

Согласно информации администрации Калининского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.23) земельный участок в <адрес> предоставлен Корягиной Н.И. с ДД.ММ.ГГГГ года для ведения личного подсобного хозяйства. Пакет документов на получение компенсации вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур был направлен в администрацию Михайловского района в ДД.ММ.ГГГГ года.

Вместе с тем, сам факт обращения в администрацию Михайловского района с заявлением о выплате компенсации за утрату сельскохозяйственных культур, выращенных в личном подсобном хозяйстве, не является безусловным основанием для производства таких выплат, поскольку у заявителя должно возникнуть право на получение такой компенсации с учетом установленных законодательством требований.

Согласно уведомлению главы Михайловского района Амурской области (б/н, б/д) (л.д.7) Корягиной Н.И. отказано в предоставлении компенсации вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур, выращенных в личных подсобных хозяйствах, расположенных в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, по причине непредставления правоустанавливающих документов на земельный участок.

Из пояснений сторон следует, что такое уведомление было получено истицей в ДД.ММ.ГГГГ году.

Постановлением главы Михайловского района Амурской области № от ДД.ММ.ГГГГ Корягиной Н.И. передан в личную собственность земельный участок общей площадью <данные изъяты> кв.м., из категории земель – земли населенных пунктов, расположенный в <адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства.

Согласно свидетельству о регистрации права за Корягиной Н.И. ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности на земельный участок в <адрес>, с разрешенным использованием: для ведения личного подсобного хозяйства.

Из исследованных документов следует, что на момент предоставления в администрацию Михайловского района Амурской области заявления ФИО1 о выплате компенсации вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур, выращенных в личных подсобных хозяйствах, в ДД.ММ.ГГГГ года истица не являлась собственником земельного участка в <адрес>, также не были предоставлены документы о предоставлении земельного участка на праве бессрочного (постоянного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения, праве аренды, либо на основании решения правления колхоза о предоставлении приусадебного земельного участка (ДД.ММ.ГГГГ).

Между тем, в силу положений ст. 3 ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» граждане вправе осуществлять ведение личного подсобного хозяйства с момента государственной регистрации прав на земельный участок.

Кроме того, обязательное требование о предоставлении документов, подтверждающих права на земельный участок содержится в п.4 Порядка предоставления компенсации гражданам, вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур, выращенных в личных подсобных хозяйствах, расположенных в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, утвержденным Постановлением Главы Михайловского района Амурской области № 889 от 02.10.2013, с учетом изменений, утвержденных Постановлением Главы Михайловского района Амурской области № 1050 от 19.11.2013.

Указанным Постановлением определен перечень документов, которые могут быть представлены гражданином для подтверждения прав на земельный участок: 1) копия свидетельства о государственной регистрации права на земельный участок или иной документ, подтверждающий разрешенное использование земельного участка для ведения ЛПХ: А) государственный акт на право собственности на землю, пожизненно наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования, форма утверждена Постановлением Правительства РФ от 17.09.1991 № 493; Б) свидетельство на право собственности на землю, форма которого утверждена Постановлением Правительства РФ от 17.09.1991 № 493; В) свидетельство на право собственности на землю, форма которого утверждена Постановлением Правительства РФ от 19.03.1992 № 177 (выдавалось до 27.10.1993), новая форма утверждена Указом Президента РФ от 27.10.1993 № 1767; Г) свидетельство о праве бессрочного (постоянного) пользования землей, свидетельство на право пожизненного наследуемого владения землей, договор аренды земельного участка, формы которых утверждены Постановлением Правительства РФ от 19.03.1992 № 177; Д) выписка из решения правления колхоза или выписка из приказа директора совхоза о предоставлении гражданину приусадебного земельного участка ( выдавалось до 08.05.1991).

При таких обстоятельствах, суд находит, что при отсутствии документов, подтверждающих права собственности (право бессрочного (постоянного) пользования, право пожизненного наследуемого владения, право аренды и др.) на земельный участок, на котором ведется ЛПХ, на момент подачи заявления о выплате такой компенсации истица не могла быть отнесена к числу лиц, имеющих право на получение такой компенсации, поскольку закон об ЛПХ определяет обязательное требование по регистрации прав на земельный участок для начала ведения личного подсобного хозяйства, либо должны были быть предоставлены документы, подтверждающие ранее возникшее право. В связи с чем, отказ администрации Михайловского района Амурской области в выплате истице такой компенсации суд находит обоснованным.

Довод истицы о том, что администрация Михайловского района не осуществила действий по оказанию помощи ей в оформлении документов на право собственности на земельный участок не может быть принят судом во внимание, поскольку на администрацию района такие полномочия законом не возложены.

Кроме того, суд отмечает, что истицей заявлено требование о взыскании с администрации Михайловского района Амурской области компенсации вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур, выращенных в личных подсобных хозяйствах, в размере <данные изъяты> руб.. Однако такой вид компенсации выплачивался за счет средств федерального бюджета, предоставленных в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2014 г. N 1367-р, а не за счет средств бюджета Михайловского района Амурской области. При этом в судебном заседании истица не согласилась на замену ответчика, требования не уточнила, в силу положений ч.2 ст. 41 ГПК РФ, а также ч.3 ст.196 ГПК РФ, суд рассмотрел дело по предъявленному иску по заявленным требованиям.

Также суд считает необходимым отметить, что согласно информации ГКУ Амурской области - Управление социальной защиты населения по Михайловскому району от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.17) истице была оказана единовременная материальная помощь и финансовая помощь. Корягиной Н.И. выплачена из резервного фонда Правительства Амурской области единовременная материальная помощь в размере <данные изъяты> руб., финансовая помощь в размере <данные изъяты> руб. Из информации администрации Михайловского района от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.25) следует, что истице также произведена выплата финансовой помощи из федерального бюджета в размере <данные изъяты> руб., а также из резервного фонда Правительства Российской Федерации выплачена единовременная материальная помощь в размере <данные изъяты> руб.

Анализ законодательства позволяет сделать выводы, что компенсационные выплаты гражданам не являются средством обогащения и получения прибыли. Истице была оказана материальная помощь, цели на компенсацию причиненного ущерба были достигнуты.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований истицы в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к администрации Михайловского района Амурской области о взыскании компенсации вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур, выращенных в личном подсобном хозяйстве, в размере <данные изъяты> руб., отказать.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Михайловский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Ю.В.Кундикова

В окончательной форме решение изготовлено 13.04.2015

2-134/2015 ~ М-125/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Корягина Наталья Ильинична
Ответчики
Администрация Михайловского района
Другие
администрация Калининского сельсовета
ГУ Министерства РФ по делам ГО, ЧС ликвидации последствий стихийных бедствий по АО
Министерство финансов Амурской области
Суд
Михайловский районный суд
Судья
Кундикова Юлия Викторовна
26.03.2015[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.03.2015[И] Передача материалов судье
27.03.2015[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.03.2015[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.03.2015[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.04.2015[И] Судебное заседание
13.04.2015[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.04.2015[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.05.2015[И] Дело оформлено
18.06.2015[И] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее