Решение по делу № 2-289/2020 ~ М-348/2020 от 07.09.2020

дело № 2-289/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

    30 сентября 2020 года                                                                               п. Домбаровский

    Домбаровский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Илясовой Т.В.,

    при секретаре Каченовой Н.В.,

    с участием истца Орского межрайонного природоохранного прокурора Турбина А.М., представителя ответчика ООО «Полевое» Носанова С.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Орского межрайонного природоохранного прокурора к обществу с ограниченной ответственностью «Полевое» о признании незаконными действий и понуждении поставить объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, оборудовать места накопления отходов,

    установил:

Орский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ООО «Полевое» о понуждении поставить объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет и оборудовать места для накопления отходов. В обоснование заявленных требований указал, что по результатам проведенной прокуратурой проверки в деятельности ООО «Полевое» выявлены нарушения природоохранного законодательства, так как ответчик при осуществлении сельскохозяйственной деятельности по разведению и содержанию крупнорогатого скота (более 400 голов) не выполняет требования действующего законодательства по размещению и хранению отходов 4 и 5 класса опасности. Кроме того, с целью осуществления вышеуказанной деятельности ООО «Полевое» эксплуатирует территорию сельскохозяйственного предприятия, на которой размещены животноводческие базы, загоны для КРС, склады для зерна, склад для хранения ядохимикатов, однако, данный объект, расположенный по адресу: <адрес>, не поставлен на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, категория негативного воздействия на окружающую среду не определена. В связи с выявленными нарушениями прокуратурой в адрес                    ООО «Полевое»» ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений природоохранного законодательства. По истечении установленного законом месячного срока меры к устранению нарушений законодательства об охране окружающей среды и природопользования в части постановки территории сельскохозяйственного предприятия на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и оборудования мест накопления отходов от жизнедеятельности сельскохозяйственных животных не приняты.

Просит суд признать незаконными действия ООО «Полевое», выразившиеся в осуществлении хозяйственной деятельности на территории сельскохозяйственного предприятия, расположенного в <адрес>, без постановки на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, а также накоплении и хранении отходов 4 класса опасности в местах, не соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения; обязать ответчика поставить на государственный учет объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду - территорию сельскохозяйственного предприятия, расположенную в <адрес>, путем подачи заявки в уполномоченный орган в срок до 1 декабря 2020 года; обязать ответчика оборудовать места накопления и хранения отходов 4 класса опасности в соответствии с требованиями СанПиНа 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», утвержденными Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30 апреля 2003 года, в срок до 1 октября 2021 года.

В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал, просил удовлетворить в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика ООО «Полевое» Носанов С.К., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования признал в полном объеме, подтвердил обстоятельства, изложенные в исковом заявлении. Пояснил, что последствия признания исковых требований, предусмотренные статьями 39, 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ему разъяснены и понятны.

Суд, выслушав мнение прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В силу статьи 42 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон об охране окружающей среды) при осуществлении деятельности в сфере сельского хозяйства должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, проводиться мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, а также должно осуществляться нормирование в области охраны окружающей среды.

Согласно статье 13 Закона негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды. Объектом, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, является объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков. Стационарный источник загрязнения окружающей среды - источник загрязнения окружающей среды, местоположение которого определено с применением единой государственной системы координат или который может быть перемещен посредством передвижного источника загрязнения окружающей среды.

В соответствии со статьей 1, частью 1 статьи 16 указанного Закона образование и размещение отходов производства является одним из видов негативного воздействия на окружающую среду.

Частью 1 статьи 69.2 Закона предусмотрено, что объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в соответствии с их компетенцией.

Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов (часть 2 статьи 69.2 Закона об охране окружающей среды).

Частью 1 статьи 69 Закона об охране окружающей среды определено, что государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в целях получения достоверной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определения областей применения наилучших доступных технологий, применения программно-целевых методов планирования, а также в целях планирования осуществления государственного экологического надзора.

Из части 11 той же статьи следует, что юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в порядке, установленном настоящим Законом, выдается соответственно свидетельство о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, об актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, о снятии с государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Сведения об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежат актуализации в связи с представлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями сведений, отраженных в пункте 6 статьи 69.2 Закона об охране окружающей среды.

На основании пункта 10 статьи 69 Закона об охране окружающей среды Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2016 года N 572 утверждены Правила создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее - Правила N 572).

В соответствии с пунктом 7 статьи 69 вышеуказанного Закона, пунктом 7 Правил N 572 государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, состоит из федерального государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и региональных государственных реестров объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Согласно пункту 1 статьи 4.2 Закона об охране окружающей среды объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории:

объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, - объекты I категории;

объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты II категории;

объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты III категории;

объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты IV категории.

Согласно пункту 4 той же статьи присвоение объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Категория объекта может быть изменена при актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду.

Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III категорий утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2015 года № 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий» (далее – Критериев).

В соответствии с подпунктом «щ» раздела 2 Критериев к объектам II категории относится осуществление хозяйственной и (или) иной деятельности по разведению крупного рогатого скота (с проектной мощностью 400 мест и более).

В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно частям 1 и 2 статьи 68 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации объяснения сторон и третьих лиц об известных им обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, подлежат проверке и оценке наряду с другими доказательствами. Признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств. Признание заносится в протокол судебного заседания. Признание, изложенное в письменном заявлении, приобщается к материалам дела.

Из материалов дела следует и установлено судом, что на основании решения заместителя Орского межрайонного природоохранного прокурора от ДД.ММ.ГГГГ в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года проведена проверка соблюдения в деятельности ООО «Полевое» требований законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления и безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами.

В ходе проверки установлено, что одним из видов деятельности                                    ООО «Полевое» является животноводство, что подтверждается Уставом общества, утвержденным решением учредителей от ДД.ММ.ГГГГ, выпиской из ЕГРЮЛ с указанием видов деятельности ООО «Полевое», а также пояснениями в ходе проведенной проверки и в судебном заседании представителя ответчика           Носанова С.К.

Согласно справке ООО «Полевое» в период с 01 августа 2019 года по 31 июля 2020 года численность поголовья крупнорогатого скота составила: август - ноябрь 2019 года – 413 голов, декабрь 2019 года – 440 голов, январь 2020 года – 521 голова, февраль 2020 года – 561 голова, март 2020 года – 541 голова, апрель 2020 года – 461 голова, май - июль 2020 года – 477 голов.

Деятельно по разведению крупнорогатого скота ООО «Полевое» осуществляет на территории <адрес> на земельных участках с кадастровыми номерами , в пределах которых расположены объекты недвижимости – нежилые помещения общей площадью <данные изъяты> кв.м., <данные изъяты> кв.м. и <данные изъяты> кв.м., с кадастровыми номерами , и , соответственно.

Данные объекты недвижимости используются ООО «Полевое» на основании заключенных с КФХ «Нсан» и Н.К.М. договоров аренды как единое сельскохозяйственное предприятие в целях осуществления деятельности ответчика, предусмотренной учредительными документами.

Как установлено судом и не оспаривалось ответчиком территория сельскохозяйственного предприятия на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, не поставлена, ее категория негативного воздействия на окружающую среду не определена. В связи с чем ООО «Полевое» при осуществлении сельскохозяйственной деятельности по разведению и содержанию КРС, количество голов которого превышает 400, не соблюдаются требования Закона об охране окружающей среды и Правил № 572, а, следовательно, требования прокурора о признании в данной части действий ответчика не соответствующими требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и возложении на                    ООО «Полевое» обязанности поставить на государственный учет объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду - территорию сельскохозяйственного предприятия, расположенную в <адрес>, путем подачи заявки в уполномоченный орган в срок до 01 декабря 2020 года являются законными и обоснованными и подлежат удовлетворению.

Разрешая исковые требования прокурора о возложении на ООО «Полевое» обязанности по оборудованию мест накопления и хранения отходов 4 класса опасности, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон отходах производства и потребления) юридические лица при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.

Согласно части 1 статьи 2 Закона об охране окружающей среды законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 51 указанного Закона отходы производства и потребления, подлежат сбору, накоплению и хранению условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 6 статьи 2 Закона отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта                     1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения) отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30 апреля 2003 года, при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия:

    поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников- накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.);

- поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.);

    по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями, допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями.

    Представленными материалами дела, в том числе актом осмотра территории ООО «Полевое» от ДД.ММ.ГГГГ с приложенной к нему фототаблицей, письменными пояснениями представителя ответчика, справкой по итогам проведенной проверки, постановлением по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО «Полевое», ответом ООО «Полевое» на представление прокурора, подтверждается то обстоятельство, что при осуществлении сельскохозяйственной деятельности на территории ответчика образуются отходы 4 класса опасности - навоза крупного рогатого скота свежего, которые в нарушение требований санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства об охране окружающей среды складируются на открытой площадке без твердого покрытия, непосредственно на почве, поверхность хранящихся насыпью отходов не защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров.

Из пояснений представителя ответчика в ходе судебного заседания следует, что данные нарушения требований закона на момент рассмотрения дела в суде не устранены, доказательств обратного в материалы дела не представлено.

При таких обстоятельствах, суд находит обоснованными заявленные прокурором требования о возложении на ответчика обязанности оборудовать места накопления и хранения отходов 4 класса опасности в соответствии с требованиями СанПиНа 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», утвержденными Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30 апреля 2003 года, в срок до 01 октября 2021 года.

Согласно статье 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации понуждение к совершению действий, не связанных с передачей имущества или денежных средств, требует от суда установления сроков, в течение которых судебное решение должно быть исполнено.

Разрешая вопрос о сроке, в течение которого ответчик ООО «Полевое» должно произвести необходимые мероприятия по устранению выявленных нарушений, суд считает, что заявленный прокурором срок по исполнению возложенной обязанности является разумным и достаточным для ее исполнения.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 198-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Орского межрайонного природоохранного прокурора в защиту в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к обществу с ограниченной ответственностью «Полевое» о признании незаконными действий и понуждении поставить объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, оборудовать места накопления отходов удовлетворить.

Признать незаконными действия общества с ограниченной ответственностью «Полевое», выразившиеся в осуществлении хозяйственной деятельности на территории сельскохозяйственного предприятия, расположенного в <адрес>, без постановки на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и накоплении и хранении отходов 4 класса опасности в местах, не соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Возложить обязанность на общество с ограниченной ответственностью «Полевое» поставить на государственный учет объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду - территорию сельскохозяйственного предприятия, расположенную в <адрес>, путем подачи заявки в уполномоченный орган в срок до 01 декабря               2020 года.

Возложить обязанность на общество с ограниченной ответственностью «Полевое» оборудовать места накопления и хранения отходов 4 класса опасности в соответствии с требованиями СанПиНа 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», утвержденными Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30 апреля 2003 года, в срок до 01 октября 2021 года.

    Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Домбаровский районный суд Оренбургской области.

    Судья                       подпись                                                                    Т.В. Илясова

    Мотивированное решение изготовлено 06 октября 2020 года.

    Судья                       подпись                                                                    Т.В. Илясова

2-289/2020 ~ М-348/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Орский межрайонный природоохранный прокурор
Прокурор Домбаровского района
Ответчики
ООО "Полевое"
Суд
Домбаровский районный суд Оренбургской области
Судья
Илясова Татьяна Васильевна
Дело на странице суда
dombarovsky--orb.sudrf.ru
07.09.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.09.2020Передача материалов судье
10.09.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.09.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.09.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.09.2020Судебное заседание
30.09.2020Судебное заседание
06.10.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.10.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.02.2021Дело оформлено
09.02.2021Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее