Дело № 2-1762/2021 УИД 13RS0023-01-2021-003580-20
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Саранск 11 ноября 2021 года
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе:
судьи Надёжиной С.Ю.,
при секретаре Проказовой О.А.,
с участием:
истца - прокурора Октябрьского района г. Саранска Республики Мордовия,
представителя истца прокурора Октябрьского района г. СаранскаЯушевой Н.А.,
представителя ответчика Администрации городского округа Саранск,
представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия,
представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Общества с ограниченной ответственностью «Мордовбитум»,
третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Григорян Л. З.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района г. Саранска Республики Мордовия, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к Администрации городского округа Саранск о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления, битумную массу с почты и искусственных углублений на земельном участке, возложении обязанности провести рекультивацию земельного участка,
установил:
Прокурор Октябрьского района г. Саранска Республики Мордовия, действующий в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации городского округа Саранск о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления на земельном участке, возложении обязанности провести рекультивацию земельного участка.
В обоснование своих требований указал, что прокуратурой Октябрьского района г. Саранска проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства на поднадзорной территории.
В ходе проверки с привлечением специалистов Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия установлено, что на земельном участке, расположенном в кадастровом квартале № в городском округе Саранск находится полуразрушенное заброшенное битумохранилище с остатками битума, и отходами в виде пластмассовых бочек от нефтепродуктов (объемом 200 л.) и металлических бочек с надписью «Рязанский завод смазочных материалов». Данное битумохранилище представляет собой сооружение, состоящее из конструкций в виде бетонных полов, кирпичных стен. Крыша над складом битума отсутствует. В 30 м от заброшенного битумохранилища на твердом грунте выявлено наличие растекшегося битума площадью 112 кв.м., а также навалы отходов в виде пластика, полиэтилена, отходов от строительных работ, деревянные конструкции. Также при обследовании было обнаружено искусственное углубление в почве, заполненное битумной массой.
Земельный участок, расположенный в гаражном кооперативе на восточной окраине Октябрьского района г. Саранска, входит в кадастровый квартал №, категория земель – земли населенных пунктов (государственная или муниципальная собственность не разграничена).
Принадлежность указанного мусора, битума и битумахранилища установить не удалось.
Согласно публичной кадастровой карте, собственность на земельный участок, который расположен в кадастровом квартале №, не разграничена.
Функционирование несанкционированной свалки бытовых и строительных отходов нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц - жителей городского округа Саранск. Неопределенность круга лиц в данном случае выражается в том, что нарушение экологического и земельного законодательства влечет за собой создание неблагоприятной окружающей среды, биологическую скудность природных ресурсов, что в результате ущемляет потребности как нынешнего, так и будущих поколений жителей Саранска.
Поступление в почву и водную артерию компонентов, образующихся в результате разложения и минерализации органических и неорганических веществ, вызывает изменение физических, химических, биологических свойств и характеристик почвы. Все это неизбежно вызывает снижение и даже полную утрату почвенного плодородия. В результате нарушения почвенного покрова и растительности усиливаются нежелательные процессы эрозии почв и их деградация.
Выявленные нарушения закона свидетельствуют о ненадлежащей реализации на территории городского округа Саранск Национального проекта «Экология», предусматривающего в структуре комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами ликвидацию свалок и рекультивацию территорий, на которых они размещены.
На основании изложенного, с учетом уточнения исковых требований от 07.10.2021 прокурор Октябрьского района г. Саранска просил обязать Администрацию городского округа Саранск ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления (мусор, пластик, полиэтилен, деревянные конструкции), битумную массу с почты и искусственных углублений на земельном участке, расположенном в кадастровом квартале № в городском округе Саранск.
Обязать Администрацию городского округа Саранск провести рекультивацию земельного участка, расположенного в кадастровом квартале № в городском округе Саранск, до 01.11.2021.
Определением суда от 03.09.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Общество с ограниченной ответственностью «Мордовбитум».
Определением суда от 27.09.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Григорян Л. З..
В судебном заседании прокурор Октябрьского района г. Саранска Республики Мордовия Яушева Н.А. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, поскольку на момент рассмотрения дела в суде ответчиком указанные в иске нарушения не устранены.
В судебное заседание представитель ответчика Администрации городского округа Саранск Республики Мордовияне явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен своевременно и надлежащим образом.
В письменном отзыве на исковое заявление от 03.09.2021 представитель ответчика указал, что по состоянию на 03.09.2021 территория, расположенная в кадастровом квартале №, очищена от бытового мусора, природный слой земной поверхности загрязнен битумом.
Также имеет место наличие растекшегося битума в частично разрушенном кирпичном здании.
По данным средств массовой информации на основании материалов по факту порчи земли возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 254 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Следовательно, лицо, привлеченное к ответственности в рамках вышеуказанного уголовного дела, обязано (либо будет обязано) привести земельный участок в состояние, предшествующее его загрязнению битумом.
Таким образом, до окончания производства по уголовному делу возложение обязанности на орган местного самоуправления в части осуществления мероприятий по рекультивации земель незаконно.
В судебное заседание представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО «Мордовбитум», представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия, третье лицо Григорян Л.З. не явились, о месте и времени судебного разбирательства извещены своевременно и надлежащим образом, представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствии.
На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле и надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела и оценив в совокупности представленные доказательства, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению исходя из следующего.
В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную природную среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Статьями 7, 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.
Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Согласно статье 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
В соответствии со статьями 8, 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со статьями 8, 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Организацию деятельности в области обращений с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктами 11, 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
В соответствии с пунктами 11, 24 статьи 9 Устава городского округа Саранск, утвержденного решением Саранского городского Совета депутатов от 23.12.2005 № 177, к вопросам ведения муниципального образования относятся организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального образования; участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Примечанием к пункту 7.8 «ГОСТ 30772-2001 Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 № 607-ст, установлено, что в случае, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Росприроднадзора России от 22.05.2017 № 242, битум не относится к твердым коммунальным отходам.
В состав битума входят токсичные продукты и сернистые, металлизированные и азотистые соединения, хранить битум на полигонах опасно, так как он легко воспламеняется и может стать причиной пожаров, выделяя при этом в атмосферу вредные вещества, которые нарушают озоновый слой, оседают на почту и негативно воздействуют на организм человека.
В силу абзаца 1 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.
Согласно пункту 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется: органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом, органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
В соответствии с частью 2 статьи 12 Земельного кодекса Российской Федерации, целями охраны земель являются предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности.
Согласно статье 13 Земельного кодекса Российской Федерации, в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: сохранению почв и их плодородия; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель.
Анализ приведенных норм позволяет сделать вывод о том, что Администрации городского округа Саранск в целях сохранения природы на территории муниципального образования, исключения загрязнения, предупреждения и минимизации экологических рисков надлежало в рамках своих полномочий организовать мероприятия по охране окружающей среды в границах указанного выше участка местности.
Из пункта 11 статьи 9 Устава городского округа Саранск, утвержденного решением Саранского городского совета депутатов от 23.12.2005 № 177, следует, что к вопросам местного значения муниципального образования относятся, в том числе, организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального образования.
Согласно публичной кадастровой карте, собственность на земельный участок, который расположен в кадастровом квартале №, не разграничена.
Как установлено в ходе проверки, проведенной прокуратурой Октябрьского района г. Саранска с привлечением специалистов Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия, на земельном участке, расположенном в кадастровом квартале № в городском округе Саранск находится полуразрушенное заброшенное битумохранилище с остатками битума, и отходами в виде пластмассовых бочек от нефтепродуктов (объемом 200 л.) и металлических бочек с надписью «Рязанский завод смазочных материалов».
Данное битумохранилище представляет собой сооружение, состоящее из конструкций в виде бетонных полов, кирпичных стен.
Крыша над складом битума отсутствует.
В 30 м от заброшенного битумохранилища на твердом грунте выявлено наличие растекшегося битума площадью 112 кв.м., а также навалы отходов в виде пластика, полиэтилена, отходов от строительных работ, деревянные конструкции.
Также при обследовании было обнаружено искусственное углубление в почве, заполненное битумной массой.
Вышеуказанные нарушения законодательства подтверждаются актом проверки от 21.07.2021, прилагаемой фототаблицей (л.д. 7-13).
Согласно акту от 01.10.2021 в ходе выездной проверки установлено, что на земельном участке, расположенном в кадастровом квартале № в городском округе Саранск находится полуразрушенное заброшенное битумохранилище, принадлежащее ФИО11, с остатками битума.
Данное битумохранилище представляет собой сооружение, состоящее из конструкций в виде бетонных полов, кирпичных стен. Крыша над складом битума отсутствует.
Около заброшенного битумохранилища на твердом грунте и искусственных углублениях выявлено наличие растекшегося битума, а также навалы отходов в виде пластика, полиэтилена, отходов от строительных работ, деревянные конструкции.
Земельный участок, расположенный в гаражном кооперативе на восточной окраине Октябрьского района г. Саранска, входит в кадастровый квартал №, категория земель – земли населенных пунктов (государственная или муниципальная собственность не разграничена).
Принадлежность указанного мусора, битума установить не удалось.
Поскольку в силу вышеприведенных норм обязанность по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также по охране окружающей среды в границах городского поселения, организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов законодательством возложена на орган местного самоуправления, бездействие Администрации городского округа Саранск, выразившееся в непринятии мер по уборке отходов производства и потребления (мусор, пластик, полиэтилен, деревянные конструкции), битумную массу с почты и искусственных углублений на земельном участке, расположенном в кадастровом квартале № в городском округе Саранск, следует обязать Администрацию городского округа Саранск ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления (мусор, пластик, полиэтилен, деревянные конструкции), битумную массу с почты и искусственных углублений на земельном участке, расположенном в кадастровом квартале № в городском округе Саранск и провести рекультивацию земельного участка, расположенного в кадастровом квартале № в городском округе Саранск, до 01.11.2022.
Предоставленный ответчику срок, суд считает, является достаточным для выполнения вышеуказанных мероприятий.
В соответствии со статьей 67 ГПК Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░, ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░), ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ № ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ № ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░ 01.11.2022.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░
░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ 15 ░░░░░░ 2021 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░