Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-13/2016 (2-687/2015;) ~ М-636/2015 от 27.10.2015

2-13/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п. Мотыгино          «18» января 2016 года

Мотыгинский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Петушковой О.Ю.

при секретаре Конобеевой Л.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Иванова Е.С. к администрации Мотыгинского района Красноярского края о возложении обязанности предоставить жилое помещение на территории п. Мотыгино Мотыгинского района Красноярского края по договору найма специализированного жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Иванов Е.С. обратился в суд с иском к администрации Мотыгинского района Красноярского края о возложении обязанности предоставить жилое помещение на территории п. Мотыгино Мотыгинского района Красноярского края по договору найма специализированного жилого помещения, мотивируя тем, что относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, его мать Иванова А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и отец Иванов С.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, решением Мотыгинского райнарсуда Красноярского края от 05.03.1992 года лишены родительских прав. С 17.01.1992 года - 10.06.1995 года он являлся воспитанником Канского детского дома, находился на полном государственном обеспечении, далее выбыл для дальнейшего обучения в ПТУ № 68 <адрес>. На территории Мотыгинского района жилого помещения которое могло быть закреплено, не имеет, ни в собственности, ни по договору социального найма жилья не имеет. В настоящее время вынужден проживать в квартире на основании договора найма жилого помещения, временно зарегистрирован в п. Кулаково, в квартире его сестры. В апреле 2015 года через отдел опеки и попечительства Мотыгинского района, обратился в Министерство образования Красноярского края с заявлением о предоставлении жилого помещения, согласно письму Министерства образования от 26.06.2015 № 75-6728 выяснено, что решением краевой комиссии по вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, которое состоялось 22.06.2015 принято решение - отказать во включении в список детей- сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в связи с достижением 23 лет на момент предоставления документов в Министерство, им была предоставлена в Министерство справка Федеральной службы исполнения наказаний, о том, что он отбывал наказание в исправительной колонии строгого режима с 02.10.2000 - 01.10.2013 года, в связи с чем, не мог обратиться с заявлением о предоставлении жилого помещения, до 20 лет также не обращался, но по пояснению отдела опеки и попечительства Мотыгинского района, выяснено, что постановка в краевой список детей-сирот осуществляется с 2006 года, т.е. в 2006 году он также находился в местах лишения свободы. С учетом изложенных обстоятельств, он не реализовал свое право на проживание в жилом помещении по договору специализированного найма. Просит обязать администрацию Мотыгинского района Красноярского края приобрести жилое помещение на территории Мотыгинского района не ниже нормы предоставления - 33 кв.м. и предоставить ему по договору найма _ специализированного жилого помещения.

В судебном заседании истец Иванов Е.С. поддержал исковые требования в полном объеме, показал, что он с заявлением в Министерство образования и науки Красноярского края о предоставлении жилого помещения, как относящемуся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей до исполнения ему 23 лет не обращался, поскольку отбывал наказание в местах лишения свободы. Считает, что органы опеки обязаны были обратиться с заявлением в Министерство образования и науки и ему в настоящее время должно быть выделено жилое помещение, так как он является сиротой и жить ему негде, почему он не встал в очередь на получение жилого помещения по месту пребывания после освобождения из мест лишения свободы в Кулаковский сельсовет или в администрацию п. Раздолинска, где он проживает сейчас, пояснить не может.

Представитель ответчика администрации Мотыгинского района Красноярского края Стасевич К.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании 14.12.2015, исковые требования признала, не возражала против их удовлетворения, поскольку истец находился в местах отбывания наказания и право свое, как сирота не реализовал. Сами предоставить ему специализированное жилое помещение на территории Мотыгинского района не могут в виду отсутствия финансов.

14.12.2015 года в судебном заседании представитель отдела опеки и попечительства МКУ «Управления образования Мотыгинского района» Амелицкая А.Н., действующая на основании доверенности, показала, что Иванов Е.С. относится к категории лиц, из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Он не реализовал свое право, как сирота на предоставление жилья, поскольку реально отбывал срок наказания в местах лишения свободы, в отдел опеки и попечительства по вопросу предоставления жилого помещения он обратился в апреле 2015 года, считают, что истец имеет право на предоставление специализированного жилого помещения на территории Мотыгинского района.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Министерство образования и науки Красноярского края в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело без их участия, представили отзыв на исковое заявление, в котором указали, что не согласны с предъявленным иском по следующим основаниям. Иванов Е.С. с момента совершеннолетия, то есть с 30.11.1998, если полагал, что его жилищные права нарушаются, мог самостоятельно осуществлять их защиту всеми возможными законными способами. До 01.01.2013, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивались жильем в порядке, установленном пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ - жилое помещение предоставлялось вне очереди по договору социального найма. При этом, для получения жилого помещения гражданин должен был встать на учет, подав письменное заявление в уполномоченные органы. Реализация права на получение жилого помещения носила (и носит в настоящее время) заявительный характер и может быть реализована только после письменного обращения гражданина. Отсутствие такого обращения свидетельствует о том, что лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не считает свои жилищные права нарушенными, не нуждается в предоставлении жилья.

Данная позиция отражена и в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного суда РФ 20.11.2013. Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.

Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки. Иванов Е.С. с заявлением о предоставлении ему жилого помещения или о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории детей-сирот, в министерство образования и науки Красноярского края с заявлением о включении в список детей-сирот, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, обратился в Министерство с заявлением 27.04.2015, когда ему исполнилось 34 года. Решением краевой комиссии по вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, Иванову было отказано во включении в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жильем, так как Иванов Е.С. достиг возраста 23 года 30.11.2003 года и, следовательно, не относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а значит, не имеет права на обеспечение жилым помещением в соответствии со статьей 17 Закона края. В настоящее время Иванов Е.С., ДД.ММ.ГГГГ г.р., утратил право на обеспечение жилым помещением по категории детей-сирот, так как на момент обращения с заявлением ему исполнилось 35 лет. Просят в удовлетворении иска отказать.

Выслушав Иванова Е.С., представителя ответчика администрации Мотыгинского района, представителя МКУ «Управление образования Мотыгинского района», исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции РФ).

В соответствии со ст. 92 ЖК РФ, к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

На основании ч.1 ст.109.1 ЖК РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В силу ч. 1 ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные данным Федеральным законом N 159-ФЗ, в том числе и ранее действовавшее право на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет. Следовательно, до достижения возраста 23 лет лица указанной категории граждан в целях реализации своего права на обеспечение жилым помещением должны были письменно обратиться в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.

В силу ч.1, ч. 14 ст. 17 Закона Красноярского края «О защите прав ребенка» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным в связи с наличием обстоятельств, установленных в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения, предоставляемые по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны быть пригодными для постоянного проживания, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенными применительно к условиям населенного пункта, в котором они предоставляются, не обременены правами третьих лиц и не находиться под арестом.

Общая площадь жилых помещений, предоставляемых по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяется исходя из нормы предоставления площади жилого помещения - 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на одного человека (далее - норма предоставления).

С учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается предоставление жилого помещения общей площадью, превышающей размер общей площади, определенный исходя из нормы предоставления, но не более чем на 9 квадратных метров.

С учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается предоставление жилого помещения общей площадью менее размера общей площади, определенного исходя из нормы предоставления, но не более чем на 11 квадратных метров.

При предоставлении индивидуального жилого дома, расположенного на территории сельского населенного пункта, допускается превышение размера общей площади жилого помещения, определенного исходя из нормы предоставления, но не более чем в два раза.

В соответствии со статьей 21 Гражданского кодекса РФ способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста.

До 01.01.2013, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивались жильем в порядке, установленном пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ - жилое помещение предоставлялось вне очереди по договору социального найма. При этом, для получения жилого помещения гражданин должен был встать на учет, подав письменное заявление в уполномоченные органы. Реализация права на получение жилого помещения носила (и носит в настоящее время) заявительный характер и может быть реализована только после письменного обращения гражданина. Отсутствие такого обращения свидетельствует о том, что лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не считает свои жилищные права нарушенными, не нуждается в предоставлении жилья.

Данная позиция отражена и в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного суда РФ 20.11.2013.

В соответствии с ним, согласно части 1 статьи 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет. Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года), абзацу четвертому статьи 1 и пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Статья 1 Закона Красноярского края №9-4225 от 24 декабря 2009 года «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения» предусматривает наделение на неограниченный срок исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями, благоустроенными применительно к условиям населенного пункта, в котором предоставляется жилое помещение, в соответствии со статьей 17 Закона края от 2 ноября 2000 года № 12-961 «О защите прав ребенка» детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также являющихся таковыми, в случае установления факта невозможности их проживания в ранее занимаемых жилых помещениях.

Передаваемые государственные полномочия включают в себя, в том числе, приобретение в муниципальную собственность, строительство жилых помещений и предоставление их по договорам найма специализированных жилых помещений рассматриваемой категории лиц, а также лицам, которые относились ранее к данной категории и достигли возраста 23 лет, на основании решений судебных органов; заключение договоров найма специализированных жилых помещений и однократное предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании решений о предоставлении жилых помещений уполномоченного органа исполнительной власти края в области образования.

     В судебном заседании установлено, что Иванов Е.С. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относился к лицам, оставшимся без попечения родителей.

На основании решения Мотыгинского районного суда Красноярского края от 05.03.1992 года его мать – Иванова А.Н. и его отец – Иванов С.Г. были лишены родительских прав в отношении него. Его родители умерли, что подтверждается материалами дела.

    Истец 03.04.2001 года был осужден Судебной коллегией по уголовным делам Красноярского краевого суда по п. «г» ч. 2 ст. 117 УК РФ, п. «в» ч. 2 ст. 105 УК РФ, ч. 3 ст. 69 УК РФ к 13 годам лишения свободы, он отбывал наказание в период с 02.10.2000 года по 01.10.2013 года и был освобожден по отбытии срока наказании, как следует из справки об освобождении.

    Из ответов администрации п. Раздолинска и администрации Кулаковского сельсовета на судебные запросы следует, что истец с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории детей-сирот не обращался, в суде истец причину его не обращения пояснить не смог.

    

Согласно копии паспорта, Иванов Е.С. в период с 07.10.2013 года по 07.10.2015 года имел регистрацию по адресу: <адрес>, в настоящее время, как он пояснил в судебном заседании, он регистрации по месту пребывания не имеет, так как живет то у своих друзей, то у знакомых.

В министерство образования Красноярского края он обратился 27.04.2015 года, когда ему уже исполнилось 34 года, никаких документов, о том, что он ранее обращался к ним до достижения 23 лет не представил. Решением комиссии министерства ему было отказано во включении в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, о чем свидетельствуют материалы дела.

    В материалах дела, отсутствуют доказательства об обращения Иванова Е.С. в органы местного самоуправления, орган опеки и попечительства, администрацию по месту жительства с заявлением о предоставлении ему жилого помещения или о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории детей-сирот.

    Суд не может согласиться с доводами Иванова Е.С. о том, что он не смог обратиться с заявлением о предоставлении жилого помещения в Министерство образования и науки Красноярского края до достижения им 23 лет, так как он отбывал наказание в местах лишения свободы, поскольку лишение свободы не ограничило его право на обращение с заявлением в орган опеки по мету его жительства до осуждения и в Министерство образования и науки Красноярского края, однако, он таким правом не воспользовался. Иных доказательств, подтверждающих, что с заявлением в соответствующие уполномоченные органы он не смог обратиться по уважительным причинам суду не представлено, хотя судом ему для этих целей предоставлялось время.

     Реализация права на получение жилого помещения имеет заявительный характер и может быть реализована только после письменного обращения гражданина.

Правовой характер статуса истца сам по себе не подразумевает право данной категории граждан на получение мер социальной поддержки со стороны государства независимо от срока обращения в уполномоченный орган с соответствующим заявлением. С достижением возраста 23 лет такие граждане, не обратившиеся с соответствующим заявлением в компетентный орган местного самоуправления, уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» меры социальной поддержки, так как утрачивается одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Таким образом, поскольку до достижения 23 лет истец не обращался в уполномоченный орган с заявлением о признании его нуждающимся в жилом помещении как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не был постановлен до указанного возраста на учет нуждающихся в жилом помещении среди указанной категории лиц, и на момент обращения к ответчику с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении не относился к числу лиц вышеуказанной категории в связи с достижением 23-летнего возраста, оснований для удовлетворения заявленных исковых требований не имеется.

    

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении искового заявления Иванова Е.С. к администрации Мотыгинского района Красноярского края о возложении обязанности предоставить жилое помещение на территории п. Мотыгино Мотыгинского района Красноярского края по договору найма специализированного жилого помещения – отказать.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Мотыгинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Подписано председательствующим                 Петушкова О.Ю.

2-13/2016 (2-687/2015;) ~ М-636/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Иванов Евгений Сергеевич
Ответчики
Администрация Мотыгинского района
Другие
прокуратура
Министерство образования КК
МКУ УО
Суд
Мотыгинский районный суд Красноярского края
Судья
Петушкова Ольга Юрьевна
Дело на странице суда
motig--krk.sudrf.ru
27.10.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.10.2015Передача материалов судье
30.10.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.10.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.10.2015Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
23.11.2015Предварительное судебное заседание
14.12.2015Судебное заседание
21.12.2015Судебное заседание
18.01.2016Судебное заседание
18.01.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.01.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.05.2016Дело оформлено
13.01.2017Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее