Дело №2-2308/14
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 июля 2014г. г.Смоленск
Ленинский районный суд г.Смоленска
В составе:
Председательствующего (судьи): Киселева К.И.
при секретаре: Макаркиной О.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Фомина В.А. к Прокуратуре Смоленской области, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Смоленской области о взыскании денежной компенсации морального вреда, причиненного вследствие необоснованного уголовного преследования,
установил:
Фомин В.А. предъявил в суд иск к Прокуратуре Смоленской области и Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Смоленской области о взыскании денежной компенсации морального вреда, причиненного вследствие необоснованного уголовного преследования в сумме <данные изъяты> В обоснование требований сослался на то, что вступившим в законную силу судебным актом за ним признано право на реабилитацию, а также возмещение материального ущерба и денежной компенсации морального вреда, причиненных необоснованным уголовным преследованием, выразившемся в привлечении к уголовной ответственности по обвинению в совершении преступлений, предусмотренных <данные изъяты>
Представители Прокуратуры Смоленской области Корнеева И.В. и Министерства финансов РФ Бутерус Е.А. в ходе разбирательства дела указали на необоснованно завышенный размер требуемой истцом денежной компенсации морального вреда.
Исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 1 ст. 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.
Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконной деятельности органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры, не повлекший последствий, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, возмещается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ст. 1069 настоящего Кодекса.
В отношении лиц, незаконно или необоснованно подвергнутых уголовному преследованию, такой порядок определен Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (ст. 133 - 139, 397 и 399).
Согласно ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Как следует, из положений ст. ст. 1100, 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности. Компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
По делу установлено, что постановлением Заднепровского районного суда г.Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ за Фоминым В.А. признано право на реабилитацию, а также возмещение материального ущерба и денежной компенсации морального вреда, причиненных вследствие необоснованного уголовного преследования, выразившегося в привлечении к уголовной ответственности по обвинению в совершении преступлений, предусмотренных <данные изъяты> (л.д.5).
Тем самым, обстоятельства необоснованного уголовного преследования истца являются установленными, а потому в силу части 1 статьи 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации имеются основания для возмещения вреда, причиненного Фомину В.А. за счет казны Российской Федерации - при том, что в силу норм действующего законодательства вред возмещается в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры, суда в порядке, установленном законом.
Согласно ст. 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
В соответствии с п. 34, 35 ст. 5 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации реабилитация в уголовном процессе означает порядок восстановления прав и свобод лица, незаконно или необоснованно подвергнутого уголовному преследованию, и возмещения причиненного ему вреда. Реабилитированный - это лицо, имеющее право на возмещение вреда, причиненного ему в связи с незаконным или необоснованным уголовным преследованием.
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 133 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации право на реабилитацию, в том числе право на возмещение вреда, связанного с уголовным преследованием, имеет подозреваемый или обвиняемый, уголовное преследование в отношении которого прекращено по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 2, 5 и 6 части первой статьи 24 и пунктами 1 и 4 - 6 части первой статьи 27 настоящего Кодекса.
В силу ст. 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации, компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ.
Факт причинения нравственных страданий истцу, в отсутствие обоснованных предпосылок подвергшемуся уголовному преследованию, не нуждается в подтверждении дополнительными доказательствами, вследствие чего суждение Фомина В.А. о наличии безусловных оснований для взыскания денежной компенсации морального вреда следует признать заслуживающим положительно оценки.
Исходя из разъяснений, приведенных в п. 8 Пленума Верховного Суда Российской Федерации Постановления от 20 декабря 1994 года N 10 "О некоторых вопросах применения законодательства о компенсации морального вреда", размер компенсации зависит от характера и объема причиненных истцу нравственных или физических страданий, степени вины ответчика в каждом конкретном случае, иных заслуживающих внимания обстоятельств. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий.
Аналогичные разъяснения содержатся в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2011 N 17 "О практике применения судами норм главы 18 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регламентирующих реабилитацию в уголовном судопроизводстве" при определении размера денежной компенсации морального вреда реабилитированному судам необходимо учитывать степень и характер физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред, иные заслуживающие внимания обстоятельства, в том числе продолжительность судопроизводства, длительность и условия содержания под стражей, вид исправительного учреждения, в котором лицо отбывало наказание, и другие обстоятельства, имеющие значение при определении размера компенсации морального вреда, а также требования разумности и справедливости.
По мнению суда, с учетом фактических обстоятельств спорных правоотношений, и, в частности, степени тяжести физических и нравственных страданий истца, а также того, что в порядке уголовного судопроизводства установлены условия лишь для частичной реабилитации Фомина В.А. применительно к совокупности предъявленных обвинений, исходя из общеправовых принципов разумности и справедливости, суд первой инстанции полагает возможным взыскать в пользу истца <данные изъяты> в счет денежной компенсации морального вреда с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации.
В остальной части требований суд отказывает.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Фомина В.А. удовлетворить частично.
Взыскать в пользу Фомина В.А. <данные изъяты> в счет денежной компенсации морального вреда, причиненного необоснованным уголовным преследованием с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение 1 месяца.
Судья К.И.Киселев