Дело №2-1534/2016
З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 сентября 2016 года г. Бахчисарай, Республика Крым
Бахчисарайский районный суд Республики Крым в составе
председательствующего судьи Никищенко М.И.
при секретаре Новиковой А.О.,
при участии помощника прокурора Бахчисарайского района Республики Крым Миронец В.В., служебное удостоверение ТО № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Бахчисарае гражданское дело №2-1534/2016 по иску Заместителя Прокурора Ленинского района Республики Крым в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Кушнир А.А. о запрете использования для приема платежей терминалов, необорудованных контрольно-кассовой техникой, -
УСТАНОВИЛ:
В Бахчисарайский районный суд Республики Крым поступило исковое заявление Заместителя Прокурора Ленинского района Республики Крым в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Кушнир А.А. о запрете использовать для приема платежей плательщиков, необорудованные контрольно-кассовой техникой платежные терминалы: <адрес> (платежный терминал №), <адрес> (платежный терминал №).
Исковое заявление мотивировано тем, что Прокуратурой Ленинского района Республики Крым на основании информации Межрайонной ИФНС России № по <адрес> о нарушении индивидуальным предпринимателем Кушнир А.А. требований Федерального закона №54-ФЗ от 22.05.2003 года «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и Федерального закона от 03.06.2009 года №103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» проведена проверка и установлено следующее. Кушнир А.А. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя. Предметом проверки стали платежные терминалы, принадлежащие ИП Кушнир А.А. и расположенные по адресу: <адрес> (платежный терминал №), <адрес> (платежный терминал №). Данные платежные терминалы осуществляют прием платежей наличными денежными средствами за услуги сотовой связи, однако в указанные платежные терминалы контрольно-кассовая техника не встроена, кассовые чеки соответствующие требованиям законодательства клиентам не выдаются, от установки контрольно-кассовой техники в платежные терминалы и ее регистрации в налоговых органах ИП Кушнир А.А. уклоняется.
Определением Бахчисарайского районного суда РК от 21.06.2016 года исковое заявление Заместителя Прокурора Ленинского района Республики Крым в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Кушнир А.А. о запрете использования для приема платежей терминалов, необорудованных контрольно-кассовой техникой принято к производству Бахчисарайского районного суда РК, возбуждено гражданское дело № 2-1534/2016, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца привлечена Межрайонная Инспекция федеральной налоговой службы России № по <адрес>.
Помощник прокурора Бахчисарайского района Республики Крым Миронец В.В. в ходе судебного заседания настаивала на удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Ответчик в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, о причинах неявки суд не известил, ходатайства о рассмотрении дела в его отсутствие в суд не поступало, заявление об отложении судебного разбирательства не поступало.
Третье лицо Межрайонная Инспекция федеральной налоговой службы России № по <адрес> явку своего представителя не обеспечила, извещена надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, в суд было подано заявление о рассмотрении дела без их участия.
Согласно ст. 233 ГПК РФ в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства. О рассмотрении дела в таком порядке выносится определение.
В силу ст. 167 ГПК РФ лица, участвующие в деле обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
В случае, если лица, участвующие в деле извещены о времени и месте судебного заседания, суд откладывает разбирательство дела в случае признания причин из неявки уважительными.
Определением Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 28.09.2016 года, занесенным в порядке ст. 229 ГПК РФ в протокол судебного заседания, установлен заочный порядок рассмотрении дела.
Суд, исследовав и оценив письменные доказательства, пришел к к следующему.
15.03.2016 года Прокуратурой Ленинского района в адрес Кушнир А.А. было направлено уведомление о проведении проверки исполнения законодательства при приеме платежей платежными агентами, проверки платежных терминалов, расположенных по адресу: <адрес> (л.д.6).
17.03.2016 года помощником прокурора Ленинского района Коваленко А.О. и старшим ГНИ ООК Волошиным А.В. был составлен акт, согласно которого при проведении проверки платежного терминала №, принадлежащего Кушнир А.А., расположенному по адресу: <адрес>, (магазин «Пуд») при изучении полученного с платежного терминала чека было установлено, что в указанном платежном терминале не установлена и не зарегистрирована контрольно-кассовая техника, что является нарушением федерального законодательства, в результате проверки изъят чек, не содержащий информации о фискальной памяти (л.д.7), что также подтверждается кассовым чеком № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.7).
17.03.2016 года помощником прокурора Ленинского района Коваленко А.О. и старшим ГНИ ООК Волошиным А.В. был составлен акт, согласно которого при проведении проверки платежного терминала №, принадлежащего Кушнир А.А., расположенному по адресу: <адрес> (с/м «Пуд»), при изучении полученного с платежного терминала чека было установлено, что в указанном платежном терминале не установлена и не зарегистрирована контрольно-кассовая техника, что является нарушением федерального законодательства, в результате проверки изъят чек, не содержащий информации о фискальной памяти (л.д.8), что также подтверждается кассовым чеком № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8).
Вышеуказанные обстоятельства также подтверждаются рапортом помощника прокурора Ленинского района Коваленко А.О. (л.д.9).
Судом исследовано требование Прокурора Ленинского района Еременко С.В. №в-2016 от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Пэйберри» о предоставлении сведений о платежных субагентах ООО «Пэйберри», осуществляющих прием платежей физических лиц с помощью платежных терминалов, расположенных на территории Ленинского района, Республики Крым (л.д.12).
Судом исследованы сведения ООО «Пэйберри» № от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении сведений о платежных субагентах ООО «Пэйберри», осуществляющих прием платежей физических лиц с помощью платежных терминалов, расположенных на территории Ленинского района, Республики Крым (л.д.13-15).
Судом также исследованы иные материалы дела, а именно: письмо Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № по <адрес> №@ jn ДД.ММ.ГГГГ (л.д.10-11), письмо Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.16).
Согласно п. 20 «Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по регистрации контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями в соответствии с законодательством российской Федерации, утвержденного приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 29.06.2012 № 94н территориальные налоговые органы регистрируют контрольно-кассовую технику по месту нахождения заявителя-организации или по месту жительства заявителя – индивидуального предпринимателя.
Данные платежные терминалы осуществляют прием платежей наличными денежными средствами за услуги сотовой связи, однако в указанных платежных терминалах контрольно-кассовая техника не встроена, кассовые чеки соответствующие требованиям действующего законодательства клиентам не выдаются.
Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в состав Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» законодательство Российской Федерации о налогах и сборах применяется на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя с 1 января 2015 года.
На основании статьи 2 Федерального закона N 54-ФЗ от 22.05.2003 "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" контрольно-кассовая техника, включенная в государственный реестр, применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Согласно положениям ст. 5 указанного закона организации и индивидуальные предприниматели, которые применяют платежный терминал или банкомат, обязаны, в частности, использовать контрольно-кассовую технику в составе платежного терминала и (или) банкомата; осуществлять регистрацию применяемой контрольно-кассовой техники в налоговых органах по месту учета организации в качестве налогоплательщика; применять исправную контрольно-кассовую технику, которая обеспечивает фиксацию расчетных операций на контрольной ленте и в фискальной памяти; выдавать клиентам при осуществлении наличных денежных расчетов кассовый чек, отпечатанный платежным терминалом или банкоматом.
Статьей 4 настоящего Федерального закона предусмотрено, что контрольно-кассовая техника в составе платежного терминала, применяемого платежным агентом и банковским платежным агентом, субагентом, и банкомата, применяемого банковскими платежными агентами, субагентами, должна, в том числе, быть зарегистрирована в налоговом органе по месту учета налогоплательщика с указанием адреса места ее установки в составе платежного терминала или банкомата; иметь фискальную память с накопителями фискальной памяти, контрольную ленту и часы реального времени; обеспечивать некорректируемую регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение информации о платежах на контрольной ленте и в накопителях фискальной памяти, а также предоставлять информацию для печати кассового чека платежным терминалом или банкоматом в некорректируемом виде; эксплуатироваться в фискальном режиме, а в иных режимах исключать возможность печати кассового чека платежным терминалом или банкоматом.
В соответствии с ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 03.06.2009 № 103 ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее – Закон) платежный агент при приеме платежей обязан использовать контрольно-кассовую технику с фискальной памятью и контрольной лентой.
Требованием ч. 1 ст. 6 Закона предусмотрено, что платежные агенты при приеме платежей вправе использовать платежные терминалы. Платежный терминал, используемый платежным агентом при приеме платежей, должен содержать в своем составе контрольно-кассовую технику.
Платежным агентом в соответствии с п.п. 3, 5 ч. 1 ст. 2 Закона является, в том числе индивидуальный предприниматель, осуществляющий деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является платежной субагент, которым с оператором по приему платежей заключен соответствующий договор.
В силу требований ч.3 ст. 8 Федерального закона № 103-ФЗ, прием платежей без применения контрольно-кассовой техники не допускается.
Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют об использовании агентом платежного терминала с нарушением требований действующего законодательства Российской Федерации, тем самым последний посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношении в сфере торговли и финансов, правила государственной разрешительной системы (системы допуска хозяйствующих субъектов в сферу торговли и финансов), а также прямо нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, которые пользуются услугами платежного терминала, поскольку значение совокупности норм указанных выше федеральных законов направлено, в том числе на непосредственную защиту прав потребителей.
Согласно п.3 и п.9 ч.1 ст.23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах; нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.
Согласно ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способы устранения как обстоятельств, послуживших основанием возникновения опасности причинения вреда, так и самой опасности в целом могут заключаться как в запрещении деятельности, создающей такую опасность, так и в возложении обязанности совершить действия, направленные на устранение обстоятельств, создающих опасность.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ответчик Кушнир А.А. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица, одним из видов экономической деятельности которого является деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий.
В целях осуществления предпринимательской деятельности ответчиком Кушнир А.А. используются платежные терминалы, расположенные по адресу: <адрес> (платежный терминал №), <адрес> (платежный терминал №).
При осуществлении деятельности по приему от граждан платежей за услуги, в том числе операторов сотовой связи, с использованием платежного терминала ответчиком, не применяется контрольно-кассовая техника, зарегистрированная в установленном порядке в налоговом органе. При приеме платежей наличными денежными средствами кассовые чеки не выдаются.
Разрешая заявленные исковые требования, суд приходит к выводу о том, что неприменение ИП Кушнир А.А. контрольно-кассовой техники при осуществлении приема платежей от населения по оплате услуг через платежные терминалы является незаконным, так как нарушает требования названных Федеральных Законов.
В нарушение указанных Федеральных законов ИП Кушнир А.А. контрольно-кассовая техника не применяется, поэтому деятельность ИП Кушнир А.А. является незаконной и подлежит запрету. Неприменение индивидуальным предпринимателем Кушнир А.А. контрольно-кассовой техники при осуществлении приема платежей от населения по оплате услуг сотовой связи через платежные терминалы нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, которые пользуются указанной услугой, т.к. обязательное применение контрольно-кассовой техники связывается, прежде всего, с отражением фискальных данных на контрольной ленте и в фискальной памяти комплекса программно-аппаратных средств в составе контрольно-кассовой техники, обеспечивающих хранение итоговой информации, что позволяет обеспечивать выполнение соответствующих денежных обязательств.
Таким образом, деятельность индивидуального предпринимателя Кушнир А.А. является незаконной и подлежит запрету.
Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
На основании ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.
Требования прокурора по настоящему иску направлены на обеспечение прав плательщиков - физических лиц, поскольку кассовый документ обеспечивает подтверждение совершенных расчетов через платежный терминал. Прием платежей без применения контрольно-кассовой техники, нарушает гарантированные законом права в области оказания услуг, защиты прав потребителей, а также граждан, которые временно находятся на его территории, т.е. неопределенного круга лиц, в связи с чем, правомерно предъявление настоящего иска прокурором.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются прокуроры по заявлениям в защиту неопределенного круга лиц.
При этом налоговое законодательство признает плательщиком государственной пошлины ответчика, выступающего в судах общей юрисдикции, если при этом решение принято не в его пользу, а истец освобожден от уплаты государственной пошлины (пункт 2 части 2 статьи 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации).
Таким образом, учитывая, что истец от госпошлины освобожден, требование неимущественного характера, с индивидуального предпринимателя Кушнир А.А. в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ подлежит взысканию в доход местного бюджета госпошлина в размере 300,00 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 98, 56 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. (░░░░░░ №, ░░░ 910403974896) ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░: <░░░░░> (░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ №), <░░░░░> (░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ №), ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. (░░░░░░ №, ░░░ 910403974896) ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░: ░░░░░░░░░░: ░░░ ░░ <░░░░░> (░░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░>), ░░░ 9104000026, ░░░: 910401001, ░░░: 043510001, ░░░░░░░░░ ░░░░ 40№, ░░░ 18№ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>.
░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░ ░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ - ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ – 24.09.2016 ░░░░.
░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░
░░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░