гр. дело 2-1767/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«27» июля 2016 года
Ленинский районный суд г. Костромы в составе:
председательствующего судьи Юдиной О.И.,
с участием прокурора Бобковой М.Г.,
при секретаре Майнер А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Костромского района в интересах несовершеннолетней Шаровой С. М. к Администрации Костромского муниципального района Костромской области, Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению Костромского муниципального района Костромской области «Никольская средняя общеобразовательная школа» об обязанности организовать подвоз,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Костромского района обратился в суд с иском к Администрации Костромского муниципального района Костромской области об обязанности организовать подвоз несовершеннолетней Шаровой С.М. от ... до места учебы МКОУ «Никольская средняя общеобразовательная школа» по адресу: ... обратно, мотивируя тем, что Прокуратурой Костромского района по обращению Шаровой С.Н. была проведена проверка соблюдения законодательства об образовании, в ходе которой, установлено, что несовершеннолетняя Шарова С.М., dd/mm/yy года рождения, обучается в первом классе МКОУ «Никольская средняя общеобразовательная школа», фактически проживает по адресу: .... В соответствии с паспортом автобусного маршрута №102 «Кострома - Никольское», утвержденным Департаментом транспорта и дорожного хозяйства Костромской области, расстояние между промежуточными остановками «...» и «...» составляет 6,4 км. При поступлении в МКОУ «Никольская средняя общеобразовательная школа» несовершеннолетней Шаровой С.М. её родителями было указано на нуждаемость ребенка в подвозе школьным автобусом. Однако, до настоящего времени подвоз Шаровой С.М. до места учебы и обратно не осуществляется. Учащаяся вынуждена самостоятельно добираться до школы, расположенной в другом населенном пункте. Таким образом, Администрацией Костромского муниципального района полномочия по организации предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего полного общего образования: по основным общеобразовательным программам в части подвоза обучающихся к образовательному учреждению исполняются ненадлежащим образом. Ранее, прокуратурой Костромского района проводилась проверка исполнения требований законодательства об образовании, по результатам которой прокурором района в адрес главы администрации Костромского района dd/mm/yy внесено представление, которое рассмотрено, доводы признаны обоснованными.
Судом, к участию в деле в качестве 3-го лица была привлечено Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Костромского муниципального района Костромской области «Никольская средняя общеобразовательная школа», ГИБДД УВД по Костромской области.
В ходе судебного разбирательства прокурор Костромского района исковые требования дополнил, просил, в том числе обязать МКОУ «Никольская средняя общеобразовательная школа» в срок до dd/mm/yy организовать подвоз несовершеннолетней Шаровой С.к школе и обратно.
В судебном заседании представитель Прокуратуры Костромского района Бобкова М.Г. иск поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении с учетом дополненных ранее требований. Просила обязать Администрацию Костромского муниципального района, МКОУ «Никольская средняя общеобразовательная школа» организовать подвоз несовершеннолетней Шаровой С.М. от ... до места учебы и обратно в срок до dd/mm/yy Полагала, что орган местного самоуправления и школа должны самостоятельно определить порядок организации подвоза несовершеннолетнего ребенка к школе.
Законный представитель несовершеннолетней Шаровой С.М.- Шарова С.Н. в суд не явилась, ранее заявленные прокурором исковые требования поддержала. Суду пояснила, что в ... отсутствуют детские сады и школы, поэтому ее дочь посещает среднюю школу в .... Расстояние от дома до школы составляет более 5 км. Поскольку подвоз её ребенка к школе не организован, она вынуждена доставлять дочь в школу на своем транспорте. Добираться до школы на общественном транспорте небезопасно для жизни и здоровья ребенка, в связи с чем, она по данному вопросу неоднократно обращалась к директору школы, в Управление образования администрации Костромского района с письменными заявлениями. В результате был организован подвоз детей к школе, однако время нахождения детей в пути не соответствовало СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях», что ее не устроило. 21.01.2016 г. она обратилась с жалобой в Прокуратуру Костромского района, где подтвердили законность ее требований.
Представитель ответчика Администрации Костромского муниципального района Костромской области Чиронова Ж.А. исковые требования не признала, пояснила, что конституционные права ребенка в данном случае не нарушены. Полагала, что надлежащим ответчиком по делу будет являться МКОУ «Никольская средняя общеобразовательная школа», учредителем которой является Администрация Костромского муниципального района, которой делегированы полномочия по предоставлению общих и дополнительных образовательных программ по начальному, общему, среднему и среднему общему образованию. Законодатель не исключает как организацию подвоза детей, так и организацию мер социальной поддержки при проезде на общественном транспорте. Постановлением правительства РФ от 7.12.2013 г. №1177 утверждены правила организованной перевозки групп детей автобусами, где отсутствует обязанность муниципального образования по организации перевозки детей автобусами. МКОУ «Никольская средняя общеобразовательная школа» подвоз детей осуществляет в полном объеме, так как организован подвоз группы детей из тех населенных пунктов, где отсутствует сеть общественного транспорта. От п. Фанерник до п. Никольского имеется сеть общественного транспорта, которая осуществляется автобусом №102, в виду чего существует возможность осуществления подвоза несовершеннолетней Шаровой С.М. до места учебы общественным транспортом с последующей компенсацией затрат. Для МКОУ «Никольская средняя общеобразовательная школа» в целях организации подвоза детей за счет денежных средств бюджета Костромского муниципального района был приобретен автобус ПАЗ 32053-70. В настоящее время бюджет дефицитный, предоставление денежных средств на приобретение дополнительного транспортного средства для осуществления доставки детей в Никольскую среднюю общеобразовательную школу не запланировано. Кроме того, невозможность подвоза детей обусловлена существующей дорожной ситуацией. Для того, чтобы забрать детей из п. Фанерника и обеспечить их безопасность в пути необходимо изменить дорожную разметку. Администрация Костромского муниципального района неоднократно обращалась в ГИБДД по вопросу изменения дорожной разметки, однако до настоящего времени решение не принято.
Представитель МКОУ «Никольская средняя общеобразовательная школа» Захарова С.Ю. против удовлетворения исковых требований не возражала.
Ранее в судебных заседаниях директор МКОУ «Никольская средняя общеобразовательная школа» Якимова Н.Л. законность требований прокурора также не оспаривала, иск признала. Суду пояснила о том, что в настоящее время учащиеся их школы обучаются в одну смену. Подвоз детей к МКОУ «Никольская средняя общеобразовательная школа» из других населенных пунктов осуществляется школьным автобусом ПАЗ 32053-70. Организовать подвоз несовершеннолетней Шаровой С.М. и других учеников п. Фанерник возможно без приобретения дополнительного транспорта, для этого необходимо изменить режим работы школы. Кроме того, при существующей в районе п. Фанерник дорожной разметке путь следования учащихся, при выезде из п. Фанерник не соответствует безопасности дорожного движения. Маршрут следования школьного автобуса органом ГИБДД не утвержден.
Представитель 3-го лица ГИБДД УВД по Костромской области Туманов А.Н. пояснил, что согласование маршрута движения школьного автобуса на законодательном уровне не предусмотрено. Изменение дорожной разметки на перекрестке пос. Фанерник не возможно, поскольку это создаст опасность при движении транспортных средств в данном месте.
Выслушав доводы участвующих в деле лиц, исследовав и оценив представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему.
В силу ст. 43 Конституция Российской Федерации каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время.
Аналогичные полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов предусмотрены ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Положениями ст. 21 Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что образовательная деятельность осуществляется образовательными организациями и в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, организациями, осуществляющими обучение, а также индивидуальными предпринимателями.
На организации, осуществляющие обучение, и индивидуальных предпринимателей, на их обучающихся, на педагогических работников, занятых в организациях, осуществляющих обучение, или у индивидуальных предпринимателей, распространяются права, социальные гарантии, обязанности и ответственность образовательных организаций, обучающихся и педагогических работников таких образовательных организаций.
В соответствии с ч.ч. 6, 7 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.
Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно ст. 34 Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обучающим предоставляются меры социальной поддержки и стимулирования, в том числе, транспортное обеспечение в соответствии со ст. 40 настоящего Федерального закона.
В силу ст. 40 указанного Федерального закона транспортное обеспечение обучающихся включает в себя организацию их бесплатной перевозки до образовательных организаций и обратно в случаях, установленных ч. 2 настоящей статьи, а также предоставление в соответствии с законодательством Российской Федерации мер социальной поддержки при проезде на общественном транспорте.
В образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны выполняться требования санитарного законодательства (ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 30.03.1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (ч. 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
Постановлением Главного санитарного врача РФ от 29.10.2010 г. №189 утверждены СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях» (далее - СанПиН 2.4.2.2821-10).
Согласно п. 2.5 СанПиН 2.4.2.2821-10 в сельской местности пешеходная доступность для обучающихся общеобразовательных организаций: во II и III климатических зонах для обучающихся начального общего образования составляет не более 2,0 км.
При расстояниях свыше указанных для обучающихся общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности, необходимо организовывать транспортное обслуживание до общеобразовательной организации и обратно. Время в пути не должно превышать 30 минут в одну сторону.
Подвоз обучающихся осуществляется специально выделенным транспортом, предназначенным для перевозки детей.
Судом установлено, что несовершеннолетняя Шарова С.М., dd/mm/yy года рождения, проживающая по адресу: .... обучается в МКОУ «Никольская средняя общеобразовательная школа».
В соответствии с паспортом автобусного маршрута №102 «Кострома - Никольское», утвержденным Департаментом транспорта и дорожного хозяйства Костромской области, расстояние между промежуточными остановками «п. Фанерник» и «п. Никольское» составляет 6,4 км.
При поступлении несовершеннолетней Шаровой С.М. в МКОУ «Никольская средняя общеобразовательная школа» её родителями было указано на нуждаемость ребенка в подвозе школьным автобусом. Однако, до настоящего времени подвоз ребенка до места учебы и обратно не организован.
В соответствии со ст. 23 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» МКОУ «Никольская средняя общеобразовательная школа» является общеобразовательной организацией.
Согласно п. 2.1 Устава МКОУ «Никольская средняя общеобразовательная школа», утвержденного постановлением администрации Костромского муниципального района Костромской области от 17.12.2012 № 1665, предметом деятельности учреждения является предоставление общедоступного и бесплатного начального общего, среднего (полного) общего образования в пределах федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований.
Учредителем (собственником имущества) школы является муниципальное образование Костромской муниципальный район. Учреждение находится в ведении Управления образования администрации Костромского муниципального района (п. 1.3 Устава).
Пунктом 1.8 -1.10 Устава предусмотрено, что данное учреждение является юридическим лицом в организационно-правовой форме муниципального казенного учреждения, имеет самостоятельный баланс и бюджетную смету, обладает на праве оперативного управления обособленным имуществом, являющимся муниципальной собственностью муниципального образования Костромской муниципальный район Костромской области, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности.
Согласно п.7.1 – п. 7.7 Устава, финансовое обеспечение выполнения функций учреждения является расходным обязательством Костромского муниципального района. Учреждение является получателем средств бюджета Костромского муниципального района, предусмотренных на обеспечение выполнение его функций и осуществляет соответствующие бюджетные полномочия, установленные Бюджетным кодексом РФ и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.
Учреждение осуществляет операции с денежными средствами бюджета Костромского муниципального района, право на расходование которых, предоставлено Учреждению в соответствии с бюджетным законодательством, муниципальными правовыми актами и бюджетной сметой.
Учреждение обеспечивает исполнение своих обязательств в пределах доведённых до него лимитов бюджетных обязательств.
Потребности Учреждения в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления его функций, обеспечиваются путем заключения муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Заключение и оплата учреждением муниципальных контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счёт бюджетных средств, производятся от имени муниципального образования Костромской муниципальный район в пределах доведённых Учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено законодательством, и с учётом принятых и неисполненных обязательств.
Как следует из представленных по делу доказательств, в соответствии с муниципальным контрактом от 22.11.2010 г. на основании договора купли-продажи №1195 от 07.12.2010 г. МКОУ «Никольская средняя общеобразовательная школа» был приобретен автобус ПАЗ 32053-70, который находится в оперативном управлении образовательного учреждения. Данный автобус используется школой для подвоза учащихся к месту учебы и обратно.
Данные обстоятельства подтверждаются объяснениями представителей Администрации Костромского муниципального района Костромской области и МКОУ «Никольская средняя общеобразовательная школа», выпиской из реестра муниципальной собственности №15 от 08.06.2016 г., техническим паспортом транспортного средства.
Поскольку предназначенный для осуществления подвоза детей автобус находится в распоряжении МКОУ «Никольская средняя общеобразовательная школа», именно на данное учреждение должна быть возложена обязанность по организации подвоза несовершеннолетней учащейся Шаровой С.
Правовых оснований для возложении такой обязанности на Администрацию Костромского муниципального района не имеется, поскольку, прокурором не представлено доказательств нарушения указанным органом прав ученика на общедоступное и бесплатное образование и действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения.
Руководствуясь ст. 194 – ст. 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Костромского муниципального района Костромской области «Никольская средняя общеобразовательная школа» организовать подвоз несовершеннолетней Шаровой С. М. от пос. Фанерник, Костромского района до места учебы МКОУ «Никольская средняя общеобразовательная школа» по адресу: Костромской район, п. Никольское, ул. Школьная, д. 2 и обратно в срок до 01.09.2016 г. В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Ленинский районный суд г. Костромы в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья Юдина О.И.
Мотивированное решение изготовлено: 04.08.2016 г.
Судья Юдина О.И.