РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
07 апреля 2023 года г. Самара
Октябрьский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Шиндяпина Д.О.,
при секретаре судебного заседания Плигузовой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1290/2023 по административному исковому заявлению МИФНС России №23 по Самарской области к ФИО1 о взыскании обязательных платежей,
УСТАНОВИЛ:
МИФНС России №23 по Самарской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО1, в котором просила взыскать с административного ответчика задолженность по транспортному налогу ОКТМО 36701330 за 2018 год в размере 3602,32 руб., за 2016г. налог в размере 1280 руб., пени в размере 5,33 руб., ссылаясь на то, что в добровольном порядке задолженность не погашена. Выданный 16.07.2020г. судебный приказ о взыскании указанной недоимки отменен по заявлению налогоплательщика определением мирового судьи от 27.06.2022 г. На момент подачи административного иска ФИО1 сумму задолженности не оплатила.
Информация о времени и месте рассмотрения дела в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на интернет-сайте суда.
Согласно положениям части 8 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделённые отдельными государственными или иными публичными полномочиями, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания (предварительного судебного заседания) лишь посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в указанный в части 7 настоящей статьи срок. Указанные лица, а также получившие первое судебное извещение по рассматриваемому административному делу иные лица, участвующие в деле, обладающие государственными или иными публичными полномочиями, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении административного дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, указанные в части 8 настоящей статьи, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении административного дела, если суд располагает сведениями о том, что данные лица надлежащим образом извещены о начавшемся процессе, за исключением случаев, когда меры по получению информации не могли быть приняты ими в силу чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств (часть 9).
При этом по смыслу вышеприведённых норм действия лиц, участвующих в деле, при принятии мер по получению дальнейшей информации о движении дела не ограничены возможностью получения соответствующих сведений посредством обращения к информационным ресурсам суда (сайта, системы ГАС Правосудие), так как предполагается получение соответствующей информации, в том числе, посредством телефонной, факсимильной связи, непосредственного обращения в суд.
В судебное заседание представитель МИФНС России №23 по Самарской области не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, ходатайств об отложении судебного заседания не заявил, в иске просил рассмотреть дело без его участия.
Административный ответчик ФИО1 в судебном заседании просила в удовлетворении административного искового заявления отказать.
Статьей 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) предусмотрено, что неявка в судебное заседание лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Учитывая, что явка административного истца и административного ответчика не была признана судом обязательной, принимая во внимание требования статей 96, 150 КАС РФ, пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного истца, административного ответчика.
Исследовав материалы дела, выслушав административного ответчика, суд приходит к следующему.
В силу статьи 57 Конституции РФ, статьи 3, подпункта 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ (далее по тексту – НК РФ) каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 287 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделённые в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствии со статьей 32 НК РФ налоговые органы обязаны направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора.
Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах (пункт 1 статьи 45 НК РФ).
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
На основании статьи 19 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которые возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.
Согласно статье 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолёты, вертолёты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном: порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы, органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации (статья 362 НК РФ).
В соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Статьей 75 НК РФ предусмотрено, что в случае неуплаты в установленный срок сумм налога, подлежит начислению пени в размере одной трёхсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах для уплаты налога. Принудительное взыскание пеней с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 НК РФ.
Согласно статьи 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании подаётся в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Из материалов дела следует, что за 2016 г. налоговым органом ФИО1 начислен транспортный налог в сумме 1 280,00 руб. на автомобиль Опель Корса №... с направлением налогового уведомления № 89764671 от 20.11.2019 г.
За 2018 г. налоговым органом ФИО1 начислен транспортный налог в сумме 27 552,00 руб., в том числе на автомобиль Опель Корса №... в сумме 1 283,00 руб., на автомобиль БМВ ХДРАЙВ №... в сумме 7 594,00 руб., на автомобиль Тойота Лендкрузер №... в сумме 18 675,00 руб. с направлением налогового уведомления № 43936068 от 20.11.2019 г.
В связи с неуплатой налога налогоплательщику выставлено требование № 6830 по состоянию на 07.02.2020 г., которым предложено погасить имеющуюся задолженность по транспортному налогу за 2016 г. в сумме 1 280,00 руб., за 2018 г. в сумме 27 552,00 руб., пени в сумме в сумме 387,15 руб. в срок до 01.04.2020 г.
Срок уплаты налога, установленный законодательством – 01 декабря (ст. 397 НК РФ).
Как усматривается из материалов дела, 08.07.2020 г. то есть с соблюдением установленного ст. 48 НК РФ срока, ИФНС по Октябрьскому району г.Самары обращались к мировому судье судебного участка № 29 Октябрьского судебного района г.Самары с заявлением о вынесении судебного приказа, 16.07.2020 г. мировым судьей вынесен судебный приказ №2а-1892/20 о взыскании с ФИО1 неуплаченной задолженности.
Определением мирового судьи судебного участка № 29 Октябрьского судебного района г.Самары от 27.06.2022 г. судебный приказ № 2а-1892/2020 отменен по возражению ФИО1
В Октябрьский районный суд г. Самары с административным исковым заявлением налоговый орган обратился 22.12.2022 г., то есть в установленный ст. 48 НК РФ шестимесячный срок после отмены судебного приказа.
Возражая против удовлетворения иска ФИО1 в судебном заседании указывала, что собственником транспортного средства Опель Корса М296ТО163 она не являлась, а транспортное средство Тойота Лендкрузер №... числится в угоне.
Из административного иска и анализа заявленного размера исковых требований (за 2018 год недоимка в размере 3602,32 руб., за 2016г. в размере 1280 руб., пени в размере 5,33 руб.) следует, что согласно лицевого счета налогоплательщика задолженность требованию № 6830 по состоянию на 07.02.2020 г. по налогу за 2016 г. полностью не погашена в сумме 1280 руб., а за 2018 г. взыскивается остаток недоимки в сумме 3602,32 от общей суммы 27 552,00 руб., то есть разница в сумме 23 949,68 руб. признана налоговым органом погашенной за 2018 г.
Из представленного ответа РЭО ГИБДД УМВД России по г. Самаре от 02.03.2023 г. на судебный запрос следует, что транспортное средство Опель Корса М296ТО163 за ФИО1, 24.11.1971 г.р., за период с 2016 г. по настоящее время зарегистрировано не было, в связи с чем суд приходит к выводу об отсутствии оснований для начисления ответчику налога за автомобиль за 2016 г. и 2018 г. и, как следствие, правовых оснований для уплаты и взыскания налога.
В соответствии с частью 1 статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно пункту 1 статьи 362 указанного Кодекса сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами (организациями, должностными лицами), осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Согласно абзацу 2 пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" юридические и физические лица, за которыми зарегистрированы транспортные средства, обязаны снять транспортные средства с учета в подразделениях Государственной инспекции или органах гостехнадзора, в которых они зарегистрированы, в случае изменения места регистрации, утилизации (списания) транспортных средств либо при прекращении права собственности на транспортные средства в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке.
В соответствии с положениями подпункта 7 пункта 2 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации не являются объектом налогообложения транспортные средства, находящиеся в розыске, а также транспортные средства, розыск которых прекращен, с месяца начала розыска соответствующего транспортного средства до месяца его возврата лицу, на которое оно зарегистрировано. Факты угона (кражи), возврата транспортного средства подтверждаются документом, выдаваемым уполномоченным органом, или сведениями, полученными налоговыми органами в соответствии со статьей 85 настоящего Кодекса.
Действие вышеприведенной нормы распространено на правоотношения, возникшие с налогового периода 2018 года.
Согласно ответу РЭО ГИБДД УМВД России по г. Самаре от 05.04.2023 г. на судебный запрос и представленной регистрационной карточке транспортное средство Тойота Лендкрузер №... числится в розыске, инициатор розыска ОП № 4 УМВД России по г. Самаре с 31.08.2011 г.
Поскольку судом получены доказательства нахождения транспортного средства Тойота Лендкрузер №... в названный налоговый период 2018 года в розыске, суд усматривает наличие оснований для применения положений подпункта 7 пункта 2 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом из расчета налога за 2018 г. в отношении ФИО1 в сумме 27 552,00 руб., подлежит исключению сумма налога на автомобиль Опель Корса №... в сумме 1 283,00 руб., и на автомобиль Тойота Лендкрузер №... в сумме 18 675,00 руб., у ФИО1 имеется обязанность по уплате налога за 2018 г. лишь в отношении автомобиля БМВ ХДРАЙВ №... в сумме 7 594,00 руб.
Учитывая общую сумму начисленного транспортного налога за 2018 г. в размере 27 552,00 руб., сумму 23 949,68 руб., которая признана налоговым органом погашенной за 2018 г., оснований для взыскания транспортного налога за 2018 г. не имеется.
В соответствии с пп. 1 п. 3 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с уплатой налога и (или) сбора.
В связи с изложенным суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 178-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования МИФНС России № 23 по Самарской области к ФИО1 о взыскании недоимки и пени по транспортному налогу – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Октябрьский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Д.О. Шиндяпин
В окончательной форме решение суда принято 14 апреля 2023 года.