УИД 73RS0011-01-2022-000733-50 Дело № 2-1-377/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
р.п. Майна 26 октября 2022 года
Майнский районный суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Копылова И.Н., при секретаре Воржецовой Л.А., с участием помощника прокурора Майнского района Ульяновской области Шкаликова Д.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Майнского района Ульяновской области к Муниципальному казенному учреждению «Административно-хозяйственное управление» муниципального образования «Майнское городское поселение» Майнского района Ульяновской области о возложении обязанности устранить недостатки эксплуатационного состояния автомобильной дороги,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Майнского района Ульяновской области обратился в суд с административным иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, к Муниципальному казенному учреждению «Административно-хозяйственное управление» муниципального образования «Майнское городское поселение» Майнского района Ульяновской области (далее МКУ «АХУ») о возложении обязанности устранить недостатки эксплуатационного состояния автомобильной дороги.
В обоснование иска указано, что в ходе проведенной проверки деятельности названного учреждения были выявлены нарушения требований законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности. Эксплуатационное состояние автомобильной дороги общего пользования местного значения, расположенной по <адрес> в <адрес> (идентификационный № №; учетный №; протяженность: общая – 0,9 км, щебень – 0,9 км), не соответствует требованиям п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 ввиду наличия многочисленных выбоин, колеи, а также отсутствия щебеночного покрытия.
Просил суд обязать МКУ «АХУ» обеспечить надлежащее эксплуатационное состояние автомобильной дороги по <адрес> в <адрес> (идентификационный № №) путем отсыпки щебнем на всем её протяжении (0,9 км) в срок до 01.07.2023.
В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора Майнского района Ульяновской области Шкаликов Д.Ю. уточненные исковые требования поддержал и просил их удовлетворить.
Представитель ответчиков –МКУ «АХУ» и Администрации МО «Майнский район» в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания, о причинах неявки не сообщил. В судебном заседании 05.10.2022 представитель ответчика Долбнин А.А. исковые требования в части возложения обязанности обеспечить надлежащее эксплуатационное состояние автомобильной дороги по <адрес> в <адрес> путем отсыпки щебнем на всем её протяжении (0,9 км) в срок до 01.07.2023 не признал, пояснил суду, что доказательств того, что вышеуказанная автомобильная дорога находится в ненадлежащем эксплуатационное состояние, не представлено. Органы местного самоуправления в пределах выделенных средств и планируемых мероприятий, принимают меры по решению вопросов местного значения. Следовательно исключительно в компетенции органов местного самоуправления находятся вопросы распределения бюджетных средств, и вмешательства в эти процессы не допустимо. МКУ «АХУ» действует в пределах лимитов, которые переданы главным распорядителем бюджетных средств. В удовлетворении исковых требований просил отказать.
Представитель третьего лица ООО «ПРОМЫШЛЕННАЯ ГРУППА МЕРИДИАН» в судебное не явился, извещен о времени и месте судебного заседания, о причинах неявки не сообщил.
Суд полагает возможным рассмотреть дело при указанной явке.
Заслушав представителей истца и ответчиков, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно абзацам 1 и 2 статьи 5 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством установления полномочий и ответственности Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Пунктом 4 статьи 6 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относятся осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно- транспортных происшествий на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов городского поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
В соответствии с п.5 ч.1, ч. 4 ст. 14, Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельских поселений и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Согласно ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
В соответствии с ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» установлен перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения. Все требования Стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Согласно п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений.
На основании пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090, обязанность по содержанию дорог и дорожных сооружений в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил возложена на должностных и иных лиц, ответственных за состояние дорог.
Согласно материалам дела собственником автомобильной дороги по <адрес> в <адрес> (идентификационный № <адрес>) является Муниципальное образование «Майнское городское поселение» Майнского района Ульяновской области.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 35 Устава муниципального образования «Майнский район» Ульяновской области Администрация муниципального образования «Майнский район» исполняет полномочия Администрации муниципального образования «Майнское городское поселение» Майнского района Ульяновской области в полном объеме в соответствии с абзацем 3 части 2 статьи 34 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В целях осуществления части полномочий Муниципального образования «Майнское городское поселение» было создано МКУ «АХУ», в соответствии с п.2.3 Устава которого предусмотрено, что предметом деятельности Казённого учреждения является, в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление других полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществление дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из актов осмотра эксплуатационного состояния автомобильных дорог (улиц) от 29 апреля 2022 года и 25 октября 2022 года следует, что у автомобильной дороги по <адрес> в <адрес> в нарушение п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля»:
- напротив <адрес> имеются выбоины: длиной 35 см шириной 20 см глубиной 7 см; длиной 47 см, шириной 23 см, глубиной 8 см; длиной 31 см, шириной 38 см, глубиной 7 см; длиной 56 см, шириной 49 см, глубиной 11 см;
- напротив <адрес> имеются выбоины: длиной 113 см, шириной 48 см, глубиной 9 см, длиной 211 см, шириной 52 см, глубиной 7 см; длиной 53 см, шириной 36 см, глубиной 9 см, длиной 225 см, шириной 297 см, глубиной 9 см;
- напротив <адрес> имеются выбоины: длиной 44 см, шириной 59 см, глубиной 7 см; длиной 220 см, шириной 112 см, глубиной 13 см; длиной 421 см, шириной 296 см, глубиной 9 см.
Кроме того, напротив <адрес> имеется завышение обочины на 10 с, автомобильная дорога не обеспечена щебеночным покрытием.
Доказательств проведения каких-либо ремонтных работ на указанной выше автодороге, а также доказательств соответствия состояния автодороги нормативным требованиям, ответчиком не представлено.
С учетом установленных по делу обстоятельств, принимая во внимание, что конкретные меры по устранению нарушений целостности автомобильной дороги, расположенной на улице по <адрес> в <адрес> не принимается, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. Заявленный административным истцом срок для приведения автомобильной дороги в соответствие с предъявляемыми требованиями до 1 июля 2023 года является разумным и достаточным.
Доводы представителя ответчика о том, что возложение обязанности провести работы для приведения автомобильной дороги в соответствие с предъявляемыми требованиями является вмешательством в полномочия органов местного самоуправления, будет свидетельствовать о перераспределении в судебном порядке бюджетных средств, приведет к вмешательству в организационно-распорядительную деятельность органов местного самоуправления, суд считает не основанными на законе.
В соответствии с пунктом 2 статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, и не может зависеть от достаточности бюджетного финансирования.
Осуществление прокурорского надзора в соответствии Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» за соблюдением федерального законодательства органами местного самоуправления и подведомственными им учреждениями, вопреки доводам представителя ответчиков, не является вмешательством в деятельность органов местного самоуправления.
Недостаточность финансирования МКУ «АХУ» со стороны учредителя не могут служить основанием для освобождения ответчика от исполнения предусмотренной законом и Уставом учреждения обязанности в области дорожной деятельности.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Уточненный иск прокурора Майнского района Ульяновской области к Муниципальному казенному учреждению «Административно-хозяйственное управление» муниципального образования «Майнское городское поселение» Майнского района Ульяновской области (№) удовлетворить.
Обязать муниципальное казённое учреждение «Административно-хозяйственное управление» муниципального образования «Майнское городское поселение» Майнского района Ульяновской области обеспечить надлежащее эксплуатационное состояние автомобильной дороги по ул.Моткова в р.п. Майна Ульяновской области (идентификационный № №) путем отсыпки щебнем на всем её протяжении (0,9 км) в срок до 01.07.2023.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Ульяновский областной суд через Майнский районный суд Ульяновской области.
Судья И.Н. Копылов
Мотивированное решение изготовлено 02 ноября 2022 года.