РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 августа 2012 года Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:
председательствующего Бородиной Л.А.
при секретаре Галановой О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Киселева В.Н. к Мэрии городского округа Тольятти о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий,
установил:
Киселев В.Н. обратился в суд с иском к Мэрии городского округа Тольятти о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий и выделении жилищного сертификата.
В судебном заседании истец и его представитель ФИО8 привлеченный к участию в деле по устному ходатайству истца, исковые требования поддержали, пояснив, что Киселев В.Н. является тружеником тыла и согласно Закона «О ветеранах» приравнивается по льготам к ветеранам ВОВ, в том числе, по обеспечению жильем. С 1984 года истец с супругой проживали в двухкомнатной квартире, расположенной по адресу г. Тольятти <адрес>. В 2001 году к ним переехали жить дочь истца и ее двое детей. В 2003 году в квартире стала проживать супруга их внука, а в 2004 году была зарегистрирована дочь внука. Таким образом в квартире стали проживать 7 человек. Семья решила продать квартиру и купить частный жилой дом. В 2007 году квартира была продана и куплена часть жилого дома по адресу г. Тольятти <адрес>. В связи в принятием в 2009 году президентской программы по улучшению жилищных условий ветеранам ВОВ, истец обратился в Мэрию г.о. Тольятти с заявлением о предоставлении жилищного сертификата. Распоряжением мэра г. Тольятти № 12112-р/4 от 30.12.2009 года Киселев В.Н. с составом семьи 2 человека (он и его супруга) был принят на учет нуждающихся в жилых помещениях как труженик тыла. Однако распоряжением от 02.05.2012 года № 5353-р/4 истец был снят с учета, так как он умышленно ухудшил свои жилищные условия, продав в 2007 году свою двухкомнатную квартиру. Считают, что истец необоснованно был снят с учета, так как в указанной квартире проживали 7 человек, а площадь купленной части жилого дома могла быть увеличена путем пристроя. Кроме того, дом был продан до принятия программы об обеспечении жильем ветеранов ВОВ. Просят признать Киселева В.Н. нуждающимся в улучшении жилищных условий и обязать Мэрию г.о. Тольятти выдать истцу жилищный сертификат.
Представитель мэрии городского округа Тольятти ФИО9 действующая по доверенности, в судебном заседании иск не признала, пояснив, что Киселев В.Н. является тружеником тыла. В декабре 2009 года он обратился с заявлением о принятии его с составом семьи 2 человека (он, жена) на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях. Пунктом 1.4.1 распоряжения заместителя мэра г.о. Тольятти от 30.12.2009 года № 12112-р/4 истец был принят на учет. Однако распоряжением от 02.05.2012 года № 5353-р/4 вышеуказанный пункт был отменен и истцу было отказано в принятии на учет, так как не истек предусмотренный ст. 53 ЖК РФ срок. Киселеву В.Н. и его супруге принадлежала на праве собственности двухкомнатная квартира, общей площадью 43,2 кв.м. по адресу г. Тольятти <адрес>, по 1/2 доли каждому. 14.05.2007 года они ее продали и вселились в часть жилого дома, принадлежащую дочери истца. В указанной части жилого дома в настоящее время зарегистрированы 5 человек, в том числе истец и его супруга ФИО10. Полагает, что поскольку Киселев В.Н. с супругой имели в собственности по 21,6 кв.м. жилой площади (более 12 кв.м.), они не нуждались в улучшении жилищных условий. В 2007 году они произвели отчуждение квартиры, а в 2009 году обратились с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В силу ст. 53 ЖК РФ, после совершения действий по ухудшению жилищных условий, граждане могут быть приняты на учет нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных действий. Считает, что истцу обоснованно отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях. Социальная выплата на приобретение жилого помещения может быть предоставлена только лицу, признанному нуждающимся в жилых помещениях, по мене поступления денежных средств из областного бюджета. Просит в удовлетворении иска полностью отказать.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд считает исковые требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 20 ФЗ «О ветеранах» от 12.01.1995 N 5-ФЗ меры социальной поддержки лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 Закона Самарской области от 11.07.2006 N 87-ГД (ред. от 02.02.2011) "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области" обеспечение жилыми помещениями отдельных категорий граждан, нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется путем предоставления:
субвенций бюджетам муниципальных образований Самарской области из областного бюджета на предоставление социальных выплат отдельным категориям граждан, признанным в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Законом нуждающимися в жилых помещениях;
(в ред. Закона Самарской области от 10.11.2008 N 124-ГД)
субвенций бюджетам муниципальных образований Самарской области из областного бюджета на строительство или приобретение жилых помещений для дальнейшего предоставления этих жилых помещений по договору социального найма отдельным категориям граждан, указанным в настоящем Законе и признанным нуждающимися в жилых помещениях.
В соответствии со ст. 2 вышеуказанного Закона действие настоящего Закона распространяется на следующие категории граждан:
2.2 отнесенные в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" к ветеранам Великой Отечественной войны лица, проработавшие в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.
Из вышеуказанных норм закона следует, что предоставление социальных выплат на приобретение жилых помещений труженикам тыла, в силу Закона «О ветеранах» приравненных к ветеранам ВОВ, производится только лицам, признанным в установленном законом порядке нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемым по договорам социального найма.
Судом установлено, что Киселев <данные изъяты> является тружеником тыла и имеет льготы, установленные ст. 20 ФЗ «О ветеранах» для ветеранов ВОВ, что подтверждается удостоверением и не оспаривается сторонами по делу.
Распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти от 31.12.2009 года № 12112-р/4 п. 1.4.1 Киселев Вениамин Николаевич составом семьи 2 человека (супруга ФИО10 проживающие на площади дочери по адресу г. Тольятти <адрес> с 15.12.2009 года как труженик тыла и инвалид второй группы общего заболевания принят на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма.
Распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти от 02.05.2012 года № 5353-р/4 в связи с допущенной ошибкой п. 1.4.1 распоряжения заместителя мэра г.о. Тольятти от 31.12.2009 года № 12112-р/4 отменен, Киселеву В.Н. отказано в постановке на учет нуждающихся в жилых помещения, так как не истек предусмотренный ст. 53 ЖК РФ срок.
В соответствии с п.п. 4 и 5 ст. 50 Жилищного Кодекса РФ учетная норма площади жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещения, устанавливается органом местного самоуправления.
Постановлением мэра г. Тольятти от 05.10.2005 года № 141-1/п установлена учетная норма жилого помещения для признания нуждающимися в улучшении жилищных условий - менее 12 кв.м. общей площади жилого помещения на одного гражданина.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного Кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В соответствии со ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Судом установлено, что Киселев <данные изъяты> и ФИО10 на основании договора о передаче квартир в собственность (приватизации) от 22.11.1993 года в совместной собственности имели квартиру общей площадью 43,2 кв.м., расположенную по адресу г. Тольятти <адрес>.
То есть на каждого собственника приходилось по 21,6 кв.м. общей площади, что превышает учетную норму (12 кв.м.), установленную для принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
На основании договора купли-продажи от 14 мая 2007 года Киселев <данные изъяты> и ФИО10 продали принадлежащую им на праве совместной собственности квартиру, расположенную по адресу г. Тольятти <адрес>.
Согласно выписки из поквартирной карточки Киселев <данные изъяты> и ФИО10 с 07 июля 2007 года по настоящее время зарегистрированы в жилом доме, расположенном по адресу г. Тольятти <адрес> и принадлежащем на праве собственности ФИО15.
15 декабря 2009 года Киселев В.Н. обратился в Мэрию г.о. Тольятти с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях составом семьи 2 человека (он и супруга ФИО10.) в связи обеспеченностью общей площадью жилого помещения менее учетной нормы.
Пунктом 1.4.1 распоряжения заместителя мэра г.о. Тольятти от 31.12.2009 года № 12112-р/4 Киселев В.Н. составом семьи 2 человека как труженик тыла был принят на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Однако распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти от 02.05.2012 года № 5353-р/4 в связи с допущенной ошибкой п. 1.4.1 вышеуказанного распоряжения от 31.12.2009 года был отменен и Киселеву В.Н. было отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, поскольку не прошел предусмотренный ст. 53 ЖК РФ срок.
Суд считает, что распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти от 31.12.2009 года № 12112-р/4 Киселев В.Н. не обоснованно был принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, поскольку продав в 2007 году принадлежащую ему и его супруге квартиру, действительно произвел ухудшение жилищных условий и на момент предъявления заявления о постановке на учет 15.12.2009 года не прошел предусмотренный ст. 53 ЖК РФ пятилетний срок. В связи с чем, внесение изменений в данное распоряжение и отказ Киселеву В.Н. в постановке на учет нуждающихся на период 15.12.2009 года является обоснованным.
Однако Киселев В.Н. не лишен права обратиться с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях по истечении пятилетнего срока после ухудшения жилищных условий.
Данным правом Киселев В.Н. воспользовался, обратившись 05.06.2012 года в Мэрию г.о. Тольятти с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях составом семьи два человека.
Распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти от 21.06.2012 года № 7303-р/4 Киселев В.Н. составом семьи 2 человека (супруга ФИО10.) принят с 05.06.2012 года на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма.
Доводы истца и его представителя о том, что со стороны истца не было умышленного ухудшения жилищных условий, так как хоть приобретенный жилой дом и имеет меньшую площадь, чем проданная квартира, однако в доме имеется возможность увеличение жилой площади путем пристроя, суд не может принять во внимание, поскольку они не имеют юридического значения при рассмотрении данного иска, более того на момент постановки на учет увеличение площади жилого дома не произошло.
Доводы истца и его представителя о том, что квартира по адресу г. Тольятти <адрес> была продана, так как в ней стали проживать 7 человек, суд также считает несостоятельными, поскольку Киселев В.Н. в 2009 году обращался с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях составом семьи 2 человека, в последующем в 2012 году он также обратился с заявлением о постановке на учет нуждающихся составом семьи 2 человека.
Таким образом, в удовлетворении требования о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий Киселеву В.Н. следует отказать.
В соответствии со ст. 1 и п. 6 ст. 2 Закона Самарской области от 11.07.2006 N 87-ГД (ред. от 02.02.2011) "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области" социальные выплаты на приобретение жилого помещения производятся из средств областного бюджета. Порядок предоставления социальных выплат гражданам, указанным в пунктах 2 - 4 части 2 настоящей статьи, определяется Правительством Самарской области.
Согласно положений Порядка обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 года № 77 (с изменениями и дополнениями) предоставление социальной выплаты на приобретение жилого помещения гражданам, указанным в п. 2.2 ч. 2 ст. 2 Закона Самарской области от 11.07.2006 N 87-ГД (ред. от 02.02.2011) "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области" осуществляется в порядке очередности согласно списков, формирование которых осуществляется ежегодно органами местного самоуправления муниципальных образований по месту жительства граждан на основании нотариально заверенных заявлений очередников на предоставление социальной выплаты.
Предоставление социальных выплат на приобретение жилых помещений вне очереди указанной категории граждан действующим законодательством не предусмотрено.
Таким образом, социальная выплата на приобретение жилого помещения будет произведена истцу в порядке очередности по мере поступления денежных средств из областного бюджета, законные основания для предоставления истцу социальной выплаты на приобретение жилого помещения вне очереди отсутствуют.
На основании изложенного, суд считает, что в удовлетворении требований об обеспечении истца сертификатом о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья также следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Киселева <данные изъяты> к Мэрии городского округа Тольятти о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий и выделении жилищного сертификата – ОТКАЗАТЬ.
Решение суда может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный райсуд г. Тольятти в течение месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.
Председательствующий:
Мотивированное решение изготовлено 29 августа 2012 года.