Дело № 2-227/2021
24RS0013-01-2020-001971-42
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 июня 2021 года п. Емельяново
Емельяновский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего - судьи Адиканко Л.Г.
при секретаре Криусенко А.Е.,
с участием помощника прокурора Подзолко О.С.,
ответчика Медведева С.В.,
представителя ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Военного прокурора Красноярского гарнизона в интересах Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации к ФИО1 о признании права собственности на земельный участок отсутствующим, устранении препятствий в пользовании земельным участком,
У С Т А Н О В И Л:
Военный прокурор Красноярского гарнизона, действуя в интересах Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации, обратился в суд с иском к ряду граждан, в том числе, к ФИО1, в котором просил признать отсутствующим право собственности ответчика на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, аннулировать записи в ЕГРН о правах на данный земельный участок, снять его с государственного кадастрового учета, а также возложить на ответчика обязанность устранить препятствия в пользовании участком, путем его приведения в первоначальное состояние.
На основании ст. 151 ГПК РФ, определением от ДД.ММ.ГГГГ требования прокурора к ФИО1 выделены в отдельное производство.
Требования, заявленные к ФИО1 мотивированы тем, что в соответствии с государственным актом на право пользования землей № от ДД.ММ.ГГГГ за Красноярской КЭЧ в бессрочное безвозмездное пользование закреплено 12630 га земли в целях обеспечения нужд Министерства обороны Российской Федерации. В соответствии с планом землепользования, Красноярской КЭЧ предоставлено два земельных участка площадью 1584 га (15840000 кв.м.) и 11046 га (110460000 кв.м.). Согласно свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, собственником земельного участка с кадастровым номером № площадью 110460000 кв.м. является Российская Федерация. Данный земельный участок имеет вид разрешенного использования – для нужд Министерства обороны РФ и на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, как правопреемнику Красноярской КЭЧ. Земельный участок с кадастровым номером № внесен в ГКН ДД.ММ.ГГГГ. Приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны России от ДД.ММ.ГГГГ № данный земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования Министерства обороны РФ». В ходе проведенной Военной прокуратурой Красноярского гарнизона проверки сохранности государственной собственности в части законности использования земель обороны и безопасности государства, установлено, что администрацией Шуваевского сельсовета <адрес> на основании постановления от ДД.ММ.ГГГГ № осуществляется предоставление земельных участков в собственность гражданам. ДД.ММ.ГГГГ на земельный участок с кадастровым номером № зарегистрировано право собственности ФИО1 Согласно выписки из ЕГРН, в пределах земельного участка с кадастровым номером № расположен объект недвижимости с кадастровым номером №. Согласно актам осмотра от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, на указанном земельном участке имеются хозяйственные постройки; вдоль границ участка имеется ограждение. Границы земельного участка с кадастровым номером №, находящегося в собственности Министерства обороны Российской Федерации, были установлены и закреплены в 1981 году. Данный земельный участок находится в федеральной собственности и является имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации. В рамках землеустроительной экспертизы, проведенной по делу №, находившемуся в производстве Арбитражного суда <адрес>, было установлено, что в границах земельного участка № расположен кадастровый квартал №. Таким образом, спорный земельный участок находится в границах земельного участка №. Данный участок сформирован ранее, чем участок, принадлежащий в настоящее время ответчику. Спорный участок, как часть земельного участка военного назначения, находящегося в федеральной собственности, не мог быть предоставлен ответчику распоряжением органа местного самоуправления, спорным участком распорядились неуполномоченные лица, и право собственности ответчика на участок приобретено незаконно. Земельный участок № находится в границах зоны с особыми условиями использования территории - запретная зона военного объекта. Нарушенное право Российской Федерации в лице Министерства обороны РФ не связано с лишением владения, поскольку право собственности на земельный участок с кадастровым номером 24:11:0000000:0029 зарегистрировано в установленном порядке, Учреждение распоряжается указанным объектом, из его фактического владения участок не выбывал. Наличие в ЕГРН записи о праве ответчика на спорный земельный участок нарушает права Российской Федерации в лице Министерства обороны РФ, как участника гражданских правоотношений, в том числе, его законных прав на распоряжение данным участком.
В судебном заседании помощник Военного прокурора Красноярского гарнизона ФИО4 требования, заявленные к ФИО1, поддерживал, на их удовлетворении настаивал, пояснил, что требования об аннулировании записи в ЕГРН о правах на земельный участок и снятии его с государственного кадастрового учета являются последствиями признания права ответчика на участок отсутствующим. Требования о приведении земельного участка в первоначальное состояние не конкретизировал. Настаивал на том, что поскольку земельный участок 24:11:0000000:0029 не выбывал из владения Российской Федерации в лице Министерства обороны РФ, надлежащим способом защиты прав материального истца является признание права собственности ответчика на земельный участок отсутствующим.
Представитель материального истца - Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, причины неявки не сообщил, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, об отложении дела слушанием не просил.
Ответчик ФИО1 в судебном заседании требования иска не признал, пояснил, что спорный земельный участок был предоставлен ему в аренду администрацией Емельяновского района, затем приобретен в собственность на основании договора купли-продажи. Данным участком пользуется постоянно, выращивая на нем сельхозкультуры. Участок действительно огорожен не по реестровым границам, но ответчик готов установить ограждение по данным ЕГРН. Капитальных строений на участке нет. За период владения участком истец претензий не заявлял.
В судебном заседании представитель ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны РФ ФИО5, действующая на основании доверенности, заявленные военным прокурором требования поддержала, пояснила, что участок, принадлежащий ответчику, имеет наложение на земли Красноярского лесничества Министерства обороны РФ.
Представитель ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие. Из имеющегося в деле отзыва на иск, спорный земельной участок на учете у Учреждения не состоит, в ходе реорганизационных мероприятий Учреждению не передавался, отдельными приказами Министерства обороны РФ и Директора Департамента имущественных отношений за Учреждением не закреплялся. Земельный участок № частично попадает в границу запретной зоны военного объекта – Красноярское лесничество Министерства обороны РФ, установленной постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №; ФГКУ «Сибирское ТУИО» Министерства обороны РФ не входит в состав межведомственной комиссии, которой принималось решение о необходимости установления запретной зоны (л.д. 137-140).
Представитель администрации Емельяновского района Красноярского края в судебное заседание не явился, причины неявки не сообщил, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом. Согласно представленных в дело возражений, сведения о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 24:11:0000000:0029 в ЕГРН не внесены, на момент формирования спорного участка отсутствовали также данные об ограничениях на использование земельного участка; право на участок возникло ранее, чем сведения об охранной зоне внесены в ЕГРН. В целях обеспечения баланса интересов сторон, полагал необходимым исключение земельного участка ответчика из особо охраняемой зоны военного лесничества. Полагал, что истцом пропущен срок исковой давности, составляющий три года (л.д. 136-138).
Представитель администрации Шуваевского сельсовета Емельяновского Красноярского края в судебное заседание не явился, причины неявки не сообщил, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом.
Выслушав явившихся лиц и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ) закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
На основании статьи 209 ГК РФ владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129 ГК РФ), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
Согласно части 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Таким образом, земли обороны в соответствии со статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации составляют самостоятельную категорию земель Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков.
В силу ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
На основании ч. 1 ст. 93 Земельного кодекса Российской Федерации землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются, или предназначены для обеспечения деятельности Вооружённых сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций и предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооружённой защите целостности и неприкосновенности территорий Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным ЗК РФ федеральными законами.
В соответствии с п.п. 1-5 постановления Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 № 405 «Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения санкционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны» определен порядок установления запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны; «военные объекты» - существующие или планируемые к строительству полигоны, аэродромы, узлы связи, базы, склады, арсеналы и иные используемые для нужд обороны страны и безопасности государства объекты, а также объекты недвижимого имущества, расположенные на позициях войск и воинских частей, на стационарных пунктах управления, в военных научно-исследовательских организациях, комплексы зданий и отдельные здания, строения и сооружения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны; «запретная зона» - территория вокруг военного объекта, включающая земельный участок, на котором он размещен, в границах которой в соответствии с настоящим Положением запрещается или ограничивается хозяйственная и иная деятельность с целью обеспечения безопасности населения при функционировании военного объекта и возникновении на нем чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или совершении террористического акта; «зона охраняемого военного объекта» - территория, в границах которой ограничивается строительство объектов капитального строительства, предусматривающих эксплуатацию оборудования, создающего искусственные, в том числе индустриальные, радиопомехи, а также использование стационарного или переносного приемо-передающего оборудования, препятствующего нормальному функционированию военного объекта; «охранная зона военного объекта» - территория, в границах которой принимаются особые меры по обеспечению безопасного функционирования и защите военного объекта, включающие меры по обеспечению безопасного хранения вооружения, военной техники, ракет и боеприпасов, а также иного имущества военного назначения при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или совершении террористического акта. Запретные зоны и специальные зоны являются территориями с особыми условиями использования находящихся в их границах земельных участков.
В границах запретной зоны могут (при необходимости) устанавливаться зоны охраняемых военных объектов и охранные зоны военных объектов.
Как установлено ст.ст. 7, 9 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит, в том числе, из реестра объектов недвижимости (далее также - кадастр недвижимости); реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (далее также - реестр прав на недвижимость). Орган регистрации прав вносит в Единый государственный реестр недвижимости сведения на основании документов, поступивших в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
В реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, а также дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости. В реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках с ним, в том числе, вид зарегистрированного ограничения права или обременения объекта недвижимости, номер регистрации и дата государственной регистрации таких ограничения или обременения.
Статьей 60 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии с п. 10 ст. 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ «Об обороне», земли и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, находятся в федеральной собственности.
Как установлено в судебном заседании, в соответствии с государственным актом на право пользования землей № от ДД.ММ.ГГГГ за Красноярской КЭЧ в бессрочное безвозмездное пользование закреплено 12630 га земли в целях обеспечения нужд Министерства обороны СССР (л.д. 42-44).
Согласно плана землепользования, Красноярской КЭЧ предоставлено два земельных участка площадью 1584 га (15840000 кв.м.) и 11046 га (110460000 кв.м.) (л.д. 45-46).
Из имеющегося в деле свидетельства, ДД.ММ.ГГГГ органами Росреестра по <адрес> осуществлена регистрация права государственной собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером № площадью 110460000 кв.м. категории земель – земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения, разрешенного использования - для нужд Министерства Обороны СССР (л.д. 41а).
Данные выписки из ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером № (л.д. 142) и кадастрового паспорта (л.д. 103) указывают на то, что указанный участок поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ; правообладателем участка на праве постоянного (бессрочного) пользования является ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № земельный участок с кадастровым номером № площадью 110460000 кв.м. с местоположением: Красноярский край, Емельяновский район, предоставлен государственному учреждению Красноярская квартирно-эксплуатационная часть на праве постоянного (бессрочного) пользования (л.д. 187-190).
Согласно передаточному акту от ДД.ММ.ГГГГ, составленному при присоединении федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, ФГУ «Красноярская КЭЧ» передает ФГУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации все права и обязанности реорганизуемого учреждения «Красноярская КЭЧ», имущество балансовой стоимостью 4024424587,94 рублей; в приложении № к передаточному акту в составе передаваемых земельных участков указан земельный участок с кадастровым номером № площадью 110460000 кв.м. (л.д. 191-193).
Приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны России от ДД.ММ.ГГГГ № данный земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны РФ (л.д. 142).
Постановлением администрации Шуваевского сельсовета Емельяновского района Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ № постановлено выдать всем гражданам, проживающим на территории администрации, временные свидетельства на земельные участки, предоставленные бесплатно в собственность для ведения личных подсобных хозяйств из фонда администрации (л.д. 41).
Из материалов дела следует, что на основании межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 86-92), органами реестрового учета ДД.ММ.ГГГГ на кадастровый учет был поставлен земельный участок с кадастровым номером №, на что указывают данные кадастрового паспорта участка (л.д. 103-104).
На основании постановления администрации Емельяновского района Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 107) земельный участок № предоставлен ФИО1 в аренду, и ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Емельяновского района и ФИО1 заключен договор аренды указанного объекта недвижимости (л.д. 99-102).
На основании постановления администрации Емельяновского района от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 120) земельный участок № постановлено передать ФИО1 в собственность за плату в размере 2,5 процента от кадастровой стоимости (л.д. 120), и ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Емельяновского района и ФИО1 заключен купли-продажи указанного объекта недвижимости (л.д. 118-119).
Государственная регистрация права собственности ФИО1 на земельный участок с кадастровым номером № произведена органами Росреестра по Красноярскому краю ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права (л.д. 125).
Из межевого дела на указанный земельный участок следует, что он сформирован на основании схемы, утвержденной администрацией Емельяновского района ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 85-91).
Определением от ДД.ММ.ГГГГ по настоящему делу назначено проведение землеустроительной экспертизы, производство которой поручено ООО «Кадастровый центр» (л.д. 196-197).
Согласно заключения эксперта ООО «Кадастровый центр», фактическое местоположение границ и фактическая площадь земельного участка № не соответствуют сведениям о его местоположении и площади по данным ЕГРН, а именно, фактические границы смещены в южном, северном и восточном направлении от границ, сведения о которых содержатся в ЕГРН; фактическая площадь участка составляет 1222 кв.м., в то время, как по данным реестрового учета - 750 кв.м.
Разрешая вопрос о том, имеется ли наложение реестровых границ участка № на земельный участок № экспертом установлено, что земельный участок с кадастровым номером № полностью расположен в границах земельного участка № по состоянию на 1971 год – квартал 44, часть выдела 5 Юргинского лесничества Красноярского управления лесного хозяйства; имеет частичное наложение площадью 230 кв.м. на границы земельного участка № по состоянию на 2002 год – квартал 51 часть выдела 17 Красноярского лесничества Министерства обороны РФ; имеет частичное наложение площадью 326 кв.м. на границы запретной зоны военного объекта – Красноярское лесничество Министерства обороны РФ.
Указанные выводы сделаны, исходя из анализа представленных ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны РФ материалов лесоустройства, в частности, фрагмента планшета 9, изготовленного Восточно-Сибирским лесоустроительным предприятием В/О «Леспроект» в 1971 году, фрагмента планшета 7 Красноярского военного лесничества Красноярского края, лесоустройства 2002 года; планшет составлен на основе топокарт ФГУП «Восточно-Сибирское государственное лесоустроительное предприятие» 1978 года издания.
В заключении эксперта указано, что запретная зона военного объекта – Красноярское лесничество Министерства обороны Российской Федерации, установлена на основании постановления Правительства РФ «Об установлении запретных зон и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил РФ» от ДД.ММ.ГГГГ №; карты (план) объекта землеустройства от ДД.ММ.ГГГГ изготовлены ООО «Оборонкадастр»; сведения о данной зоне внесены в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ.
В результате применения картометрического метода определения координат, экспертами вычислено положение точек границ земельного участка с кадастровым номером №, в части пересечения границ участка с кадастровым номером №, путем перевода материалов лесоустройства (фрагмент планшета 7 и фрагмент планшета 9) в растровое изображение; данным способом установлено, что спорный земельный участок № имеет частичное наложение на границы земельного участка № и на границы запретной зоны военного объекта – Красноярское лесничество Министерства обороны РФ.
Проанализировав Генеральный план МО Шуваевский сельсовет, утвержденный решением Шуваевского сельского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ №-р, экспертом установлено, что земельный участок с кадастровым номером № входит в границы населенного пункта <адрес>.
В ходе судебного разбирательства стороной ответчика факт частичного наложения земельного участка № на земли Красноярского лесничества Министерства обороны РФ не оспаривался, возражений против заключения судебной землеустроительной экспертизы не приведено.
Оснований сомневаться в выводах экспертов у суда не имеется, поскольку заключение содержит подробное описание проведенного исследования, соответствует требованиям ст. 85 ГПК РФ, подготовлено специалистами, имеющими необходимое образование; до дачи заключения эксперты предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
Разрешая требования иска, суд учитывает, что согласно п.9 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
С момента предоставления земельного участка по Государственному акту № А-1 № КЭЧ Красноярского района данные участки принадлежали данному учреждению на праве бессрочного пользования, а в терминах Земельного кодекса Российской Федерации 2001 года - на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В соответствии со статьей 93 Земельного кодекса Российской Федерации землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами.
Пунктом 10 статьи 1 Федерального закона «Об обороне» определено, что земли, леса, воды и другие природные объекты, предоставленные Вооруженным Силам Российской Федерации, другим войскам, воинским формированиям и органам, находятся в федеральной собственности.
Таким образом, с момента передачи земельного участка № площадью 110460000 кв.м. для нужд Министерства обороны Российской Федерации, данные земельный участок является федеральной собственностью в силу закона.
В силу пункта 1 статьи 45 Земельного кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком прекращается при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены статьей 53 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 3 статьи 53 Земельного кодекса Российской Федерации к заявлениям об отказе от права пользования земельным участком юридических лиц, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и государственных и муниципальных предприятий должен быть приложен документ, подтверждающий согласие органа, создавшего соответствующее юридическое лицо, или иного действующего от имени учредителя органа на отказ от права постоянного бессрочного пользования.
В силу пункта 2 статьи 13 Федерального закона «Об обороне» управление Вооруженными силами Российской Федерации осуществляет Министр обороны Российской Федерации через Министерство обороны Российской Федерации.
Согласно подпункту 71 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.06.2004 № 1082, Министерство обороны осуществляет в переделах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным силам.
Из содержания указанных норм права и их системного толкования следует, что для распоряжения земельным участком, закрепленным за Вооруженными силами РФ, необходимо наличие решения уполномоченного лица Министерства обороны РФ.
Доказательства, свидетельствующие об отказе Министерства обороны Российской Федерации от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером №, в границах которого частично расположен участок, принадлежащий ответчику, в деле не имеется. На наличие таких доказательств сторона ответчика и третьи лица не ссылались.
Доказательств изменения целевого назначения и категории земельного участка №, а также изъятия данного земельного участка у Красноярской КЭЧ в соответствии с порядком, установленным Земельным кодексом РСФСР 1970 года, Основами законодательства СССР и союзных республик о земле 1990 года, статьями 28, 29 Земельного кодекса РСФСР 1991 года, Земельным кодексом Российской Федерации, суду не представлено.
Зарегистрированное на указанный земельный участок право собственности Российской Федерации не прекращено.
Между тем, разрешая требования иска о признании отсутствующим права ответчика на земельный участок с кадастровым номером №, суд исходит из того, что защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 ГК РФ способами, путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.
То есть, по смыслу ст. ст. 11, 12 ГК РФ и ст. 3 ГПК РФ предъявление иска должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица посредством использования предусмотренных действующим законодательством способов их защиты.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10/22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», в случаях, когда запись в Едином государственном реестре недвижимости нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Иск об отсутствии права имеет узкую сферу применения и не может заменять собой виндикационный, негаторный или иные иски, поскольку допустим только при невозможности защиты нарушенного права иными средствами.
По смыслу приведенных норм права и разъяснения постановления, в их системной взаимосвязи, следует, что обращение с требованием о признании права собственности на недвижимое имущество отсутствующим предоставлено лицу, в чьем владении находится спорное имущество, являющееся одновременно с другим лицом собственником этого имущества в силу записи в ЕГРН, а предъявление такого иска является обоснованным только при невозможности его защиты другим способом.
Как следует из существа приведенных разъяснений, иск о признании права отсутствующим возможен лишь при фактическом владении истцом спорным имуществом и при отсутствии иных способов защиты.
В соответствии с ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Избрание ненадлежащего способа защиты своих прав является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Выбор способа защиты вещного права, квалификация спорного отношения судом и разрешение вещно-правового конфликта зависит от того, в чьем фактическом владении находится спорное имущество.
Иск о признании права отсутствующим может быть удовлетворен судом в случае, если истец является владеющим собственником недвижимости, право которого зарегистрировано в ЕГРН.
Таким образом, выбор способа нарушенного права должен соответствовать характеру нарушенного права, способ защиты права, избранный истцом, должен в результате применения восстанавливать это нарушенное право.
Как следует из материалов дела, основанием возникновения права собственности ответчика на спорный земельный участок явились действия органа местного самоуправления по формированию и дальнейшему распоряжению данным недвижимым объектом.
Основанием возникновения прав материального истца на земельный участок, в границах которого, по доводам иска, находится участок №, является государственный акт на право пользования землей.
Оценивая представленные в материалы дела доказательства, свидетельствующие о том, что ответчик, являясь собственником земельного участка с кадастровым номером №, постоянно владеет и пользуется данным недвижимым объектом с 2013 года, в отсутствие доказательств фактического владения спорным участком материальным истцом, суд полагает, что в данном конкретном случае, с учетом оснований возникновения прав ответчика на спорный земельной участок, избранный истцом способ защиты нарушенного права, является ненадлежащим.
Признание зарегистрированного права собственности отсутствующим не может подменить собой иной способ защиты нарушенного права путем оспаривания прав ответчика на спорное недвижимое имущество и сделок, на основании которых право собственности было зарегистрировано, а также истребовании такого имущества из чужого незаконного владения.
Приходя к выводу о том, что требования истца о признании права ответчика на участок отсутствующим являются ненадлежащим способом защиты права, следовательно, удовлетворению не подлежат, требования иска об аннулировании записей в ЕГРН о правах на земельной участок с кадастровым номером № и снятии его с кадастрового учета, заявленные как последствия признания права отсутствующим, удовлетворению также не подлежат. Самостоятельно данные требования удовлетворены быть не могут, поскольку права ответчика на участок не оспорены.
В отсутствие оснований для прекращения права собственности ответчика на спорный земельной участок, требования иска об устранении препятствий в пользовании участком подлежат отклонению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Требования искового заявления Военного прокурора Красноярского гарнизона в интересах Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации к ФИО1 о признании отсутствующим права собственности на земельный участок с кадастровым номером № площадью 750 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> аннулировании из ЕГРН сведений о правах на данный земельный участок, снятии земельного участка с государственного кадастрового учета, устранении препятствий в пользовании земельным участком, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано сторонами путем подачи апелляционной жалобы в Красноярский краевой суд через Емельяновский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий: подпись.
КОПИЯ ВЕРНА.
Судья Емельяновского районного суда Л.Г. Адиканко