РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12.03.2012г. Федеральный суд Октябрьского района г. Самары в составе:
председательствующего Лещенко Л.А.,
с участием старшего помощника прокурора Октябрьского района г. Самары Красина И.В.,
при секретаре Горбуль Н.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1357/12 по заявлению Лашманкина А.В. о признании незаконным решения участковой избирательной комиссии,
УСТАНОВИЛ:
Лашманкин А.В. обратился в суд с указанным заявлением, ссылаясь на то, что он является учредителем средства массовой информации - Самарское правозащитное информационное агентство «Свобода». В соответствии со ст. 18 Федерального закона «О средствах массовой информации» учредитель может выступать в качестве редакции, издателя, распространителя, собственника имущества редакции. В этом качестве он осуществляет обязанности редактора и журналиста Самарского правозащитного информационного агентства «Свобода». Осуществляя в данном качестве свою профессиональную деятельность, он пришел в помещение, занимаемое участковой избирательной комиссией избирательного участка № 847, и обратился к председателю -Илюхиной С.И., попросив внести его в список представителей СМИ, присутствующих на данном избирательном участке. Однако, председатель в нарушение положений ФЗ «О средствах массовой информации» потребовала предъявить «направление» и «корреспондентское задание». Представить ссылки на законодательство, которыми она руководствовалась в данных требованиях, отказалась. На место событий неожиданно прибыли три женщины, которые представились представителями прокуратуры, ознакомившись с ситуацией, они отдали председателю команду «составлять акт». После чего, не проводя голосования, председатель оформил бумагу, копия которой мне выдана не была. На руки ему после настоятельных требований был вручен документ, озаглавленный «Решение», в котором было указано, что «Участковая избирательная комиссия N847 большинством голосов в количестве 7 человек удаляет Лашманкина А.В. на основании отсутствия направления с участка и корреспондентского задания». После чего сотрудник МВД отдал ему распоряжение удалиться, которому он подчинился. Считает указанное решение участковой избирательной комиссии незаконным, нарушающим положения ст. 23 ФЗ «О выборах президента РФ», ст. 30 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», предусматривающих гласность в деятельности избирательных комиссий. В частности, представители средств массовой информации, принимающие участие в информационном освещении подготовки и проведения выборов Президента РФ, вправе присутствовать на заседаниях избирательных комиссий; знакомиться с протоколом участковой избирательной комиссии об итогах голосования, а также с протоколами иных избирательных комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, в том числе составляемыми повторно; получать от соответствующей избирательной комиссии копии указанных в подпункте 2 настоящего пункта протоколов и прилагаемых к ним документов; присутствовать на предвыборных агитационных мероприятиях, освещать их проведение в средствах массовой информации; находиться в помещении для голосования в день голосования, в дни досрочного голосования, а также производить фото- и видеосъемку. Указывает, что он является представителем средства массовой информации, учредителем Самарского правозащитного информационного агентства «Свобода» и в силу статьи 18 федерального закона «О средствах массовой информации» может выступать в качестве редакции. Просит признать незаконным решение от 04 марта 2012 г. участковой избирательной комиссии избирательного участка N 847; обязать устранить допущенное нарушение его прав представителя средств массовой информации.
В судебном заседании Лашманкин А.В. заявление поддержал в части признания решения УИК незаконным, по изложенным в нем основаниям, просил суд его удовлетворить. Пояснил, что 04.03.2012г. он пришел на избирательный участок № 847 в бывшую школу № 30, по ул. Больничная, 14 А, предъявил председателю комиссии Илюхиной С.И. удостоверение исполняющего обязанности редактора и оригинал свидетельства о регистрации средства массовой информации, из которого усматривается, что он является учредителем средства массовой информации. Удостоверение он предъявили сразу, после того, как подошел к столу председателя комиссии. В соответствии с законом «О средствах массовой информации», учредитель может выступать в качестве редактора. Председателя участковой комиссии он попросил внести его в список присутствующих на участке лиц для осуществления своей профессиональной деятельности по сбору информации о ходе голосования. Председатель в свою очередь потребовала предъявить направление и корреспондентское задание, на что он попросил представить ссылки на законодательство, обязывающие предъявить указанные документы. Этого не произошло. Затем вошли три женщины, представились представителями прокуратуры и стали утверждать, что данные документы необходимо предъявить. Через некоторое время ему предъявили бумагу, он поинтересовался, почему не было голосования, однако ему пояснили, что оно уже прошло. После того, как ему вручили письменное решение, сотрудник МВД попросил его удалиться, он подчинился.
Представитель заинтересованного лица – Участковой избирательной комиссии избирательного участка № 847 Илюхина С.И. возражала против удовлетворения заявленных Лашманкиным А.В. требований и не оспаривала, что Лашманкин А.В. предъявил удостоверение и свидетельство о регистрации СМИ, но не исполнил принятое их комиссией решение, относительно перечня необходимых к представлению документов. Решение УИК она заявителю не показывала, но какие нужны документы – сообщила.
Представитель Территориальной избирательной комиссии Ерошкин П.Ю. суду пояснил, что участковой избирательной комиссией исполнялось решение УИК № 847 от 03.03.2012г. о необходимости предоставления перечня документов, указанных в Приложении № 1 к Решению. Этот перечень был на избирательном участке в виде общедоступной информации и, так как заявитель не исполнил требование о предоставлении документов, указанных в перечне, его правомерно удалили.
Выслушав лиц, участвующих в деле, заключение помощника прокурора, полагавшего, что заявленные Лашманкиным А.В. требования подлежат удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч.6 ст. 259 ГПК РФ заявление в суд о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации подается по подсудности, установленной статьями 24, 26 и 27 ГПК РФ, другими федеральными законами.
В соответствии с постановлением Совета Федерации Федерального собрания РФ от 25 ноября 2011 г. № 442-СФ 4 марта 2012 года состоялись выборы Президента Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» деятельность комиссий при подготовке и проведении выборов, подсчете голосов, установлении итогов голосования, определении результатов выборов осуществляется открыто и гласно. Открытость и гласность - одни из основных принципов организации демократических выборов. Открытость в деятельности избирательных комиссий означает прозрачность их действий, доступ на заседания комиссий иных участников избирательного процесса, присутствие их при работе комиссии с важнейшими документами. Гласность в деятельности избирательных комиссий - информирование избирателей, кандидатов, политических партий об избирательных действиях и процедурах, об их правах в избирательном процессе и порядке осуществления этих прав.
ФЗ «О выборах президента РФ» от 10января2003года № 19-ФЗ также предусматривает гласность в деятельности избирательных комиссий.
Так, пунктом 1 ст. 23 указанного закона предусмотрено, что на всех заседаниях избирательной комиссии и при осуществлении ею работы с избирательными документами, а также при подсчете голосов избирателей вправе присутствовать, в том числе, и представители средств массовой информации.
Представитель средства массовой информации - лицо, имеющее редакционное удостоверение или иной документ, удостоверяющий его полномочия представителя организации, осуществляющей выпуск средств массовой информации.
Представители средств массовой информации призваны доводить до населения полную, объективную и достоверную информацию о ходе выборов на всех этапах избирательной кампании.
Права представителей средств массовой информации обусловлены характером их профессиональной деятельности, а также функцией по информированию избирателей о подготовке и проведении выборов Президента Российской Федерации. Согласно п. 14 Закона Представители средств массовой информации вправе:
1) присутствовать на заседаниях избирательных комиссий;
2) знакомиться с протоколом участковой избирательной комиссии об итогах голосования, а также с протоколами иных избирательных комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, в том числе составляемыми повторно;
3) получать от соответствующей избирательной комиссии копии указанных в подпункте 2 настоящего пункта протоколов и прилагаемых к ним документов;
4) присутствовать на предвыборных агитационных мероприятиях, освещать их проведение в средствах массовой информации;
5) находиться в помещении для голосования в день голосования, в дни досрочного голосования, а также производить фото- и видеосъемку.
Из материалов дела усматривается, что Поволжским управлением Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия зарегистрировано СМИ «Самарское правозащитное агентство «Свобода», что подтверждается свидетельством №... от дата
Из ответа Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия на судебный запрос следует, что данное свидетельство является действующим.
Судом установлено, что учредителем данного СМИ является заявитель Лашманкин А.В.
В соответствии со ст. 18 Закона РФ от 27.12. 1991г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» учредитель может выступать в качестве редакции, издателя, распространителя, собственника имущества редакции.
Из пояснений заявителя Лашманкина А.В. следует, что он осуществляет обязанности редактора и журналиста СМИ-«Самарское правозащитное агентство «Свобода».
В материалах дела имеется копия удостоверения №..., выданного «СПИА «Свобода» ИА №... от дата, в котором должность Лашманкина А.В. указана как «и.о. редактора».
Как следует из пояснений заявителя, 04.03.2012г. он пришел на избирательный участок № 847 по адресу: г. Самара, ул. Больничная, 14 А, предъявил председателю комиссии Илюхиной С.И. удостоверение исполняющего обязанности редактора и оригинал свидетельства о регистрации средства массовой информации и попросил внести его в список присутствующих на участке лиц для осуществления своей профессиональной деятельности по сбору информации о ходе голосования.
Однако, участковой избирательной комиссией избирательного участка N 847 большинством голосов в количестве 7 человек было вынесено решение от 04.03.2012г. об удалении Лашманкина А.В. с участка на основании отсутствия направления и корреспондетского задания. Указанное решение подписано председателем участковой комиссии Илюхиной, секретарем-Поваляевой.
При этом, каких-либо ссылок на нормы действующего законодательства в данном решении не содержится.
Между тем, ФЗ «О выборах президента РФ» от 10января2003года N19-ФЗ предусмотрено, что направление в письменной форме должно быть представлено наблюдателем, статус которого отличается он статуса представителя средства массовой информации.
Так, в п.9 ст. 23 ФЗ «О выборах президента РФ» предусмотрено, что полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в письменной форме в направлении, выданном зарегистрированным кандидатом или его доверенным лицом, политической партией, интересы которых представляет данный наблюдатель. В направлении указываются фамилия, имя, отчество наблюдателя, адрес его места жительства, номер его телефона (если имеется), номер избирательного участка, наименование избирательной комиссии (территориальной, участковой), куда он направляется, а также делается запись об отсутствии ограничений, предусмотренных пунктом 8 настоящей статьи. Указание каких-либо дополнительных сведений о наблюдателе, а в случае направления наблюдателя кандидатом или его доверенным лицом и проставление печати не требуются. Направление действительно при предъявлении документа, удостоверяющего личность наблюдателя. Предварительное уведомление о направлении наблюдателя не требуется.
При этом, журналист не обладает правами наблюдателя, он не вправе вмешиваться в избирательный процесс. При реализации указанных в п. 14 ст. 23 ФЗ «О выборах президента РФ» прав представитель средств массовой информации должен иметь при себе только документы, подтверждающие его статус (удостоверение сотрудника редакции).
Понятие «корреспондентское задание» действующим законодательством не предусмотрено.
При таких обстоятельствах, суд считает решение участковой избирательной комиссии избирательного участка N 847 от 04.03.2012г. незаконным, а заявление Лашманкина А.В. обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199, 261 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Лашманкина А.В. удовлетворить.
Признать решение участковой избирательной комиссии избирательного участка N 847 от 04.03.2012г. об удалении Лашманкина А.В. с участка в связи с отсутствием направления и корреспондентского задания - незаконным.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г. Самары в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, с 16.03.2012г.
Мотивированное решение изготовлено 16.03.2012г.
Судья: подпись Лещенко Л.А.