УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Ибрагимова Е.А. Дело № 33-2258/2017
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О
Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
19 июня 2017 года
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Мирясовой Н.Г.,
судей Чурбановой
Е.В., Герасимовой Е.Н.
с участием прокурора
Федечко Ф.И.
при секретаре Воронковой И.А.
рассмотрела в
открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства
здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области на
решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 22
марта 2017 года, по которому постановлено:
Исковые требования прокурора
Заволжского района г. Ульяновска удовлетворить.
Обязать Министерство
здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обеспечивать
Сабирова Р*** Г*** своевременно лекарственными препаратами «***» и «***» в
полном объеме в соответствии с его диагнозом и выписанными рецептами.
Заслушав доклад
судьи Чурбановой Е.В., пояснения прокурора Федечко Ф.И., возражавшего против
доводов жалобы, полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Прокурор Заволжского
района города Ульяновска обратился в суд с иском в интересах Сабирова Р.Г. к
Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской
области о возложении обязанности обеспечить лекарственными препаратами.
В обоснование иска
указано, что при проведении прокурорской проверки были выявлены нарушения
закона о льготном лекарственном обеспечении, нарушающие права Сабирова Р.Г., являющегося
инвалидом *** в связи с профзаболеванием со степенью утраты профессиональной
трудоспособности ***%.
11.11.2016 и 08.12.2016 Сабирову Р.Г. были выписаны рецепты на бесплатное получение
лекарственного препарата «***н» в объеме 200 мг № *** в количестве 1 единицы и
08.12.2016 - лекарственного препарата «***» в объеме 20 мкг 200 доз № ***.
Выдача указанных препаратов Сабирову Р.Г. не произведена по причине их
отсутствия в наличии, а в последствии и
в связи с истекшими сроками действия выписанных рецептов. Таким образом, права
Сабирова Р.Г. на льготное получение указанных лекарственных препаратов были
нарушены.
Просил суд обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального
благополучия Ульяновской области обеспечить
Сабирова Р.Г. лекарственным препаратом «***» в объеме 200 мг № ***
лекарственного средства в количестве 1 единицы по рецептам от 11.11.2016 и
08.12.2016; лекарственным препаратом «***» в объеме 20 мкг 200 доз № ***
лекарственного средства в количестве 1 единицы по рецепту от 08.12.2016 в
соответствии с его диагнозом.
Суд первой
инстанции, рассмотрев дело по существу, принял приведенное выше решение.
В апелляционной
жалобе Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области не соглашается с решением
суда, просит его отменить и принять новое решение.
Указывает, что Министерством
закупались лекарственные препараты «***», «***» согласно государственному
контракту об оказании услуг по обеспечению отдельных категорий граждан
лекарственными препаратами для медицинского применения в аптечных организациях,
расположенных на территории Ульяновской области №
0168200002416001145-0029233-02 от 28.04.2016. Соответственно необеспечение
истца указанными лекарственными препаратами произошло не по вине Министерства.
Ответчик предпринял исчерпывающие меры к обеспечению Сабирова Р.Г. необходимыми
ему лекарственными препаратами в полном объеме.
Указывает, что
назначение лекарственных препаратов, в соответствии с приказом Минздрава России
от 20.12.2015 № 1175н, осуществляется лечащим врачом исходя из тяжести и
характера заболевания. Обеспечение лекарственными средствами должно
производиться в рекомендованном врачом количестве.
Также обращает внимание,
что медицинские изделия и лекарственные препараты имеют срок годности и не
подлежат запасам впрок. Кроме того, считает, что медицинские показания могут
изменяться и Сабиров Р.Г., возможно, будет
обеспечиваться другими лекарственными препаратами.
Дело рассмотрено в
отсутствие сторон, извещенных о месте и
времени судебного заседания своевременно и надлежащим образом.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к
следующему.
В соответствии с ч.1
ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает
дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и
возражениях относительно жалобы, представления.
Из материалов дела
следует, что Сабиров Р.Г., *** года рождения, является инвалидом по
профессиональному заболеванию, с утратой трудоспособности ***%.
В соответствии со
ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной
социальной помощи» инвалиды имеют право на получение государственной социальной
помощи в виде набора социальных услуг.
При этом, в состав
предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1
Федерального закона, набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии
со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для
медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими
изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными
продуктами лечебного питания для детей- инвалидов
Правительство
Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для
медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского
применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций,
перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного
питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии
с пунктом 1 части 1 настоящей статьи, и порядки формирования таких перечней.
В соответствии с
Перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для
медицинского применения на 2016 год, утвержденным распоряжением Правительства
Российской Федерации от 26 декабря 2015 года № 2724-р, лекарственные препараты «*** «***» внесены в указанный перечень, и Сабиров Р.Г.
на основании ст. ст. 6.1, 6.2, 6.3 ФЗ «О государственной социальной
помощи» имеет право на получение государственной социальной помощи в виде
набора социальных услуг, в состав которых входят социальные услуги в виде
обеспечения лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам
на лекарственные препараты, а также медицинскими изделиями.
В целях реализации Постановления
Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 «О государственной
поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения
и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского
назначения» и положений Федерального закона
от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской
Федерации» на территории Ульяновской области Правительством Ульяновской области
принято постановление от 15.11.2010 N 387-П, пунктом 1 которого постановлено
определить Министерство здравоохранения и социального развития Ульяновской
области (в настоящее время Министерство здравоохранения, семьи и социального
благополучия Ульяновской области) исполнительным органом государственной власти
Ульяновской области, уполномоченным на реализацию мероприятий по обеспечению
лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и
медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и
лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным Постановлением
Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 «О государственной
поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения
и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского
назначения», а также по обеспечению граждан Российской Федерации,
зарегистрированных на территории Ульяновской области, лекарственными
препаратами, зарегистрированными в установленном порядке на территории
Российской Федерации, для лечения заболеваний, включенных в перечень
жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний,
приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности
(далее - граждане, имеющие право на льготу).
В соответствии с п. 4 Постановления финансирование
расходов на обеспечение лекарственными препаратами, специализированными
продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями при амбулаторном лечении
граждан, имеющих право на льготу, осуществлять за счет средств, предусмотренных
Министерству здравоохранения и социального развития Ульяновской области (в
настоящее время Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия
Ульяновской области) в областном бюджете Ульяновской области на соответствующий
финансовый год и плановый период на данные цели.
В связи с имеющимся
заболеванием Сакбирову Р.Г. лечащим врачом ГУЗ «ЦГКБ» 11.11.2016 (серия *** № ***)
и 08.12.2016 (серия *** № ***; серия *** № ***) были выписаны рецепты на
бесплатное получение лекарственных препаратов «***» и «***».
На дату рассмотрения
настоящего дела указанные препараты по
данным рецептам истцом получены не
были. Причиной необеспечения Сабирова Р.Г. лекарственными препаратами явилось их отсутствие в аптечной сети АО
«УльяновскФармация». Доказательство иного суду не представлено.
Исходя из вышеизложенного, суд обоснованно пришел к выводу о том, что Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области не предприняло надлежащих мер к обеспечению истца необходимыми лекарственными препаратами, возложив на ответчика обязанность обеспечить Сабирова Р.Г. лекарственными препаратами «***» и «***» в соответствии с медицинскими показаниями в соответствии с его диагнозом.
Пунктом 4
Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 прямо
предусмотрена обязанность органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях
независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и
диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в
обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях
лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий
медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, -
принимать соответствующие меры; своевременно обеспечивать оплату лекарственных
средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке
населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.
Доводы апелляционной
жалобы в части того, что Министерство предприняло исчерпывающие меры к
обеспечению лекарственными препаратами, в том числе и инвалидов, заключив контракты, соответственно со стороны
ответчика отсутствует бездействие и ответственность за необеспечение Сабирова
Р.Г. указанными лекарственными препаратами, а также медицинскими изделиями
должно нести АО «УльяновскФармация» несостоятельны.
Как указывалось
выше, законодательно именно на Министерство здравоохранения, семьи и
социального благополучия Ульяновской области возложена обязанность контролировать наличие в аптечной сети АО
«УльяновскФармация» необходимых лекарственных препаратов, медицинских изделий.
При этом, ответчик
не представил суду доказательства того,
что по указанным им контрактам обеспечение льготной категории граждан, в том
числе инвалидов, лекарственными препаратами «***» и «***» было полным и
невыдача указанных лекарств Сабирова Р.Г. по предъявленным рецептам произошло по вине АО «Ульяновск
Фармация».
Поскольку необходимость
обеспечения инвалида лекарственными
препаратами «***» и «***» носит постоянный характер, соответственно
обеспечение указанными в текущем
году не приведет к тому, что истец будет ими обеспечен свыше
необходимого.
Исходя из этого, доводы апелляционной жалобы в части того, что обеспечение Сабирова Р.Г. лекарственными препаратами по судебному решению не соответствует
рекомендациям врача, являются несостоятельными.
В остальной части доводы апелляционной жалобы аналогичны позиции
ответчика при рассмотрении дела по существу, им судом дана надлежащая правовая
оценка, не соглашаться с которой у судебной коллегии оснований не имеется.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд правильно
определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что
оснований, предусмотренных законом для отказа в удовлетворении требований
прокурора Заволжского района города
Ульяновска, не установлено.
Вывод суда
мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для
признания его неправильным не имеется.
Доводы, приведенные
Министерством здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области в апелляционной жалобе,
являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.
Обстоятельства дела
исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами
доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы
применены судом правильно.
В силу изложенного
решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст.
328 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 22 марта 2017 года - оставить
без изменения, а апелляционную жалобу Министерства промышленности,
строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области
– без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: