Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-71/2021 (2-3909/2020;) ~ М-3380/2020 от 10.08.2020

УИД 36RS0004-01-2020-003949-08

Дело 2-71/2021 (2-3909/2020)

Строка 2.209

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

09 февраля 2021 года                                                         город Воронеж

Ленинский районный суд г. Воронежа в составе:

председательствующего судьи Леденевой И.С.,

при секретаре Сенчаковой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Ермолова Виктора Ивановича к Правительству Воронежской области о возложении обязанности провести капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном жилом доме,

УСТАНОВИЛ:

Ермолов В.И. обратился в Ленинский районный суд г.Воронежа с указанным иском к Правительству Воронежской области, ссылаясь на то, что он является собственником <адрес>. С 15 апреля 2017 года многоквартирный жилой <адрес> в соответствии с ч. 2 п. 1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ находится в непосредственном управлении собственников помещений в МКД.

15.04.2019 собственники помещений многоквартирного жилого <адрес> обратились в Комиссию по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах с заявлением о проведении капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома и переносе сроков ремонта. Заявление принято к рассмотрению без замечаний. На заявление получен ответ Департамента ЖКХ и Э Воронежской области от 14.05.2019г. № 65-11/2329. На последующее запросы был получен ответ Департамента ЖКХ и Э Воронежской области от 06.02.2020г. №65-11/484, из которого следует, что многоквартирный <адрес> городского округа город Воронеж будет исключен из региональной Программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Воронежской области на 2014-2044 годы, т. к. имеет в своем составе менее чем пять квартир. Вопросом проведения дальнейшего капитального ремонта общего имущества многоквартирного <адрес> ЖКХ и Э - заниматься не может.

Ссылаясь на положения разд. IX ЖК РФ, истец указывает, что свои обязанности, установленные действующим законодательством в отношении капитального ремонта многоквартирного жилого <адрес> ответчик не исполнил, порядок финансирования домов, исключенных из региональной программы и имеющих в своем составе менее чем пять квартир, не определен. Прошло более шести месяцев и согласно ч.2 п.1 ст.168 ЖК РФ субъектом Российской Федерации должен быть принят соответствующий акт.

20.03.2020 года истец обратился с заявлением к председателю правительства Воронежской области, по вопросу капитального ремонта многоквартирного жилого дома, в котором, руководствуясь ч.2 п.1 ст. 168 Жилищного Кодекса РФ, просил обязать администрацию Воронежской области оформить решение об исключении многоквартирного жилого <адрес> из программы капитального ремонта правовым актом либо определить порядок, сроки проведения капитального ремонта общего имущества МКД и источник финансирования реконструкции или сноса этого дома либо иные мероприятия, предусмотренные ЖК РФ по капитальному ремонту общего имущества МКД и обеспечивающие жилищные права собственников жилых помещений.

Согласно ответу департамента ЖКХ и Воронежской области от 10.04.2020г. № 65-11/2014 отказ оформить соответствующее решение мотивирован тем, что дом будет исключен из региональной Программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Воронежской области на 2014-2044 годы, т. к. имеет в своем составе менее чем пять квартир.

17.03.2020 года истец обратился с заявлением к руководителю администрации городского округа город Воронеж по вопросу капитального ремонта многоквартирного жилого дома, в котором просил дать разъяснения собственникам о принимаемых мерах по проведению капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов администрацией муниципального образования городской округ город Воронеж, по выполнению требований статьи 190.1 Жилищного кодекса РФ, и о том, какие мероприятия должны выполнить или провести собственники, чтобы воспользоваться своим жилищным правом, если капитальный ремонт общего имущества дома на дату приватизации первого жилого помещения в многоквартирном доме не проводился.

На заявление получен ответ из управления ЖКХ городского округа город Воронеж письмо от 13.04.2020г. № 13991777, согласно которому отказ проводить капитальный ремонт общего имущества многоквартирного жилого <адрес> мотивирован тем, что бывший наймодатель тепличный с/х «Советский» не передал должным образом дом в собственность муниципального образования городского округа г. Воронеж. Капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, не включенных в региональную программу, администрация городского округа город Воронеж не рассматривает. Вопрос проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирного <адрес> до даты приватизации первого жилого помещения многоквартирного дома не относится к компетенции администрации городского округа город Воронеж.

Ссылаясь на положения ст. 166-191 ЖК РФ, просил обязать Администрацию - Правительство Воронежской области в соответствии части 2 пункт 1 статьи 168 Жилищного Кодекса РФ в первоочередном порядке в течение 1 года с момента вынесения решения суда по настоящему делу провести капитальный ремонт общего имущества в многоквартирный жилой <адрес>, выполнить заявленные собственниками виды работ: ремонт фасадов дома с их утеплением, ремонт фундамента дома с его утеплением и ремонт отмостков дома с учетом того, что данное мероприятие должно предусматриваться в многоквартирных домах, в которых требовалось проведение капитального ремонта на дату приватизации первого жилого помещения, при условии что такой капитальный ремонт не проведен на дату утверждения или актуализации региональной программы капитального ремонта; взыскать с ответчика в свою пользу расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей 00 копеек.

В судебном заседании исковые требования истцом были уточнены, просит суд обязать Правительство Воронежской области в соответствии части 2 пункт 1 статьи 168 Жилищного Кодекса РФ в течение 3-х лет с момента вынесения решения суда по настоящему делу провести капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном жилом доме <адрес>, выполнить заявленные собственниками виды работ: ремонт фасадов дома с их утеплением, ремонт фундамента дома с его утеплением и ремонт отмостков дома, с учетом того, что такой капитальный ремонт не проведен на дату утверждения или актуализации региональной программы капитального ремонта, взыскать с ответчика в свою пользу расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей 00 копеек.

Протокольным определением Ленинского районного суда г.Воронежа от 20.10.2020 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены департамент жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области, Мещеряков А.В., Портнова О.Е., Ермолов В.В.

Протокольным определением Ленинского районного суда г.Воронежа от 01.12.2020 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Воронежской области.

В судебном заседании истец Ермолов В.И. и его представитель по ходатайству Сивко В.Г. исковые требования поддержали по доводам, изложенным в исковом заявлении, уточненном заявлении и письменных пояснениях (л.д.149-153, 168-174, л.д. 233-239).

Представитель ответчика правительства Воронежской области по доверенности и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области по доверенности Сотникова Н.В. против удовлетворения исковых требований возражала по доводам, изложенным в письменных возражениях (л.д.154-155, 188-189, л.д. 240-243).

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора Мещеряков А.В., Портнова О.Е., Ермолов В.В., представитель Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Воронежской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие. Согласно заявлениям, Портнова О.Е., Ермолов В.В. исковые требования поддерживают (л.д. 207, 226, 227).

Представитель третьего лица ФКР МКД ВО по доверенности Колтунов А.В. в судебном заседании 09.02.2021 г. против удовлетворения исковых требований возражал по доводам, изложенным в письменных пояснениях (л.д. 211-212).

Выслушав истца, его представителя, представителя ответчика и третьего лица, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором.

Региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Очередность проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяется в региональной программе капитального ремонта исходя из критериев, которые установлены законом субъекта Российской Федерации и могут быть дифференцированы по муниципальным образованиям (части 1 и 3 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В силу части 6 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта, требования к таким программам, порядок предоставления органами местного самоуправления сведений, необходимых для подготовки таких программ, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с указанным кодексом.

В развитие приведенных положений федерального законодательства принят Закон Воронежской области от 08.07.2013 N 106-ОЗ "О порядке подготовки и утверждения региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Воронежской области".

Согласно п.1 ч.2 ст. 168 Жилищного кодекса РФ в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в региональную программу капитального ремонта могут не включаться дома, в которых имеется менее чем пять квартир.

Как установлено в судебном заседании и усматривается из материалов гражданского дела, истец Ермолов В.И. является собственником ? доли в праве общей долевой собственности на <адрес> (л.д.17). Сособственником ? доли квартиры является Ермолов Владимир Викторович (л.д. 209).

Собственником <адрес> является Мещеряков Александр Викторович, собственником <адрес> является Портнова Ольга Евгеньевна (л.д.145, 146, 147).

Согласно техническому паспорту на жилой дом и земельный <адрес>, составленному ГУП ВО «Воронежоблтехинвентаризация» БТИ Советского района г.Воронежа по состоянию на 19.11.2008 г., год постройки жилого дома – 1973 год (л.д.44-61).

В соответствии с сообщением руководителя департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 28.12.2020 №52-12/7797 в государственную собственность <адрес> не передавался (л.д.194).

Жилые помещения, расположенные по адресу: <адрес>, в реестре муниципального имущества (жилые объекты) не учитываются, в муниципальную собственность городского округа город Воронеж не передавались, что подтверждается ответом управления жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж от 17.12.2020 №1553660 (л.д.167).

На дату приватизации первого жилого помещения собственником многоквартирного <адрес> являлся совхоз «Советский» (л.д.191).

Решением Центрального районного суда г.Воронежа от 30.11.2015 г. (Гр. дело №2-6272/2015) жилой <адрес> признан многоквартирным (л.д.62-64).

Определением Центрального районного суда г.Воронежа от 14.06.2016 г. (Гр. дело №2-2516/2016) между Ермоловым В.И. и правительством Воронежской области было утверждено мировое соглашение, по условиям которого правительство Воронежской области обязалось в срок 31.12.2016 г. внести изменения в постановление правительства Воронежской области от 06.03.2016 №183 «Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Воронежской области на 2014-2044 годы» в части включения в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Воронежской области на 2014-2044 годы многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> (л.д.35, 35об).

Постановлением правительства Воронежской области от 06.03.2014 N 183 утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Воронежской области на 2014 - 2044 годы.

Приложением к названной Региональной программе является Перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории Воронежской области, за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном правительством Российской Федерации порядком аварийными и подлежащими сносу.

Постановлением Правительства Воронежской обл. от 06.09.2016 N 657 "О внесении изменений в постановление правительства Воронежской области от 06.03.2014 N 183" приложение N 1 к региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Воронежской области на 2014 - 2044 годы изложено в новой редакции согласно приложению, согласно которому вышеуказанный жилой дом предусмотрен в Перечне.

В соответствии с первоначальным Перечнем проведение капитального ремонта многоквартирного дома по адресу: <адрес> запланировано на 2020-2025 годы (пункт 242 Перечня по городскому округу город Воронеж).

Региональная программа (в редакции от 23.12.2016 N 983) предусматривала ремонт крыши, ремонт фасада многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> в 2023-2025 гг., ремонт системы водоотведения, ремонт крыши, ремонт фундамента в 2032-2034 гг., ремонт системы ХВС в 2038-2040 гг. (пункт 4831 Перечня).

В соответствии с протоколом общего собрания собственников многоквартирного <адрес> от 15.04.2017 г. собственниками МКД принято решение о переносе срока проведения работ по капитальному ремонта общего имущества многоквартирного дома с 2023-2025гг. на 2017-2018 гг. (л.д.65-76).

16.04.2019 г. истец подал в комиссию по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области заявление о переносе срока проведения капитального ремонта МКД (л.д.18-19).

Комиссией по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области на заседании от 21.09.2017 г. принято решение о необходимости переноса срока проведения капитального ремонта в части работ по ремонту крыши на 2017-2019 гг., положительного решения о переносе срока ремонта фасада принято не было (л.д.81-88).

О результатах рассмотрения заявления о переносе срока капитального ремонта МКД Ермолову В.И. сообщено письмами департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 14.09.2017 № 01-21-2153 (л.д.78), от 23.10.2017 № 01-221-2455 (л.д.80).

Из письменных пояснений Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Воронежской области следует, что в рамках программы капитального ремонта в <адрес> по адресу <адрес> были выполнены работы по переустройству невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройству выходов на кровлю, работы выполняло ООО "РегионТехСтрой» по договору от 18.12.2018 г., стоимость работ составила 2 258 178 рублей. Согласно справке по лицевому счету , начисление Фондом (13038,96 руб.) и последующая оплата взносов на капитальный ремонт Ермоловым В.И. (13038,96 руб.) производились по апрель 2019 года. Данные обстоятельства в судебном заседании не оспаривались.

Оплата взносов на проведение капитального ремонта <адрес> с собственников МКД не взимается с апреля 2019 года.

Законом Воронежской области от 08.04.2019 N 33-ОЗ внесены изменения в Закон Воронежской области от 8 июля 2013 года N 106-ОЗ "О порядке подготовки и утверждения региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Воронежской области", согласно подпункту б пункта 2 части 1 статьи 3 в ред. Закона Воронежской области от 08.04.2019 N 33-ОЗ установлено, что Региональная программа включает в себя перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории Воронежской области (в том числе многоквартирных домов, все помещения в которых принадлежат одному собственнику), за исключением многоквартирных домов, в которых имеется менее чем пять квартир.

Постановлением Правительства Воронежской обл. от 22.12.2020 N 1118 "О внесении изменений в постановление правительства Воронежской области от 06.03.2014 N 183" Приложение N 1 к региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Воронежской области на 2014 - 2044 годы изложено в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению (п. 1.2), согласно которому многоквартирный жилой <адрес> исключен из региональной программы.

Исключение многоквартирного жилого <адрес> из Региональной программы истцом в установленном законом порядке не оспорено.

Также истцом не оспорены решения комиссии по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирного жилого <адрес>. При этом заслуживают внимания доводы ответчика о том, что накопленные на счете ФКР МКД ВО денежные средства были израсходованы на ремонт кровли в 2019 году, с апреля 2019 года взносы на капитальный ремонт с собственников МКД не взималась, фактически проведение капитального ремонта в 2020 году было невозможно, что в силу положений пп. «б» п.4.1 Порядка внесения изменений в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Воронежской области на 2014 - 2044 годы, утв. Постановлением Правительства Воронежской обл. от 21.12.2016 N 964 является основанием для принятия решения об отказе внесения изменений в региональную программу, предусматривающих перенос срока капитального ремонта на более ранний срок, расширение перечня услуг и (или) работ по капитальному ремонту, установленного региональной программой, в случае если размер фактических поступлений взносов на капитальный ремонт составляет менее чем девяносто процентов от размера представленных к оплате счетов.

То обстоятельство, что многоквартирный дом нуждался в капитальном ремонте на момент его исключения из Региональной программы, само по себе не влечёт обязанность финансирования капитального ремонта за счет бюджета субъекта РФ.

Ссылка истца в обоснование исковых требований на п.1 ч.2 ст. 168 Жилищного кодекса РФ, согласно которому нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации должны быть определены порядок, сроки проведения и источники финансирования реконструкции или сноса этих домов либо иных мероприятий не позднее чем через шесть месяцев со дня утверждения региональной программы капитального ремонта или принятия решения об исключении многоквартирных домов из такой программы, является несостоятельной, поскольку такой порядок предусмотрен для многоквартирных домов, физический износ основных конструктивных элементов (крыша, стены, фундамент) которых превышает семьдесят процентов, и (или) многоквартирных домов, в которых совокупная стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту конструктивных элементов и внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений превышает стоимость, определенную нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации и к предмету настоящего спора неприменим.

Иных оснований для возложения на ответчика обязанности по проведению капитального ремонта многоквартирного <адрес> в заявленном истцом объеме также в судебном заседании также не установлено.

Статьей 16 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" установлено сохранение за бывшим наймодателем обязанности производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда, если он не был произведен им до приватизации гражданином жилого помещения в доме, требующем капитального ремонта.

Федеральным законом от 20 декабря 2017 года N 399-ФЗ Жилищный кодекс Российской Федерации был дополнен статьей 190.1, устанавливающей особенности организации капитального ремонта многоквартирных домов, в которых требовалось проведение такого ремонта на дату приватизации первого жилого помещения, а в статью 16 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" было внесено уточнение в виде отсылки к жилищному законодательству Российской Федерации в части установления порядка проведения капитального ремонта указанных многоквартирных домов бывшим наймодателем.

Из части 1 статьи 190.1 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что возложение обязанности по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на дату приватизации первого жилого помещения в многоквартирном доме выступать соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве собственника жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, являвшиеся наймодателем (то есть на бывшего наймодателя), возможно лишь в том случае, если до даты приватизации первого жилого помещения в многоквартирном доме такой дом был включен в перспективный и (или) годовой план капитального ремонта жилищного фонда в соответствии с нормами о порядке разработки планов капитального ремонта жилищного фонда, действовавшими на указанную дату, но капитальный ремонт на дату приватизации первого жилого помещения проведен не был, и при условии, что капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме после даты приватизации первого жилого помещения до даты включения такого многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта не проводился за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета.

Таким образом, возложение обязанности по капитальному ремонту многоквартирного дома в полном объеме на бывшего наймодателя возможно в том случае, если к моменту приватизации первой квартиры в многоквартирном доме данный дом уже требовал проведения капитального ремонта.

Истцом не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что на дату приватизации первого жилого помещения правительство Воронежской области как орган государственной власти субъекта Российской Федерации выступало в качестве собственника, наймодателя жилых помещений <адрес>, равно как и доказательств, подтверждающих необходимость проведения капитального ремонта <адрес> на дату приватизации первого жилого помещения.

Исходя из вышеизложенного, оснований для возложения на ответчика – правительство Воронежской области обязанности по проведению капитального ремонта многоквартирного <адрес> не имеется.

При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Ермолова Виктора Ивановича к Правительству Воронежской области о возложении обязанности провести капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном жилом доме - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г.Воронежа в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                                    И.С. Леденева

Решение в окончательной форме изготовлено 16.02.2021 г.

УИД 36RS0004-01-2020-003949-08

Дело 2-71/2021 (2-3909/2020)

Строка 2.209

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

09 февраля 2021 года                                                         город Воронеж

Ленинский районный суд г. Воронежа в составе:

председательствующего судьи Леденевой И.С.,

при секретаре Сенчаковой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Ермолова Виктора Ивановича к Правительству Воронежской области о возложении обязанности провести капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном жилом доме,

УСТАНОВИЛ:

Ермолов В.И. обратился в Ленинский районный суд г.Воронежа с указанным иском к Правительству Воронежской области, ссылаясь на то, что он является собственником <адрес>. С 15 апреля 2017 года многоквартирный жилой <адрес> в соответствии с ч. 2 п. 1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ находится в непосредственном управлении собственников помещений в МКД.

15.04.2019 собственники помещений многоквартирного жилого <адрес> обратились в Комиссию по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах с заявлением о проведении капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома и переносе сроков ремонта. Заявление принято к рассмотрению без замечаний. На заявление получен ответ Департамента ЖКХ и Э Воронежской области от 14.05.2019г. № 65-11/2329. На последующее запросы был получен ответ Департамента ЖКХ и Э Воронежской области от 06.02.2020г. №65-11/484, из которого следует, что многоквартирный <адрес> городского округа город Воронеж будет исключен из региональной Программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Воронежской области на 2014-2044 годы, т. к. имеет в своем составе менее чем пять квартир. Вопросом проведения дальнейшего капитального ремонта общего имущества многоквартирного <адрес> ЖКХ и Э - заниматься не может.

Ссылаясь на положения разд. IX ЖК РФ, истец указывает, что свои обязанности, установленные действующим законодательством в отношении капитального ремонта многоквартирного жилого <адрес> ответчик не исполнил, порядок финансирования домов, исключенных из региональной программы и имеющих в своем составе менее чем пять квартир, не определен. Прошло более шести месяцев и согласно ч.2 п.1 ст.168 ЖК РФ субъектом Российской Федерации должен быть принят соответствующий акт.

20.03.2020 года истец обратился с заявлением к председателю правительства Воронежской области, по вопросу капитального ремонта многоквартирного жилого дома, в котором, руководствуясь ч.2 п.1 ст. 168 Жилищного Кодекса РФ, просил обязать администрацию Воронежской области оформить решение об исключении многоквартирного жилого <адрес> из программы капитального ремонта правовым актом либо определить порядок, сроки проведения капитального ремонта общего имущества МКД и источник финансирования реконструкции или сноса этого дома либо иные мероприятия, предусмотренные ЖК РФ по капитальному ремонту общего имущества МКД и обеспечивающие жилищные права собственников жилых помещений.

Согласно ответу департамента ЖКХ и Воронежской области от 10.04.2020г. № 65-11/2014 отказ оформить соответствующее решение мотивирован тем, что дом будет исключен из региональной Программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Воронежской области на 2014-2044 годы, т. к. имеет в своем составе менее чем пять квартир.

17.03.2020 года истец обратился с заявлением к руководителю администрации городского округа город Воронеж по вопросу капитального ремонта многоквартирного жилого дома, в котором просил дать разъяснения собственникам о принимаемых мерах по проведению капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов администрацией муниципального образования городской округ город Воронеж, по выполнению требований статьи 190.1 Жилищного кодекса РФ, и о том, какие мероприятия должны выполнить или провести собственники, чтобы воспользоваться своим жилищным правом, если капитальный ремонт общего имущества дома на дату приватизации первого жилого помещения в многоквартирном доме не проводился.

На заявление получен ответ из управления ЖКХ городского округа город Воронеж письмо от 13.04.2020г. № 13991777, согласно которому отказ проводить капитальный ремонт общего имущества многоквартирного жилого <адрес> мотивирован тем, что бывший наймодатель тепличный с/х «Советский» не передал должным образом дом в собственность муниципального образования городского округа г. Воронеж. Капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, не включенных в региональную программу, администрация городского округа город Воронеж не рассматривает. Вопрос проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирного <адрес> до даты приватизации первого жилого помещения многоквартирного дома не относится к компетенции администрации городского округа город Воронеж.

Ссылаясь на положения ст. 166-191 ЖК РФ, просил обязать Администрацию - Правительство Воронежской области в соответствии части 2 пункт 1 статьи 168 Жилищного Кодекса РФ в первоочередном порядке в течение 1 года с момента вынесения решения суда по настоящему делу провести капитальный ремонт общего имущества в многоквартирный жилой <адрес>, выполнить заявленные собственниками виды работ: ремонт фасадов дома с их утеплением, ремонт фундамента дома с его утеплением и ремонт отмостков дома с учетом того, что данное мероприятие должно предусматриваться в многоквартирных домах, в которых требовалось проведение капитального ремонта на дату приватизации первого жилого помещения, при условии что такой капитальный ремонт не проведен на дату утверждения или актуализации региональной программы капитального ремонта; взыскать с ответчика в свою пользу расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей 00 копеек.

В судебном заседании исковые требования истцом были уточнены, просит суд обязать Правительство Воронежской области в соответствии части 2 пункт 1 статьи 168 Жилищного Кодекса РФ в течение 3-х лет с момента вынесения решения суда по настоящему делу провести капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном жилом доме <адрес>, выполнить заявленные собственниками виды работ: ремонт фасадов дома с их утеплением, ремонт фундамента дома с его утеплением и ремонт отмостков дома, с учетом того, что такой капитальный ремонт не проведен на дату утверждения или актуализации региональной программы капитального ремонта, взыскать с ответчика в свою пользу расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей 00 копеек.

Протокольным определением Ленинского районного суда г.Воронежа от 20.10.2020 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены департамент жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области, Мещеряков А.В., Портнова О.Е., Ермолов В.В.

Протокольным определением Ленинского районного суда г.Воронежа от 01.12.2020 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Воронежской области.

В судебном заседании истец Ермолов В.И. и его представитель по ходатайству Сивко В.Г. исковые требования поддержали по доводам, изложенным в исковом заявлении, уточненном заявлении и письменных пояснениях (л.д.149-153, 168-174, л.д. 233-239).

Представитель ответчика правительства Воронежской области по доверенности и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области по доверенности Сотникова Н.В. против удовлетворения исковых требований возражала по доводам, изложенным в письменных возражениях (л.д.154-155, 188-189, л.д. 240-243).

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора Мещеряков А.В., Портнова О.Е., Ермолов В.В., представитель Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Воронежской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие. Согласно заявлениям, Портнова О.Е., Ермолов В.В. исковые требования поддерживают (л.д. 207, 226, 227).

Представитель третьего лица ФКР МКД ВО по доверенности Колтунов А.В. в судебном заседании 09.02.2021 г. против удовлетворения исковых требований возражал по доводам, изложенным в письменных пояснениях (л.д. 211-212).

Выслушав истца, его представителя, представителя ответчика и третьего лица, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором.

Региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Очередность проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяется в региональной программе капитального ремонта исходя из критериев, которые установлены законом субъекта Российской Федерации и могут быть дифференцированы по муниципальным образованиям (части 1 и 3 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В силу части 6 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта, требования к таким программам, порядок предоставления органами местного самоуправления сведений, необходимых для подготовки таких программ, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с указанным кодексом.

В развитие приведенных положений федерального законодательства принят Закон Воронежской области от 08.07.2013 N 106-ОЗ "О порядке подготовки и утверждения региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Воронежской области".

Согласно п.1 ч.2 ст. 168 Жилищного кодекса РФ в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в региональную программу капитального ремонта могут не включаться дома, в которых имеется менее чем пять квартир.

Как установлено в судебном заседании и усматривается из материалов гражданского дела, истец Ермолов В.И. является собственником ? доли в праве общей долевой собственности на <адрес> (л.д.17). Сособственником ? доли квартиры является Ермолов Владимир Викторович (л.д. 209).

Собственником <адрес> является Мещеряков Александр Викторович, собственником <адрес> является Портнова Ольга Евгеньевна (л.д.145, 146, 147).

Согласно техническому паспорту на жилой дом и земельный <адрес>, составленному ГУП ВО «Воронежоблтехинвентаризация» БТИ Советского района г.Воронежа по состоянию на 19.11.2008 г., год постройки жилого дома – 1973 год (л.д.44-61).

В соответствии с сообщением руководителя департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 28.12.2020 №52-12/7797 в государственную собственность <адрес> не передавался (л.д.194).

Жилые помещения, расположенные по адресу: <адрес>, в реестре муниципального имущества (жилые объекты) не учитываются, в муниципальную собственность городского округа город Воронеж не передавались, что подтверждается ответом управления жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж от 17.12.2020 №1553660 (л.д.167).

На дату приватизации первого жилого помещения собственником многоквартирного <адрес> являлся совхоз «Советский» (л.д.191).

Решением Центрального районного суда г.Воронежа от 30.11.2015 г. (Гр. дело №2-6272/2015) жилой <адрес> признан многоквартирным (л.д.62-64).

Определением Центрального районного суда г.Воронежа от 14.06.2016 г. (Гр. дело №2-2516/2016) между Ермоловым В.И. и правительством Воронежской области было утверждено мировое соглашение, по условиям которого правительство Воронежской области обязалось в срок 31.12.2016 г. внести изменения в постановление правительства Воронежской области от 06.03.2016 №183 «Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Воронежской области на 2014-2044 годы» в части включения в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Воронежской области на 2014-2044 годы многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> (л.д.35, 35об).

Постановлением правительства Воронежской области от 06.03.2014 N 183 утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Воронежской области на 2014 - 2044 годы.

Приложением к названной Региональной программе является Перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории Воронежской области, за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном правительством Российской Федерации порядком аварийными и подлежащими сносу.

Постановлением Правительства Воронежской обл. от 06.09.2016 N 657 "О внесении изменений в постановление правительства Воронежской области от 06.03.2014 N 183" приложение N 1 к региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Воронежской области на 2014 - 2044 годы изложено в новой редакции согласно приложению, согласно которому вышеуказанный жилой дом предусмотрен в Перечне.

В соответствии с первоначальным Перечнем проведение капитального ремонта многоквартирного дома по адресу: <адрес> запланировано на 2020-2025 годы (пункт 242 Перечня по городскому округу город Воронеж).

Региональная программа (в редакции от 23.12.2016 N 983) предусматривала ремонт крыши, ремонт фасада многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> в 2023-2025 гг., ремонт системы водоотведения, ремонт крыши, ремонт фундамента в 2032-2034 гг., ремонт системы ХВС в 2038-2040 гг. (пункт 4831 Перечня).

В соответствии с протоколом общего собрания собственников многоквартирного <адрес> от 15.04.2017 г. собственниками МКД принято решение о переносе срока проведения работ по капитальному ремонта общего имущества многоквартирного дома с 2023-2025гг. на 2017-2018 гг. (л.д.65-76).

16.04.2019 г. истец подал в комиссию по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области заявление о переносе срока проведения капитального ремонта МКД (л.д.18-19).

Комиссией по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области на заседании от 21.09.2017 г. принято решение о необходимости переноса срока проведения капитального ремонта в части работ по ремонту крыши на 2017-2019 гг., положительного решения о переносе срока ремонта фасада принято не было (л.д.81-88).

О результатах рассмотрения заявления о переносе срока капитального ремонта МКД Ермолову В.И. сообщено письмами департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 14.09.2017 № 01-21-2153 (л.д.78), от 23.10.2017 № 01-221-2455 (л.д.80).

Из письменных пояснений Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Воронежской области следует, что в рамках программы капитального ремонта в <адрес> по адресу <адрес> были выполнены работы по переустройству невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройству выходов на кровлю, работы выполняло ООО "РегионТехСтрой» по договору от 18.12.2018 г., стоимость работ составила 2 258 178 рублей. Согласно справке по лицевому счету , начисление Фондом (13038,96 руб.) и последующая оплата взносов на капитальный ремонт Ермоловым В.И. (13038,96 руб.) производились по апрель 2019 года. Данные обстоятельства в судебном заседании не оспаривались.

Оплата взносов на проведение капитального ремонта <адрес> с собственников МКД не взимается с апреля 2019 года.

Законом Воронежской области от 08.04.2019 N 33-ОЗ внесены изменения в Закон Воронежской области от 8 июля 2013 года N 106-ОЗ "О порядке подготовки и утверждения региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Воронежской области", согласно подпункту б пункта 2 части 1 статьи 3 в ред. Закона Воронежской области от 08.04.2019 N 33-ОЗ установлено, что Региональная программа включает в себя перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории Воронежской области (в том числе многоквартирных домов, все помещения в которых принадлежат одному собственнику), за исключением многоквартирных домов, в которых имеется менее чем пять квартир.

Постановлением Правительства Воронежской обл. от 22.12.2020 N 1118 "О внесении изменений в постановление правительства Воронежской области от 06.03.2014 N 183" Приложение N 1 к региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Воронежской области на 2014 - 2044 годы изложено в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению (п. 1.2), согласно которому многоквартирный жилой <адрес> исключен из региональной программы.

Исключение многоквартирного жилого <адрес> из Региональной программы истцом в установленном законом порядке не оспорено.

Также истцом не оспорены решения комиссии по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирного жилого <адрес>. При этом заслуживают внимания доводы ответчика о том, что накопленные на счете ФКР МКД ВО денежные средства были израсходованы на ремонт кровли в 2019 году, с апреля 2019 года взносы на капитальный ремонт с собственников МКД не взималась, фактически проведение капитального ремонта в 2020 году было невозможно, что в силу положений пп. «б» п.4.1 Порядка внесения изменений в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Воронежской области на 2014 - 2044 годы, утв. Постановлением Правительства Воронежской обл. от 21.12.2016 N 964 является основанием для принятия решения об отказе внесения изменений в региональную программу, предусматривающих перенос срока капитального ремонта на более ранний срок, расширение перечня услуг и (или) работ по капитальному ремонту, установленного региональной программой, в случае если размер фактических поступлений взносов на капитальный ремонт составляет менее чем девяносто процентов от размера представленных к оплате счетов.

То обстоятельство, что многоквартирный дом нуждался в капитальном ремонте на момент его исключения из Региональной программы, само по себе не влечёт обязанность финансирования капитального ремонта за счет бюджета субъекта РФ.

Ссылка истца в обоснование исковых требований на п.1 ч.2 ст. 168 Жилищного кодекса РФ, согласно которому нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации должны быть определены порядок, сроки проведения и источники финансирования реконструкции или сноса этих домов либо иных мероприятий не позднее чем через шесть месяцев со дня утверждения региональной программы капитального ремонта или принятия решения об исключении многоквартирных домов из такой программы, является несостоятельной, поскольку такой порядок предусмотрен для многоквартирных домов, физический износ основных конструктивных элементов (крыша, стены, фундамент) которых превышает семьдесят процентов, и (или) многоквартирных домов, в которых совокупная стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту конструктивных элементов и внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений превышает стоимость, определенную нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации и к предмету настоящего спора неприменим.

Иных оснований для возложения на ответчика обязанности по проведению капитального ремонта многоквартирного <адрес> в заявленном истцом объеме также в судебном заседании также не установлено.

Статьей 16 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" установлено сохранение за бывшим наймодателем обязанности производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда, если он не был произведен им до приватизации гражданином жилого помещения в доме, требующем капитального ремонта.

Федеральным законом от 20 декабря 2017 года N 399-ФЗ Жилищный кодекс Российской Федерации был дополнен статьей 190.1, устанавливающей особенности организации капитального ремонта многоквартирных домов, в которых требовалось проведение такого ремонта на дату приватизации первого жилого помещения, а в статью 16 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" было внесено уточнение в виде отсылки к жилищному законодательству Российской Федерации в части установления порядка проведения капитального ремонта указанных многоквартирных домов бывшим наймодателем.

Из части 1 статьи 190.1 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что возложение обязанности по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на дату приватизации первого жилого помещения в многоквартирном доме выступать соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве собственника жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, являвшиеся наймодателем (то есть на бывшего наймодателя), возможно лишь в том случае, если до даты приватизации первого жилого помещения в многоквартирном доме такой дом был включен в перспективный и (или) годовой план капитального ремонта жилищного фонда в соответствии с нормами о порядке разработки планов капитального ремонта жилищного фонда, действовавшими на указанную дату, но капитальный ремонт на дату приватизации первого жилого помещения проведен не был, и при условии, что капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме после даты приватизации первого жилого помещения до даты включения такого многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта не проводился за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета.

Таким образом, возложение обязанности по капитальному ремонту многоквартирного дома в полном объеме на бывшего наймодателя возможно в том случае, если к моменту приватизации первой квартиры в многоквартирном доме данный дом уже требовал проведения капитального ремонта.

Истцом не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что на дату приватизации первого жилого помещения правительство Воронежской области как орган государственной власти субъекта Российской Федерации выступало в качестве собственника, наймодателя жилых помещений <адрес>, равно как и доказательств, подтверждающих необходимость проведения капитального ремонта <адрес> на дату приватизации первого жилого помещения.

Исходя из вышеизложенного, оснований для возложения на ответчика – правительство Воронежской области обязанности по проведению капитального ремонта многоквартирного <адрес> не имеется.

При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Ермолова Виктора Ивановича к Правительству Воронежской области о возложении обязанности провести капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном жилом доме - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г.Воронежа в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                                    И.С. Леденева

Решение в окончательной форме изготовлено 16.02.2021 г.

1версия для печати

2-71/2021 (2-3909/2020;) ~ М-3380/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Ермолов Виктор Иванович
Ответчики
Правительство Воронежской области
Другие
Департамент жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области
Фонд капитального ремонта многоквартирных домов ВО
Мещеряков Александр Викторович
Портнова Ольга Евгеньевна
Ермолов Владимир Викторович
Суд
Ленинский районный суд г. Воронежа
Судья
Леденева Ирина Сергеевна
Дело на странице суда
lensud--vrn.sudrf.ru
10.08.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.08.2020Передача материалов судье
17.08.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.08.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
10.09.2020Предварительное судебное заседание
20.10.2020Предварительное судебное заседание
01.12.2020Предварительное судебное заседание
12.01.2021Предварительное судебное заседание
02.02.2021Судебное заседание
09.02.2021Судебное заседание
16.02.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.03.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее