Дело № 2 - 1580/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
4 мая 2016 года с. Старосубхангулово
Белорецкий межрайонный суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Мустафиной З.З.,
при секретаре Валиуллиной Р.А.,
с участием представителя истца: прокурора Бурзянского района РБ Гаиткулова Ф.Р.,
заинтересованное лицо Юламановой Д.Д.,
представителя органа опеки и попечительства в Бурзянском районе РБ - Гайсиной Л.З.,
представителя ответчика: администрации муниципального района Бурзянский район Республики Башкортостан Махмутова И.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Бурзянского района в интересах Юламановой Д.Д. к администрации муниципального района Бурзянский район Республики Башкортостан и Правительству Республики Башкортостан о предоставлении благоустроенного, соответствующего санитарно-техническим требованиям, жилого помещения специализированного жилого фонда общей площадью не менее 18 кв.м. и заключении с Юламановой Д.Д, договора найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Бурзянского района РБ в интересах Юламановой Д.Д. обратился в суд с иском к администрации муниципального района Бурзянский район Республики Башкортостан и Правительству Республики Башкортостан о предоставлении благоустроенного, соответствующего санитарно-техническим требованиям, жилого помещения специализированного жилого фонда общей площадью не менее 18 кв.м. и заключении с Юламановой Д.Д, договора найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет, указав, что проведенная по поступившему обращению проверка показала, что в нарушение установленных норм федерального и республиканского законодательства жилье для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, надлежащим образом не выделяется.Установлено, что Юламанова Д.Д., ..., относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспеченны соответствии с законом жилых помещением. Мать - мать Ю.З.А. умерла .... Отец отец Ю.Д.Ш. решением Бурзянского районного суда РБ от ... лишен родительских прав. Таким образом, не достигнув 18 лет Юламанова Д.Д. осталась без родителей.Постановлением главы администрации муниципального района Бурзянский район РБ от ... №... Д.Д. поставлена на учет, для получения бесплатного жилья. На сегодняшний день ей жилье не предоставлено.Согласно ч. 1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, на обеспечение права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах. Просит обязать администрацию муниципального района Бурзянский район РБ, Правительство Республики Башкортостан предоставить Юламановой Д.Д., соответствующее санитарно-техническимтребованиям, жилое помещение специализированного жилищного фонда общей площадью не менее 18 кв.м. и заключить с ней договор найм; специализированного помещения сроком на 5 лет.Обязать Правительство Республики Башкортостан профинансировать предоставление Юламановой Д.Д. благоустроенного санитарно-техническимтребованиям, жилое помещение специализированного жилищного фонда общей площадью не менее 18 кв.м.
В судебном заседании прокурор поддерживает исковое заявление по этим же основаниям.
Юламанова Д.Д. поддержала иск прокурора.
Представитель органа опеки и попечительства в Бурзянском районе РБ Гайсина Л.З. иск прокурора поддержала, просила удовлетворить.
Представитель ответчика Правительства Республики Башкортостан, судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения надлежащим образом извещен, причины не явки в суд не уведомил.
Представитель ответчика администрации муниципального района Бурзянский район Республики Башкортостан по доверенности Махмутов И.М. в судебное заседание не явился, в своем заявлении указал, что исковые требования прокурора об обеспечении жильем Юламанову Д.Д, признает и обеспечат ее жильем на условиях социального найма специализированного жилищногофонда для детей-сирот в порядке очередности.
Суд, на основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Правительства Республики Башкортостан и представителя администрации муниципального района Бурзянский район Республики Башкортостан по доверенности Махмутова И.М..
Исследовав в судебном заседании и оценив в совокупности все доказательства, имеющие юридическую силу, заслушав лиц, участвующих в деле, суд находит исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11). При этом, как следует из пункта 1 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в статье 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. С учетом положений международно-правовых актов в статье40Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище. Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40Конституции Российской Федерации).
Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Исходя из требований его статьи 26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (пункт 4).
Разрешение вопросов социальной поддержки детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 2).
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства в течение трех месяцев равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии с пунктом 3 ст.8 указанного Федерального закона выпускникам образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящимся на территории Российской Федерации, не имеющим закрепленного жилого помещения, оно предоставляется вне очереди органами исполнительной власти однократно по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или по месту регистрации их рождения, или по месту последнего проживания на территориях соответствующих районов и городов субъектов Российской Федерации, если место их рождения находится за пределами территории Российской Федерации.
По правилам статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ, вступившей в силу с 01 января 2013 года) детям -сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Пунктом 9 названной статьи установлено, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данной статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В судебном заседании установлено, что Юламанова Д.Д. родилась ..., отцом является отец Ю.Д.Ш., матерью является мать Ю.З.А..
Согласно свидетельств о смерти мать Ю.З.А. умерла ..., Отец отец Ю.Д.Ш. решением Бурзянского районного суда РБ от ... лишен родительских прав.
По постановлению главы администрации муниципального района Бурзянский район РБ от ... №...-п установлен факт невозможности проживания Юламановой Д.Д., относящейся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в ранее занимаемом жилом помещении по адресу: ... Юламанова Д.Д. включена в регистрационный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в муниципальном районе Бурзянский район РБ.
Согласно выписке из протокола №... жилищной комиссии сельского поселения Старосубхангуловский сельсовет муниципального района Бурзянский район РБ от ... Юламанова Д.Д.признана, как нуждающаяся в улучшении жилищных условий, поставлена на учет и включена в список, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В суде не оспаривается, что Юламанова Д.Д., ... года рождения, поставлена на учет граждан по предоставлению жилого помещения как из числа - детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ..., но до настоящего времени Юламанова Д.Д.жильем не обеспечена и жилья не имеет.
На основании вышеуказанных требований закона, Юламанова Д.Д., как ребенку, оставшемуся без попечения родителей, должно быть предоставлено жилье, в связи с чем суд удовлетворяет требования прокурора. Она ... поставлена на учет, но жильем не обеспечена.
Подпунктами 1 и 7 п.1 ст.1 Закона РБ от 28 декабря 2005 года № 260 - з «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями РБ» в редакции данного закона от 31.10.2011 года № 451 - з с 01 января 2012 года органы местного самоуправления муниципальных образований наделены государственными полномочиями РБ по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями (п. 7 введен Законом РБ от 04.12.2012 N 609-з), поэтому администрации муниципального района Бурзянский район Республики Башкортостанявляется надлежащим ответчиком по делу.
Руководствуясь ст.ст.194-197ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
иск прокурора Бурзянского района в интересах Юламановой Д.Д. к администрации муниципального района Бурзянский район Республики Башкортостан о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального района Бурзянский район Республики Башкортостан предоставить Юламановой Д.Д., ... года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.
На решение могут быть поданыапелляционная жалоба и апелляционное представлениев Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия через Белорецкий межрайонный суд Республики Башкортостан постоянное судебное присутствие в селе Старосубхангулово Бурзянского района.
Председательствующий судья: З. З. Мустафина