Дело №2-4949/2019
УИД75RS0001-01-2019-005417-10
З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 июля 2019 года г.Чита
Центральный районный суд г. Читы в составе: председательствующего судьи Аксаненко Р.Т.
при секретаре Голубевой Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес> гражданское дело по иску военного прокурора гарнизона Дровяная в защиту интересов Российской Федерации в лице Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по <адрес> к Петрову АН о прекращении права собственности на боевое ручное стрелковое нарезное огнестрельное оружие,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор, действуя в интересах в защиту интересов Российской Федерации в лице Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по <адрес> обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на следующие обстоятельства.
Военной прокуратурой гарнизона Дровяная проведена проверка исполнения законодательства о сохранности оружия и боеприпасов. Проверкой установлено, что на основании счета-наряда № от ДД.ММ.ГГГГ из в/части 55449 (в настоящее время в/часть 59313-47), дислоцированной в <адрес> городок, Совету ВОО ЗабВО <адрес> продан «<данные изъяты> РИ №, 1943 г.в.. В настоящее время указанный карабин принадлежит на праве собственности ответчику Петрову А.Н..
ДД.ММ.ГГГГ Петровым А.Н. в ЦЛРР УФСВНГ РФ по <адрес> получено разрешение РОХа № в соответствии с которым, ответчик имеет право хранения по месту жительства и ношения охотничьего пневматического, огнестрельного оружия либо оружия ограниченного поражения и патронов к нему модели <данные изъяты> №, 1943 г.в..
Образец огнестрельного оружия <данные изъяты>., 1943 года выпуска и относится к боевому ручному стрелковому нарезному, огнестрельному оружию, что подтверждается справкой отдела криминалистических экспертиз и учетов ЭКЦ Забайкальского ЛУ МВД России на транспорте о проведенном баллистическом исследовании №-С от ДД.ММ.ГГГГ. Между тем законных оснований для нахождения в собственности у Петрова А.Н. боевого ручного стрелкового оружия не имеется.
На основании изложенного военный прокурор просит прекратить право собственности Петрова А.Н. на боевое ручное стрелковое нарезное огнестрельное оружие-винтовка системы Мосина серии ПВ № калибра <данные изъяты> года выпуска с передачей указанного оружия в собственность Российской Федерации в лице Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и возмещением бывшему собственнику стоимости имущества.
Просит аннулировать разрешение РОХа № в соответствии с которым Петров А.Н. имеет право хранения по месту жительства и ношение охотничьего пневматического, огнестрельного оружия либо оружия ограниченного поражения и патронов к нему, выданное ДД.ММ.ГГГГ ЦЛРР УМВД России по <адрес> Петрову А.Н. на оружие «<данные изъяты> серии РИ № года выпуска.
Военный прокурор Кратян Р.М. поддержал исковые требования.
В судебном заседании представитель Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, Управления Росгвардии по <адрес> Якимова Н.П. исковые требования поддержала в полном объеме.
Ответчик Петров А.Н. извещенный о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился.
Извещенные о времени и месте рассмотрения дела третьи лица: Министерство обороны Российской Федерации, УМВД России по <адрес>, Военно-охотничье общество Забайкалья-межрегиональная спортивная общественная организация, в/часть 59313-47 (ранее в/ч 55449) представителей в суд не направили.
В соответствии с положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
С 01 января 2018 года на территории Российской Федерации действует Федеральный закон от 03.07.2016 № 226-ФЗ в редакции Федерального закона от 05.12.2017 «О войсках национальной гвардии Российской Федерации», согласно ст.2 которого одной из задач, возложенных на войска национальной гвардии является федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия и в области частной охранной и частной детективной деятельности, а также за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, за деятельностью подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны.
Согласно ст.9 п. 12 названного Закона Войска национальной гвардии наделены полномочиями по осуществлению приема, хранение и уничтожение изъятого, добровольно сданного или найденного огнестрельного, газового, холодного и иного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывных устройств, взрывчатых веществ.
Согласно Положению о Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 30.09.2016 № 510 «О Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации» установлено, что Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации определяет порядок приема, хранения и уничтожения изъятого, добровольно сданного и найденного огнестрельного, газового, холодного и иного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывных устройств и взрывчатых веществ.
Такой порядок определен Приказом Росгвардии от 15.01.2018 № 9 «Об утверждении Порядка приема изъятого, добровольно сданного и найденного огнестрельного, газового, холодного и иного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывных устройств, взрывчатых веществ в войсках национальной гвардии Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.04.2018 № 50806).
Из материалов дела следует, что на основании счета-наряда № от ДД.ММ.ГГГГ из в/части 55449 (в настоящее время в/часть 59313-47), дислоцированной в <адрес> городок, Совету ВОО ЗабВО <адрес> <данные изъяты> №, 1943 г.в.. Указанный карабин принадлежит на праве собственности ответчику ФИО3.
ДД.ММ.ГГГГ Петровым А.Н. в ЦЛРР УМВД РФ по <адрес> получено разрешение РОХа № на хранение и ношение указанного выше оружия.
Справкой отдела криминалистических экспертиз и учетов ЭКЦ Забайкальского ЛУ МВД России на транспорте о проведенном баллистическом исследовании №-С от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что образец огнестрельного оружия «КО-44-1» является снайперской винтовкой системы <данные изъяты> РИ № и относится к боевому ручному стрелковому нарезному, огнестрельному оружию.
Оружие исправно и пригодно для стрельбы. Все части и детали непосредственно участвующие в производстве выстрелов, присущие ручному стрелковому оружию данного образца в наличии, целы и правильно взаимодействуют. Каких-либо конструктивных изменений деталей оружия непосредственно участвующих в производстве выстрела, не обнаружено. В первоначальный набор и компоновку частей (механизмов) изменения не вносились. Изменений в заводские клейма, маркировки и индивидуальный номер оружия не сносилось. Кроме монтажа планки для крепления оптического прицела с левой стороны ствольной коробки, что не влияет на баллистические свойства оружия.
В соответствии с ч.1, п.2 ч.2 ст.235 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом. Принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу (статья 238).
В силу ч. 1 и ч.2 ст.238 ГК РФ если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок. В случаях, когда имущество не отчуждено собственником в сроки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, такое имущество, с учетом его характера и назначения, по решению суда, вынесенному по заявлению государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит принудительной продаже с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо передаче в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, определенной судом. При этом вычитаются затраты на отчуждение имущества.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 13 декабря 1996 года N 150-ФЗ "Об оружии" (далее - Федеральный закон "Об оружии") хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему разрешается юридическим лицам и гражданам, получившим в органах внутренних дел разрешения на хранение или хранение и ношение оружия.
Согласно ст. 28 Федерального закона "Об оружии" контроль за оборотом гражданского и служебного оружия на территории Российской Федерации осуществляют органы внутренних дел и органы, уполномоченные Правительством Российской Федерации выдавать лицензии на производство гражданского и служебного оружия, а также органы государственного надзора за соблюдением государственных стандартов Российской Федерации.
Федеральным законом "Об оружии" от 13.12.1996 N 150-ФЗ (далее - Закон) регулируются правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории Российской Федерации, Закон направлен на защиту жизни и здоровья граждан, собственности, обеспечение общественной безопасности, охрану природы и природных ресурсов, обеспечение развития связанных с использованием спортивного оружия видов спорта, укрепление международного сотрудничества в борьбе с преступностью и незаконным распространением оружия.
В силу статьи 13 Закона право на приобретение огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны, право на приобретение газового оружия, огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны, спортивного оружия, охотничьего оружия, сигнального оружия, холодного клинкового оружия, предназначенного для ношения с национальными костюмами народов Российской Федерации или казачьей формой, имеют граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет.
В соответствии со ст.5 Закона к боевому ручному стрелковому и холодному оружию относится оружие, предназначенное для решения боевых и оперативно-служебных задач, принятое в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации на вооружение государственных военизированных организаций, перечисленных в данной статье, а также отнесенное к продукции военного назначения в соответствии с законодательство Российской Федерации о военно-техническом сотрудничестве с иностранными государствами. Порядок оборота боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях определяется Правительством Российской Федерации.
Правила оборота боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях, в том числе в органах внутренних дел утверждены постановлением Правительства РФ от 15.10.1997 года N 1314 "Об утверждении Правил оборота боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях"(далее-Правила).
Пунктом 1 Правил оборот боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия осуществляется в государственных военизированных организациях, перечень которых содержится в данном пункте.
Государственные военизированные организации согласно п.5 Правил вправе:
продавать или передавать оружие другим государственным военизированным организациям, а также юридическим лицам, занимающимся производством оружия или торговлей им в соответствии с лицензией на производство и торговлю, а также нормативно-техническими документами; продавать гражданское и служебное оружие и патроны к нему юридическим лицам, имеющим лицензию на торговлю этим оружием и патронами к нему; временно выдавать оружие должностным лицам государственных органов, которым законом разрешено хранение и ношение оружия, с оформлением соответствующих разрешений в порядке, определяемом Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации; приобретать оружие у юридических лиц, имеющих право на производство, продажу, торговлю и передачу оружия, а также у граждан, имеющих оружие на законных основаниях; передавать в установленном порядке наградное оружие музеям и организациям, имеющим право на коллекционирование и (или) экспонирование соответствующих видов оружия; передавать для использования работниками ведомственной охраны государственной военизированной организации, прошедшими проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением боевого оружия, и при отсутствии у них противопоказаний к владению огнестрельным оружием, отдельные типы и модели боевого ручного стрелкового оружия с комплектом патронов для ношения и использования при выполнении обязанностей по защите охраняемых объектов.
Пунктом 6 Правил установлено, что 6 руководители государственных военизированных организаций имеют право в установленном порядке награждать военнослужащих и сотрудников государственных военизированных организаций оружием, формировать соответствующие наградные фонды оружия и патронов к нему. Награждение оружием оформляется приказом руководителя государственной военизированной организации.
Руководители государственных военизированных организаций вправе передавать для хранения и ношения огнестрельное короткоствольное оружие с комплектом патронов в количестве, равном емкости двух магазинов (барабанов), отдельным категориям военнослужащих и сотрудников государственных военизированных организаций, находящихся на пенсии (п.7 Правил).
При таком положении, винтовка Мосина серии РИ № <данные изъяты> года выпуска незаконно выбыла из собственности Министерства обороны Российской Федерации.
В силу выше приведенных правовых норм ответчик не может иметь право собственности на указанное боевое ручное стрелковое нарезное огнестрельное оружие, поскольку ответчик и иные лица не награждались оспариваемым оружием, соответствующий приказ руководителя государственной военизированной организации о награждении не издавался, ответчику и иным лицам это оружие для хранения или ношения не передавалось.
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством ответчик не является лицом, в собственности которого может находиться боевое ручное стрелковое нарезное огнестрельное оружие. Боевое ручное стрелковое нарезное огнестрельное оружие не относится к гражданскому оружию, предназначенному для использования гражданами Российской Федерации в целях охоты, в связи с чем, выдачу разрешений на право хранения по месту жительства и ношения данного оружия нельзя признать правомерным.
В соответствии с п. 1.1 ст. 27 Закона изъятие оружия и патронов к нему производится федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальными органами в случае аннулирования в установленном порядке указанных в настоящем Федеральном законе лицензии и (или) разрешения.
Порядок изъятия оружия и патронов к нему определен Постановлением Правительства РФ от 21.07.1998 № 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации», которым утверждены Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, Положение о ведении и издании Государственного кадастра гражданского и служебного оружия и патронов к нему.
В силу пункта 79 указанных Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, оружие и патроны изымаются Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации, ее территориальными органами, органами внутренних дел и другими уполномоченными на то федеральным законодательством органами.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что изъятое ответчика огнестрельное оружие следует передать в собственность Российской Федерации в лице Федеральной службы войск национальной гвардии РФ.
Абзацем третьим пункта 2 статьи 235 ГК РФ закреплено, что обращение в государственную собственность имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц (национализация), производится на основании закона с возмещением стоимости этого имущества и других убытков в порядке, установленном статьей 306 Кодекса.
Согласно ст. 306 ГК РФ убытки, связанные с прекращением права собственности в силу закона возмещаются государством.
В статье 1071 ГК РФ предусмотрено, что в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п. 3 ст. 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
В соответствии с п. 1 ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Подпунктом 90 пункта 9 Положения о Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации» установлено, что Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, а также бюджетные полномочия главного администратора доходов федерального бюджета, администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета;
Исполнение настоящего решения связано с реализацией возложенных на Росгвардию полномочий по осуществлению контроля за оборотом оружия, находящегося в пользовании граждан. Следовательно, убытки, связанные с прекращением права собственности Петровым А.Н. на оружие, подлежат взысканию с главного распорядителя бюджетных средств от имени Российской Федерации, которым выступает вышеуказанный ответчик.
Определяя стоимость имущества, подлежащую возмещению бывшему собственнику, суд исходит из балансовой стоимости аналогичного боевого ручного стрелкового нарезного огнестрельного оружия- 7,62 мм карабина обр.1943 г. КО-44, которая согласно справки войсковой части составляет 1523,00 руб..
Данные денежные средства следует возместить бывшему собственнику оружия за счет средств федерального бюджета.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 235 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
исковые требования военного прокурора гарнизона Дровяная удовлетворить.
Прекратить право собственности Максимова ВВ на боевое ручное стрелковое нарезное огнестрельное оружие-винтовка системы Мосина серии РИ № калибра 7,62х54 мм, 1943 года выпуска.
Аннулировать разрешение РОХа № в соответствии с которым Петров АН имеет право хранения по месту жительства и ношение охотничьего пневматического, огнестрельного оружия либо оружия ограниченного поражения и патронов к нему, выданное ДД.ММ.ГГГГ ЦЛРР УМВД России по <адрес> Петрову АН на винтовку системы Мосина <данные изъяты> выпуска.
Передать боевое ручное стрелковое нарезное огнестрельное оружие в собственность Российской Федерации в лице Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации.
Взыскать с Российской Федерации в лице Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Петрову АН 1523,00 руб.
Петров А.Н. вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: Р.Т. Аксаненко