Дело № 2а-112/2019
УИД: 10RS0009-01-2018-000365-55
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 мая 2019 года пос. Муезерский
Муезерский районный суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Каськовича И.В., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России №2 по Республике Карелия к Квашниной Ю.Н. о взыскании задолженности по налогам,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № 2 по Республике Карелия (далее – МИ ФНС № 2 по РК, административный истец, налоговый орган) обратилась в суд с указанным административным исковым заявлением к Квашниной Ю.Н. (далее – административный ответчик, налогоплательщик) по тем основаниям, что согласно ст. 357 НК РФ Квашнина Ю.Н. является плательщиком транспортного налога, т.к. имеет в собственности транспортные средства: легковой автомобиль <данные изъяты>, 77,8 л.с., рег. №, дата возникновения собственности ДД.ММ.ГГГГ; легковой автомобиль <данные изъяты>, 91 л.с., рег. №, дата возникновения собственности ДД.ММ.ГГГГ. Сумма налога исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки (п. 2 ст. 362 НК РФ). Сумма транспортного налога за 2014, 2015, 2016 годы для вышеуказанных транспортных средств составила 1 013 руб. за каждый год. В связи с несвоевременной уплатой транспортного налога за 2014, 2015, 2016 годы налогоплательщику начислены пени.
В соответствии со статьей 69 НК РФ налогоплательщику направлены требования об уплате налога, пени от № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ. Данными требованиями налогоплательщику при наличии разногласий было предложено провести сверку расчетов. Разногласий в МИ ФНС России № 2 по Республике Карелия не поступило. Требования до настоящего времени не исполнены.
09.10.2018 налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка Муезерского района Республики Карелия с заявлением о выдаче судебного приказа. Определением мирового судьи судебного участка Муезерского района Республики Карелия от 11.10.2018 в МИ ФНС России № 2 по Республике Карелия отказано в принятии заявления о выдаче судебного приказа.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 286 КАС РФ, ст. 48 НК РФ, административный истец просит суд: 1. Восстановить пропущенный процессуальный срок на подачу административного искового заявления. 2. Взыскать с Квашниной Ю.Н. задолженность по налогам в сумме 3 260,98 руб., в том числе, транспортный налог за 2014-2016 годы в сумме 3 039 руб., пени за период с 02.09.2016 по 25.06.2018 в размере 197,22 руб., начисленные на недоимку по транспортному налогу за 2014 год; пени за период с 02.12.2016 по 17.12.2016 в размере 5,40 руб., начисленные на недоимку по транспортному налогу за 2015 год; пени за период с 02.12.2017 по 12.02.2018 в размере 19,36 руб., начисленные на недоимку по транспортному налогу за 2016 год.
В соответствии с требованиями ч. 7 ст. 125 КАС РФ административное исковое заявление вручено административному ответчику, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении.
Копия определения о принятии административного искового заявления к производству суда направлена лицам, участвующим в деле в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 127 КАС РФ. Сторонами копия определения получена.
Административным ответчиком отзыв на административное исковое заявление не представлен.
На основании изложенного, принимая во внимание, что указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности не превышает 20 000 руб., в соответствии с ч. 3 ст. 291 КАС РФ административное дело рассмотрено судом в порядке упрощённого (письменного) производства.
Суд, исследовав письменные доказательства, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 57 Конституции РФ и ч. 1 ст. 3 НК РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с ч. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В соответствии с ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В соответствии с ч. 2 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора. Частью 4 ст. 57 НК РФ в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
В соответствии с ч. 3 ст. 363 и ч. 1 ст. 409 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог и налог на имущество физических лиц на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Статьей 75 НК РФ установлено, что пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 08.12.2015 № 1340 «О применении с 1 января 2016 г. ключевой ставки Банка России» установлено, что к отношениям, регулируемым актами Правительства Российской Федерации, в которых используется ставка рефинансирования Банка России, с 1 января 2016 года вместо указанной ставки применяется ключевая ставка Банка России, если иное не предусмотрено федеральным законом. В соответствии с Указанием Банка России от 11.12.2015 № 3894-У «О ставке рефинансирования Банка России и ключевой ставке Банка России» с 1 января 2016 года не устанавливается самостоятельное значение ставки рефинансирования Банка России, значение ставки рефинансирования Банка России приравнивается к значению ключевой ставки Банка России, определенному на соответствующую дату. Согласно информации Банка России в период с 14.06.2016 по 19.09.2016 ключевая ставка Банка России составляла 10,5 %, в период с 19.09.2016 по 26.03.2017 - 10%, в период с 27.03.2017 по 01.05.2017 – 9,75%, в период с 02.05.2017 по 18.06.2017 – 9,25%, в период с 19.06.2017 по 17.09.2017 – 9%, в период с 18.09.2017 по 29.10.2017 – 8,5%, в период с 30.10.2017 по 17.12.2017 – 8,25%, в период с 18.12.2017 по 11.02.2018 – 7,75%, в период с 12.02.2018 по 25.03.2018 – 7,5%, в период с 26.03.2018 по 16.09.2018 – 7,5%.
При этом необходимо учитывать, что пени не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание, и могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы налога. Аналогичная позиция Конституционного Суда РФ изложена в Определении Конституционного Суда РФ от 17.02.2015 № 422-О.
В соответствии со ст. 69 НК РФ при наличии у налогоплательщика недоимки ему направляется требование об уплате налога - извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Правила, предусмотренные данной статьей, применяются также в отношении требований об уплате сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 КАС РФ, и распространяются на требования, направляемые плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов и налоговым агентам. Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В соответствии со ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, в установленный срок обязанности по уплате налога, пеней налоговый орган, направивший требование об уплате налога, пеней вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, пеней за счет имущества этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, пеней. Заявление о взыскании подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога и пеней превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 статьи 48 НК РФ. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено указанным пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, пеней, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
В соответствии с ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
В соответствии с ч. 2 ст. 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
В соответствии с положениями ч. 6 ст. 289 КАС РФ суд проверяет правильность осуществленного расчета.
Судом установлено, подтверждается материалами дела, сведениями что за административным ответчиком Квашниной Ю.Н. в 2014-2016 годах были зарегистрированы следующие транспортные средства:
Легковой автомобиль <данные изъяты>, 77,8 л.с., рег. № №, дата возникновения собственности ДД.ММ.ГГГГ. Согласно сведениям ОГИБДД мощность указанного автомобиля составляет 78 л.с. Сумма транспортного налога за 2014-2016 годы для данного автомобиля составляет 468 руб. в год (6 руб.*78 л.с.*12/12). В расчете истца сумма транспортного налога для автомобиля <данные изъяты> за 2014-2016 годы указана 467 руб., что меньше суммы налога по расчету суда.
В соответствии со ст. 178 КАС РФ суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям. Суд может выйти за пределы заявленных требований (предмета административного искового заявления или приведенных административным истцом оснований и доводов) в случаях, предусмотренных указанным кодексом. На основании ч. 1 ст. 290 КАС РФ решение суда по административному делу о взыскании обязательных платежей и санкций принимается по правилам, установленным главой 15 КАС РФ.
Таким образом, судом принимается расчет транспортного налога, представленный административным истцом.
Легковой автомобиль <данные изъяты>, 91 л.с., рег. №, дата возникновения собственности ДД.ММ.ГГГГ. Согласно сведениям ОГИБДД мощность указанного автомобиля составляет 91 л.с. Сумма транспортного налога за 2014-2016 годы для данного автомобиля составляет 546 руб. в год (6 руб.*91 л.с.*12/12), что соответствует расчету административного истца.
Таким образом, подлежит уплате транспортный налог за 2014 год - в сумме 1013 руб., за 2015 год – в сумме 1013 руб., за 2016 год – в сумме 1013 руб., всего 3039 руб.
Административным истцом заявлено требование о взыскании с Квашниной Ю.Н. пеней за период с 02.09.2016 по 25.06.2018 в размере 197,22 руб., начисленных на недоимку по транспортному налогу за 2014 год.
Судом установлено, что транспортный налог за 2014 год в размере 1 013 руб. со сроком уплаты до 01.10.2015 не уплачен, в связи с этим, суд признает правомерным начисление пеней за период с 02.09.2016 по 25.06.2018 – на недоимку в сумме 1 013 руб.
Согласно расчету суда пени составляют:
- за период с 02.09.2016 по 26.03.2017 (206 дней): 1 013*10%:300*206=69,56 руб.
- за период с 27.03.2017 по 01.05.2017 (36 дней): 1 013*9,75%:300*36=11,85 руб.
- за период с 02.05.2017 по 18.06.2017 (48 дней): 1 013*9,25%:300*48=14,99 руб.
- за период с 19.06.2017 по 17.09.2017 (91 день): 1 013*9%:300*91=27,65 руб.
- за период с 18.09.2017 по 29.10.2017 (42 дня): 1 013*8,5%:300*42=12,05 руб.
- за период с 30.10.2017 по 17.12.2017 (49 дней): 1 013*8,25%:300*49=13,65 руб.
- за период с 18.12.2017 по 11.02.2018 (56 дней): 1 013*7,75%:300*56=14,65 руб.
- за период с 12.02.2018 по 25.03.2018 (42 дня): 1 013*7,5%:300*42=10,64 руб.
- за период с 26.03.2018 по 25.06.2018 (92 дня): 1 013*7,25%:300*92=22,52 руб.
Всего пени составляют 69,56+11,85+14,99+27,65+12,05+13,65+14,65+10,64+22,52= =197,56 руб., что больше расчета административного истца, в свя с чем в соответствии со ст. 178 КАС РФ суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям, судом принимается расчет транспортного налога, представленный административным истцом, в размере 197,22 руб.
Административным истцом заявлено требование о взыскании с Квашниной Ю.Н. пеней за период с 02.12.2016 по 17.12.2016 в размере 5,40 руб., начисленных на недоимку по транспортному налогу за 2015 год.
Судом установлено, что транспортный налог за 2015 год в размере 1 013 руб. со сроком уплаты до 01.12.2016 не уплачен, в связи с этим, суд признает правомерным начисление пеней за период с 02.12.2016 по 17.12.2016 – на недоимку в сумме 1 013 руб.
Согласно расчету суда пени за период с 02.12.2016 по 17.12.2016 (16 дней) составляют: 1 013*10%:300*16=5,40 руб., что совпадает с расчетом административного истца.
Административным истцом заявлено требование о взыскании с Квашниной Ю.Н. пеней за период с 02.12.2017 по 12.02.2018 в размере 19,36 руб., начисленных на недоимку по транспортному налогу за 2016 год.
Судом установлено, что транспортный налог за 2016 год в размере 1 013 руб. со сроком уплаты до 01.12.2017 не уплачен, в связи с этим, суд признает правомерным начисление пеней за период с 02.12.2017 по 12.02.2018 – на недоимку в сумме 1 013 руб.
Согласно расчету суда пени составляют:
- за период с 02.12.2017 по 17.12.2017 (16 дней): 1 013*8,25%:300*16=4,46 руб.
- за период с 18.12.2017 по 11.02.2018 (56 дней): 1 013*7,75%:300*56=14,65 руб.
- за период с 12.02.2018 по 12.02.2018 (1 день): 1 013*7,5%:300*1=0,25 руб.
Всего пени составляют 4,46+14,65+0,25=19,36 руб., что совпадает с расчетом административного истца.
Налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ об обязанности уплатить транспортный налог за 2014 год в сумме 1 013 руб. направлено налогоплательщику заказным письмом ДД.ММ.ГГГГ, указан срок уплаты налога до ДД.ММ.ГГГГ. Затем в соответствии со ст.69 НК РФ налогоплательщику было направлено требование № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате транспортного налога в сумме 1 013 руб. и пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 74,06 руб. также заказным письмом ДД.ММ.ГГГГ, установлен срок исполнения требования – до ДД.ММ.ГГГГ. Также налогоплательщику было направлено требование № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате пени по транспортному налогу, согласно пояснениям административного истца остаток задолженности по данному требованию составляет 123,16 руб.
Налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ об обязанности уплатить транспортный налог за 2015 год в сумме 1 013 руб. направлено налогоплательщику заказным письмом ДД.ММ.ГГГГ, указан срок уплаты налога до ДД.ММ.ГГГГ. Затем в соответствии со ст. 69 НК РФ налогоплательщику было направлено требование № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате транспортного налога в сумме 1 013 руб. и пени в сумме 5,40 руб. также заказным письмом ДД.ММ.ГГГГ, установлен срок исполнения требования – до ДД.ММ.ГГГГ.
Налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ об обязанности уплатить транспортный налог за 2016 год в сумме 1 013 руб. направлено налогоплательщику заказным письмом ДД.ММ.ГГГГ, указан срок уплаты налога до ДД.ММ.ГГГГ. Затем в соответствии со ст.69 НК РФ налогоплательщику было направлено требование № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате транспортного налога в сумме 1 013 руб. и пени в сумме 19,36 руб. также заказным письмом ДД.ММ.ГГГГ, установлен срок исполнения требования – до ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, налоговый орган в установленном законом порядке известил налогоплательщика о том, что у него имеется обязанность (а затем задолженность) по уплате налога. Действий, направленных на погашение имевшейся задолженности не предпринял, в связи с чем суд полагает обоснованными заявленные исковые требования.
Согласно представленным суду сведениям общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с административного ответчика, превысила сумму в 3 000 рублей к моменту исполнения требования № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. Соответственно, шестимесячный срок предъявления в суд административного иска о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени по транспортному налогу исчисляется с даты окончания срока для добровольного исполнения налогоплательщиком обязанности, указанной в указанном требовании со сроком уплаты до 19 апреля 2018 года. Аналогичные пояснения относительно момента превышения общей суммы, подлежащей взысканию с административного ответчика, размера 3 000 рублей представлены административным истцом от ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, датой начала установленного ст. 48 НК РФ шестимесячного срока для обращения в суд в настоящем случае является 20 апреля 2018 года, датой окончания – 19 октября 2018 года.
Согласно материалам дела, заявление о выдаче судебного приказа направлено налоговым органом мировому судье судебного участка Муезерского района Республики Карелия 09 октября 2018 года, т.е., в пределах вышеуказанного шестимесячного срока. Определением от 11 октября 2018 года мировым судьей судебного участка Муезерского района Республики Карелия отказано в принятии заявления о выдаче судебного приказа. Определение мирового судьи от 11 октября 2018 года об отказе в принятии заявления о выдаче судебного приказа о взыскании с Квашниной Ю.Н. транспортного налога и пени получено налоговым органом 23 октября 2018 года. Согласно копии списка № внутренних почтовых отправлений и отчету об отслеживании почтового отправлении со штриховым почтовым идентификатором № копия административного искового заявления была направлена административному ответчику ДД.ММ.ГГГГ, в суд административное исковое заявление направлено 19 ноября 2018 года. Таким образом, обращение административного истца в суд с административным исковым заявлением о взыскании пени последовало за пределами срока, предусмотренного ст. 48 НК РФ и ст. 286 КАС РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 286 КАС РФ пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом. Статьей 219 КАС РФ установлено, что пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда.
Уважительность причин пропуска административным истцом срока на обращение в суд с административным исковым заявлением установлена апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 04.04.2019, в связи с чем данный срок подлежит восстановлению.
Исследовав и оценив в совокупности представленные письменные доказательства, суд считает требования административного истца подлежащими удовлетворению.
Согласно ст.114 КАС РФ, подп.8 п.1 ст.333.20 НК РФ и ст.61.1 Бюджетного кодекса РФ государственная пошлина, от уплаты которой административный истец освобожден, взыскивается с административного ответчика, не освобожденного от уплаты государственной пошлины, в бюджет Муезерского муниципального района пропорционально удовлетворенной части исковых требований в размере, установленном подп.1 п.1 ст.333.19 Налогового кодекса РФ, то есть с административного ответчика подлежит взысканию в бюджет Муезерского муниципального района государственная пошлина в сумме 400 руб.
Руководствуясь ст.ст.180, 286-290,291-294 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
1. Административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 2 по Республике Карелия к Квашниной Ю.Н. о взыскании задолженности по налогам удовлетворить.
2. Взыскать с Квашниной Ю.Н., ИНН №, проживающей по адресу: <адрес>, в доход бюджета 3260 руб. 98 коп., в том числе:
транспортный налог за 2014 год в сумме 1 013 руб.;
транспортный налог за 2015 год в сумме 1 013 руб.;
транспортный налог за 2016 год в сумме 1 013 руб.;
пени за период с 02.09.2016 по 25.06.2018 в размере 197 руб. 22 коп., начисленные на недоимку по транспортному налогу за 2014 год;
пени за период с 02.12.2016 по 17.12.2016 в размере 5 руб. 40 коп., начисленные на недоимку по транспортному налогу за 2015 год;
пени за период с 02.12.2017 по 12.02.2018 в размере 19 руб. 36 коп., начисленные на недоимку по налогу на имущество за 2016 год.
3. Взыскать с Квашниной Ю.Н. в доход бюджета Муезерского муниципального района государственную пошлину в сумме 400 руб. 00 коп.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Муезерский районный суд Республики Карелия в срок, не превышающий 15 дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья И.В. Каськович