№ 2-250/2019
64RS0045-01-2018-007850-47
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 января 2019 года г. Саратов
Кировский районный суд г. Саратова в составе:
председательствующего судьи Бивол Е.А., при секретаре Гавриловой Т.С.,
с участием представителя истца Аршиновой Ю.А., представителя ответчика Вождаевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Щербаков А.В. к Главному Управлению Министерства внутренних дел (далее ГУ МВД) России по Саратовской области, Управлению Министерства внутренних дел (далее УМВД) по г. Саратову, третьему лицу Главному Управлению Министерства внутренних дел (далее ГУ МВД) России по Самарской области о включении в выслугу лет в льготном исчислении периодов службы,
установил:
Щербаков А.В. обратился в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на то, что в настоящее время проходит службу в органах внутренних дел в должности инспектора контрольно-профилактического отделения управления государственной инспекции безопасности дорожного движения ГУ МВД по Саратовской области. 15 октября 2018 года истцом был подан рапорт об увольнении из органов внутренних дел, в связи с достижением выслуги лет, дающей право на получение пенсии. Однако рапорт ответчиком до настоящего времени не удовлетворен, поскольку, по его мнению, у истца отсутствует требуемая продолжительность службы, предполагающей возникновение право на пенсию. В частности, ответчик не усматривает оснований для включения в выслугу лет в льготном исчислении один месяц службы за полтора месяца службы следующих периодов службы истца: с 10 марта 2015 года по 05 апреля 2017 года в должности инспектора отделения по розыску автомототранспортых средств полка дорожно-патрульной службы ГИБДД Управления МВД России по г. Саратову; с 31 октября 2001 года по 03 ноября 2003 года в должности милиционера охранно-конвойной службы изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых отдела внутренних дел Пестравского района Самарской области. Щербаков А.В. с подобным выводом ответчика не согласился, поскольку при включении в его стаж указанных периодов в льготном исчислении истец приобретает право на назначении пенсии по выслуге лет в заявленную в рапорте дату. Вместе с тем, должностные обязанности истца в указанные выше периоды службы соответствовали требованиям как Постановления Совета Министров от 22 сентября 1993 года № 941, так и Приказу МВД России от 20 декабря 2016 года № 868, что подтверждают представленные им должностные регламенты. Посчитав свое право нарушенным, Щербаков А.В. обратился в суд с иском, просит включить указные в описательной части решения периоды его службы в льготном исчислении: один месяц за полтора месяца службы.
Истец Щербаков А.В. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в свое отсутствие с участием представителя Аршиновой Ю.А.
Представитель третьего лица ГУ МВД России по Самарской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причины не явки не известны, об отложении судебного заседания не просил.
Суд, с учетом мнения участников процесса, определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В судебном заседании представитель истца Аршинова Ю.А. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить, дала пояснения, аналогичные описательной части решения, обратив внимание суда на тот факт, что истец до настоящего времени не уволился из органов внутренних дел, поскольку ответчик неверно исчисляет продолжительность его стажа.
Представитель ответчика Вождаева Е.В. исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении по доводам, изложенным в письменных возражениях, приобщенных к материалам дела. При этом, отметила, что рапорт от истца об увольнении из органов внутренних дел не был принят, поскольку у Щербакова А.В. отсутствует требуемая продолжительность выслуги лет, дающая право на назначение соответствующей пенсии.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы сторон, следуя закрепленному ст. 12 ГПК РФ, а также ст. 123 Конституции РФ принципу состязательности сторон, суд приходит к следующему.
В силу ст. 45 Конституции РФ каждый вправе защитить свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
В силу ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется свободная защита его прав и свобод.
Нормы и порядок, определяющие право на пенсию за выслугу лет сотрудникам органов внутренних дел установлены Законом РФ от 12.02.1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" и иными нормативными правовыми актами.
В соответствии с Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» сотрудники органов внутренних дел, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более, имеют право на пенсию за выслугу лет.
Согласно ст. 18 указанного закона порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 г. N 941 (в редакции постановления Правительства РФ от 12.11.2003 г. N 684, далее - Постановление от 22.09.1993 г. N 941) установлено, что в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, засчитывается на льготных условиях из расчета один месяц службы за полтора месяца служба в изоляторах временного содержания органов внутренних дел и в конвойных подразделениях милиции в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, - с 1 января 2001 г. по перечню должностей и на условиях, определяемых Министром внутренних дел Российской Федерации (абзац сорок пятый подпункт "г" п. 3).
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15.09.2000 г. N 690 "О внесении дополнения в Постановление Совета Министров - Правительства РФ от 22.09.1993 г. N 941" дополнен подпункт "г" пункта 3 Постановления от 22.09.1993 года N 941 абзацем следующего содержания - право на льготное исчисление выслуги лет из расчета один месяц службы за полтора месяца предоставлено сотрудникам в изоляторах временного содержания органов внутренних дел и в конвойных подразделениях милиции в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, - с 1 января 2001 г.
Условия предоставления права на льготное исчисление выслуги лет определены приказом Министра внутренних дел России N 640 от 09.10.2004 года "Об утверждении Перечня должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий", в примечании которого оговорено условие для льготного исчисления выслуги лет - непосредственное осуществление в соответствии с должностными инструкциями функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
В Перечне N 640 указаны отдельный батальон охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых и должность милиционер. Из содержания абз. 45 пп. "г" п. 3 Постановления от 22.09.1993 г. N 941 следует, что условиями льготного исчисления выслуги лет являются не только служба в ИВС органов внутренних дел, но и в подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, при наличии в должностных обязанностях сотрудника функций по охране и конвоированию. ГУВД не оспаривало, что отдельный батальон конвойной службы милиции УВД г. Саратова осуществлял охрану и конвоирование подозреваемых и обвиняемых.
Приказом МВД России от 20.05.2004 г. N 309, являющимся ведомственным организационно-распорядительным актом, утверждены типовое штатное расписание изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых (приложение N 1) и типовые штатные расписания подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых (приложения N 2 - 5).
Как установлено в судебном заседании, Щербаков А.В. с 31 октября 2001 года по настоящее время служит в органах внутренних дел (л.д.9). 15 октября 2018 года истцом был подан рапорт об увольнении из органов внутренних дел на основании п. 4 ч. 2 ст. 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе с органах внутренних дел РФ», то есть по выслуге лет, дающей право на назначение пенсии (л.д.10). Однако, работодатель до настоящего времени решения по указанному рапорту не принял, а также не предоставил каких-либо разъяснений истцу (л.д.11). Вместе с тем, представитель ответчика в судебном заседании пояснила, что решение по рапорту не было принято, в связи с разницей в исчислении выслуги лет, так как ответчик не усматривает оснований для льготного исчисления выслуги лет.
Исходя из послужного списка, истец осуществлял службы, в частности, в следующих должностях и подразделениях:
- с 31 октября 2001 года по 03 ноября 2003 года в должности милиционера охранно-конвойной службы изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых отдела внутренних дел Пестравского района Самарской области.
В материалы дела предоставлены служебные обязанности, согласно которым должность милиционера охранно-конвойной службы изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых отдела внутренних дел Пестравского района Самарской области предусматривает функции по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Указанное обстоятельство ответчиком не оспаривалось, в связи с чем, суд приходит к выводу о включении указанного периода в выслугу лет в льготном исчислении: один месяц как полтора.
Порядок исчисления выслуги лет сотрудникам внутренних дел определен Постановлением Правительства РФ № 941 от 22.09.1993 г. «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации».
Из содержания подп. «г» п. 3 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 г. № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» следует, что условиями льготного исчисления является служба в подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации - с 01.01.2009 г. по перечню подразделений, должностей и на условиях, определяемых Министром внутренних дел Российской Федерации.
При этом, должности старшего инспектора дорожно-патрульной службы, старшего инспектора по розыску автомототранспортных средств включены в Перечень подразделений и должностей начальствующего состава Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, служба в которых предоставляет право на исчисление выслуги лет для назначения пенсии на льготных условиях, утвержденный приказом МВД России от 22.06.2009 г. № 472.
Судом установлено, что истец в период с 10 марта 2015 года по 05 апреля 2017 года проходил службу в должности инспектора отделения по розыску автомототранспортых средств полка дорожно-патрульной службы ГИБДД Управления МВД России по г. Саратову.
Из должностных регламентов Щербакова А.В. следует, что в спорные периоды в его обязанности входило исполнение функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения (л.д.14-28), в связи с чем, указанный период при расчете выслуги лет истца подлежит исчислению в льготном исчислении: один месяц за полтора.
Как следует из правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29.01.2004 года № 2-П, принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Это, как и точность и конкретность правовых норм, которые лежат в основе соответствующих решений правоприменителей, включая суды, необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.
Ошибочные формулировки кадровой службы Управления внутренних дел не могут умалять права истца на назначение пенсии по выслуге с учетом льготного исчисления стажа, поскольку в противном случае будет нарушено право истца на пенсионное обеспечение, гарантированное государством и закрепленное в Конституции Российской Федерации, принимая во внимание и то обстоятельством, что истец при поступлении на службу полагал, что в дальнейшем он будет иметь право на пенсию при льготном исчислении стажа.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░. ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 1 ░░░░░ ░░░ 1,5 ░░░░░░:
- ░ 31 ░░░░░░░ 2001 ░░░░ ░░ 03 ░░░░░░ 2003 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
- ░ 10 ░░░░░ 2015 ░░░░ ░░ 05 ░░░░░░ 2017 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░. ░░░░░░░░;
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░.
░░░░░